Просмотр содержимого документа
«Изобразительное искусство в России в XVIII веке»
Тема: «Изобразительное искусство в XVIII веке» История России, 8 класс
Цель – сформировать представление о развитии изобразительного искусства в России в XVIII веке.
Задачи: 1. Образовательная: выделить основные тенденции развития изобразительного искусства, описать основные жанры изобразительного искусства, рассмотреть деятелей изобразительного искусства и их произведения. 2. Развивающая: развитие умений работать с источником информации и выделять главное, обобщать факты и логически излагать свои мысли. 3. Воспитывающая: формирование нравственных качеств, таких как дисциплинированность, ответственность, самостоятельность.
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний. Изобразительное искусство XVIII века всё больше начало приобретать светский характер. Возросла в значительной степени роль человека в обществе, что нашло своё отражение и в живописи. В начале XVIII века по указу Петра I к работе при императорском дворе были привлечены иностранные художники, а за границу на обучение стали отправлять талантливых соотечественников.
3. Изложение нового материала:
В XVIII веке в изобразительном искусстве в основном развивались следующие жанры:
историческая живопись, отражающая события русской и мировой истории (Г. И. Угрюмов, А. П. Лосенко).
Пейзаж (С. Ф. Щедрин, Ф. Я. Алексеев).
Портретная живопись (И. Н. Никитин, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский).
Большое значение в развитии изобразительного искусства в стране имело открытие Академии художеств. Академия художеств — первое высшее учебное заведение, где шло обучение изобразительным искусствам. Она была открыта по инициативе И. И. Шувалова в 1757 году. Преподаватели Академии были приглашены из Италии, Германии, Франции. Обучение там длилось 9 лет (изучали такие предметы, как архитектуру, скульптуру, портрет). Затем выпускники направлялись на стажировку заграницу. С самого начала в Академии существовала и развивалась последовательная система обучения. Начинали с рисования, черчения, затем переходили к копированию образов. Наиболее талантливые ученики награждались золотыми и серебряными медалями. Академия долгое время была крупнейшей в Европе художественной школой. Из её стен вышли выдающиеся русские художники: Д. Г. Левицкий, А. П. Лосенко, Ф. С. Рокотов.
В изобразительном искусстве XVIII века наивысшее развитие получила портретная живопись. Именно в этот период изобразительное искусство отходит от религиозной тематики и обращается к человеку.
Портреты делились на два основных вида.
Камерные портреты. Чаще всего человека представляли на нейтральном фоне, изображая по пояс, по грудь либо по плечи. Особое внимание уделялось индивидуальным особенностям человека. Это были портреты, которые показывали внутренний мир человека, его душевные переживания.
Парадные портреты. Это картины, посвящённые монархам, выдающимся общественным деятелям. На этих произведениях искусства человека изображали в полный рост, и даже на коне, использовали парадный костюм, награды, драгоценности. Зрителям всячески пытались продемонстрировать высокое социальное положение человека. Фоном для таких портретов мог быть пейзаж или архитектурные сооружения.
Мастерами портретной живописи в XVIII веке были И. Н. Никитин, А. М. Матвеев, Ф. С. Рокотов, А. П. Антропов, Д. М. Левицкий, В. Л. Боровиковский.
Наряду с портретной живописью в XVIII в. были популярны графика и мозаика. Распространялись и народные картинки — лубок. Эти изображения отличались простотой и доступностью образов.
В XVIII веке изменилось отношение к изобразительному искусству. Работа художника постепенно стала полноценной профессией. Для демонстрации художественных произведений организовывались выставки и вернисажи.
Монархи и знатные люди стали создавать свои коллекции живописи. Во время правления Елизаветы Петровны при дворе были открыты первые картинные галереи. Екатерина II собрала большую коллекцию произведений западноевропейского искусства. Она стала основой для фондов Эрмитажа, который был открыт как частная картинная галерея в 1764 году.