kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Особенности современного мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные разработка составлена на основе требований ФГОС СПО для студентов первого курса. В данной разработке собранны основные вопросы современного мира.

Просмотр содержимого документа
«"Особенности современного мира"»

Обществознание

Урок № 8.

Раздел 1.2. Общество как сложная динамичная система.

Тема: Особенности современного мира.

Цель: Рассмотреть особенности современного мира.

Задачи:

(Образовательная) рассмотреть единство и многообразие современного мира, установить, что мир един и многообразен, и одно не противоречит другому; обеспечить знание понятий “глобализация”, “глобальные проблемы человечества”; выделить особенности глобальных проблем, определить пути их решения;

(Развивающая) создать условия для развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и решать проблемы);

(Воспитательная) способствовать воспитанию гуманизма.

Оборудование: учебник, тетрадь, маркер, доска.

Тип урока: Комбинированный урок


Ход урока.

  1. Организационный момент. (3 минуты)

  2. Проверка домашнего задания (20 минут)

  1. Что такое природа?

  2. Взаимосвязь человека и природы.

  3. Экологические проблемы. (50 минут)


План

  1. Современный мир.

  2. Черты и проблемы глобализации.


1. В течение длительного исторического периода разные народы. Нашей планеты жили изолированно друг от друга. Соприкосновение соседних народов и государств происходило либо на основе торговли, союзов, династических браков, либо во время войны. Со временем европейцы открыли новые, ранее им неизвестные континенты. Началось взаимодействие и взаимопроникновение культур.

В период господства колониальных империй мир был поделен между ведущими европейскими державами. В конце XIX - пер­вой половине XX в. земной шар представлял собой территории нескольких развитых государств, взаимодействие которых не ог­раничивалось связями в рамках метрополий, а распространялось и на их колониальные владения. С распадом колониальной системы взаимодействие народов не только не уменьшилось, но и во много раз возросло за счет усовершенствования средств сообщения.

На современном этапе всемирно-исторического процесса интен­сивно происходит интернационализация общественной жизни. С созданием новых транспортных и информационных средств практически любая точка планеты стала доступной. Миллиарды телезрителей могут увидеть события, совершающиеся в других странах и на других континентах. Сев в самолет, любой человек за несколько часов может оказаться в другом полушарии.

Именно сегодня, в начале XXI в., люди впервые в истории стали остро ощущать планетарную общность человечества. Экономический кризис в одной из развитых стран будет оказывать негативное воз­действие на мировую экономическую систему. Все осознали свою уязвимость от экономических и экологических проблем, при угрозе мировой ядерной войны, агрессии мирового терроризма.

Борьба за сокращение вооружений, охрана среды обитания человечества, преодоление крайних форм экономической отстало­сти, нищеты и голода, защита прав человека - решение этих и ряда других задач уже невозможно в условиях простого сосуще­ствования государств. Для этого требуется объединение усилий, которое осуществимо лишь на основе доверия, понимания, при­знания значимости общечеловеческих ценностей. Можно с уве­ренностью сказать, что в настоящее время на нашей планете скла­дывается общечеловеческая цивилизация, модификациями кото­рой выступают все ныне существующие общества и культуры.

Сложность состоит в том, что в состав мирового сообщества вхо­дят народы, находящиеся на разных стадиях общественного раз­вития. Тенденции мирового исторического процесса определяют­ся, несомненно, самыми экономически и политически развитыми государствами. При этом именно на них ложится ответственность за судьбы мира в целом и отдельных народов в частности.

Сейчас в мире существует около двухсот государств, но эконо­мическое и политическое развитие мира определяется наиболее развитыми из них. В настоящее время мы можем говорить о формировании однополюсного мира, рычаги влияния в котором при­надлежат в первую очередь США, чье активное вмешательство во внутреннюю жизнь других государств приводило в последнее время ко множеству локальных военных конфликтов.

Единство развития всего человечества, усиление взаимодействия различных стран мира в экономической, политической и культур­ной сферах получило название глобализация. Она проявляется не только в расширении влияния развитых стран на остальной мир, но и в регулировании экономических и политических миро­вых процессов на основе общих правил, выработанных междуна­родными организациями, такими как Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО) и др.

С конца XX в. постепенно ослабевает территориальный фактор как принцип организации экономической и культурной жизни.

Национальные экономики уже не могут существовать изолиро­ванно. Более того, нынешний товарооборот и объем капитала так называемых транснациональных корпораций во многом превыша ют суммы бюджета многих государств. Эти корпорации создают свои филиалы в других странах, в первую очередь в тех, где есть дешевая рабочая сила. Вот почему на полках магазинов мы видим товары японских фирм, произведенные в итае и государствах Юго-Восточной Азии, а по нашим дорогам ездят иномарки, со­бранные в России.

Всем известные кафе «Макдоналдс» есть во всех странах мира. В них продают одинаковый ассортимент блюд. Кроме того, элементы западной цивилизации проникают к нам через массовую культуру — музыку, кино и т.д. Все это унифи­цирует вкусы людей, стирает национальные границы и в то же время создает угрозу национальной культуре. Неслучайно в ряде стран возникло и активно развивается движение гппшг/.чабали-сшоч, которые выступают за сохранение национальных традиций, в том числе в сфере экономики и культуры.

Концепция глобализации появилась в науке в последней трети XX в. Одним из ее представителей стал американский политолог И. Валлерстайн. Он сделал вывод о том, что в последние 500 лет происходило становление единой мировой капиталистической си­стемы с одновременной поляризацией мирового сообщества, кото­рая проявилась в безжалостной эксплуатации странами Запада других, менее развитых стран.

В результате сложилась такая ми­ровая капиталистическая система, в которой развитые страны -ядро — строят свое благополучие за счет использования сырья и рабочей силы менее развитых стран -- периферии. Таким обра­зом, глобализация, по мнению ученого, связана с усилением влия­ния стран ядра на страны периферии.

В современных условиях обострились факторы риска, которые глобально влияют на развитие мировой цивилизации. Этим объясняется актуальность темы сегодняшнего занятия "Глобальные проблемы современности”. Нам предстоит ознакомиться с понятием «глобальные проблемы», на основе исторического анализа осмыслить их значимость для каждого из нас в отдельности и всего человечества в целом.

- Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?

Можем ли мы говорить о единстве современного мира?

По этому вопросу существуют следующие точки зрения:

– Единство человечества – только кажущееся. Люди говорят на тысячах языках, исповедуют разные религии, придерживаются различных ценностей. Мир совсем не един. Он многообразен и многолик.


– Современный мир не оставляет большого простора для разнообразия. Люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу и т.д. Существующие различия должны исчезнуть в связи с информационной революцией, охватившей сегодня весь мир.

Определим, в чем проявляется многообразие современного мира.

  1. Какие типы обществ существуют в современном мире (традиционное, индустриальное, постиндустриальное, западное, восточное)?

  2. Какие различия можно выделить в экономической сфере жизни общества в разных государствах (тип экономической системы, уровень доходов населения, обеспеченность ресурсами)?

  3. Чем отличаются современные государства в социальной сфере (численность населения, национальный состав, уровень образования, здравоохранения)?

  4. По каким признакам мы можем охарактеризовать современное государство (форма правления, территориальное устройство, политический режим)?

  5. Дайте характеристику России, Японии по данным признакам.

  6. Какие различия мы видим в духовной сфере (религия, язык, традиции, обычаи)?

Мы определили, в чем проявляется многообразие современного мира.

В чем же его единство? Не мешают ли эти различия, эта непохожесть людям и народам понимать друг друга?

Работа в группах.

  1. Приведите примеры, как разные страны сотрудничают друг с другом в экономической сфере (промышленность, торговля, финансы, общественные организации).

  2. Какие проблемы решает социальная сфера в каждом государстве? Какие общественные организации призваны решать данные проблемы в мире?

  3. Назовите международные политические организации. Какие цели они перед собой ставят?

  4. Существуют ли культурные связи между государствами? Какой язык принято называть языком международного общения? Назовите мировые религии. Какие функции в мире выполняет интернет?

Итак, связи между государствами постоянно растут. В современном обществознании используется термин “глобализация”, который обозначает взаимосвязь между отдельными государствами.

Особенно ярко взаимосвязь между государствами проявилась в решении проблем, которые принято называть глобальными.

Что такое глобальные проблемы?

Вплоть до середины XX в. в политическом языке отсутствовало понятие "глобальные проблемы” (фр. global – всеобщий, от лат. globus – "шар”). Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы (оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни»; глобальная экосистема Земли.). Так, русский ученый В.И. Вернадский высказал мысль о том, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных сил. Это позволило ему поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу (сферу деятельности разума).

Вопросы учащимся: Почему вплоть до середины XX в. человечество не обращало внимания на глобальные проблемы? Что их породило? В ходе обсуждения возможно пояснение учителя.

Учащиеся подводятся к следующей мысли, которая записывается ими в тетрадях:

Причины появления глобальных проблем:

  1. Разрушительные силы природы.

  2. Деятельность человека.

  3. Локальные конфликты и противоречия.

  4. Низкий уровень общественной организации, политического и экологического мышления, нравственности.

Вопрос учащимся: Какова на ваш взгляд, особенность глобальных проблем? Ведется обсуждение,

Вопрос учащимся: Что же такое глобальные проблемы? Ведется обсуждение, учащиеся подводятся к выводу.

Вывод: Глобальные проблемы человечества – это проблемы, касающиеся всего человечества. Ни одно государство не в состоянии справиться с этими проблемами самостоятельно.

2. Все вышесказанное позволяет выделить общие, наиболее ха­рактерные черты глобализации:

  1. формирование единого мирового экономического пространства;

  1. утверждение во всем мире ценностей демократии, связанных с соблюдением прав и свобод человека;

  2. создание всемирного информационного пространства (радио, телевидение, Интернет);

  3. принятие единого языка (английского) как средства общения разных народов;

  1. унификация культуры;

  1. объединение усилий государств в борьбе с преступностью, мировым терроризмом и наркоманией;

  2. реализация совместных научных программ, в том числе в области исследования космоса.

В целом расширение связей между народами способствует рас­пространению ценностей современной цивилизации во всех угол ках планеты. В то же время нельзя не увидеть и пагубных послед­ствий глобализации.

Во второй половине XX — начале XXI в. человечество вплот­ную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угро­жающими самому существованию цивилизации и даже самой жиз­ни на нашей планете. Термин «глобальный» ведет свое происхож­дение от латинского слова «глобус» -- шар, т.е. Земля, земной шар, и с 1960-х гг. получил широкое распространение для обозна­чения наиболее важных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом. От решения этих проблем зависит дальнейший социальный прогресс человечества. Сами же эти проблемы могут быть разрешены только в рамках социального прогресса.

Глобальными проблемами признаются:

  • предотвращение мировой ядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов на основе сочетания их жизненных интересов, взаимного доверия и общечеловеческой солидарности;

  • преодоление возрастающего разрыва в уровнях экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии,
    Африки и Латинской Америки; устранение во всем мире экономической отсталости; ликвидация голода, нищеты и неграмотности;

  • истощение природных ресурсов и необходимость обеспечения ими человечества, включая продовольствие, сырье и источники энергии;

преодоление экологического кризиса, связанного с загрязнением окружающей природной среды отходами промыш­ленного и сельскохозяйственного производства;

  • прекращение стремительного роста населения в развивающихся странах, а с другой стороны — преодоление демографического кризиса в экономически развитых странах из-за падения в них рождаемости, что ведет к старению нации;

  • рациональное и эффективное использование достижений научно-технической революции на благо общества и личности и своевременное предвидение и предотвращение ее различных отрицательных последствий;

  • распространение опасных, часто неизлечимых болезней (СПИД, атипичная пневмония и др.);

  • борьба с международным терроризмом;

  • сохранение культурного наследия человечества.

Перечень приведенных глобальных проблем не является ис­черпывающим. По мере развития человечества могут возникать новые сложности во взаимоотношениях между народами, порож­даемые политическими интересами и экономическими выгодами. Так, агрессия стран НАТО против Югославии в 1999 г. стала при­чиной острейшего национального конфликта на Балканах, а напа­дение США на Ирак в 2003 г. привело к общей политической нестабильности в этом регионе.

В августе 2008 г. только вмеша­тельство России предотвратило гуманитарную катастрофу в Юж­ной Осетии, вызванную агрессией Грузии.

Вопрос учащимся: Какие пути решения глобальных проблем можно предложить?

Дискуссия, обсуждение, ответы учащихся и вывод:

-замкнутый цикл производства,

-экологически-сберегающие и безотходные технологии,

-развитие природо-восстановительных технологий,

-признание приоритета общечеловеческих ценностей,

-отказ от войны, как средства решения конфликтов,

-признание права народов самостоятельно и свободно выбирать свою судьбу,

-понимание взаимосвязанности современного мира.

-разумная демографическая политика,

-сокращение гонки вооружений и направление денежных средств в страны «третьего мира».

-Повышение уровня жизни людей

-Идеологическое и нравственное воспитание

-Усиление служб разведки и контрразведки

-Налаживание работы полиции

-Уничтожение лидеров террористов

-Уничтожение террористических баз

-Перекрытие финансовых потоков

-Борьба с наркотрафиком

-Сотрудничество всех стран

Коллективное обсуждение проблемного вопроса, который был поставлен перед учащимися в начале урока: Крах человеческой цивилизации из-за глобальные проблем неизбежен? Возникновение дискуссии.

Учащиеся вспоминают эпиграф урока и подводятся к итоговому выводу.

Итоговый вывод:

-Нет, краха человеческой цивилизации из-за глобальных проблем можно избежать, если люди кардинально изменят свое отношение к ним. Исходя из изученного материала, представленных фактов мы можем сделать вывод, что мир един и многообразен. Одно не противоречит другому. Единство человечества дополняет его многообразие.


Закрепление.

  1. Объяснить, в чем проявляется многообразие и единство современного мира?

  2. Дать определение “глобализация”.

  3. Перечислить глобальные проблемы современности. Выделить признаки глобальных проблем. (10 минут)

  1. Домашнее задание: А.И. Клименко, с.34-35. (7 минуты)

Заполнить таблицу

Последствия глобализации для современных государств.

Сфера жизни общества.

Положительные последствия глобализации.

Отрицательные
последствия глобализации.

Экономическая.

 

 

Социальная.

 

 

Политическая.

 

 

Духовная.

 

 


5


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Особенности современного мира"

Автор: Халардина Дарья Вячеславовна

Дата: 11.11.2019

Номер свидетельства: 526577

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока "Ценность и противоречивость современного мира""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-tsiennost-i-protivoriechivost-sovriemiennogho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "248661"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446748553"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме "Молодежь в современном мире" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-tiemie-molodiezh-v-sovriemiennom-mirie"
    ["file_id"] => string(6) "195121"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427868729"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Программа воспитания и развития гендерного (полоролевого) класса мальчиков "Мальчик в современном мире""
    ["seo_title"] => string(113) "proghramma-vospitaniia-i-razvitiia-ghiendiernogho-polorolievogho-klassa-mal-chikov-mal-chik-v-sovriemiennom-mirie"
    ["file_id"] => string(6) "248329"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446714117"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Статья «Экспериментирование как средство познания окружающего мира»"
    ["seo_title"] => string(78) "stat_ia_ekspierimientirovaniie_kak_sriedstvo_poznaniia_okruzhaiushchiegho_mira"
    ["file_id"] => string(6) "351128"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477072889"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "«Особенности современных форм, методов работы в ДО по развитию речи дошкольников» Тематический педсовет"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti_sovriemiennykh_form_mietodov_raboty_v_do_po_razvitiiu_riechi_doshko"
    ["file_id"] => string(6) "453717"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517335414"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства