kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Новое политическое мышление во внешней политике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории России в 9 классе. По теме "Новое политическое мышление во внешней политике". В конспекте отражены цели, задачи стоящие перед Советским Союзом в период "перестройки" в отношении с капиталистическими странами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Новое политическое мышление во внешней политике»

Урок по теме
Новое политическое мышление во внешней политике (1985-1991гг
.)» (слайд 1-2)

Цели урока: используя элементы технологии критического мышления, сформировать у учащихся представления о причинах изменения концептуальных основ советской внешней политики, ее основных направлениях, результатах и последствиях.

Обучающая: работа над понятиями, закрепление базовых знаний;

Развивающая: посредством чтения документов и публицистического текста, использования устной и письменной речи (в мини-дискуссиях, заданиях с аргументацией), убеждения помочь учащимся осмыслить личную значимость осваиваемого исторического явления с последующим переходом из учебных рамок в практические; совершенствовать навыки дискуссии и аргументации.

Воспитательная: добиваться осознания противоречивости и сложности усилий направленных на решение глобальных проблем современности (проблемы мира) (слайд № 3)


Задачи урока

 1) учиться различать и первично оперировать понятиями, относящимися к изучаемой теме;

2) анализировать фрагменты исторических документов и публицистического текста с целью поиска аргументов в защиту позитивной или негативной оценки изучаемого явления;

3) формировать собственную оценку по поводу изучаемых исторических явлений и процессов, опираясь на принцип научности (слайд №4)

Технологии: элементы технологии критического мышления, элементы технологии проблемного обучения.

Методы: а) обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядный (компьютерный), практический (упражнения);

Общедидактические методы: объяснительно- иллюстративный, частично – поисковый, проблемный.

Основные знания:

причины изменения советской внешнеполитической доктрины;

основные положения политики «нового мышления»;

начало процесса разоружения сверхдержав;

разблокирование региональных конфликтов;

причины и последствия распада социалистической системы;

результаты политики «нового мышления».(слайд №5)

 

Основные понятия: - «новое политическое мышление»; - демилитаризация; разоружение;

- региональные конфликты;

- биполярная система международных отношений.


Основные события:

1987 - соглашение о ликвидации ракет средней и малой дальности в Европе.

1991 — распад ОВД, СЭВ.

1989 - вывод советских войск из Афганистана.

1990 - объединение ФРГ и ГДР

1991 - заключение договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

1991 – «Буря в пустыне» - военная операция США в Ираке.



План урока:

1. Поиск новых подходов к определению

внешнеполитических задач.

2. Новые черты советско – американского диалога.

3. Инициативы в области гонки вооружений

4. Распад системы союзов СССР

5. Урегулирование региональных конфликтов

6. Итоги «политики нового мышления» (слайд № 6)

Тип урока: проблемно - развивающий

Ход урока:

I. Организационный момент. Приветствие. Организация рабочих мест.

II. Этап актуализации знаний.

23 февраля наш народ торжественно отметил День защитника Отечества. В нынешнем году этот праздник приобретает особый смысл: исполняется 400 лет со дня победы русского народа над польскими и шведскими интервентами в период Смутного времени и 200 – летие Бородинского сражения. И сегодня мы в очередной раз перелистаем страницы отечественной истории и вновь наши сердца наполнятся противоречивыми чувствами: гордостью за самоотверженный труд и подвиги наших предков, которые оставили нам ясное небо Отчизны, дом, теплые мамины руки и радость работы и учебы на мирной счастливой земле. А другое чувство – это чувство горечи по поводу утрат и политических ошибок. Хочу, чтобы сегодня вы осознали, какой дорогой ценой завоевывается состояние мира и как трудно сохранить мир в мире. Внешнеполитическая ситуация начала 80-х гг. «Два мира - две системы» (СССР - США, ОВД - НАТО), борьба за сферы влияния в глобальном масштабе. Гонка стратегических и обычных вооружений, изматывающая СССР. Война в Афганистане, присутствие СССР в «горячих точках» планеты. Неблагоприятная для СССР внешнеполитическая ситуация (падение цен на нефть, технологическая блокада, рост внешнего долга). Рост напряженности в странах «социалистического содружества». Появление новых центров силы (Западная Европа, Япония, страны Юго-Восточной Азии, новая роль Китая). III. Проверка домашнего задания: тестирование IV. Постановка проблемы: Приход Горбачева к власти вначале не предвещал ничего нового в области советской внешней политики. Он по традиции заявлял о необходимости борьбы с военной угрозой, укрепления социалистического содружества, поддержки национально-освободительных движений. Спустя два месяца после избрания руководителем страны, в мае 1985 г., на праздновании 30-летия Организации Варшавского договора, Горбачев вновь обрушился с резкой критикой на Запад. Внешняя политика начала меняться после смены министра иностранных дел СССР (вместо А. А. Громыко этот пост в июле 1985 г. занял бывший первый секретарь ЦК КП Грузии Э. А. Шеварднадзе). Были определены основные направления внешней политики: нормализация отношений со странами Запада (в первую очередь - с США); начало двустороннего сокращения вооружений; прекращение вооруженного противостояния с США и их союзниками в Азии, Африке, Латинской Америке (разблокирование региональных конфликтов). В 1987 г. оформилась совершенно новая внешнеполитическая концепция советского руководства, названная "новым мышлением".

Внешняя политика М.С. Горбачева в 1985 – 1991 гг. оценивалась и оценивается историками крайне неоднозначно. Одна из точек зрения «новое политическое мышление» привело к фактической капитуляции перед Западом, к поражению в «холодной войне».

Противоположная позиция - Горбачев начал процесс, позволивший в конечном счете всему миру избавиться от угрозы ядерной катастрофы, а России - занять достойное место в системе цивилизованных международных отношений.

Какие аргументы можно привести в пользу той и другой позиции? Какой точки зрения придерживаетесь вы? (слайд №7)

V. Сообщение нового материала.

Рассказ учителя: вопрос « Поиск новых подходов к определению внешнеполитических задач» коротко освещается учителем. С опорой на слайд №8 рассматривается вопрос:

«Основные принципы «нового» политического мышления»:

признание оружия массового поражения непригодным инструментом в решении внешнеполитических задач, создающим опасность для существования всего человечества;

провозглашение приоритета общечеловеческих интересов над классовыми или национальными;

общая задачей всех государств — решение глобальных проблем (в частности проблем экологии, экономического положения стран «третьего мира» и др.);

противостояние СССР и США должны уйти в прошлое; все разногласия могут быть разрешены на основе взаимных уступок и компромиссов, опирающихся на нормы Международного права.

Эти идеи были сформулированы в книге Горбачева "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира", но они не были новыми: их выдвигали еще раньше видные ученые и политические деятели И. Кант, М. Ганди, А. Эйнштейн, Б. Рассел и др. Заслуга Горбачева заключалась в том, что он первым из советских лидеров положил эти идеи в основу внешней политики государства.


Вопрос №2 плана освещается учителем (с опорой на слайд 11) Уже в 1987 г. СССР и США подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, создававших особую опасность для европейских союзников США.

Вопрос №3 изучается учениками самостоятельно по сводкам РИА «Новости» (выдержки из газет) (слайды 12-13) Распад социалистической системы. Перемены в социалистических странах Восточной Европы начались в 1987 году. Под давлением Горбачева произошло частичное обновление их руководства, демократизации. В 1989 г. начался вывод советских войск из государств Варшавского договора, что вызвало в них волну не только антисоциалистических, но и антисоветских настроений. Вскоре в ходе выборов и "бархатных революций" произошла смена руководства в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В конце 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Н. Чаушеску в Румынии. Наиболее серьезные перемены произошли в ГДР, где после отставки Э. Хонеккера (октябрь 1989 г.) пала Берлинская стена и стали нарастать призывы к объединению Германии.


Вопрос №4: короткий рассказ учителя (слайд 14-17) ". Главной среди региональных проблем оставалась для СССР война в Афганистане. Требовалось остановить ее любой ценой. В апреле 1988 г. было заключено соглашение о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и начале вывода оттуда советских войск. Прекратилось военное присутствие СССР в Эфиопии, Мозамбике, Никарагуа. При содействии Советского Союза из Кампучии были выведены вьетнамские, а из Анголы - кубинские войска.

Вопрос № 5. Новые черты советско – американского диалога Работа с учебником: ЗАДАНИЕ: прочитав пункт учебника «Новый характер отношений СССР И США в начале 1990-х годов» (стр. 326- 327), ответьте на вопрос: «Какие новые черты появились в советско –американских взаимоотношениях в начале 1990-х годов? Почему внешняя политика М. С. Горбачева вызвала критику в советском обществе?»

В 1988-1989 гг. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику Горбачева. Не имея реальных успехов в экономике, он стремился добиться популярности внутри страны и в мире за счет "прорывов" во внешней политике. А это вынуждало идти на серьезные односторонние уступки Западу. По заявлениям самих американцев, каждый спорный вопрос решался таким образом, что "русские уступали 80%, а американцы - лишь 20%". . Летом 1991 г. СССР и США заключили Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), предусматривавший сокращение на 40% самых мощных видов наступательного оружия.

(слайд 18) VI. Первичное закрепление изученного материала: Работа с терминами и понятиями.
1. По группе признаков определите явление:

- признание единства противоречивого мира;

осознание невозможности решения политических задач посредством ядерной войны;

безопасность народов не может быть обеспечена военными средствами;

признание за каждым народом права на выбор собственного пути социального развития;

превращение разоружения в фактор развития


2. Физкультминутка. Распознайте термины и понятия по определениям:

-Разоружение, запрещение иметь военную промышленность и содержать вооруженные силы (милитаризация, гонка вооружений, демилитаризация)

-Система мероприятий, направленных к ликвидации или сокращению средств ведения войны и создающих предпосылки для устранения угрозы её возникновения (Карибский кризис, стагфляция, разоружение)

-Раскол мира на две системы, двухполюсный мир (монополярный мир, триполярный мир, биполярный мир)

3. Узнай историческое событие. Назови дату этого события

О каком событии идет речь? После более чем 8-летнего пребывания за пределами родной земли советские войска возвращались домой. Страна встречала их как героев, честно выполнивших приказ командования, но без особых теплых слов, а вскоре, казалось, и вовсе забыла о них.(слайды 19-21)

Работа с рабочим листом

Задание №2.Систематизируй итоговые положения «нового политического мышления»: А) позитивные (отметь их знаком «+») Б) негативные (отметь их знаком «-»)

Работа с рабочим листом

Задание №1 Ты можешь высказать свою точку зрения! ( мини – дискуссия) Работа с рабочим листом Реши проблему! Присоединись к одной из точек зрения, аргументируй её (мини-дискуссия)

VII.Рефлексия. Подчеркни тот вариант, который ты считаешь нужным. Оцени свою работу на уроке!

VIII. Подведение итогов урока .Выставление оценок и комментарии к ним.

IX. Домашнее задание: § 41 – читать. Отвечать на вопросы 2, 3 (устно), 5 (письменно).








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Новое политическое мышление во внешней политике

Автор: Соколов Игорь Викторович

Дата: 22.10.2021

Номер свидетельства: 589236

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Технология проблемного обучения."Внешняя политика России конца ХIХ -начале ХХ в.Русско -японская война" "
    ["seo_title"] => string(121) "tiekhnologhiia-probliemnogho-obuchieniia-vnieshniaia-politika-rossii-kontsa-khikh-nachalie-khkh-v-russko-iaponskaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "244861"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446024322"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Внешняя политика СССР. Начало холодной войны "
    ["seo_title"] => string(49) "vnieshniaia-politika-sssr-nachalo-kholodnoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "109948"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405275378"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Прикладной курс  " Республика  Казахстан в годы суверенитета""
    ["seo_title"] => string(56) "prikladnoikursriespublikakazakhstanvghodysuvierienitieta"
    ["file_id"] => string(6) "296007"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455900165"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Прикладной курс  " Республика  Казахстан в годы суверенитета""
    ["seo_title"] => string(57) "prikladnoikursriespublikakazakhstanvghodysuvierienitieta1"
    ["file_id"] => string(6) "296008"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455900172"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Урок по истории Казахстана "Продолжение процесса демократизации" 9 класс"
    ["seo_title"] => string(78) "urok-po-istorii-kazakhstana-prodolzhieniie-protsiessa-diemokratizatsii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "251452"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447245563"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства