Просмотр содержимого документа
«Работа с неуспевающими по истории»
Работа с неуспевающимии слабоуспевающими учениками
Неуспеваемость – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой. На сегодняшний день, не смотря на пристальное внимание педагогов и психологов, ученых и практиков к проблеме школьной неуспеваемости, число учащихся, испытывающих трудности в обучении, непрерывно растет. Проблема неуспеваемости является и педагогической, и психологической, и медицинской. Она выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска.
Два подхода к решению данной проблемы выделяют как психологи, так и педагоги (М.Н. Данилов, В.И. Зынова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова)
Первый подход предполагает перевод в следующий класс, где обучение будет осуществляться по программе с заниженными требованиями.
Второй подход повторное изучение курса, т.е. второй год.
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. К сожалению, в педагогике больше исследований сосредоточено на уже сформировавшейся, фиксированной неуспеваемости. Но чтобы знать и применять на педагогической практике формы и методы работы, направленные на предупреждение неуспеваемости, необходимо уловить момент, когда она только зарождается.
Отставание в учёбе - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. В психолого-педагогической литературе неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Выделяют две причины неуспеваемости : - внешние - внутренние
Внешние причины
1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе).
2. Несовершенство учебного процесса.
3. Отрицательное влияние семьи, улицы.
Внутренние причины неуспеваемости
1. Дефекты здоровья современных школьников.
2. Слабое интеллектуальное (умственное) развитие.
3. Отсутствие мотивации к учению.
4. Слабое развитие волевой организации ученика.
По мнению психолога Н.И. Мурачковского, можно выделить определенные типы неуспевающих учеников.
В основу своего деления на типы, автор положил два показателя :
особенности мыслительной деятельности
направленность личности ребенка, его отношение к учению.
Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся
1. Ученик не может сказать, в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения.
2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников.
3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Какую оказать помощь?
Дополнительные занятия с отстающими во внеурочное время.
Отдельная работа с детьми с синдромом дефицита внимания.
Психологи А.Ф. Ануфриев и С.П. Костромина выделяют следующие группы неуспевающих детей.Первая группа неуспевающих (со слабым развитием мыслительной деятельности, но с желанием учиться)
Их рекомендации:
специально организованные занятия по формированию познавательных процессов
Занятия по формированию учебных навыков
учить учиться и радоваться каждому продвижению вперед.
В торая группа учащихся (нежелание учиться)
В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности.
Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация - будет продуктивность учебной деятельности!
Третий тип (со слабым развитием мыслительной деятельности, без желания учиться)
Здесь нам должна помочь позитивная психология. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Учителю необходимо найти эту сферу жизни ребенка, и сконцентрировать внимание ребенка на том, что он действительно может.
Ранняя неуспеваемость
педагогическая запущенность (это дети, с которыми недостаточно занимались перед поступлением в школу );
психологическая неготовность к обучению ( в 80% случаев сочетается с педагогической запущенностью);
низкая обучаемость (характерна для ЗПР и умственно отсталых детей);
нарушение анализаторских систем (ученики не видят написанное на доске или не слышат всего, что говорит учитель);
недостаточное развитие образного мышления (такие учащиеся не умеют работать по образцу, соотносить свои действия с заданным способом решения).
Поздняя неуспеваемость (появляется в средних классах )
В о-первых, дети с высокой обучаемостью
Во-вторых, переход в средние классы совпадает с началом подросткового возраста, переключением интереса на общение со сверстниками.
В-третьих, часто бывают случаи, что учеба запускается из-за того, что большую часть времени учащийся посвящает делу, которым бурно увлекся.
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику 1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.). 2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности. 3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.). 4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.). 5. Различные формы взаимопомощи. 6. Дополнительные занятия с учеником учителя.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ
. Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.
2. Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника.
3. Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и соответствовать его возможностям.
4. Стараться вычислить те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе.
5. Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику.
6. Формирование учебных интересов (дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование на уроке наглядного материала).