Просмотр содержимого документа
«Эпоха Петра Первого»
Тема урока: Эпоха Петра1.
Цели урока:
1.Обобщить, систематизировать и проверить знания учеников и степень усвоения материала о эпохе правления Петра I. Оценить масштаб личности самого царя. Показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики. Подчеркнуть эпохальное значение реформ Петра I.
2.Продолжить формировать умение выделять главное, существенное; анализировать. процессе работы вам предстоит проанализировать деятельность Петра I по преобразованию России. Обобщать материал, делать выводы. Показать умение работать с различными источниками. Умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
3.Воспитание патриотизма, любви к Родине; чувство коллективизма и сотрудничества при работе в группах.
Оборудование: Карта «Россия с конца XVII в. по 60-е годы XVIII в.», портрет Петра I, иллюстрация памятника Петру I. Презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Цель урока - Обобщить, систематизировать и проверить знания учеников и степень усвоения материала о эпохе правления Петра I. Оценить масштаб личности самого царя. Показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики. Подчеркнуть эпохальное значение реформ Петра I.
Воспитание патриотических чувств, любовь к Родине и гордость за народ-труженник.
Задание на урок:
Дать характеристику эпохе Петра I
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлемой душой
На троне вечный был работник.
(А.С. Пушкин)
Начало славных дел Петра
Мрачили мятежи и казни.
(А.С. Пушкин)
Чтобы сделать Петра великим,
его делают небывалым и невероятным.
Между тем надобно изобразить его
самим собою, чтобы он сам собой стал
велик. (В.О. Ключевский)
«Антихрист!» -
Русский народ
Вступительное слово учителя: Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра 1 и значение его реформ.
Эпоха Петра I, этого «работника на троне», неукротимая творческая энергия которого вдохновляла многих русских поэтов (вы уже знакомы с творчеством А.С.Пушкина).
Чтение наизусть отрывков из поэм Пушкина «Полтава» и «Медный всадник».
Задание классу:
Определите, как Пушкин относился к Петру I?
А как вы относитесь к личности и деятельности Петра I?
1. Кто он: реформатор или тиран? Сообщения о Петре 1.
Учитель обобщает:
Пушкин относился к Петру I с глубочайшим уважением. Петр стал героем его «Полтавы», «Медного всадника», «Арапа Петра Великого».
Отношение свое к преобразованиям Пушкин выразил метко и образно: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль - при стуке топора и громе пушек».
Но Пушкин всегда помнил, чьим потом и кровью оплачивались победы и успехи петровского государства. Суровый царь, по его словам, «уздой железной Россию поднял на дыбы». В течение многих лет высказывались разные оценки личности и деятельности. При всей их несхожести, нельзя не согласиться с тем, что Петр I - первоклассный полководец, флотоводец, дипломат, государственный деятель, реформатор. Он верил в возможности России, его не останавливали неудачи. Самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие. Пушкин называл его «вечным работником». Столь же примечательна постоянная тяга к знаниям и обучению других. В обращении с другими был прост, но суров, порой до жестокости. В повседневной жизни был неприхотлив, хотя любил увеселения по поводу военных побед. В большом и малом он оставался натурой цельной, деятельной. В нашей истории он по праву останется Петром Великим. Действительно, это одна из самых ярких эпох отечественной истории. Традиции, особенности и привычки старой Руси менялись на глазах одного поколения. Сухопутная Русь сделалась морской державой, и не случайно «окном в Европу» стала столица империи – портовый город Санкт-Петербург. Новые времена – новые песни: медь церковных колоколов, наполнявших Москву малиновым звоном, по приказу Петра I была перелита в пушки, победный грохот которых ознаменовал рождение новой цивилизации.
(Учитель обращает внимание класса на 1-й эпиграф презентации).
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлемой душой
На троне вечный был работник.
(А.С. Пушкин)
Но, справедливости ради, надо отметить, что все реформы и новшества проводились с помощью жесточайшей эксплуатации простого народа, насильственными методами, усилением налогового бремени.
Начало славных дел Петра
Мрачили мятежи и казни.
(А.С. Пушкин)
(Зачитывается 2-й эпиграф презентации)
Сегодня на нашем обобщающем уроке мы должны вспомнить экономические, политические, социальные преобразования в Российской империи, оценить масштаб и значимость этих реформ и ответить на вопрос:
« Какое влияние оказал Петр Великий на историю России?». (Зачитывается 3-й эпиграф презентации).
Чтобы сделать Петра великим, его делают небывалым и невероятным.
Между тем надобно изобразить его
самим собою, чтобы он сам собой стал
велик. (В.О. Ключевский)
2.Конкурс: Историческая викторина -презентация :
1.Назовите фамилию Петра? ( Романов).
2. Как звали отца Петра? ( Алексей Михайлович).
3.Назовите даты Северной войны (1700-1721).
4.Когда был основан Петербург? (1703г)
5.Назовите архитектурные постройки Санкт-Петербурга сохранившиеся с Петровской эпохи? (Петровские ворота, Петропавловский собор,12 коллегий, кунцкамера, летний Дворец Петра, Кикины палаты).
6.Какие внешнеполитические задачи удалось решить Петру?
(Выход в Балтийское море, престиж России)
7.Почетный титул Петра I, преподнесенный ему Сенатом в 1721 г. (император)
Друг и сподвижник Петра, незнатного происхождения. (Меньшиков)
9.Документ, где определялись чины и порядок прохождения по службе (военной и гражданской). – (Табель о рангах.)
Первая печатная русская газета (Ведомости)
Глава коллегии- (президент)
Великий русский поэт, автор поэмы о Петре I. (Пушкин)
Правительствующий орган, созданный Петром в 1711 г. (Сенат).
3 конкурс: Исторический диктант: Чья команда быстрее?
1.Экспорт
З- крестьяне, принадлежащие заводам
2. Ассамблея
Г- государственные учреждения, введенные вместо приказов
3. Абсолютизм
В- власть ничем и никем не ограниченная
4. Коллегия
Б- торжественный прием гостей в знатных домах
5.Синод
Д- духовная коллегия для управления церковными делами
6.Прибыльщик
Ж- ввоз иностранных товаров
7. Импорт
Е- человек, придумывающий, с чего бы взять дополнительный налог, взыскать пошлину
8. Посессионные рабочие
А- вывоз отечественных товаров
4 конкурс: Литературный конкурс.
Слово учителю: (Показывает в презентации иллюстрацию памятника Петру Великому)
- Ребята, как известно, мысль воздвигнуть памятник Петру Великому принадлежит императрице Елизавете Петровне. Но эта идея осуществилась при Екатерине II. Памятник сооружал Этьен-Морис Фальконет (Фальконе). Для возведения памятника в деревне Лахте под Петербургом был найден огромный камень Гром. Торжественное открытие памятника состоялось в августе 1782 года.
В то время было написано стихотворение писателем В.Г. Рубаном:
Нерукотворная здесь Росская гора,
Вняв гласу Божию из уст Екатерины,
Пришла во град Петров чрез Невские пучины
И пала под стопы Великого Петра.
«Петру Первому – Екатерина Вторая» - такие слова выбиты на постаменте знаменитого памятника. Вам было дано задание за день до игры составить свою подпись к памятнику. (Победитель получает 3 балла).
Подводится общий итог игры,
5.«Выводы по теме «Эпоха Петра Великого». После подсчета баллов, определяется победитель.
Заключительное слово учителя: Многие историки справедливо предостерегают от переоценки революционных преобразований Петра I. Реформы сопровождались резким ростом налогового бремени, усилением крепостной зависимости, феодального гнета, огромными жертвами.
Но нельзя недооценивать, что Россия в первой четверти XVIII века ликвидировала отставание от передовых стран Европы в экономике, резко возросла мануфактурная промышленность, созданы новые отрасли, широко развернулась внешняя и внутренняя торговля. Произошло усовершенствование государственного аппарата, оформилась абсолютная монархия. Большие перемены произошли в культурной жизни.
Закончить наш урок я хочу словами российского историка М.П. Погодина: «Петр Великий сделал много для России. Смотришь и не веришь, считаешь и не досчитаешься. Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться с места, не можем оборониться ни в одну сторону без того, чтобы он везде не встретился с нами: дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье, - все он, все он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу.».
Вывод: Проводя реформы, нужно помнить, ради кого они проводятся, думать об интересах всего общества, а не узкой группировки.
Комментирует домашнее задание: На выбор: письмо в прошлое от царя Петра Великого или простого человека.