kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Города Золотого кольца России: культура и история

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок подойде для повторительно -обобщающего  урока за закрепление культуры России 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Города Золотого кольца России: культура и история»

Предмет: История России.

Целевая аудитория: обучающиеся 8- 9 классов.

Тип занятия: урок новых знаний.

Форма организации: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстратив-ные (с использованием презентации). Развитию творческой деятельности способствует частично-поисковый метод. Средства обучения: карты, дополнительная научно-популярная литература, интернет-ресурсы, компьютер, мультимедийный проектор. Опережающее задание: за неделю до проведения урока ученикам класса предлагаются темы для индивидуальных заданий. Структура урока Этапы: 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы урока. Актуализация знаний. 3. Открытие нового знания. 4. Включение нового в активное использование. Самостоятельная работа. 5. Домашнее задание. 6. Итог урока. Рефлексия.
Технологическая карта урока по теме «Города Золотого кольца России»

Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: сформировать у учащихся представление о городах Золотого кольца России, их культурно-историческом потенциале, конкретизировать образ каждого города.
Педагогические задачи: углубление знаний по культуре России; углубление знаний о городах Золотого кольца России в историко-географическом аспекте; изучение истории возникновения и развития древнерусских городов, входящих в Золотое кольцо России, вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность по изучению культурно-исторического наследия, содействие патриотическому воспитанию.
Планируемые результаты
Предметные: учащиеся углубят знания о городах Золотого кольца России, их экономико-географи-ческом положении и факторах развития, узнают их историческое значение, расширят знания об основных достопримечательностях; научатся выделять культурные объекты различного ранга наследия, формировать образ города

Метапредметные: регулятивные – планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; выполнять оценку и самооценку; познавательные – анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; преобразовывать информацию на основе схем, карт, сообщений, строить ответ на заданный вопрос; коммуникативные – проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные правила; планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия. Личностные: прививать уважение к культурному наследию; использовать дополнительные источники информации; находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков

Организационная структура урока
Этапы урока, форма работы Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся Формируемые способы деятельности обучаю- щихся
1. Орга- Низа- цион- ный момент
Учитель географии организует положительный настрой на урок. -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас новая тема. Ее название мы сможем понять из стихотворения, которое прочитает ученик (называет имя ученика).
Приветствие учителя Слушают стихотворение И. Гладкова, которое читает ученик Отрабатывают способы взаимодействия
2. Сооб щение темы урока. Актуа- лиза-

ция знаний


– Ребята, прозвучало стихотворение, на основании которого вы можете обозначить тему сегодняшнего урока.

Назовите тему урока, сформулируйте цель урока, важность материала, задачи для достижения цели, план работы для решения поставленных задач.

Презентация (слайд № 1 название темы)

Откройте учебник на с. 116. Прочитайте задание: «Вспомните, какие древнерусские города являются центрами туризма?»
Формулируют тему, цель, задачи урока, план работы над темой Проговаривают по памяти информацию, которая поможет в решении задачи. Проявляют чувство доброжелательности
3. Откры- тие нового знания






























Организует работу по открытию нового знания. Существует Большое и Малое Золотое кольцо городов. Сегодня на уроке мы познакомимся с особо значимыми древними городами Малого Золотого кольца, их уникальными памятниками. Посмотрите на карту в презентации (слайд № 2) и ответьте на вопрос: Какие города входят в состав Малого Золотого кольца России? Учитель показывает города Золотого кольца России на карте в презентации







Учитель: Золотое кольцо России – это наше историческое наследие. Древнерусские города хранят уникальные памятники культуры и истории – кремли, храмы, монастыри.

Задает вопрос учитель: подумайте, по какому плану мы будем изучать каждый город? (вывешивает план на доску).

Задание: вам необходимо заполнить таблицу в процессе заслушивания докладов по основным городам (Владимир, Суздаль, Ярославль, Кострома, Сергиев Посад). В конце занятия мы дадим им характеристику, определим образ города (раздаются таблицы) (Приложение А, таблица 12)

Презентация (слайд № 3 указан город Ростов и дата основания - IX век).

Учитель: Начало образования городов Золотого кольца России – IX век. В это время был образован Ростов Великий. Вопрос: опираясь на ранее полученные знания, назовите факторы, которые повлияли на ЭГП города. Рассказывает историю г. Ростов Великий. Презентация (слайд № 4)

Учитель: откройте Атлас 9 класса, карту «Центральная Россия. Культурное наследие». На ней отмечены все города Золотого кольца» с памятниками и датами их возведения. Задание: рассмотрите памятники г Ростова. Назовите основные из них и определите время постройки. На территории Ростова имеется более 60 памятников истории и культуры, треть из которых являются памятниками федерального значения. Памятники бывают разного ранга наследия – Всемирного, федерального и регионального.

– Ответьте на вопрос, что такое Всемирное культурное наследие ЮНЕСКО?

– По состоянию на 2020 год в Списке культурного наследия ЮНЕСКО в России 19 объектов (слайд №5).

Учитель: Памятники Всемирного наследия есть во Владимире, Суздале, Ярославле и Сергиевом Посаде. Некоторые из них очень древние. Они возникли в XI веке в городах Суздаль, Ярославль. Вопрос: чем ознаменовался этот период? Рассказывает историю г. Суздаль. Презентация (слайд № 6).

Учитель: На карте найдите г. Суздаль. Объясните ЭГП города.

По обилию памятников древнерусского искусства и сохранности старого внешнего облика он занимает ведущее место. Это город-музей с монастырями и церквями. На территории сосредоточено более 300 памятников. Основные архитектурные ансамбли Суздаля – Кремль, Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри. Задание: в городе находится уникальный Музей деревянного зодчества. С помощью дополнительной научно-популяр-ной литературы установите состав экспозиции музея.













Учитель: следующий город скрыт от нас и мы должны его узнать, разгадав ребус. Показывает на доске ребус (Приложение, рисунок 42). Ответьте на вопрос: в чем особенность ЭГП Ярославля? Рассказывает историю г. Ярославль. Презентация (слайд №8). В городе около 600 памятников архитектуры, охраняемых государством. Исторический центр города – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Презентация (слайд № 10). Важнейшие архитектурные объекты центра: Спасо-Преображенский монастырь, церковь Богоявления (конец XVII в.), Ильинская площадь с церковью Ильи Пророка, Гостиный двор (начало XIX в.), дом Духовного ведомства (начало XX в.). В Ярославле находится один из старейших музеев России.

Учитель: XII век – основание древнерусских городов Владимир, Переславль-Залесский, Кострома. Вопрос: какие события происходили в это период в истории нашей страны? Рассказывает историю г. Владимир. Презентация (слайд № 11). Отмечает особенности ЭГП города, в частности на границе ополья и лесной Мещеры. Потенциал культурно-исторического наследия высок; особенно велико количество памятников ранга ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Презентация (слайд № 12). Золотые ворота, Успенский собор, Дмитриевский собор внесены в Список Всемирного наследия. Памятники федерального значения – Богородице-Рождественский монастырь, храм Михаила Архангела, Николо-Кремлевская и Троицкая церкви. В городе находится знаменитый музей «Гжель».

Учитель освещает историю г. Переславль-Залесский.

Вспомните, какие географические факторы способствовали образованию города?

Презентация (слайд № 14).

Древнерусский город Переславль-Залесский славен церквями, монастырями, крепостными валами. В городе большое количество музеев, наиболее известные из которых - Переславский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, музей-усадьба «Ботик Петра I»


Учитель рассказывает историю г. Кострома.

Старинный город Кострома расположен на в долине Волги и устье реки Костромы. Выгодное ЭГП обеспечило развитие города. Уникальность города – в хорошей сохранности планировки и каменной застройки конца XVII–XVIII вв. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Комплекс Торговых рядов – один из главных символов Костромы. На территории музея «Костромская слобода» представлены деревянные постройки XVII–XIX вв. Тематические музеи: производства льна, игрушки из глины, Музей природы, театрального костюма.


Учитель: Следующий город – Сергиев Посад возник в XIV веке. Вопрос: чем знаменит XIV век в истории нашей Родины? Назовите правителей, известных людей, события. Рассказывает историю г. Сергиев Посад. Презентация (слайд № 16). Город Сергиев Посад славится объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО – Троице-Сергиевой лаврой. В городе свыше 60 памятников истории и культуры, большое количество церквей, интересных музеев (Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник с одним из крупнейших в России собранием русского искусства XIV - XIX вв., Музей игрушки и др.). Презентация (слайд № 18).

Учитель: Самый «молодой» город в составе Золотого кольца России – Иваново. Вопрос: в каком веке возник город? Рассказывает историю г. Иваново. Презентация (слайд № 19). Город тесно связан с развитием текстильной промышленности в России. Назовите факторы, повлиявшие на этот процесс. В городе расположено большое число объектов архитектуры: купеческих домов и усадеб, промышленной архитектуры XIX – начала XX вв., авангарда. Действует несколько музеев. Иваново позиционируется как своеобразный памятник революционной эпохи в России начала XX в.

Все эти города целенаправленно объединены в одно туристское кольцо, названное "Золотым". Их отличает длительная и сложная история, хорошая сохранность многочисленных памятников наследия.

Презентация (слайд № 21).






Отвечают на вопрос: В Малое Золотое кольцо России входят города: Сергиев Посад, Переславль-Залес-ский, Ростов, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир, Иваново.



Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог



Изучают вопросы, предложенные в сравнительной таблице







Отвечают на вопрос, объясняют местоположение города Ростова





Находят на карте г. Ростов и отвечают на вопрос

Согласно индивидуального задания ученик рассказывает о памятнике «Ростовский Кремль»

Отвечают на вопрос







Отвечают на вопрос





Находят на карте г. Суздаль и отвечают на вопрос

Согласно индивидуального задания ученик рассказывает о памятниках (слайд № 7)

Находят Музей деревянного зодчества и устанавливают, что на его территории собраны старинные деревянные постройки (церкви, избы, мельницы)

Учащиеся запоняют таблицу анализа по г. Суздалю


Разгадывают ребус и устанавливают, что это город Ярославль. Отвечают на вопрос

Согласно индивидуального задания ученик рассказывает о центре города (слайд № 9)

Учащиеся запоняют таблицу анализа по г. Ярославлю


Согласно индивидуального задания ученик рассказывает об Успенском соборе (слайд № 13)

Учащиеся заполняют таблицу анализа по г. Владимиру









Отвечают на вопрос и определяют особенности местоположения

Согласно индивидуального задания ученик рассказывает о музее-заповеднике «Ботик Петра I» (слайд № 15)

Согласно индивидуального задания учащийся представляет памятники провинциального классицизма

Учащиеся заполняют таблицу анализа по г. Кострома









Отвечают на вопросы учителя

Учащиеся запоняют таблицу по г. Сергиев Посад

Согласно индивидуального задания рассказывает о Троице-Сергиевой лавре (слайд № 17)



Отвечают на вопросы учителя





Согласно индивидуального задания рассказывает о памятниках г. Иваново (слайд № 20).




Приводят доказательства в диалоге, проявляют актив- ность в сотрудничестве. Преобразовывают модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной целью




4. Включение нового в актив ное исполь зование Само стояте льная работа

Учитель организует беседу, помогает сделать выводы. Проверяет знания учащихся.

Учитель организует:

  1. Сравнительный анализ таблицы по городам Владимир, Суздаль, Ярославль, Кострома и Сергиев Посад.

  2. Организует выполнение задания на закрепление изученного материала «Соответствие города «Золотого кольца» и находящегося в нем памятника». На доске написаны названия городов и хаотично закреплены изображения памятников. Необходимо к каждому городу напротив стрелки прикрепить правильное изображение памятника, который в нем находится (Приложение Б, рисунок 43)

  3. Индивидуальное задание. Каждому ученику раздаются листы с изображением маршрута Золотого кольца, но без названия городов (Приложение Б, рисунок 44).

  4. Задание: Расположите названия городов Золотого кольца России в порядке их основания


Демонстрируют результаты работы в таблице, устанавливая историко-геогра-фический образ города согласно его наследию.

Выполняет один ученик, остальные контролируют правильность выполнения

Письменно выполняют индивидуальное задание

Устно выполняет один ученик, остальные осуществляют контроль правильности ответа.

Осуществлять контроль, планировать способы взаимодействия. Контроль по результату
5. Домашнее задание Ответить письменно на вопросы в конце параграфа № 33 Слушают, задают уточняющие вопросы Сохранять учебную задачу
6. Итог урока. Рефлексия Учитель географии организует подведение итогов урока обучающимися, предлагает им оценить свою работу на уроке. Вопросы: – Выполнили ли мы задачи урока? – Что нового вы узнали и что вас удивило? – Какое задание вас особенно заинтересовало? – Оцените свою работу в «Перекрестке мнений». Нужно наклеить стикер на направление стрелки, которое считаете нужным: «Мало узнал», «Много узнал», «Работал хорошо», «Работал плохо» (Приложение Б, рисунок 45). – Молодцы! Спасибо за работу!

Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, вступают в диалог

Заполняют экран рефлексии «Перекресток мнений» (Приложение Б, рисунок 44)

Способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности. Проявлять доброжелательность и эмоционально-нравствен- ную отзывчи- вость




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Города Золотого кольца России: культура и история

Автор: Андреева Наталья Владимировна

Дата: 19.04.2022

Номер свидетельства: 605212

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока "Золотое кольцо России" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-zolotoie-kol-tso-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "171576"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423679842"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Презентация по теме:"ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ.Золотое кольцо России" "
    ["seo_title"] => string(86) "priezientatsiia-po-tiemie-putieshiestviie-po-gorodam-i-stranam-zolotoie-kol-tso-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "180446"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425197578"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока на тему "Золотое кольцо России""
    ["seo_title"] => string(44) "konspekt_uroka_na_temu_zolotoe_koltso_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "573844"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1613927024"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект виртуальной экскурссии "Золотое кольцо России""
    ["seo_title"] => string(52) "konspekt_virtualnoi_ekskurssii_zolotoe_koltso_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "557189"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1599595533"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Путешествие по золотому кольцу России "
    ["seo_title"] => string(42) "putieshiestviie-po-zolotomu-kol-tsu-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "173790"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424023787"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства