kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Конспект урока по истории России на тему "Восстание декабристов" ( 9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по истории "Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов"

Цели урока:

  • выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади;
  • уяснить, почему именно с декабристов ведет свою историю русское революционное движение, в чем его принципиальное отличие от стихийных крестьянских бунтов;
  • развивать навыки работы с документами, учить выделять главное, определять и объяснять понятия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории России на тему "Восстание декабристов" ( 9 класс)»

Урок по истории "Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов"

Цели урока:

  • выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади;

  • уяснить, почему именно с декабристов ведет свою историю русское революционное движение, в чем его принципиальное отличие от стихийных крестьянских бунтов;

  • развивать навыки работы с документами, учить выделять главное, определять и объяснять понятия.

Новые термины и понятия: декабристы, тайные общества, династический кризис.

Даты:

1816-1818 гг.  Союз спасения.
1818-1820 гг. – Союз благоденствия.
1821-1825 гг. – Северное и Южное общества.
14 декабря 1825 г. – восстание декабристов на Сенатской площади.

Оборудование: слайдовая Презентация урока.

ХОД УРОКА:

I. Проверка домашнего задания

1. Какую черту общественных движений в начале XIX в. вы можете назвать определяющей?
2. В чем вы видите причины оживления общественного движения после Отечественной войны 1812 года? (Слайд 2)
3. Назовите первые тайные общества. Чем они отличались от организаций начала 20-х годов? (Слайды 3,4)
4. Общую характеристику программным документам Южного и Северного обществ мы дали на уроке и оформили это в виде таблицы. (Слайд 5)
5. Какая из программ была более прогрессивной?
6. Подумайте, какую программу было легче реализовывать в тех исторических условиях?

II. Изучение нового материала:

План

  1. Династический кризис.

  2. Выступление 14 декабря 1825 года.

  3. Следствие и суд над декабристами.

  4. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

19 ноября 1825 года в Таганроге внезапно умирает Александр I. У императора не было детей. (Слайд 6)

- Кто же должен был наследовать престол?

У Павла было четыре сына Александр, Константин, Николай и Михаил.

Информация ученика о великом князе Константине Павловиче (опережающее задание)

Константин Павлович, цесаревич и великий князь, второй сын великого князя Павла Петровича и его второй жены Марии Федоровны. (1779-1831)

Константин Павлович воспитывался вместе со старшим братом Александром под наблюдением бабушки – императрицы Екатерины II. В 1797 году Константин Павлович стал генерал-инспектором кавалерии, в 1799 году он участвовал в Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова.

В 1805-1807 годах и 1812-1814 годах Константин командовал гвардией, а с конца 1814 года был главнокомандующим польской армией и наместником Царства Польского.

В связи с отсутствием сыновей у императора Александра I Константин Павлович был наследником-цесаревичем русского престола, но в 1820 году он развелся с женой – великой княгиней Анной Федоровной (Юлией-Генриэттой-Ульрикой, принцессой Саксен-Заафельд-Кобургской) и женился на польской графине Жанетте Грудзинской, позже возведенной в графское достоинство под фамилией Лович.

Из-за этого брака 14 января 1822 года Константин Павлович отрекся от престола. Акт отречения держался в тайне и после смерти Александра I, с 20 ноября по 14 декабря 1825 года, до официального обнародования акта, Константин Павлович считался российским императором. Он скончался в июне 1831 года во время эпидемии холеры.

Следовательно, наследником престола был Николай. Но отказ Константина от наследования престола держался в тайне от общества.

Николай знал об этом и объявил о своих правах на престол, но против выступили генерал-губернатор Петербурга М.А.Милорадович и член Государственного совета адмирал Н.С.Мордвинов, заявившие, что отречение Константина, сделанное им в частном порядке, не имеет силы и должен быть издан манифест об этом. Значит надо присягать известному всему народу наследнику Константину. Была проведена присяга Константину.

Константин подтвердил свой отказ занять престол, но с изданием манифеста не торопился.

Этой заминкой и решили воспользоваться дворяне-революционеры, ускорив свое выступление (они намечали выступление на 1826 год) (Слайд 7)

“Переприсяга” новому императору Николаю I была назначена на 14 декабря. На этот день и было назначено выступление членов Северного общества. По разработанному декабристами плану восстание должно было начаться в Петербурге и почти одновременно на юге.

Было решено Николаю не присягать, поднять гвардейские полки и собрать их на Сенатской площади. (Иногда ее называли Исаакиевской или Петровской) Принудить Сенат обнародовать “Манифест к русскому народу”, в котором объявлялось об отмене крепостного права, о созыве Великого собора для решения вопроса о форме правления. До созыва собора власть переходила к Временному правительству. В его состав предполагалось пригласить наиболее уважаемых и заслуженных людей: адмирала Н.С.Мордвинова, М.М.Сперанского, сенатора И.М.Муравьева-Апостола и др. Эти люди о планах декабристов не имели никакого представления. Тогда же диктатором (руководителем) восстания был назначен полковник гвардии С. П. Трубецкой, как старший по званию. Предполагалось также занять Петропавловскую крепость и Зимний дворец, арестовать царскую семью, не исключалось и убийство Николая.

Но в несколько дней обстановка круто изменилась. Путем обещаний и угроз Николай перетянул на свою сторону подавляющую часть высших сановников и генералов. Другие, как Мордвинов, оказались в изоляции. Предупрежденный о готовящемся выступлении, Николай провел присягу Государственного совета, Сената и Синода ночью. П.Г.Каховский, которому было поручено в случае необходимости убить Николая, отказался это сделать. Диктатор восстания С.П.Трубецкой вовсе не прибыл к войскам, и они оказались без руководства.

На Сенатскую площадь утром 14 декабря 1825 года был выведен Лейб-гвардии Московский полк Александром и Михаилом Бестужевыми, к середине дня подошли моряки Гвардейского морского экипажа и 6 рот лейб-гренадерского полка (чуть более 3-х тысяч человек). Солдаты выстроились в каре. Они не подозревали об истинных целях выступления. Им было сказано, что Николай хочет завладеть престолом вопреки законному наследнику Константину. Солдаты, таким образом, выступали не за отмену крепостного права, а за соблюдение законности при вступлении на престол нового царя. Тем временем остальные войска в столице присягнули Николаю I.

Собравшиеся на площади декабристы отнюдь не считали, что их дело проиграно. На стороне Николая было численное превосходство, на их стороне – моральное. Их сила была в неприменении силы, ибо Николай, видимо, как раз и ожидал от них активных действий, чтобы обрушиться на них всем своим войском.

Новый царь предпринял попытку с помощью духовенства и военачальников мирным путем ликвидировать выступление. Декабристам удалось почти безупречно выстоять в этом моральном поединке. И только когда подъехал Милорадович и начал уговаривать солдат присягнуть Николаю. Генерал граф Милорадович был любимцем Суворова. Его широкую грудь покрывали ордена чуть ли не всех европейских стран. Солдаты не только знали, но и уважали генерала. Не выдержали нервы у Каховского… Он выстрелил и смертельно ранил его.

Восставшие надеялись, что войска, присягнувшие Николаю, не будут стрелять в своих братьев по оружию, и компромисс будет достигнут.

Николай I не хотел идти ни на какие уступки, но противостояние затягивалось. Время работало не на Николая. В рядах его войск стояло немало членов тайного общества, не сумевших или не рискнувших поднять своих солдат. Через народ, столпившийся у строящегося Исаакиевского собора, солдаты присягнувших полков передавали своим товарищам на площади, что перейдут к ним, как только стемнеет. В сумерках многое могло смешаться. Убийство Милорадовича сторонники Николая использовали как повод к решительным действиям. “Ваше превосходительство, – грубовато сказал генерал К.Ф.Толь, – прикажите очистить площадь картечью или отрекитесь от престола”. Николай приказал стрелять. Уже после второго выстрела восставшие дрогнули и побежали. Число жертв с обеих сторон составило, по разным данным, от 200 до 300 человек. В срочно пробитые проруби в Неву сбрасывали не только убитых, но и раненых участников восстания.

29 декабря началось восстание Черниговского полка на юге страны. Восстание возглавил С.И. Муравьев-Апостол (опережающее задание)

Оно началось в тот момент, когда членам Южного общества стало уже известно о разгроме восстания в Петербурге, и когда уже были арестованы руководители Южного общества. В течение недели С.И. Муравьев-Апостол с 970 солдатами и 8 офицерами ходил по заснеженным полям Украины, надеясь на присоединение к нему других воинских частей. Однако эта надежда не оправдалась. Военному командованию удалось изолировать Черниговский полк. Одновременно к району восстания стягивались верные правительству войска. В результате восстание также было подавлено.

Подумайте! Восстание декабристов – это “революция”, “государственный переворот” или “военный переворот”?

(На партах у учащихся карточки, где даны определения вышеназванных терминов)

Какое из определений вам кажется наиболее верным? Почему? (Слайд 8)

Многие декабристы были представителями наиболее древних и знатных дворянских родов “Отчизны верные сыны” – это сказано о них. (Слайд 9)

Заслушать краткие сообщения о наиболее известных представителях движения декабристов: К.Рылееве, С.Волконском, П.Пестеле, С. Муравьеве-Аппостоле, П. Каховском, С. Трубецком.

Мордовский край никогда не был оторван от тех событий, которые потрясали центральные губернии России. Многие видные деятели общественного движения родились или жили на территории Мордовии, имели здесь друзей и родственников. Среди участников восстания декабристов особое место занимают братья Аполлон и Алексей Веденяпины. Краткое сообщение о них. (Опережающее задание) Из других участников декабристского движения можно отметить Н.И.Тургенева, Г.А.Римского-Корсакова, А.А.Тучкова, Н.Р.Цебрикова, А.И.Одоевского, долгое время живших в своих имениях на территории мордовского края. Сообщение о Н.И. Тургеневе, который долгие годы жил в имении отца в с. Тургенево Ардатовского уезда. (Опережающее задание) (Слайд 10)

- Как вы думаете, каково было значение восстания декабристов?

Давайте сравним оценку восстания А.И.Герцена и историка В.О.Ключевского.

А.И. Герцен “…Люди 14 декабря, фаланга героев, вскормленная, как Ромул и Рем, молоком дикого зверя… Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия”.

В.О.Ключевский “Декабристы – историческая случайность, обросшая литературой”.

Какая из этих оценок вам кажется верной? (Слайд 11)

После подавления восстания в Петербурге и на Украине была образована Следственная комиссия. Это был первый в истории России широкий политический процесс. К следствию было привлечено 579 человек, из которых 80% были военными. Процесс проходил в строгой тайне и в быстрые сроки. Работу Следственной комиссии направлял сам император. Виновными были признаны 289 человек, из них 121 был предан Верховному уголовному суду. Пять декабристов П. Пестель, С. Муравьев-Аппостол, М.Бестужев-Рюмин, К. Рылеев, П. Каховский – были приговорены к смертной казни четвертованием, замененной повешением. 13 июля 1826 года они были казнены в Петропавловской крепости. Свыше ста декабристов были сосланы на каторгу и на вечное поселение в Сибирь. Многих офицеров разжаловали в солдаты и отправили на Кавказ, где шла война с горцами. Туда же был направлен весь Черниговский полк. (Слайд 12)

Вслед за сосланными в Сибирь декабристами последовали их жены и невесты. Петербургские аристократки, они разделили с мужьями тяготы ссылки, оставшись на вечное поселение в дальних сибирских городах и поселках.

Мария Николаевна Волконская, Александра Григорьевна Муравьева, Екатерина Ивановна Трубецкая, Александра Васильевна Ентальцева, Мария Каземировна Юшневская, Наталья Дмитриевна Фонвизина, Прасковья Егоровна Анненкова, А.И.Давыдова, Нарышкина, Камила Ле-Дантю (Ивашева) (Слайд 13)

Слава страны, вас произрастившей! Слава мужей, удостоившихся такой безграничной любви и такой преданности таких чудных, идеальных жен. Вы стали поистине образцом самоотвержения, мужества, твердости, при всей вашей юности, нежности и слабости вашего пола…” – написал о них декабрист А.П.Беляев.

А теперь, подводя итог урока, ответим на проблемный вопрос:

Как могло пойти развитие страны, если бы декабристы одержали победу? (Слайд 14)

(Примерный ответ. Россия стала бы конституционной монархией или даже республикой, правовым демократическим государством, где все люди – свободные, равноправные граждане, где существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную)

Декабристы были храбрыми и решительными людьми.

Но дело не только в этом. Они были удивительно бескорыстны и благородны.

Ведь многие из них принадлежали к знатным фамилиям. Многие из них могли стать крупными чиновниками или генералами. А они поступили иначе. Вместо того, чтобы спокойно и богато прожить жизнь, они стали революционерами, выступили против царя и многие годы провели на каторге и в ссылке. А их вожди пошли на эшафот.

Почему это?

А потому, что они не могли быть счастливы, когда несчастны другие.

И это самое прекрасное, что было в декабристах.

Их бескорыстие, благородство и смелость сделали день 14 декабря одним из славных дней нашей истории.

Значение движения декабристов

Движение декабристов было первым в России оппозиционным политическим выступлением XIX в. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Декабристские традиции вдохновляли последующие поколения борцов за свободу, многие из которых видели в декабристах своих духовных наставников, и считали себя продолжателями их дела. (Слайд 15)

Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.

Домашнее задание: параграф 9, вопросы к нему.

Подготовить ученику сообщение о Николае I.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока по истории России на тему "Восстание декабристов" ( 9 класс)

Автор: Родионова Ирина Васильевна

Дата: 30.12.2018

Номер свидетельства: 493426

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "План-конспект урока истории 8 класс по теме "Династический кризис. Восстание декабристов 1825 год". "
    ["seo_title"] => string(103) "plan-konspiekt-uroka-istorii-8-klass-po-tiemie-dinastichieskii-krizis-vosstaniie-diekabristov-1825-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "146078"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419075251"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Конспект урока по истории России "
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt-uroka-po-istorii-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "105858"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402918730"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока на тему "Чувства добрые" в лирике А.С. Пушкина. "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chuvstva-dobryie-v-lirikie-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "235484"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443717312"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства