kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с неуспевающими по истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для учителя. Мотивационными процессами можно управлять

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с неуспевающими по истории»

Работа с неуспевающими  и слабоуспевающими учениками

Работа с неуспевающими и слабоуспевающими учениками

Неуспеваемость – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой.  На сегодняшний день, не смотря на пристальное внимание педагогов и психологов, ученых и практиков к проблеме школьной неуспеваемости, число учащихся, испытывающих трудности в обучении, непрерывно растет.  Проблема неуспеваемости является и педагогической, и психологической, и медицинской. Она выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска.

Неуспеваемость – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой. На сегодняшний день, не смотря на пристальное внимание педагогов и психологов, ученых и практиков к проблеме школьной неуспеваемости, число учащихся, испытывающих трудности в обучении, непрерывно растет. Проблема неуспеваемости является и педагогической, и психологической, и медицинской. Она выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска.

Два подхода к решению данной проблемы  выделяют как психологи, так и педагоги (М.Н. Данилов, В.И. Зынова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова)

Два подхода к решению данной проблемы выделяют как психологи, так и педагоги (М.Н. Данилов, В.И. Зынова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова)

  • Первый подход предполагает перевод в следующий класс, где обучение будет осуществляться по программе с заниженными требованиями.
  • Второй подход повторное изучение курса, т.е. второй год.
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее.  К сожалению, в педагогике больше исследований сосредоточено на уже сформировавшейся, фиксированной неуспеваемости. Но чтобы знать и применять на педагогической практике формы и методы работы, направленные на предупреждение неуспеваемости, необходимо уловить момент, когда она только зарождается.

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. К сожалению, в педагогике больше исследований сосредоточено на уже сформировавшейся, фиксированной неуспеваемости. Но чтобы знать и применять на педагогической практике формы и методы работы, направленные на предупреждение неуспеваемости, необходимо уловить момент, когда она только зарождается.

Отставание в учёбе - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. В психолого-педагогической литературе неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.  Выделяют две причины неуспеваемости :  - внешние  - внутренние

Отставание в учёбе - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. В психолого-педагогической литературе неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Выделяют две причины неуспеваемости : - внешние - внутренние

Внешние причины  1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе). 2. Несовершенство учебного процесса. 3. Отрицательное влияние семьи, улицы.

Внешние причины

1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе).

2. Несовершенство учебного процесса.

3. Отрицательное влияние семьи, улицы.

Внутренние причины неуспеваемости 1. Дефекты здоровья современных школьников. 2. Слабое интеллектуальное (умственное) развитие. 3. Отсутствие мотивации к учению. 4. Слабое развитие волевой организации ученика.

Внутренние причины неуспеваемости

1. Дефекты здоровья современных школьников.

2. Слабое интеллектуальное (умственное) развитие.

3. Отсутствие мотивации к учению.

4. Слабое развитие волевой организации ученика.

По мнению психолога Н.И. Мурачковского, можно выделить определенные типы неуспевающих учеников.  В основу своего деления на типы, автор положил два показателя :

По мнению психолога Н.И. Мурачковского, можно выделить определенные типы неуспевающих учеников.

В основу своего деления на типы, автор положил два показателя :

  • особенности мыслительной деятельности
  • направленность личности ребенка, его отношение к учению.
Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся  1. Ученик не может сказать, в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. 2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. 3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся

1. Ученик не может сказать, в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения.

2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников.

3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Какую оказать помощь? Дополнительные занятия с отстающими во внеурочное время. Отдельная работа с детьми с синдромом дефицита внимания.

Какую оказать помощь?

Дополнительные занятия с отстающими во внеурочное время.

Отдельная работа с детьми с синдромом дефицита внимания.

Психологи А.Ф. Ануфриев и С.П. Костромина выделяют следующие группы неуспевающих детей.  Первая группа неуспевающих   (со слабым развитием мыслительной деятельности, но с желанием учиться)  Их рекомендации:

Психологи А.Ф. Ануфриев и С.П. Костромина выделяют следующие группы неуспевающих детей. Первая группа неуспевающих (со слабым развитием мыслительной деятельности, но с желанием учиться)

Их рекомендации:

  • специально организованные занятия по формированию познавательных процессов
  • Занятия по формированию учебных навыков
  • учить учиться и радоваться каждому продвижению вперед.
В торая группа учащихся   (нежелание учиться)   В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности.  Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация - будет продуктивность учебной деятельности!

В торая группа учащихся (нежелание учиться)

В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности.

Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация - будет продуктивность учебной деятельности!

Третий тип   (со слабым развитием мыслительной деятельности, без желания учиться)  Здесь нам должна помочь позитивная психология. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Учителю необходимо найти эту сферу жизни ребенка, и сконцентрировать внимание ребенка на том, что он действительно может.

Третий тип (со слабым развитием мыслительной деятельности, без желания учиться)

Здесь нам должна помочь позитивная психология. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Учителю необходимо найти эту сферу жизни ребенка, и сконцентрировать внимание ребенка на том, что он действительно может.

Ранняя неуспеваемость

Ранняя неуспеваемость

  • педагогическая запущенность (это дети, с которыми недостаточно занимались перед поступлением в школу );
  • психологическая неготовность к обучению ( в 80% случаев сочетается с педагогической запущенностью);
  • низкая обучаемость (характерна для ЗПР и умственно отсталых детей);
  • нарушение анализаторских систем (ученики не видят написанное на доске или не слышат всего, что говорит учитель);
  • недостаточное развитие образного мышления (такие учащиеся не умеют работать по образцу, соотносить свои действия с заданным способом решения).
Поздняя неуспеваемость  (появляется в средних классах  )

Поздняя неуспеваемость (появляется в средних классах )

  • В о-первых, дети с высокой обучаемостью
  • Во-вторых, переход в средние классы совпадает с началом подросткового возраста, переключением интереса на общение со сверстниками.
  • В-третьих, часто бывают случаи, что учеба запускается из-за того, что большую часть времени учащийся посвящает делу, которым бурно увлекся.
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику   1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.).  2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.  3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).  4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).  5. Различные формы взаимопомощи.  6. Дополнительные занятия с учеником учителя.

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику 1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.). 2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности. 3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.). 4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.). 5. Различные формы взаимопомощи. 6. Дополнительные занятия с учеником учителя.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ . Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой. 2. Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ

. Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.

2. Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника.

3. Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и соответствовать его возможностям. 4. Стараться вычислить те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе.

3. Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и соответствовать его возможностям.

4. Стараться вычислить те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе.

5. Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику. 6. Формирование учебных интересов (дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование на уроке наглядного материала).

5. Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику.

6. Формирование учебных интересов (дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование на уроке наглядного материала).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Работа с неуспевающими по истории

Автор: Гасинюкова Ирина Павловна

Дата: 25.04.2018

Номер свидетельства: 467682

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Роль исследовательских работ в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(51) "rol-issliedovatiel-skikh-rabot-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "297246"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456157668"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Формы и методы работа со слабоуспевающими учениками на уроках истории."
    ["seo_title"] => string(75) "formy_i_metody_rabota_so_slabouspevaiushchimi_uchenikami_na_urokakh_istorii"
    ["file_id"] => string(6) "502272"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1551856437"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Формы и методы работы со слабоуспевающими учениками на уроках истории."
    ["seo_title"] => string(75) "formy_i_metody_raboty_so_slabouspevaiushchimi_uchenikami_na_urokakh_istorii"
    ["file_id"] => string(6) "502273"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1551856763"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
    ["seo_title"] => string(85) "piedagogichieskiie-osnovy-individual-nogo-podkhoda-v-obuchienii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "322103"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461509331"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Аналитическая справка о расписании уроков 2014 - 2015г. "
    ["seo_title"] => string(56) "analitichieskaia-spravka-o-raspisanii-urokov-2014-2015gh"
    ["file_id"] => string(6) "208814"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430914862"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства