Цели: познакомить с основными событиями Первой мировой войны; способствовать воспитанию патриотизма на примере героев Первой мировой войны; показать причины обострения политической напряженности в российском обществе и складывания революционной ситуации. Планируемые результаты: предметные: описывать основные военные действия на Восточном фронте; анализировать причины неудачных военных действий как стран Антанты, так и Германии и ее союзников; называть причины и последствия отступления российской армии в 1915 г.; использовать сведения из исторической карты как источника информации; давать определения понятий
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Российская империя в Первой мировой войне»
2. Российская империя в Первой мировой войне Цели: познакомить с основными событиями Первой мировой войны; способствовать воспитанию патриотизма на примере героев Первой мировой войны; показать причины обострения политической напряженности в российском обществе и складывания революционной ситуации. Планируемые результаты: предметные: описывать основные военные действия на Восточном фронте; анализировать причины неудачных военных действий как стран Антанты, так и Германии и ее союзников; называть причины и последствия отступления российской армии в 1915 г.; использовать сведения из исторической карты как источника информации; давать определения понятий; метапредметные УУД: 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 3) познавательные: работать с учебной информацией, собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности; личностные УУД: уважительно относиться к прошлому своей страны; понимать историческую обусловленность и мотивацию поступков исторических деятелей; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Урок 2. Российская империя в Первой мировой войне 17 Оборудование: учебник; карты, схемы и дополнительный материал к уроку. Тип урока: урок открытия нового знания. Ход урока I. Мотивационно-целевой этап Современники называли Первую мировую войну Второй Отечественной, подчеркивая этим, что в противостоянии врагу объединился весь народ, как это когда-то было во время Отечественной войны 1812 г. После революции 1917 г. эту войну стали именовать империалистической, поскольку она велась ради империалистических интересов правящих классов, чуждых народным массам. В Европе утвердилось название Великая война. И только в середине ХХ в. после Второй мировой войны ее стали именовать Первой мировой войной. План урока 1. Военная кампания 1914 г. Мужество и героизм российских воинов. 2. Военные действия в 1915 г. 3. Кампания 1916 г. 4. Общественно-политическая жизнь Российской империи в годы Первой мировой войны. II. Введение в новый материал В начале Первой мировой войны российское общество было охвачено патриотическим подъемом. В день, когда был оглашен манифест Николая II о вступлении России в войну, в столице состоялись массовые верноподданнические манифестации. В Государственной думе лидеры кадетов и других либеральных партий объявили о полной поддержке правительства и о необходимости единения всего российского общества перед лицом иноземного врага. С позиций поддержки своего отечества в борьбе с врагом выступили многие революционеры, как эсеры, так и социал-демократы. Противники войны среди социалистов (их называли «пораженцами») были в меньшинстве. Казалось, начало войны способствовало укреплению самодержавия и покончило с наметившимся в начале 1910-х гг. подъемом революционного движения. Однако сохранение подобных настроений в обществе зависело от того, насколько успешно для России будут развиваться военные действия, как долго они продлятся и как скажется война на внутренней жизни империи. 18 10 класс. Глава I. Россия в годы «великих потрясений» III. Работа по теме урока 1. Военная кампания 1914 г. Мужество и героизм российских воинов Командование российской армии планировало бросить основные силы на борьбу с австро-венгерской армией в Галиции, но события на Западном фронте – стремительное наступление германских войск на Париж и угроза военного разгрома Франции – заставили одновременно начать наступление в Восточной Пруссии. – Работая с п. 1 § 2 учебника и картой, начните заполнять таблицу, посвященную основным сражениям Первой мировой войны. (Задание выполняется при консультативной помощи учителя.) Военные действия в 1914 г. Фронт Военачальник Основные сражения Итог военной кампании СевероЗападный П.К. Ренненкампф (1-я армия), А.В. Самсонов (2-я армия) 7 (20) августа – победа 1-й русской армии в битве при Гумбиннене. 13–17 (26–30) августа – разгром 2-й русской армии Наступление российских войск в Восточной Пруссии потерпело поражение, но вынудило немцев перебросить часть войск с Западного фронта, что позволило французам остановить их наступление на Париж ЮгоЗападный Н.И. Иванов Август – сентябрь – наступление российских войск в Галиции Оккупация российскими войсками Восточной Галиции и Буковины. Австро-венгерские войска были вынуждены остановить свое наступление в Сербии Кавказский И.И. Воронцов-Дашков Декабрь – наступательная операция турецкой армии в Закавказье; контрнаступление российских войск в районе Сарыкамыша Поражение наступления турецких войск, переход российской армии в контрнаступление Дополнительный материал Вопрос о «Русском Царьграде» Вступление в войну Османской империи на стороне Германии в октябре 1914 г. пробудило старые надежды, ведь в случае победы Рос- Урок 2. Российская империя в Первой мировой войне 19 сия обретала контроль над проливами Босфор и Дарданеллы, о чем власти империи мечтали со времен Екатерины II. Приведем отрывок из статьи генерал-майора Генерального штаба А.Д. Шеманского: «Всем понятно, что Россия не может обойтись без выхода в море. Нападение Турции облегчило разрешение этого вопроса. Приобретением подобного выхода наша родина завершает свое внешнее развитие, не нуждаясь в дальнейших приобретениях. Мы даже обрадовались, что заодно разрешим и Восточный вопрос, лишавший нас проливов, обращения Черного моря в Русское озеро, присоединения всей его южной Ривьеры и… может быть, заведения на месте Царьграда “Третьего Рима”». В начале 1915 г. Великобритания и Франция дали официальное согласие на передачу Стамбула Российской империи после окончания войны. Патриотическому энтузиазму, охватившему российское общество в 1914 г., способствовала пропаганда, воспевавшая подвиги фронтовых героев. – Работая с п. 1 § 2 учебника и рубрикой «Честь и слава Отечества» на с. 15 и 16, заполните таблицу, посвященную фронтовым героям, прославившимся в первые годы войны. Герой Чем прославился Донской казак К.Ф. Крючков В первые дни войны в составе разъезда из четырех казаков принял неравный бой с германским кавалерийским отрядом из 24 человек и одержал победу, лично убив 11 кавалеристов. Стал первым кавалером солдатского Георгиевского креста в Первой мировой войне Летчик П.Н. Нестеров Совершил первый воздушный таран, в результате которого погиб Офицер П.Н. Врангель В августе 1914 г. отличился в бою у деревни Каушен в Восточной Пруссии – командовал успешной атакой кавалерийского эскадрона на германскую батарею. Стал первым кавалером офицерского ордена Святого Георгия Сестра милосердия Р.М. Иванова В сентябре 1915 г. после гибели офицеров подняла солдат в атаку и заняла вражескую позицию. Была смертельно ранена в бою. Стала первой женщиной, награжденной орденом Святого Георгия (посмертно) 2. Военные действия в 1915 г. Главным событием военной кампании 1915 г. стало масштабное наступление германо-австрийских войск на Восточном фронте, начавшееся весной этого года и продолжавшееся до начала осени. (Рассказ учителя в пределах материала учебника.) 20 10 класс. Глава I. Россия в годы «великих потрясений» Задание для работы в парах или малых группах. Работая с пп. 2 и 5 § 2 учебника, составьте схему, иллюстрирующую причины и последствия «великого отступления» российской армии. Германскому командованию не удалось добиться выхода России из войны В сентябре 1915 г. германо-австрийское наступление было остановлено Мобилизация промышленности на военные нужды. Создание Военно-промышленных комитетов – общественных организаций предпринимателей К концу лета 1915 г. – отступление российских войск из Галиции, оккупация германо-австрийскими войсками Царства Польского, части Прибалтики, западной Белоруссии Май 1915 г. – прорыв фронта у местечка Горлице в Галиции, начало наступления германо-австрийских войск Недостатки в снабжении российской армии боеприпасами, начало «снарядного голода» Переброска основных сил германской армии на Восточный фронт Отсутствие крупных военных операций на Западном фронте Август 1915 г. – перестановки в руководстве армии: Верховным главнокомандующим вместо великого князя Николая Николаевича Преодоление «снарядного голода» стал сам Николай II (Обсуждение выполнения задания, исправление допущенных ошибок при консультативной помощи учителя.) Несмотря на недостатки снабжения, российские войска во время «великого отступления» оказывали ожесточенное сопротивление врагу. Самым героическим эпизодом этого этапа войны стала оборона крепости Осовец в Польше, продолжавшаяся с января по август 1915 г., и особенно один ее эпизод, вошедший в историю как «атака мертвецов».