kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Методические рекомендации по проведению практических занятий обучающихся по истории"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены вопросы методических рекомендаций для выполнения обучающимися СПО практических работ по учебной дисциплине "История"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Методические рекомендации по проведению практических занятий обучающихся по истории"»

Методические рекомендации по проведению практических занятий обучающихся по истории


Современному преподавателю учреждений профессионального образования необходимо соответствовать вызову времени и искать новые пути мотивации обучающихся к освоению учебного материала. История – наука субъективная, мировоззренческая. В связи с этим занятие нельзя превращать в строгую инструкцию для обучающихся – им необходимо обеспечить возможности для самоопределения, самореализации, сотрудничества. Большую роль в решении данной задачи играют практические занятия.

Практическое занятие это:

1) одна из форм учебного занятия, целью которого является формирование у студента практических навыков и умений;

2) это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий – упражнений, задач и т. п. – под руководством и контролем преподавателя.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УДД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Педагогу важно создать условия для совершенствования УДД и тех умений и способностей, на которые они опираются, что возможно только в процессе активной самостоятельной деятельности обучающихся.

Методические рекомендации предназначены для методической поддержки и сопровождения практических занятий по истории. Они призваны оказать методическую помощь преподавателю и студентам в организации и проведении практических занятий по предмету.

В результате использования Методических рекомендаций для преподавателя по проведению практических занятий обучающихся в образовательном процессе решаются следующие задачи:

- контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки в качестве результатов освоения учебной дисциплины;

- контроль и управление достижением целей реализации ОПОП, определенных в виде набора общих и профессиональных компетенций выпускников;

- обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс учебного заведения;

- оценка достижений обучающихся в процессе изучения дисциплины с выделением положительных/отрицательных результатов и планирование предупреждающих/корректирующих мероприятий.

Конечным результатом обучения (государственными стандартами предусмотрен комплекс личностных, метапредметных, предметных результатов) должна стать способность выпускников ориентироваться в социально-политической, культурной ситуациях.


Методические рекомендации педагогу по проведению практических занятий обучающихся по дисциплине «История».

Подготовка педагога к практическим занятиям обучающихся:

1. Подобрать необходимую учебную и справочную литературу для обучающихся. Технология организации практических занятий обучающихся включает использование материально-технических ресурсов образовательного учреждения: - учебно-методическую базу учебных кабинетов; - учебную и учебно-методическую литературу.

2. Определиться в целях и особенностях предстоящей работы обучающихся.

3. Отобрать методики, которые позволят в полной мере реализовать цели и задачи предстоящей работы.

При проведении практических занятий используются следующие типы работы обучающихся:

- воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;

- реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;

- эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;

- творческая, направленная на развитие способностей обучающихся к исследовательской деятельности.

Виды практических заданий обучающихся по учебной дисциплине «История»:

- Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала;

- Работа со словарем, справочником;

- Работа с тестовым материалом;

- Работа с тематическими вопросами;

- Составление таблиц, в т.ч. хронологических;

- Подготовка устного сообщения.

Формы организации обучающихся на практических занятиях в зависимости от цели, объема, конкретной тематики, уровня сложности, уровня умений обучающихся: фронтальная (все выполняют одновременно одну и ту же работу), групповая (одна и та же работа выполняется группами по 2-5 человек) и индивидуальная (каждый выполняет индивидуальное задание).

Перед выполнением обучающимися практических занятий преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, основные требования к результатам, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Форму, вид этой процедуры (устно, письменно, индивидуально, фронтально и пр.) должен определить сам преподаватель, исходя из конкретной ситуации. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Во время выполнения обучающимися практических заданий при необходимости преподаватель может проводить консультации.

Критерии оценки результатов практических занятий обучающихся:

- уровень освоения учебного материала;

- уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- уровень сформированности общеучебных умений;

- уровень умения находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

- обоснованность и четкость изложения материала;

- оформление материала в соответствии с требованиями;

- уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

- уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

- уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

- уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.

Оценки за выполнение практических заданий выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости обучающихся.


Методические рекомендации обучающимся к практическим занятиям по дисциплине «История»

ПАМЯТКА К РАБОТЕ С КНИГОЙ

1. Понять, как построена книга, ее структуру.

2. Отобрать самое важное, основное из содержания книги.

3. Работу с книгой желательно строить в три этапа: первоначальное прочтение всего текста с целью ознакомления с ним; второе прочтение текста, включающее конспектирование и детальное изучение материала; третье, заключительное прочтение для закрепления полученной информации.

АЛГОРИТМ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА О ВОЙНАХ

1. Причина и характер войны: основные противоречия, приведшие к войне; подготовка к войне, соотношение сил, планы сторон.

2. Ход войны (основные этапы): повод к войне и ее начало; основные этапы и главные сражения, окончание войны, условия мира, итоги.

3. Значение войны (экономические, политические, социальные и др. последствия войны).

АЛГОРИТМ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности;

2. Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения;

3.Интересы какого класса выражает исторический деятель?

4.Значение его личных качеств;

5.Оценка результатов деятельности исторической личности.

АЛГОРИТМ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА ПО РЕВОЛЮЦИИ

1. причины революции;

2. задачи революции («зеркально» причинам);

3. движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их);

4. класс-гегемон (класс – руководитель данной революции);

5. характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил);

6. ход революции (основные этапы, их краткая характеристика);

7. итоги революции;

8. значение: а) международное; б) внутреннее.

СОСТАВЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ.

1. Просмотрите материалы лекций, учебника и выпишите на отдельные листы заголовки разделов, а также подразделов;

2. Внимательно изучите каждый раздел, выписывая основные понятия и категории, встречающиеся в тексте.

3. Ещё раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями и категориями внутри разделов и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия и категории.

4. Найдите наиболее общие категории и понятия, объединяющие всё содержание текста. Возможно, что это объединяющее понятие заключено в заголовках.

5. Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия и категории с учётом взаимосвязи между ними. Если удалось найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы может получиться иерархическая структура («дерево»). Если понятия, категории, факты связаны хронологически, то можно построить хронологические таблицы, хронологические последовательности.

6. Сверьте полученную логическую структуру, прочтите текст ещё раз, при необходимости уточните её.

АЛГОРИТМ КОММЕНТИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

1. Изложите высказывание своими словами.

2. Каково ваше отношение к этому высказыванию.

3. Какой вывод из него можно сделать.

4. Оцените его с точки зрения морали.

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ ТАБЛИЦ

1. Прочитайте полностью тему, по которой предстоит составлять хронологическую таблицу.

2. Читая второй раз, выделите основные события, которые войдут в хронологическую таблицу.

3. Подготовьте в тетради основу таблицу. Обычно, она выглядит следующим образом. Обычно она состоит из двух столбцов: 1) Дата; 2) Событие. При желании эта таблица может быть расширена. Строчек в таблице может быть столько, сколько дат и событий вы запишите.

4. Читая текст еще раз, заполните таблицу.

5. Выписывайте в хронологическую таблицу только те события, которые имеют непосредственное отношение к данной теме.

ПОДГОТОВКА УСТНОГО СООБЩЕНИЯ.

Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.

Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).

Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Технология изготовления…», «Модель развития…», «Система управления…» и пр.).

Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).

Вступление включает в себя представление авторов, название сообщения, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение.

План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.

В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением.

При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста.

После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.

Критерии оценки подготовки сообщения:

- полнота и качественность информации по заданной теме;

- свободное владение материалом сообщения;

- логичность и четкость изложения материала;

- использование фактов при изложении материала, примеров, жизненных ситуаций;

- наличие и качество презентационного материала.

Оценка «отлично» – учебный материал освоен студентом в полном объеме, легко ориентируется в материале, полно и аргументировано отвечает на дополнительные вопросы, излагает материал логически последовательно, делает самостоятельные выводы, умозаключения, демонстрирует кругозор, использует материал из дополнительных источников, интернет ресурсы. Сообщение носит исследовательский характер. Речь характеризуется эмоциональной выразительностью, четкой дикцией, стилистической и орфоэпической грамотностью. Использует наглядный материал (презентация).

Оценка «хорошо» – по своим характеристикам сообщение студента соответствует характеристикам отличного ответа, но студент может испытывать некоторые затруднения в ответах на дополнительные вопросы, допускать некоторые погрешности в речи. Отсутствует исследовательский компонент в сообщении.

Оценка «удовлетворительно» – студент испытывал трудности в подборе материала, его структурировании. Пользовался, в основном, учебной литературой, не использовал дополнительные источники информации. Не может ответить на дополнительные вопросы по теме сообщения. Материал излагает не последовательно, не устанавливает логические связи, затрудняется в формулировке выводов. Допускает стилистические и орфоэпические ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» – сообщение студентом не подготовлено либо подготовлено по одному источнику информации либо не соответствует теме.


Список использованной литературы:

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. Москва: Владос, 2003. 382 с.

2. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках истории. Москва. 1996. 208 с.

3. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучение истории. Москва: Владос, 2002.204 с.

4. Троицкий Ю.Л. Новые технологии исторического образования // История. Приложение к газете «Первое сентября», 1994. № 45.

5. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/321668-metodicheskie-rekomendacii-k-prakticheskim-za


-7-


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Власова Надежда Евгеньевна

Дата: 23.11.2022

Номер свидетельства: 618216

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Эффективные формы и приемы обучения детей с ОВЗ русскому языку."
    ["seo_title"] => string(71) "effiektivnyie_formy_i_priiemy_obuchieniia_dietiei_s_ovz_russkomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "446126"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1514033386"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программ по истории 5 - 9 классы"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramm-po-istorii-5-9-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "323984"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1462282252"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Профессиональная компетентность- владение педагога множеством языков,одно из главных условий для формирования функциональной грамотности учащихся."
    ["seo_title"] => string(167) "profiessional-naia-kompietientnost-vladieniie-piedaghogha-mnozhiestvom-iazykov-odno-iz-ghlavnykh-uslovii-dlia-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "249276"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446877869"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "ФГОС. Что измелось на уроке? "
    ["seo_title"] => string(28) "fgos-chto-izmielos-na-urokie"
    ["file_id"] => string(6) "221796"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435582383"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "ФГОС. Что изменилось на уроке? "
    ["seo_title"] => string(30) "fgos-chto-izmienilos-na-urokie"
    ["file_id"] => string(6) "221797"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435582546"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства