3. Откры- тие нового знания | Организует работу по открытию нового знания. Существует Большое и Малое Золотое кольцо городов. Сегодня на уроке мы познакомимся с особо значимыми древними городами Малого Золотого кольца, их уникальными памятниками. Посмотрите на карту в презентации (слайд № 2) и ответьте на вопрос: Какие города входят в состав Малого Золотого кольца России? Учитель показывает города Золотого кольца России на карте в презентации Учитель: Золотое кольцо России – это наше историческое наследие. Древнерусские города хранят уникальные памятники культуры и истории – кремли, храмы, монастыри. Задает вопрос учитель: подумайте, по какому плану мы будем изучать каждый город? (вывешивает план на доску). Задание: вам необходимо заполнить таблицу в процессе заслушивания докладов по основным городам (Владимир, Суздаль, Ярославль, Кострома, Сергиев Посад). В конце занятия мы дадим им характеристику, определим образ города (раздаются таблицы) (Приложение А, таблица 12) Презентация (слайд № 3 указан город Ростов и дата основания - IX век). Учитель: Начало образования городов Золотого кольца России – IX век. В это время был образован Ростов Великий. Вопрос: опираясь на ранее полученные знания, назовите факторы, которые повлияли на ЭГП города. Рассказывает историю г. Ростов Великий. Презентация (слайд № 4) Учитель: откройте Атлас 9 класса, карту «Центральная Россия. Культурное наследие». На ней отмечены все города Золотого кольца» с памятниками и датами их возведения. Задание: рассмотрите памятники г Ростова. Назовите основные из них и определите время постройки. На территории Ростова имеется более 60 памятников истории и культуры, треть из которых являются памятниками федерального значения. Памятники бывают разного ранга наследия – Всемирного, федерального и регионального. – Ответьте на вопрос, что такое Всемирное культурное наследие ЮНЕСКО? – По состоянию на 2020 год в Списке культурного наследия ЮНЕСКО в России 19 объектов (слайд №5). Учитель: Памятники Всемирного наследия есть во Владимире, Суздале, Ярославле и Сергиевом Посаде. Некоторые из них очень древние. Они возникли в XI веке в городах Суздаль, Ярославль. Вопрос: чем ознаменовался этот период? Рассказывает историю г. Суздаль. Презентация (слайд № 6). Учитель: На карте найдите г. Суздаль. Объясните ЭГП города. По обилию памятников древнерусского искусства и сохранности старого внешнего облика он занимает ведущее место. Это город-музей с монастырями и церквями. На территории сосредоточено более 300 памятников. Основные архитектурные ансамбли Суздаля – Кремль, Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри. Задание: в городе находится уникальный Музей деревянного зодчества. С помощью дополнительной научно-популяр-ной литературы установите состав экспозиции музея. Учитель: следующий город скрыт от нас и мы должны его узнать, разгадав ребус. Показывает на доске ребус (Приложение, рисунок 42). Ответьте на вопрос: в чем особенность ЭГП Ярославля? Рассказывает историю г. Ярославль. Презентация (слайд №8). В городе около 600 памятников архитектуры, охраняемых государством. Исторический центр города – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Презентация (слайд № 10). Важнейшие архитектурные объекты центра: Спасо-Преображенский монастырь, церковь Богоявления (конец XVII в.), Ильинская площадь с церковью Ильи Пророка, Гостиный двор (начало XIX в.), дом Духовного ведомства (начало XX в.). В Ярославле находится один из старейших музеев России. Учитель: XII век – основание древнерусских городов Владимир, Переславль-Залесский, Кострома. Вопрос: какие события происходили в это период в истории нашей страны? Рассказывает историю г. Владимир. Презентация (слайд № 11). Отмечает особенности ЭГП города, в частности на границе ополья и лесной Мещеры. Потенциал культурно-исторического наследия высок; особенно велико количество памятников ранга ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Презентация (слайд № 12). Золотые ворота, Успенский собор, Дмитриевский собор внесены в Список Всемирного наследия. Памятники федерального значения – Богородице-Рождественский монастырь, храм Михаила Архангела, Николо-Кремлевская и Троицкая церкви. В городе находится знаменитый музей «Гжель». Учитель освещает историю г. Переславль-Залесский. Вспомните, какие географические факторы способствовали образованию города? Презентация (слайд № 14). Древнерусский город Переславль-Залесский славен церквями, монастырями, крепостными валами. В городе большое количество музеев, наиболее известные из которых - Переславский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, музей-усадьба «Ботик Петра I» Учитель рассказывает историю г. Кострома. Старинный город Кострома расположен на в долине Волги и устье реки Костромы. Выгодное ЭГП обеспечило развитие города. Уникальность города – в хорошей сохранности планировки и каменной застройки конца XVII–XVIII вв. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Комплекс Торговых рядов – один из главных символов Костромы. На территории музея «Костромская слобода» представлены деревянные постройки XVII–XIX вв. Тематические музеи: производства льна, игрушки из глины, Музей природы, театрального костюма. Учитель: Следующий город – Сергиев Посад возник в XIV веке. Вопрос: чем знаменит XIV век в истории нашей Родины? Назовите правителей, известных людей, события. Рассказывает историю г. Сергиев Посад. Презентация (слайд № 16). Город Сергиев Посад славится объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО – Троице-Сергиевой лаврой. В городе свыше 60 памятников истории и культуры, большое количество церквей, интересных музеев (Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник с одним из крупнейших в России собранием русского искусства XIV - XIX вв., Музей игрушки и др.). Презентация (слайд № 18). Учитель: Самый «молодой» город в составе Золотого кольца России – Иваново. Вопрос: в каком веке возник город? Рассказывает историю г. Иваново. Презентация (слайд № 19). Город тесно связан с развитием текстильной промышленности в России. Назовите факторы, повлиявшие на этот процесс. В городе расположено большое число объектов архитектуры: купеческих домов и усадеб, промышленной архитектуры XIX – начала XX вв., авангарда. Действует несколько музеев. Иваново позиционируется как своеобразный памятник революционной эпохи в России начала XX в. Все эти города целенаправленно объединены в одно туристское кольцо, названное "Золотым". Их отличает длительная и сложная история, хорошая сохранность многочисленных памятников наследия. Презентация (слайд № 21). | Отвечают на вопрос: В Малое Золотое кольцо России входят города: Сергиев Посад, Переславль-Залес-ский, Ростов, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир, Иваново. Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог Изучают вопросы, предложенные в сравнительной таблице Отвечают на вопрос, объясняют местоположение города Ростова Находят на карте г. Ростов и отвечают на вопрос Согласно индивидуального задания ученик рассказывает о памятнике «Ростовский Кремль» Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос Находят на карте г. Суздаль и отвечают на вопрос Согласно индивидуального задания ученик рассказывает о памятниках (слайд № 7) Находят Музей деревянного зодчества и устанавливают, что на его территории собраны старинные деревянные постройки (церкви, избы, мельницы) Учащиеся запоняют таблицу анализа по г. Суздалю Разгадывают ребус и устанавливают, что это город Ярославль. Отвечают на вопрос Согласно индивидуального задания ученик рассказывает о центре города (слайд № 9) Учащиеся запоняют таблицу анализа по г. Ярославлю Согласно индивидуального задания ученик рассказывает об Успенском соборе (слайд № 13) Учащиеся заполняют таблицу анализа по г. Владимиру Отвечают на вопрос и определяют особенности местоположения Согласно индивидуального задания ученик рассказывает о музее-заповеднике «Ботик Петра I» (слайд № 15) Согласно индивидуального задания учащийся представляет памятники провинциального классицизма Учащиеся заполняют таблицу анализа по г. Кострома Отвечают на вопросы учителя Учащиеся запоняют таблицу по г. Сергиев Посад Согласно индивидуального задания рассказывает о Троице-Сергиевой лавре (слайд № 17) Отвечают на вопросы учителя Согласно индивидуального задания рассказывает о памятниках г. Иваново (слайд № 20). | Приводят доказательства в диалоге, проявляют актив- ность в сотрудничестве. Преобразовывают модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной целью |