Данная презентация составлена на основе материала учебника "Истории России2 для 10 класса под редакцией А.В.Торкунова. Презентация поможет учителю наглядно и интересно провести урок, а ученикам ознакомиться с этой важной темой. Материал презентации также может быть использован учениками для самостоятельного изучения темы, при подготовке домашнего задания, для подготовки к ЕГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Российская империя в Первой мировой войне»
План урока
1. Военная кампания 1914 г.
2. Военные действия в 1915 г.
3. Кампания 1916 г.
4. Мужество и героизм российских воинов
5. Экономика России в годы войны
6. Власть и общество в годы войны
1. Военная кампания 1914 г.
НиколайIIи Николай Николаевич
С первых дней войны образовалось два фронта: Западный и Восточный. Верховным главнокомандующим русской армии стал дядя царя - великий князь Николай Николаевич. При нём был создан орган высшего управления войсками – Ставка Верховного главнокомандующего.
1. Военная кампания 1914 г.
Отправка немецких войск на фронт. Рисунок А. Либинга 1914 г.
В самом начале войны немцы в соответствии с планом Шлиффена начали наступление на Париж, пока Россия не завершила мобилизацию. Франции понадобилась срочная помощь и по приказу Ставки армии генералов П.Ренненкампфа и А.Самсонова перешли в наступление в Восточной Пруссии.
1. Военная кампания 1914 г.
Восточно-
Прусская
операция
1914 г.
В сражении при Гумбиннене 20 августа 1914 г. русская армия разгромила 8-ю немецкую армию. Открывалась дорога в Восточную Пруссию. Из-за отставания тылов и больших потерь наступление замедлилось. Германское командование перегруппировало силы и перебросило подкрепления из Франции. Армия Самсонова попала в окружение и была разгромлена. Благодаря наступлению русских войск союзники смогли разгромить немцев под Марной.
1. Военная кампания 1914 г.
Генерал Н.Иванов
Армии Юго-Западного фронта ген. Н.Иванова нанесли ряд поражений австро-венгерским войскам и заняли почти всю Восточную Галицию, Буковину, осадили крепость Перемышль (сдалась весной 1915 г.). Был предотвращен разгром Сербии. Немецкий план удерживать Восточный фронт силами только австро-венгерской армии не оправдались.
1. Военная кампания 1914 г.
Русские войска на Кавказском фронте.
1914 г.
После сражений под Марной и побед русской армии в Галиции, Германия стала торопить Турцию со вступлением в войну, чтобы оттянуть русские силы к Кавказу, английские в Египет. В октябре германо-турецкий флот обстрелял Севастополь, Феодосию, Новороссийск и Одессу. В декабре 1914 г. турецкие войска начали наступление в Закавказье, но были разбиты и отступили к Эрзеруму.
2. Военные действия в 1915 г.
В 1915 г. германское командование сконцентрировало основные силы на Восточном фронте с целью разгрома русской армии и вывода России из войны. В мае 1915 г. немцы прорвали фронт и начали крупное наступление на юго-западном направлении. Понеся огромные потери, русские войска оставили Галицию, Польшу, часть Прибалтики, Белоруссии и Украины.
2. Военные действия в 1915 г.
Отступление русской армии
«Великое отступление» русской армии было вызвано также недостатком оружия, боеприпасов, медикаментов, обмундирования и продовольствия. Союзники не спешили помогать России, в 1915 г. на Западном фронте не было ни одной крупной операции.
2. Военные действия в 1915 г.
Кайзер Вильгельм на смотре войск
После военной кампании 1915 г. германскому командованию казалось, что русская армия больше не может вести наступательные операции. Было решено перенести основные действия в 1916 г. на Западный фронт.
2. Военные действия в 1915 г.
НиколайII
С августа 1915 г. верховным главнокомандующим русской армии стал император НиколайII. Поражения в кампании 1915 г. не привели к деморализации офицеров и солдат, но сказались на настроениях российского общества, уставшего от затянувшейся войны.
3. Кампания 1916 г.
Штаб ген. Н.Юденича
В середине января 1916 г. Кавказская армия под командованием ген. Н.Юденича разгромила турецкие войска и заняла Эрзерум. После этой операции союзники заключили с Россией соглашение о передаче ей после победы черноморских проливов и части турецкой Армении.
3. Кампания 1916 г.
Атака французских войск под Верденом 1916 г.
В феврале 1916 г. началось немецкое наступление на укрепленный район с крепостью Верден, прикрывавшей путь на Париж. Оказавшись в тяжелом положении, союзники вновь обратились за помощью к русскому командованию.
3. Кампания 1916 г.
22 мая 1916 г. русские войска ген. А.Брусилова прорвали фронт на протяжении 340 км, глубина прорыва доходила до 120 км. Брусиловский прорыв поставил Австро-Венгрию на грань катастрофы. Немецкому командованию пришлось срочно перебросить ей на помощь ряд частей из-под Вердена. После подхода резервов противника война приобрелапозиционныйхарактер.
Генерал А.А.Брусилов
«Брусиловский прорыв»
3. Кампания 1916 г.
С 1 июля до ноября 1916 г. продолжалось крупнейшее сражение Первой мировой войны – битва на Сомме. В ходе боев англо-французских и немецких войск погибло и было ранено более 1 млн человек.
3. Кампания 1916 г.
Итальянские солдаты в Первой мировой войне
Эрзерумская операция, Брусиловский прорыв и битва на Сомме привели к тому, что Антанта перехватила у австро-германского блока военно-стратегическую инициативу. В 1915 г. в войну на стороне Антанты вступила Италия, а в 1916 г. – Румыния.
4. Мужество и героизм российских воинов
Русские солдаты на привале
За годы Первой мировой войны в России в действующую армию было призвано 15,5 млн человек. Миллионы сражавшихся погибли, многие были ранены и изувечены.
4. Мужество и героизм российских воинов
Изменился образ героя войны. Раньше героями считали полководцев, офицеров. Теперь героем становился тот, кто сумел на фронте проявить свои лучшие военные и человеческие качества. Пропаганда описывала подвиги на войне обычных людей.
4. Мужество и героизм российских воинов
Русские летчики Первой мировой войны
Первым кавалером офицерского ордена Св.Георгия в 1914 г. стал П.Врангель. Поручик Н.Нечаев, лишившийся глаза, вернулся в действующую армию. Военный летчик Ю.Гильшер сбил около десяти самолетов противника, потерял ногу, но продолжал летать на задания.
5. Экономика России в годы войны
В 1916 г. русская армия стала стабильно снабжаться вооружением. Военная промышленность полностью обеспечивала фронт лёгким вооружением. В августе 1916 г. было изготовлено в 11 раз больше винтовок, чем в августе 1914 г. За 1916 г. производство пушек выросло в 10 раз, снарядов в 20 раз.
5. Экономика России в годы войны
2 съезд
военно-
промышленных
комитетов
В 1915 г. были созданы специальные органы по централизации и мобилизации всех имеющихся в стране ресурсов для нужд фронта – Особое совещание по обороне и подконтрольные ему Совещания по снабжению топливом, продовольствием, по перевозкам, артиллерийскому снабжению и т.д. В них входили чиновники, члены Госдумы, представители капитала.
5. Экономика России в годы войны
НиколайIIв ставке в Могилёве
Расходы на ведение войны ежегодно возрастали. В 1914 г. один день войны стоил казне 10 млн.руб., в 1915 г. – 24 млн.руб., в 1917 – 50-65 млн.руб.
6. Власть и общество в годы войны
За годы войны жизнь населения значительно ухудшилась. Выпуск товаров потребления снизился и цены на них стремительно росли. Железные дороги перевозили военные грузы, а снабжение городов продуктами питания шло с перебоями.
6. Власть и общество в годы войны
Осенью 1916 г. в Петрограде и Москве появились очереди за продуктами. В очередях активно поднимали политические темы. Вновь стало нарастать забастовочное движение. Вместе с экономическими требованиями забастовщики выдвигали политические.
6. Власть и общество в годы войны
В конце 1916 г. в 31 губернии правительство ввело обязательную сдачу хлеба государству по твердым ценам – продразвёрстку. Дисциплина в армии стремительно падала, широкий размах приобрело братание с противником и дезертирство.
6. Власть и общество в годы войны
Участники
Прогрессивного
блока
Поражения в кампании 1915 г. изменили отношение к войне в обществе. Кадеты выдвинули идею создания правительства «народного доверия». Вокруг этой идеи сплотились все политические силы, кроме крайне правых и левых. Был создан «Прогрессивный блок». В 1916 г. лидер фракции кадетов П.Н.Милюков фактически обвинил правительство в измене. Критикуя правительство, думцы дискредитировали власть. Тем же занимались революционные агитаторы.
6. Власть и общество в годы войны
Огромный вред авторитету власти наносил Григорий Распутин, имевший огромное влияние на царскую семью. С распутинщиной связывали «министерскую чехарду» в годы войны, злоупотребления и разворовывание государственных средств.
6. Власть и общество в годы войны
В.М.Пуришкевич
Г.Распутин
Ф.Ф.Юсупов
В декабре 1916 г. Г.Распутин был убит думским лидером монархистов В.М.Пуришкевичем, Великим князем Дмитрием Павловичем и князем Ф.Ф.Юсуповым, но это уже не могло изменить ситуацию. В России нарастал революционный кризис.
7. Война и общество
Дисциплина на фронте стремительно падала. В армии росло влияние большевиков. В конце 1916 г. в войсках действовало 150 большевистских организаций и групп. Широкое распространение получили братание с противником, дезертирство, неподчинение приказам офицеров.
Выводы
Россия вступила в войну с целью ограничить германскую экспансию в Европе и мире, защитить свои интересы. Россия была не готова к затяжной тяжелой борьбе. Поражения русской армии и утрата авторитета правящими кругами привели к нарастанию противостояния между властью и обществом.
Даты и события
19 июля (1 августа) 1914 г. – Объявление Германией войны России. Начало Первой мировой войны.
Полные блоки презентаций
по Истории и Обществознанию
Вы можете найти на сайте
http://presentation-history.ru/
На сайте также размещены поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию и истории открытого банка заданий ФИПИ , карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.