kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Церковный раскол"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на формирование общекультурной компетенции через осмысление учащимися роли православной церкви в истории страны и опасности расколов в обществе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Церковный раскол"»

Урок истории 7 класс.


Тема: Церковный раскол XVII века.


Цели урока: создать условия

- для формирования общекультурной компетенции через осмысление учащимися роли православной церкви в истории страны и опасности расколов в обществе;

- для развития умения и навыка анализа, обобщения, отбора исторического материала, исследования исторических документов;

- для воспитания готовности совершать личностный моральный выбор исходя из социальных и личностных ценностей.


План


  1. Организационный момент.

  2. Опрос домашнего задания.

  3. Изучение нового материала.

1. Роль церкви после Смуты, патриарх Филарет.

2. Патриарх Никон и его реформа.

  1. Никон и протопоп Аввакум.

  2. Царь и патриарх: разногласия между светской и церковной властью.

  3. Старообрядчество

  1. Закрепление учебного материала.

  2. Задания на дом.


Ход урока.


  1. « Самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы испытываем, - это ощущение тайны. В ней источник всякого подлинного знания».

А. Энштейн

(Цитата выносится на слайд)

XVII век – переломный в русской истории. В начале его Россию потрясли бурные события, которые впоследствии назвали «смутой».

В середине века был принят общегосударственный крепостнический кодекс – Соборное уложение 1649 года, на два столетия обрекшее русских крестьян на ужасное существование. А в ответ на феодальный гнет – беспрерывные восстания в городе и деревне, две грандиозные крестьянские войны, давшие современникам право называть век «бунташным».

События XVII века стали суровым испытанием и для Русской Православной Церкви, которая пережила серьезное потрясение – раскол.

Да, XVII век исполнен тайн… Разыщутся ли когда-нибудь «прелестные письма» И.И. Болотникова? Удастся ли восстановить следственное дело Степана Разина? Кто возглавлял «Медный бунт»? Эти и другие вопросы ждут ответа исследователей.

Мы же с вами попробуем разобраться:

Какие событие в истории России XVII века получили название церковный раскол, и чем это было вызвано?

Для более эффективной работы давайте разделимся на группы.

(Класс делится на 4 группы)


  1. Для начала вспомним:

- Что собой представляло политическое развитие страны в 17 веке?


Группы получают задания на карточках

  1. группа. Соотнесите термин и его объяснение

Термин

Объяснение

1. Уезды

А). Административно-территориальная единица, занимающая промежуточное положение между станом и уездом

2. Стан

Б). Административно-территориальная единица, часть уезда

3. Волость

В). Военно-административная единица, объединявшая группы городов-крепостей для обороны от внешней угрозы

4. Воевода

Г). Основная административно-территориальная единица в XVII в.

5. Земские и губные уезды

Д). Глава уезда приграничного города

6. Разряд

Е). Органы местного самоуправления


2 группа. Заполните таблицу «Основные политические решения первых Романовых»


Царь Михаил Федорович

Царь Алексей Михайлович

Царь Федор Алексеевич





3 группа. Заполните таблицу: «Изменения в деятельности Боярской думы в XVII веке»


Боярская дума до Смуты

Боярская Дума после Смуты




4 группа готовит ответ на вопрос:

- Чем можно объяснить укрепление самодержавной власти при первых Романовых?

(Обобщая ответы учащихся необходимо прийти к выводу: царская власть в XVII веке опиралась не на сословное представительство, а на государственный аппарат и армию. Социальной опорой царского самодержавия становится дворянство.)



  1. Вы уже знаете, что первым русским царем был Михаил Романов. Поначалу Михаил правил вместе с боярами. Потом его главным наставником и даже соправителем стал отец. Тот самый опальный боярин Федор Романов, которого постриг в монахи и под именем Филарета отправил в ссылку Борис Годунов.

Филарет в 1619 году был избран патриархом, и с тех пор отец и сын стали двумя главами единой православной державы. Патриарх Филарет принадлежал к самым образованным людям своего времени. Он упорядочил церковные дела после Смутного времени, создав Патриарший приказ, основал при Чудовом монастыре греко-латинское училище, образовал типографию, в которой печаталось много книг. Однако многие сложные церковные вопросы так и не были решены ни при Филарете, ни при его приемниках – патриархах Иоасафе I и Иосифе. Время решения этих вопросов наступило в середине XVII века при патриархе Никоне.


  1. Сообщение учащегося о патриархе Никоне (от рождения до избрания патриархом).

Учитель ставит перед учащимися задачу внимательно слушать и фиксировать важные факты биографии патриарха, акцентируя внимание на том, что к этому вопросу ученики еще вернутся

Учитель: Став патриархом, Никон взял курс на проведение реформ. Какие проблемы церковной жизни ему необходимо было решить?


Предварительная работа со схемой:

Церковная реформа Никона


«По преданию святых «… ни в Антиохии, ни в Константинополе,

апостолов не подобает ни в Иерусалиме, ни на Синае, ни на

в церкви метания творити Афоне, ни дажев Валахии и Молдавии

на колену, но в пояс бы вам никто так не крестится, но всеми тремя

творити поклоны» пальцами вместе»





Циркуляр патриарха Никона

«Память»





«… достойно и праведно исправить Исправление иконографии по

противно старых (пергаментных) греческим образцам

и греческих книг»


Задание к схеме:

Обсудите в группах, какие основные направления церковной реформы Никона.


(Учащиеся должны прийти к выводу, что основным направлением реформы Никона было исправление книг и изменения в обрядах. Учитель может добавить: а также подлежали уничтожению все иконы, написанные по старым образцам).


Пояснение учителя: Смута привела в упадок церковь и углубила нерешенные проблемы. Первой из них было упорядочение церковной жизни. Постоянное переписывание книг вносило все большее количество ошибок в священные тексты, что влекло за собой изменение обрядов и искажало суть богослужения.

К XVII веку сложилась церковная традиция многоголосья, т.е. чтения текста во время службы несколькими священниками, и такого быстрого, что даже тот, кто читал, почти ничего не понимал.

Еще с середины XVII в Москве действовал кружок ревнителей древнего благочестия, члены которого обсуждали вопрос о реформировании церкви. В кружок входил вновь избранный патриарх Никон, а также духовник царя Стефан Вонифатьев, боярин Федор Ртищев, протопопы Иоанн Неронов и Аввакум и др. Со временем в кружке сложились две группировки: первая из них настаивала на преобразованиях не затрагивающих русские богослужебные книги и обряды. Аввакум, входивший в группу, утверждал, что необходимо возвратиться к древней русской старине и исправить книги по славянским рукописям, а не по греческим образцам. В свою очередь вторая группа, членом которой являлся Никон, утверждала, что необходимо проведение реформ именно по греческим образцам.

Весной 1654 года под председательством Алексея Михайловича был собран церковный собор, который утвердил положения реформы.


Задание учащимся: Поработайте в группах с текстом параграфа на стр. 58 и заполните вторую колонку таблицы.


Основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы XVII века.


До реформы

После реформы

Крещение двумя перстами

Земной поклон

Двукратное пение «Аллилуйя»

Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу

Написание имени Христа: Исус



Вопрос: Как вы думаете, какова была реакция верующих?


(Как правило, дети высказывают мнение о нежелании принимать новые реформы.

Именно отношение к реформе раскололо общество на старообрядцев и никонян.

Вводятся новые понятия: раскол, старообрядцы)


  1. Учитель: Лидером старообрядцев был протопоп Аввакум, человек трагической судьбы и непреклонной воли.


Продолжается работа учащихся в группах.


Задание: Работая с отрывками из документа «Житие протопопа Аввакума» и записями, сделанными при прослушивании реферата о Никоне составить сравнительную характеристику Никона и Аввакума по следующему плану.


  • Происхождение, родители

  • Воспитание и образование

  • Семья – жена, дети

  • Служебная карьера

  • Какими нравственными качествами обладал

Выслушиваются выступления представителей групп.


Задача учителя помочь учащимся увидеть схожесть судеб двух главных действующих лиц в истории церковного раскола. Аввакум как и Никон, потерял детей, оба в молодые годы входили в кружок «Ревнителей благочестия». Учитель подчеркивает, что их судили на одном и том же Церковном соборе 1666 – 1667 гг. Никона за то, что имел своеобразные взгляды на священство, высказывал мнение о приоритете власти патриарха над царской; Аввакума – за нежелание принимать церковную реформу.

Оба до конца жизни не изменили своим убеждениям. Два священника, обладавшие поистине железной силой воли, продолжают иметь своих сторонников по сей день. Разница лишь в том, что Никон в конце своей жизни был прощен и государями, и церковью, ему дали умереть своей смертью, а Аввакума вместе с тремя его ближайшими сподвижниками сожгли на костре 1 апреля 1682 года. Не прошло и двух недель, как 12 апреля того же года скончался царь Федор Алексеевич, подписавший указ о сожжении четырех самых ярких староверов…


  1. Усиление разногласий между церковной и светской властью.

Задание учащимся прочитайте текст учебника на стр. 58-59.

Вопросы:

- В чем суть разногласий между царем и патриархом?

- Какие решения были приняты на Церковном Соборе 1666-1667 гг.?

- Как вы думаете, почему в конфликте победу одержал царь Алексей Михайлович?

- Почему было возможно двоевластие при патриархе Филарете и царе Михаиле Федоровиче?


Учитель выносит все вопросы на слайд. Каждая из групп отвечает на один вопрос, но во время подготовки учащиеся не знают, какой вопрос им достанется.


  1. Репродукция картины Сурикова «Боярыня Морозова».


Учитель: Взгляните на эту картину. Перед нами боярыня Федосья Прокопьевна Морозова, наряду с протопопом Аввакумом ставшая символом раскола Русской Православной Церкви. Но если последний был лидером движения, она – его частный и, вместе с тем, исключительный случай. Именно она отреклась от всех своих сословных привилегий, от роскоши, в которой жила, богатства, которое имела, пожертвовала сыном и добровольно сравнялась с простыми людьми. Морозова не искала славы, а поступала в соответствии со своими убеждениями и принципами. Она умерла от голода в заточении в одной из крепостей России.

(При наличии времени можно более подробно остановиться на описании картины)


Учитель сообщает учащимся, что многие годы старообрядцы подвергались гонениям со стороны власти.


  1. Закрепление учебного материала.


Вопрос: Что нового мы сегодня узнали на уроке?


Выслушав ответы учащихся, учитель предлагает выполнить следующие задания:


  1. Рассмотрите изображения, какие иллюстрации относятся к старообрядчеству? Почему?

  2. Прочитайте отрывок из письма.

« В прошлом… божиею волею и твоим, великого государя, изволением, и всего освященнаго собора избранием был я… поставлен на патриаршество, не своим изволом, но божиим изволением и твоим, великого государя, и всего освященнаго собора избранием…

…и начал тебе, великому государю, досаждать и раздражать и с патриаршества сошол без твоего, великого государя, указу в Воскресенской монастырь…

…И сих ради всех моих вин отвержен есмь в Ферапонтов монастырь в ссылку, и есть тому шестой год… И есмь ныне болен и наг, и бос... руки больны, левая не подымается, очи чадом и дымом выело…»

Кто автор письма, кому оно адресовано?

За что автор письма понес суровое наказание, оказался в ссылке?

  1. Синквейн на тему по выбору: Раскол, Никон, Аввакум, старообрядцы



  1. Задание на дом: параграф 7, вопросы и задания в конце параграфа;

рабочая тетрадь, стр. 22, задания №№1, 2.

По желанию сообщения на выбор: «Старообрядчество в наши

дни», «Старообрядцы на Дону», «Соловецкое восстание».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока "Церковный раскол"

Автор: Капелюшная Людмила Анатольевна

Дата: 29.05.2024

Номер свидетельства: 651752

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока истории "Власть и церковь. Раскол" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-istorii-vlast-i-tsierkov-raskol"
    ["file_id"] => string(6) "215172"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432590666"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "План-конспект внеклассного мероприятия на тему: Церковный раскол в XVII веке"
    ["seo_title"] => string(76) "plankonspiektvnieklassnoghomieropriiatiianatiemutsierkovnyiraskolvxviiviekie"
    ["file_id"] => string(6) "323357"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1461875285"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "«Власть и церковь. Церковный раскол» конспект урока"
    ["seo_title"] => string(45) "vlastitsierkovtsierkovnyiraskolkonspiekturoka"
    ["file_id"] => string(6) "270365"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451083674"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства