Конспект урока по истории России в 9 классе. По теме "Новое политическое мышление во внешней политике". В конспекте отражены цели, задачи стоящие перед Советским Союзом в период "перестройки" в отношении с капиталистическими странами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Новое политическое мышление во внешней политике»
Урок по теме Новое политическое мышление во внешней политике (1985-1991гг.)» (слайд 1-2)
Цели урока: используя элементы технологии критического мышления, сформировать у учащихся представления о причинах изменения концептуальных основ советской внешней политики, ее основных направлениях, результатах и последствиях.
Обучающая: работа над понятиями, закрепление базовых знаний;
Развивающая: посредством чтения документов и публицистического текста, использования устной и письменной речи (в мини-дискуссиях, заданиях с аргументацией), убеждения помочь учащимся осмыслить личную значимость осваиваемого исторического явления с последующим переходом из учебных рамок в практические; совершенствовать навыки дискуссии и аргументации.
Воспитательная: добиваться осознания противоречивости и сложности усилий направленных на решение глобальных проблем современности (проблемы мира) (слайд № 3)
Задачи урока
1) учиться различать и первично оперировать понятиями, относящимися к изучаемой теме;
2) анализировать фрагменты исторических документов и публицистического текста с целью поиска аргументов в защиту позитивной или негативной оценки изучаемого явления;
3) формировать собственную оценку по поводу изучаемых исторических явлений и процессов, опираясь на принцип научности (слайд №4)
Технологии: элементы технологии критического мышления, элементы технологии проблемного обучения.
Общедидактические методы: объяснительно- иллюстративный, частично – поисковый, проблемный.
Основные знания:
причины изменения советской внешнеполитической доктрины;
основные положения политики «нового мышления»;
начало процесса разоружения сверхдержав;
разблокирование региональных конфликтов;
причины и последствия распада социалистической системы;
результаты политики «нового мышления».(слайд №5)
Основные понятия: - «новое политическое мышление»; - демилитаризация; разоружение;
- региональные конфликты;
- биполярная система международных отношений.
Основные события:
1987 - соглашение о ликвидации ракет средней и малой дальности в Европе.
1991 — распад ОВД, СЭВ.
1989 - вывод советских войск из Афганистана.
1990 - объединение ФРГ и ГДР
1991 - заключение договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).
1991 – «Буря в пустыне» - военная операция США в Ираке.
План урока:
1. Поиск новых подходов к определению
внешнеполитических задач.
2. Новые черты советско – американского диалога.
3. Инициативы в области гонки вооружений
4. Распад системы союзов СССР
5. Урегулирование региональных конфликтов
6. Итоги «политики нового мышления» (слайд № 6)
Тип урока: проблемно - развивающий
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие. Организация рабочих мест.
II. Этап актуализации знаний.
23 февраля наш народ торжественно отметил День защитника Отечества. В нынешнем году этот праздник приобретает особый смысл: исполняется 400 лет со дня победы русского народа над польскими и шведскими интервентами в период Смутного времени и 200 – летие Бородинского сражения. И сегодня мы в очередной раз перелистаем страницы отечественной истории и вновь наши сердца наполнятся противоречивыми чувствами: гордостью за самоотверженный труд и подвиги наших предков, которые оставили нам ясное небо Отчизны, дом, теплые мамины руки и радость работы и учебы на мирной счастливой земле. А другое чувство – это чувство горечи по поводу утрат и политических ошибок. Хочу, чтобы сегодня вы осознали, какой дорогой ценой завоевывается состояние мира и как трудно сохранить мир в мире. Внешнеполитическая ситуация начала 80-х гг. «Два мира - две системы» (СССР - США, ОВД - НАТО), борьба за сферы влияния в глобальном масштабе. Гонка стратегических и обычных вооружений, изматывающая СССР. Война в Афганистане, присутствие СССР в «горячих точках» планеты. Неблагоприятная для СССР внешнеполитическая ситуация (падение цен на нефть, технологическая блокада, рост внешнего долга). Рост напряженности в странах «социалистического содружества». Появление новых центров силы (Западная Европа, Япония, страны Юго-Восточной Азии, новая роль Китая).III. Проверка домашнего задания: тестирование IV. Постановка проблемы: Приход Горбачева к власти вначале не предвещал ничего нового в области советской внешней политики. Он по традиции заявлял о необходимости борьбы с военной угрозой, укрепления социалистического содружества, поддержки национально-освободительных движений. Спустя два месяца после избрания руководителем страны, в мае 1985 г., на праздновании 30-летия Организации Варшавского договора, Горбачев вновь обрушился с резкой критикой на Запад. Внешняя политика начала меняться после смены министра иностранных дел СССР (вместо А. А. Громыко этот пост в июле 1985 г. занял бывший первый секретарь ЦК КП Грузии Э. А. Шеварднадзе). Были определены основные направления внешней политики: нормализация отношений со странами Запада (в первую очередь - с США); начало двустороннего сокращения вооружений; прекращение вооруженного противостояния с США и их союзниками в Азии, Африке, Латинской Америке (разблокирование региональных конфликтов). В 1987 г. оформилась совершенно новая внешнеполитическая концепция советского руководства, названная "новым мышлением".
Внешняя политика М.С. Горбачева в 1985 – 1991 гг. оценивалась и оценивается историками крайне неоднозначно. Одна из точек зрения «новое политическое мышление» привело к фактической капитуляции перед Западом, к поражению в «холодной войне».
Противоположная позиция - Горбачев начал процесс, позволивший в конечном счете всему миру избавиться от угрозы ядерной катастрофы, а России - занять достойное место в системе цивилизованных международных отношений.
Какие аргументы можно привести в пользу той и другой позиции? Какой точки зрения придерживаетесь вы? (слайд №7)
V. Сообщение нового материала.
Рассказ учителя: вопрос « Поиск новых подходов к определению внешнеполитических задач» коротко освещается учителем. С опорой на слайд №8 рассматривается вопрос:
«Основные принципы «нового» политического мышления»:
признание оружия массового поражения непригодным инструментом в решении внешнеполитических задач, создающим опасность для существования всего человечества;
провозглашение приоритета общечеловеческих интересов над классовыми или национальными;
общая задачей всех государств — решение глобальных проблем (в частности проблем экологии, экономического положения стран «третьего мира» и др.);
противостояние СССР и США должны уйти в прошлое; все разногласия могут быть разрешены на основе взаимных уступок и компромиссов, опирающихся на нормы Международного права.
Эти идеи были сформулированы в книге Горбачева "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира", но они не были новыми: их выдвигали еще раньше видные ученые и политические деятели И. Кант, М. Ганди, А. Эйнштейн, Б. Рассел и др. Заслуга Горбачева заключалась в том, что он первым из советских лидеров положил эти идеи в основу внешней политики государства.
Вопрос №2 плана освещается учителем (с опорой на слайд 11) Уже в 1987 г. СССР и США подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, создававших особую опасность для европейских союзников США.
Вопрос №3 изучается учениками самостоятельно по сводкам РИА «Новости» (выдержки из газет) (слайды 12-13) Распад социалистической системы. Перемены в социалистических странах Восточной Европы начались в 1987 году. Под давлением Горбачева произошло частичное обновление их руководства, демократизации. В 1989 г. начался вывод советских войск из государств Варшавского договора, что вызвало в них волну не только антисоциалистических, но и антисоветских настроений. Вскоре в ходе выборов и "бархатных революций" произошла смена руководства в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В конце 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Н. Чаушеску в Румынии. Наиболее серьезные перемены произошли в ГДР, где после отставки Э. Хонеккера (октябрь 1989 г.) пала Берлинская стена и стали нарастать призывы к объединению Германии.
Вопрос №4: короткий рассказ учителя (слайд 14-17) ". Главной среди региональных проблем оставалась для СССР война в Афганистане. Требовалось остановить ее любой ценой. В апреле 1988 г. было заключено соглашение о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и начале вывода оттуда советских войск. Прекратилось военное присутствие СССР в Эфиопии, Мозамбике, Никарагуа. При содействии Советского Союза из Кампучии были выведены вьетнамские, а из Анголы - кубинские войска.
Вопрос № 5. Новые черты советско – американского диалогаРабота с учебником: ЗАДАНИЕ: прочитав пункт учебника «Новый характер отношений СССР И США в начале 1990-х годов» (стр. 326- 327), ответьте на вопрос: «Какие новые черты появились в советско –американских взаимоотношениях в начале 1990-х годов? Почему внешняя политика М. С. Горбачева вызвала критику в советском обществе?»
В 1988-1989 гг. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику Горбачева. Не имея реальных успехов в экономике, он стремился добиться популярности внутри страны и в мире за счет "прорывов" во внешней политике. А это вынуждало идти на серьезные односторонние уступки Западу. По заявлениям самих американцев, каждый спорный вопрос решался таким образом, что "русские уступали 80%, а американцы - лишь 20%". . Летом 1991 г. СССР и США заключили Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), предусматривавший сокращение на 40% самых мощных видов наступательного оружия.
(слайд 18) VI. Первичное закрепление изученного материала: Работа с терминами и понятиями. 1. По группе признаков определите явление:
- признание единства противоречивого мира;
осознание невозможности решения политических задач посредством ядерной войны;
безопасность народов не может быть обеспечена военными средствами;
признание за каждым народом права на выбор собственного пути социального развития;
превращение разоружения в фактор развития
2. Физкультминутка. Распознайте термины и понятия по определениям:
-Разоружение, запрещение иметь военную промышленность и содержать вооруженные силы (милитаризация, гонка вооружений, демилитаризация)
-Система мероприятий, направленных к ликвидации или сокращению средств ведения войны и создающих предпосылки для устранения угрозы её возникновения (Карибский кризис, стагфляция, разоружение)
-Раскол мира на две системы, двухполюсный мир (монополярный мир, триполярный мир, биполярный мир)
3. Узнай историческое событие. Назови дату этого события
О каком событии идет речь? После более чем 8-летнего пребывания за пределами родной земли советские войска возвращались домой. Страна встречала их как героев, честно выполнивших приказ командования, но без особых теплых слов, а вскоре, казалось, и вовсе забыла о них.(слайды 19-21)
Работа с рабочим листом
Задание №2.Систематизируй итоговые положения «нового политического мышления»: А) позитивные (отметь их знаком «+») Б) негативные (отметь их знаком «-»)
Работа с рабочим листом
Задание №1 Ты можешь высказать свою точку зрения! ( мини – дискуссия) Работа с рабочим листом Реши проблему! Присоединись к одной из точек зрения, аргументируй её (мини-дискуссия)
VII.Рефлексия. Подчеркни тот вариант, который ты считаешь нужным. Оцени свою работу на уроке!
VIII. Подведение итогов урока .Выставление оценок и комментарии к ним.
IX. Домашнее задание: § 41 – читать. Отвечать на вопросы 2, 3 (устно), 5 (письменно).