kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Личность Петра I"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Пётр I, будущий первый российский император, родился в ночь на 30 мая 1672 года в Теремном дворце московского Кремля. Для отца, царя Алексея Михайловича, он был всего лишь четырнадцатым ребёнком, зато для матери, царицы Натальи Кирилловны из рода Нарышкиных, - сыном-первенцем. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Личность Петра I"»

Урок в 7 классе по теме: « Личность Петра I».



Цель:

  1. познакомить обучающихся с годами правления Петра I,

  2. рассказать об основных датах из его биографии;

  3. рассказать об основных направлениях внутренней и внешней политики.

Задачи:

  1. Проследить основные этапы формирования личности Петра Первого и влияния на него его окружения;

  2. Познакомить обучающихся с одним из ярких представителей династии Романовых;



Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

1. Орг. начало урока

2.Изучение нового материала

3.Рефлексия

4.Домашнее задание



1.Сегодня на уроке уроков мы с вами изучим личность Петра I. Чтобы высказать своё мнение о нём, как об императоре, нам нужно знать, каким человеком он был, что повлияло на становление его характера. Об этом и поговорим сегодня на уроке.

2.Эпоха Петра I относится к наиболее значимым периодам российской истории. Проведенные им преобразования во многом изменили общественную жизнь страны, кардинальным образом повлияли на процессы развития культуры и духовной жизни.

Так кто же он на самом деле? Кто-то из историков называет его « великим», кто-то говорит о нём, как о человеке, нарушившем вековые традиции русского народа.

Пётр I, будущий первый российский император, родился в ночь на 30 мая 1672 года в Теремном дворце московского Кремля. Для отца, царя Алексея Михайловича, он был всего лишь четырнадцатым ребёнком, зато для матери, царицы Натальи Кирилловны из рода Нарышкиных, - сыном-первенцем. Первые детские годы Петра протекали беззаботно и весело, но на четвёртом году жизни маленький царевич потерял своего отца. На престол вошёл болезненный Федор Алексеевич, старший брат Петра. Федор был крестным отцом своего младшего брата и проявлял заботу о маленьком крестнике. В шесть лет Петру нашли учителя «кроткого, смиренного, богобоязненного», как и хотела мать Наталья. Им оказался Никита Зотов.

С началом учения царевич пристрастился к книжкам с «кунштами» (рисунками и картинками), любил петь в церкви на клиросе и читать. Все отмечают, что «Пётр слыл очень любознательным мальчиком». Зотов учил Петра истории России, всем примечательным и важным событиям.

- Любознательность Петра, его склонность к знаниям, мастерству и военному делу приводили его к нужным людям, интересующим его занятиям, приобретению необходимых приспособлений.

Занятия с Зотовым оставили след в памяти Петра на всю жизнь. Став взрослым, проводя реформы в стране, он мечтал, чтобы была написана книга по истории отечества; сам составил азбуку русского языка, простую по написанию и лёгкую для запоминания.

Однажды прогуливаясь по Измайлово Петр увидел в амбаре старинный английский бот, его это заинтересовало. С тех пор будущий император стал интересоваться мореплаванием, к которому проникся большой любовью. И уже с того времени, усвоив семейные предания, мечтал о флоте, которого Россия, огромная страна, омываемая с севера морями, до сих пор не имела.

В.О. Ключевский: «Петр Великий по своему духовному складу был один из тех простых людей, на которых достаточно взглянуть, чтобы понять их».

Вглядываясь в портрет, можно отметить, что Петр был великан, без малого трех аршин ростом ( 2 м. 4 см) , целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. От природы он был силач, постоянное обращение с топором и молотком еще больше развило его мускульную силу и сноровку. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету. Петр уродился в мать и особенно походил на одного из ее братьев, Федора. Он был четырнадцатое дитя многосемейного царя Алексея и первый ребенок от его второго брака - с Натальей Кирилловной Нарышкиной.

Как проходил день Петра? Вставал он очень рано, в 3-4 часа утра. Сразу же собирал совет министров. Обсудив со свойственной ему быстротой дела, он отправлялся в адмиралтейство, где следил за постройкой судов, а нередко и сам брался за топор. Ведь корабельное дело он знал до тонкостей. Если Петр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли. За ручной труд он брался при всяком представлявшемся к тому случае. В молодости, когда он еще много не знал, осматривая фабрику или завод, он постоянно хватался за наблюдаемое дело. Ему трудно было оставаться простым зрителем чужой работы, особенно для него новой. Ему все хотелось работать самому. Пётр в совершенстве знал 14 ремесел.

В 11 часов он садился обедать. За столом долго не засиживался, обед состоял из немногих простых блюд, среди которых самым любимым был студень ( холодец).

А вот, что о Петре пишет В.И. Буганов : «Весь в движении, стремительный и любознательный, царь в спешке, словно боясь опоздать, упустить что-то очень важное, хотел успеть всюду – бежал, скакал туда, где говорили и делали для него новое и полезное. Вероятно, уже тогда сознавая недостатки своего образования, он учился у всех и везде».

В личной жизни ему тоже не особо везло. Мать царя горячо любящая своего сына, решает его женить. В январе 1689 года царица-мать женила Петра, чтобы остепенить его и не проиграть в борьбе с Милославскими за власть. Сыскали ему невесту – красавицу молодую девицу Евдокию Лопухину. Но будучи ещё за границей с Великим посольством, Петр решил расстаться с женой, царицей Евдокией – её судьбу он решил уже давно. Дело в том, что ранний брак Петра и Лопухиной оказался неудачным. Супруги были очень разными. Она была не способна делить с ним ни горести, ни радости. Именно поэтому очень скоро у них возникла размолвка и через месяц после свадьбы он бросил свою молодую жену и отправился осматривать Переяславльское озеро.

Вскоре разрыв между Евдокией и Петром увеличился. В 1698 г. Пётр заточил её в Покровский монастырь. С тех пор она жила в суздальском Покровском монастыре под именем Елены. Но будучи ещё женатым на Евдокии Лопухиной, Пётр страстно влюбился в немку Анну Мопс. Он познакомился с ней в Немецкой слободе. Анна была полной противоположностью Евдокии: весёлой, любвеобильной, находчивой, всегда могла пошутить, поддержать светский разговор. Вскоре царь всё своё свободное время стал проводить в Немецкой слободе.

Отношение Петра с сыном Алексеем одна ли не из самых трагичных страниц в личной жизни Петра. До 9 лет он жил при матери и, конечно, воспитывался в несочувствии к отцу. После пострижения матери он остался на попечении сестер отца в старом московском дворце, в старозаветной обстановке царевичей. Петр, при своих постоянных заботах и поездках, мало обращал внимания на воспитание сына. В 1711 г. Петр устроил женитьбу сына на принцессе Вольфенбюттельской Софии Шарлотте.

В 1712 г. он формально вступил во второй брак. Женился он на женщине, с которой уже несколько лет жил душа в душу. Она была дочерью простого лифляндца, в Лифляндии попала в плен к русским, долго жила у Меншикова, в его доме стала известна Петру и прочно овладела его привязанностью. Приняв православие, она получила имя Екатерины Алексеевны Михайловой (а ранее называлась Скавронской и Василевской) и еще до 1712 г. подарила Петру дочерей Анну и Елизавету. Красивая, обаятельная, обходительная, она быстро завоевала сердце Петра. Легко и естественно стала она подругой, спутницей, женой незаурядного, великого человека - русского царя. Екатерина была подходящим Петру человеком: скорее сердцем, чем умом понимала она все взгляды, вкусы и желания Петра, откликалась на все, что интересовало мужа, и с замечательной энергией умела быть везде, где был муж, переносить все то, что переносил он. Она создала Петру не знакомый ему ранее семейный очаг, достигла крепкого влияния на него и, будучи неустанной помощницей и спутницей государя дома и в походах.

Сыновья его от второго брака, Петр и Павел, умерли в младенчестве. Остался один внук Петр Алексеевич и дочери Анна и Елизавета; остались также племянницы Екатерина и Анна Ивановна. При таком положении своей семьи Петр в 1722 г. издал указ о порядке престолонаследия, которым отменялся прежний обычай наследования по семейному старшинству и устанавливался новый порядок: царствующий государь имеет право назначить своим наследником кого угодно и лишить престола назначенное лицо, если оно окажется недостойным.

Этот закон Петра после его смерти не раз подвергал колебаниям судьбу русского престола, а сам Петр им не воспользовался. Он не назначил себе преемника; косвенным же образом, как думали, Петр указал на свою жену как на избранную наследницу: в 1724 г. Екатерина была коронована в Москве. К концу жизни Петр достиг вершины величия. Прославленный и воспетый в своей стране и за рубежом государь и дипломат, полководец и флотоводец, реформатор и законодатель.

Смерть императора.

В последние годы царствования Пётр сильно болел. Летом 1724 года его болезнь усилилась, в сентябре он почувствовал себя легче, но через некоторое время приступы усилились. В октябре Пётр отправился осматривать Ладожский канал, вопреки советам своего лейб-медика Блюментроста. С Олонца Пётр проехал в Старую Руссу и в ноябре водой поехал в Петербург. У Лахты ему пришлось, стоя по пояс в воде, спасать севший на мель бот с солдатами. Приступы болезни усилились, но Пётр, не обращая на них внимания, продолжал заниматься государственными делами. 17 января 1725 года ему пришлось так худо, что он распорядился поставить в соседней, со своей спальней комнатой походную церковь, а 22 января исповедался. Силы начали оставлять Петра.

Наконец в одну минуту, когда наступает перед смертью облегчение, Пётр потребовал бумаги, начал было писать, но перо выпало из его рук, из написанного смогли разобрать только два слова: «Отдайте всё…». Царь велел позвать тогда дочь Анну Петровну, чтобы она писала под его диктовку.

Когда стало очевидно, что император умирает, возник вопрос, кто займёт место Петра. Сенат, Синод и все учреждения, не имевшие формального права распоряжаться судьбой престола, ещё до смерти Петра собрались в ночь с 27 на 28 января 1725, чтобы решить вопрос о преемнике Петра Великого.

В начале шестого часа утра 28 января (8 февраля) 1725 года Пётр Великий скончался в страшных мучениях в своём Зимнем дворце у Зимней канавки по официальной версии от воспаления лёгких. Похоронен он был в соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Решением Сената трон наследовала жена Петра, Екатерина Алексеевна, ставшая 28 января (8 февраля) 1725 года первой российской императрицей под именем Екатерина I.

3.Рефлексия

Ответь одним предложением


сегодня я узнал…


было интересно…


теперь я могу…


мне захотелось…








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Личность Петра I"

Автор: Пустовит Любовь Александровна

Дата: 03.06.2018

Номер свидетельства: 472033

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Тема урока: «Петр I – правитель и личность» "
    ["seo_title"] => string(40) "tiema-uroka-pietr-i-pravitiel-i-lichnost"
    ["file_id"] => string(6) "136339"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417092670"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Царствование Петра I.  Значение его реформ "
    ["seo_title"] => string(49) "tsarstvovaniie-pietra-i-znachieniie-iegho-rieform"
    ["file_id"] => string(6) "209159"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431024209"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока-обобщение "Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-obobshchieniie-znachieniie-pietrovskikh-rieform-rol-pietra-i-v-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "233262"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443033068"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "презентация на тему : История России Петр I "
    ["seo_title"] => string(48) "priezientatsiia-na-tiemu-istoriia-rossii-pietr-i"
    ["file_id"] => string(6) "136798"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417187245"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Своеобразие жанра исторического романа. Образ Петра "
    ["seo_title"] => string(57) "svoieobraziie-zhanra-istorichieskogho-romana-obraz-pietra"
    ["file_id"] => string(6) "221623"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435489145"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства