Цели: сформировать представление о межимпериалистических противоречиях накануне Первой мировой войны и роли в них Российской империи; раскрыть основные причины Первой мировой войны. Планируемые результаты: предметные: описывать основные события международного политического кризиса лета 1914 г.,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Россия и мир накануне Первой мировой войны»
. Россия и мир накануне Первой мировой войны Цели: сформировать представление о межимпериалистических противоречиях накануне Первой мировой войны и роли в них Российской империи; раскрыть основные причины Первой мировой войны. Планируемые результаты: предметные: описывать основные события международного политического кризиса лета 1914 г., приведшие к началу Первой мировой войны; использовать знания о территории и границах, месте и роли России во всемирно-историческом процессе; применять приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей и др.); метапредметные УУД: 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; находить в тексте необходимую информацию; 2) регулятивные: составлять план действий, соотносить свои действия с планируемым результатом; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, использовать таблицы и схемы для получения информации; анализировать материал учебника и исторические документы; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению прошлого своей страны. Оборудование: учебник; таблицы и документы к уроку. Тип урока: урок открытия нового знания. Урок 1. Россия и мир накануне Первой мировой войны 9 Ход урока I. Мотивационно-целевой этап В начале лета 1914 г. европейские и российские обыватели не могли предположить, что вскоре разразится мировая война, которая по масштабам кровопролитных событий превзойдет все предшествующие войны. Европа около сорока лет не знала войн (если не считать военные кампании в далеких колониях). Многим казалось, что наступила новая эра в истории международного права, когда все противоречия между державами можно разрешить мирным путем, без агрессии и грубой силы. Правящие круги Российской империи с ее напряженной внутриполитической обстановкой, казалось бы, прекрасно осознавали опасность обострения международных отношений. Вспомним, что Петр Аркадьевич Столыпин говорил о необходимости «20 лет покоя» для успешного развития страны. Почему же, несмотря на это, Первая мировая война не только разразилась, но и ее начало было встречено с восторженным энтузиазмом во всех участвовавших в ней странах (не исключая и Россию)? Об этом мы узнаем на сегодняшнем уроке. План урока 1. Обострение межимпериалистических противоречий в начале ХХ в. 2. Новые средства военной техники и программы перевооружения. 3. Сараевский выстрел и начало войны. 4. Планы сторон. II. Введение в новый материал Из курса истории за 9 класс вы узнали о том, как нарастание противоречий между сильнейшими европейскими державами привело к образованию в конце XIX – начале XX в. двух противостоящих военно-политических блоков. Вопросы к классу 1. Какие военно-политические союзы сложились в Европе к началу 1910-х гг.? 2. В какой из этих блоков входила Россия? 3. Каковы причины заключения Россией военно-политического союза с Францией, а затем и с Великобританией? (Ответы учеников.) Сегодня мы подробно рассмотрим, какие противоречия существовали между государствами, входившими в состав Антанты и Тройственного союза, и каким образом они привели к мировой войне. 10 10 класс. Глава I. Россия в годы «великих потрясений» III. Работа по теме урока 1. Обострение межимпериалистических противоречий в начале ХХв. Главной причиной нарастания межимпериалистических противоречий стало расширение сфер влияния промышленно развитых государств, с целью получения новых рынков сбыта и источников сырья. К началу ХХ в. весь мир был поделен на колонии и сферы влияния наиболее индустриально развитых стран, и попытки их дальнейшей территориальной экспансии вели к неизбежному столкновению друг с другом. Вопрос к классу – Какие регионы являлись сферами влияния и экономической экспансии Российской империи в начале ХХ в.? (Ответы учеников.) К концу XIX в. в Европе сложились две военно-политические коалиции – Тройственный союз между Германией, Австро-Венгрией и Италией и российско-французский союз. – Давайте вспомним, какие противоречия существовали между этими государствами, и заполним соответствующую таблицу. (Учащиеся заполняют таблицу в ходе рассказа учителя.) Страны Тройственного союза Германия Австро-Венгрия Италия Россия Противоречия в результате экспансии обеих стран на Балканах, их соперничество за политическое и экономическое влияние в Сербии и Болгарии Франция Враждебные отношения после поражения Франции во Франко-прусской войне 1870–1871 гг., стремление Франции к реваншу и возвращению Эльзаса и Лотарингии Противоречия из-за колониальной экспансии обоих государств в Северной Африке До начала ХХ в. Великобритания придерживалась политики «блестящей изоляции» и не заключала длительные международные союзы. Однако с быстрым развитием экономики и военной мощи европейских держав позиции Великобритании стали более уязвимы, усилились ее противоречия как с Германией, так и с Россией и Францией. Урок 1. Россия и мир накануне Первой мировой войны 11 (Демонстрация таблицы.) Россия Франция Германия Великобритания Противоречия из-за экспансии обоих государств в Средней Азии (Иране и Афганистане) и Китае Колониальные споры в Африке Колониальные противоречия в Африке и Азии. Усилились в результате масштабных инвестиций Германии в экономику Османской империи Изменение в расстановке сил на международной арене заставило Великобританию в начале ХХ в. пойти на сближение с Францией, а затем и с Россией. – Работая с пп. 2 и 4 § 1 учебника*, заполните таблицу, представляющую роль военных конфликтов в изменении расстановки сил на международной арене. (Выполнение задания при консультативной помощи учителя.) Военный конфликт Последствия Англо-бурская война 1899–1902 гг. Отказ Великобритании от политики «блестящей изоляции». Сближение с Францией и заключение соглашения об урегулировании противоречий и создании военно-политического союза (1904) Русско-японская война 1904–1905 гг. Стремление России к сближению с Великобританией для укрепления своего международного положения. Заключение в 1907 г. соглашения об урегулировании российско-британских противоречий в Иране, Афганистане и Тибете, присоединение России к Антанте Итало-турецкая война 1911–1912 гг. Обострение противоречий между Германией и Италией из-за поддержки Германией Османской империи. Начало распада Тройственного союза Первая (1912) и вторая (1913) Балканские войны Обострение российско-австрийских противоречий на Балканах. Рост влияния Германии и Австро-Венгрии в Болгарии 2. Новые средства военной техники и программы перевооружения Развитие науки и техники во второй половине XIX – начале ХХ в. привело, в числе прочего, к созданию средств массового поражения. Модернизация и перевооружение армий индустриально * Ссылки на текст и задания учебника: Горинов М.М., Данилов А.А. и др. История России. 1914–1945 гг.: 10-й класс: базовый уровень: в 2 частях; уроки 1–23 – часть 1, уроки 24–38 – часть 2. 12 10 класс. Глава I. Россия в годы «великих потрясений» развитых государств изменили характер войны, что в полной мере проявилось во время Первой мировой войны. – Работая с п. 3 § 1 учебника, ответьте на следующие вопросы. 1. Благодаря каким техническим новшествам большая часть сражений Первой мировой войны представляла собой длительные позиционные бои, в которых наступающей стороне было крайне сложно прорвать оборону противника? (Скорострельные пулеметы и пушки, колючая проволока.) 2. Какие новые виды вооружения были созданы накануне Первой мировой войны и не применялись на практике до ее начала? (Военная авиация, подводные лодки с дизельным двигателем, химическое оружие.) 3. Какая военная техника появилась благодаря изобретениям российских ученых? (Первый самолет-бомбардировщик «Илья Муромец», первая подводная лодка с дизельным двигателем «Минога».) После поражения России в Русско-японской войне, в значительной степени вызванного технической отсталостью российских вооруженных сил, власти империи стали уделять много внимания перевооружению армии и флота. На эти цели расходовалось свыше четверти государственного бюджета. (Демонстрация и анализ таблицы.) Результаты технической модернизации вооруженных сил Российской империи к 1914 г. Вид вооружения Характеристика Стрелковое оружие Создание и массовое производство трехлинейной винтовки С.И. Мосина – наиболее простого по конструкции и надежного на тот момент образца винтовок. Начало массового производства пулеметов Максима на российских заводах Авиация Создание первого в мире тяжелого самолета-бомбардировщика Военные корабли Строительство тяжелых линкоров по образцу британских дредноутов. К 1914 г. российский флот имел три линкора такого типа Однако к 1914 г. перевооружение российской армии не было завершено – ощущался недостаток производства артиллерийских снарядов и некоторых новейших видов вооружения. 3. Сараевский выстрел и начало войны Поводом для начала мировой войны стало убийство 28 июня 1914 г. в Сараево наследника престола Австро-Венгрии Фран- Урок 1. Россия и мир накануне Первой мировой войны 13 ца-Фердинанда и его супруги. Этот террористический акт был совершен сербом Гаврилой Принципом – членом подпольной националистической организации «Млада Босна», выступавшей за объединение всех южнославянских народов в одно государство. Данное событие вызвало всплеск антисербских настроений в Австро-Венгрии. Поскольку власти Сербии придерживались пророссийской внешнеполитической ориентации, находились в недружественных отношениях с Австро-Венгрией и протестовали против аннексии ею Боснии, Австро-Венгрия сразу же обвинила их в связи с террористами (впоследствии выяснилось, что «Млада Босна» действительно поддерживала связь с сербской военной разведкой). Вопрос к классу – Когда и в результате каких событий Босния оказалась под властью Австро-Венгрии? (Примерный ответ. В 1878 г. после окончания Русско-турецкой войны по решения Берлинского конгресса Австро-Венгрия получила право на неопределенный срок занять территорию Боснии и Герцеговины, чтобы предотвратить образование на Балканах крупного южнославянского государства пророссийской ориентации.) – Работая с п. 5 § 1 учебника, заполните таблицу, представляющую последствия убийства эрцгерцога Франца-Фердинанда в Сараево. (Учитель может предоставить частично заполненную таблицу.) Последствия Сараевского убийства Дата Событие Последствия 23 июля 1914 г. Австро-Венгрия предъявила ультиматум Сербии Сербия согласилась принять все пункты ультиматума, кроме одного – об участии австрийского правительства в расследовании причастности к убийству сербских чиновников и офицеров 28 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии Широкое возмущение общественного мнения в России. Обращение Николая II к Вильгельму II с просьбой повлиять на позицию АвстроВенгрии и заставить ее прекратить военные действия не имело успеха 30 июля 1914 г. Начало всеобщей мобилизации в России с целью демонстрации готовности выступить в защиту Сербии Германия потребовала от России отменить всеобщую мобилизацию, угрожая в противном случае объявлением войны 14 10 класс. Глава I. Россия в годы «великих потрясений» Дата Событие Последствия 1 августа 1914 г. Германия объявила войну России Правительство Франции выступило с заявлением о поддержке России и Сербии и начало всеобщую мобилизацию 3 августа 1914 г. Германия объявила войну Франции Начало Первой мировой войны 4 августа 1914 г. Великобритания объявила войну Германии 6 августа 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну России – Изучите исторические документы и ответьте на вопросы