Урок истории в 7 классе по теме: "Петр Первый-реформатор"
Урок истории в 7 классе по теме: "Петр Первый-реформатор"
Цель урока: формирование навыков самостоятельного мышления, критического восприятия основных интерпретаций эпохи Петра Первого и его преобразований через организацию самостоятельной работы учащихся с документами известных российских историков, материалами сети Интернет, цифровых образовательных ресурсов.
Тип урока: урок-исследование
Методы обучения :частично-поисковый, исследовательский
Форма организации :работа в группах
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
-определить место и роль Пета 1 в российской истории;
-научить анализу текста;
-развить умение логически мыслить и самостоятельно делать выводы,
-развитие критического мышления.
Метапредметные результаты:
-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-рассматривать иллюстрации и презентации, извлекать из них информацию;
-осуществлять самопроверку;
-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты: понимание сложности изучения великой личности в истории в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность.
Задачи:
-создание условий для исследовательской деятельности учащихся, в том числе- в сети Интернет, с цифровым образовательным ресурсом «Энциклопедия истории России».
-развитие речи, памяти, внимания.
-воспитание познавательной активности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 7 классе по теме: "Петр Первый-реформатор" »
Тема: « Петр Первый-реформатор.
Цель урока: формирование навыков самостоятельного мышления , критического восприятия основных интерпретаций эпохи Петра Первого и его преобразований через организацию самостоятельной работы учащихся с документами известных российских историков, материалами сети Интернет, цифровых образовательных ресурсов.
Тип урока: урок-исследование
Методы обучения :частично-поисковый, исследовательский
Форма организации :работа в группах
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
-определить место и роль Пета 1 в российской истории;
-научить анализу текста;
-развить умение логически мыслить и самостоятельно делать выводы,
-развитие критического мышления .
Метапредметные результаты:
-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-рассматривать иллюстрации и презентации, извлекать из них информацию;
-осуществлять самопроверку;
-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты: понимание сложности изучения великой личности в истории в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность.
Задачи:
-создание условий для исследовательской деятельности учащихся, в том числе- в сети Интернет, с цифровым образовательным ресурсом «Энциклопедия истории России».
-развитие речи, памяти, внимания.
-воспитание познавательной активности.
Оборудование: карта «Российская империя XVIII век», документы российских историков, фрагменты текстов, таблица «Западники и славянофилы о Петре Первом»
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Современники и потомки о Петре Первом»,
цифровой образовательный ресурс «Энциклопедия истории России».
Ход урока:
Вступительное слово учителя
(сопровождается показом слайдов презентации)
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
А.С.Пушкин.
«Петр 1-реформатор:чудо или чудовище?- тема нашего урока.
Пока жива будет Россия, не умолкнут споры о Петре Великом, начатые еще его современниками. Все в этом человеке было необычно: внешность, поступки, дела. Нет и однозначной оценки личности императора, так же, как и его преобразований. Реформы Петра 1 становятся предметом острых споров. И это вполне естественно: история России продолжается; продолжаются и наши раздумья о ней.
Среди историков есть разные точки зрения на оценку последствий петровских реформ:
1точка зрения. Деятельность Петра 1 совлекла Россию с естественного, самобытного пути, стране был навязан чуждый европеизированный вариант развития, при этом было утеряно многое положительное в русских национальных обычаях, духовных ценностях.
2 точка зрения. Реформы Петра пробудили Россию от спячки, приобщили к достижениям мировой цивилизации, превратили в одну из сильнейших держав.
-А чью позицию и почему заняли сегодня вы?
Я предлагаю вам выступить сегодня в роли исследователей. Объектом исследования будут взгляды на деятельность Петра 1 русских историков , философов, публицистов. Дискуссионный материал, часть которого была проработана на прошлом уроке, лежит на столах.
Слово экспертам урока ( раздают памятки, напоминают правила дискуссии)
Учитель: на сегодняшнем уроке у вас появится возможность защитить или обвинить Петра, признать его Великим, «Чудом» в истории России или назвать его «Чудовищем».
Цитаты к дискуссии: (вынесены на слайды презентации)
1. «Реформы Петра 1-своеобразная революция «сверху» С.М.Соловьев
2. «Петр1-разрушитель русских национальных устоев» М.Щербатов
3. «Петр не мог быть спасителем России. Он был труслив и бездарен как военачальник»
В.Голицын
4. Петр 1 в оценке западников и славянофилов.
Учитель: отдельно на столах лежит приложение №1. По 2чел от группы, пока идет дискуссия, анализируют документы и заполняют таблицу «Западники и славянофилы о путях развития России»
А мы начинаем нашу дискуссию.
Доказать или опровергнуть мнение историка Соловьева. Оцениваем, кто более убедителен.
(эссе зачитывают, учащиеся опровергают или соглашаются с мнением выступающих)
Вопросы есть у экспертов?
«Цель оправдывает средства» приемлем при строительстве города?
Учитель: «Петр1-разрушитель русских национальных устоев» считает М.Щербатов.
Еропеизация стала трагедией русского народа. Давайте проанализирум 2 документа, чтобы опровергнуть или доказать эту точку зрения. Найдите приложение №2, №3.
(анализ документов)
Учитель: «Петр не мог быть спасителем России. Он был труслив и бездарен как военачальник» писал его современник В.Голицын. Так ли это?
1 группа . (Учащиеся показывают по карте , отмечают флажками проигранные сражения, анализируют причины поражения России)
Эксперт. Скажите, вы все поражения приписываете лично Петру 1?
2 группа. (Учащиеся просматривают страницу электронной энциклопедии по истории России о внешней политике Петра Первого, раскрывают анимацию с ходом военных действий в Северной войне, потом делают выводы)
Учитель: А теперь посмотрим Петра Первого в оценке западников и славянофилов.
Славянофилы (делаем запись в таблице)- отрицательно. Петр-источник всех бед России, он внедрил западные порядки и обычаи, которые увели Россию с истинного пути.
Западники (делаем запись в таблице)- положительно. Петр спас Россию, обновил старину и вывел ее на международный уровень.
Скажите, к какому общественному течению- западникам или славянофилам принадлежит автор этих строк?
Могучий муж! Желал ты блага,
Ты мысль великую питал,
В тебе есть сила и отвага
И дух высокий обитал.
Но истребляя зло в Отчизне,
Ты всю Отчизну оскорбил;
Гоня пороки русской жизни
Ты жизнь безжалостно давил…
Вся Русь, вся жизнь ее доселе
Тобою презренна была
И на твоем великом деле
Печать проклятия легла
Стихотворение «Петру 1» написал К. Аксаков, который был славянофилом
Учитель: Наша дискуссия подходит к концу. Эксперты, вам слово. Какая группа была убедительнее? Как вы оцениваете их работу?
(Эксперты подводят итоги работы групп, вручают медали победителям)
Учитель: обе группы были убедительны, владели фактическим материалом, но истина заключается в противоречивости самого царя, в сочетании в нем хорошего и плохого, великого и злого. Думая о благе России, он достигает ее величия, но слишком дорогой ценой.