Данная разработка представляет собой план-конспект комбинированного урока по истории России для 7 класса по теме "Народные движения 17 в." с использованием кейс-метода. На уроке используется разновидность кейсовых заданий - кейс-инцидент.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Народные движения в XVII в.»
Конспект урока истории в 7 классе
Учитель истории - Тиховодов Артём Александрович
Школа – МАОУ СШ №1
Класс – 7
Учебник – История России, 7 класс, Часть 1-2, Торкунов А.В., М.: Просвещение, 2017
Тема урока: «Народные движения в XVII в.»
Цель урока:
Личностные: развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории как науки; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности происходивших событий и их последствий.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
Предметные:развитие умений работать с учебником и дополнительными источниками информации; оперирование понятиями; анализ документов по истории России XVII в.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые достижения:
1. Образовательные:
• Усвоение определения понятий: денежная реформа, «Соляной бунт», «Медный бунт», челобитная, крестьянская война, казачество, «Соборное уложение 1649 г.», крепостное право; знакомство с выдающимися личностями: Василий Ус, Степан Разин.
• Формирование навыков планирования ответа, анализа ситуации, аргументирования ответа, применения теоретических знаний для решения кейсовой ситуации.
• Формирование у учащихся умения выделять главные события, подводить итоги изученному, находить решение проблемы.
• Формирование навыков сознательного и активного слушания задач, которые ставит преподаватель; установление причинно-следственных связей между событиями и процессами внутренней и внешней политики.
2. Развивающие:
• Умение критического мышления обучающихся
• Умений анализировать, сравнивать, обобщать
• Умение применять новые знания
• Развитие творческих, речевых способностей учащихся
• Умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт
• Развитие умения групповой работы
3. Воспитательные:
• Уважение к истории своего народа
• Воспитание уважение к противоположному мнению
• Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества
• Воспитание интереса к предмету, к учению
Методы обучения: кейс-инцидент.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная и индивидуальная.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, карта «Народные движения середины и второй половины XVII века», атласы.
Основные события, изучаемые на уроке: Лето 1648 г. – Соляной бунт, 1649 г. – принятие Соборного уложения, 1662 г. – Медный бунт, 1670-1671 гг. - восстание Степана Разина.
На этапе подготовки к урокуучитель разрабатывает комплектацию кейса; определяет основные и дополнительные материалы; проектирует сценарий урока; учащиеся выполняют домашнее задание по предыдущему параграфу.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Орг. момент
Цели:
проверка готовности учащихся, их настроя на работу
(1 мин)
1. Напоминает учащимся требования к их учебной деятельности.
2.Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Подготовка учащихся к уроку
2. Проверка домашнего задания
(5 мин.)
Напоминаю учащимся, что им была задана таблица по &19: «Социальная структура населения России XVII в.» (вывожу таблицу на экран).
Выборочно спрашиваю учащихся по каждому сословию.
Выборочно отвечают 6 человек.
Социальная группа
Положение в обществе
Бояре
Господствующее сословие, имело земельную собственность, передающуюся по наследству.
Духовенство
Епископы, архиепископы, митрополиты, патриарх занимали высокое положение
Дворяне
Служилые люди, получавшие за службу земли с крестьянами
Крестьяне
Делились на Владельческих (собственность феодалов) и черносошных (лично свободных)
Горожане
Делились на Белые слободы (священнослужители и феодалы, проживавшие в городах, не платили налогов) и «Чёрные слободы» (мелкие торговцы и ремесленники, которые платили подати и несли повинности в пользу государства)
Казаки
Несли воинскую повинность, имели самоуправление, получали от государства жалованье и снаряжение.
3. Актуализация субъективного опыта учащихся Цели: Проследить связь между положением сословий, проводимыми реформами, и внешнеполитическими событиями (3 мин).
Вступительное слово учителя: XVII в. вошёл в российскую историю как «Бунташный век». Народные массы активно сопротивлялись законодательному оформлению крепостного права и усилению феодального гнёта. Царь изыскивал средства для пополнения казны, деньги требовались на войну с Польшей. Сегодня мы рассмотрим наиболее масштабные восстания против проводимой властью политики.
Общая задача для групп:
На основании полученных кейсов вы должны выявить причины, ход и последствия волнений.
Учитель делит класс на группы: 1 группа – «Соляной бунт», 2 группа – «Медный бунт», 3 группа – «Восстание под предводительством Степана Разина»
Дети получают критерии оценивания:
Балльная система (до 2-х баллов за каждый из поставленных вопросов согласно следующим критериям):
Полнота анализа ситуации (поверхностный анализ или глубокий);
Полнота выполнения задания (выявление причин возникновения ситуации, предложение путей решения проблемы;
Активность работы обучающихся;
Умение аргументировать своё мнение;
Краткость, чёткость и логичность изложения;
Применение теоретических знаний при решении кейсовых ситуаций;
Качество вопросов и ответов;
Правильность решения кейсовой ситуации
4. Ход урока.
Работа в группах.
Цель: получение учащимися новых знаний по одной их важнейших тем отечественной истории
(15 мин.)
Задания для каждой группы:
Инцидент для первой группы: Царь Алексей Михайлович возвращается 1 июня 1648 г. в Москву из Троице-Сергиева монастыря. При въезде в город царя встретила большая толпа. Люди попытались подать царю челобитную. Однако стрельцы разогнали толпу, арестовав при этом 16 человек, которых бросили в застенок и подвергли пыткам. «Крайне возмущенный этим народ схватился за камни и палки и стал бросать их в стрельцов, так что даже отчасти пострадали и получили раны лица, сопровождавшие супругу его величества».
Что заставило людей обратиться к царю с челобитной?
Каково содержание челобитной?
Какие последствия имел данный инцидент?
Инцидент для второй группы: Горожанин летом 1662 г. зашёл в лавку, и решил купить хлеба, но торговец отказался продать товар за имеющиеся у покупателя деньги.
Чем объясняется такое поведение купца?
Какое развитие получил данный инцидент?
Какие внешнеполитические события обусловили напряжённую внутреннюю обстановку в стране к лету 1662 г.?
Инцидент для третьей группы: Крестьянин Прохор сидя в кабаке после тяжёлого трудового дня в поле своего барина, увидел на столе письмо и попросил знакомого раскольника прочитать его: «1. Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни. Хто хочет Богу да государю послужить, да великомy войску, да Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы заодно изменников вывaдить и мирских кровопивцев вывадить... 2. От донских и от яицких атаманов молотцов, от Степана Тимофеевича и от всего войска Донского и Яицкого... Стоять бы вам, русские люди и Татарове и чуваши, за дом Пресвятыя Богородицы и за всех святых, и за великого государя и великого князя Алексея Михайловича... и за благоверных царевичев, и за веру православных христиан... А которые дворяне и дети боярские и мурзы и татарове, похотев заодно тое стоять за дом Пресвятой Богородицы... и вам бы, чернь, тех дворян и детей боярских и мурз и Татар ничем не тронуть и домов их не разорять...».
О каких изменниках и кровопийцах говорится в документе? Какое развитие получил данный инцидент?
Верили ли восставшие, что царь не знает о деятельности "кровопивцев» на местах?
Чем было вызвано такое отношение народа к политике московской власти?
Руководит обсуждением в группах, при необходимости предлагая учащимся дополнительную информацию
Поддерживает деловую атмосферу
1 группа получает следующие материалы: Карта на доске и атласы у группы, учебники и документы: отрывок из летописи: «Московское восстание 1648 г.»
2 группа получает следующие материалы:
Карта на доске и атласы у группы, учебники и документы: указ о денежной реформе 1654 г., изображения новых монет (иллюстрация);
3 группа получает следующие материалы: Карта на доске и атласы у группы, учебники и документы: выборочные статьи из Соборного уложения 1649 г.; тексты «Прелестных грамот Ст. Разина».
Задают вопросы, углубляющие понимание как содержания кейсов, так и проблемы в целом
Разрабатывают варианты решений.
Участвуют в обсуждении и принятии решений.
5. Выступление групп и ответы на проблемные вопросы (14 мин.)
Учитель слушает и оценивает, задаёт наводящие вопросы (при необходимости)
По три представителя от каждой группы представляют итог работы своего коллектива в виде краткого доклада со своими вариантами ответов на предложенные проблемные вопросы.
6. Домашнее задание (1 мин.)
&20, вопросы в оранжевой рамке 4,5 письменно, остальные устно, заполнить контурную карту.
Учащиеся записывают.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей (1 мин.)
Учитель характеризует степень решения проблемных вопросов каждой группой, оценивает работу групп, учащихся по ранее заданным критериям.
Предлагается ответить на главный проблемный вопрос, который складывается из ответов на групповые вопросы.
Учащиеся отвечают.
Самооценка: ребята голосуют за лучшего «аналитика», «лучшего организатора», за оригинальность мышления.