Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Деревянное зодчество Руси"»
МОУ «СОШ с. Синенькие»
Деревянное зодчество Руси
Учитель истории
Ильиных Александр Сергеевич
ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
КАК СТРОИТЕЛЬ ДЕРЕВО ВЫБИРАЛ
СРУБ ДЕРЕВЯННЫЙ
КАК КРЫШУ УСТРАИВАЛИ
ДЕРЕВЯННАЯ ИЗБА
ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ
ХОРОМЫ И ДВОРЦЫ
ОХОТНИЧЬИ ИЗБУШКИ И ЛАБАЗЫ
МЕЛЬНИЦЫ
МОСТЫ
КРЕПОСТНОЕ ЗОДЧЕСТВО
СЕЛО
ПОГОСТ
КРЕПОСТИ-ГОРОДА
МОНАСТЫРСКИЕ ПОДВОРЬЯ
ЦЕРКОВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
ЧАСОВНИ
КЛЕТСКИЕ ХРАМЫ
ХРАМЫ ШАТРОВЫЕ
ЦЕРКВИ ЯРУСНЫЕ
КУБОВАТЫЕ ХРАМЫ
МНОГОГЛАВЫЕ ХРАМЫ
КОЛОКОЛЬНИ ИЗВОННИЦЫ
НЕБО
ДЕТСКИЕ РИСУНКИ
Именно в деревянной архитектуре
русские зодчие выработали
разумное сочетание красоты и пользы
КАК СТРОИТЕЛЬ ДЕРЕВО ВЫБИРАЛ
Дерево – его толщина – стала естественной единицейизмерения всех размеров постройки, своеобразным модулем.
Загодя высматривали сосну и делали топором затесы –снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз. Затем на пять лет оставляли сосну стоять. Она густо выделяла смолу, пропитывала ею ствол и только потом по стылой осени рубили сосну.
СРУБ ДЕРЕВЯННЫЙ
Основу деревянной постройки составлял«сруб» -этоскрепленные между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли«венцом». По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Бревна скрепляли «в лапу» или «в обло».
Миниатюра из летописи ХVI века
КАК КРЫШУ УСТРАИВАЛИ
Кровлю устраивали безгвоздевую.Для этого завершения двух торцевых стен делали из уменьшающихся обрубков бревен. На них ступеньками клали длинные продольные жерди –«слеги».Самым же дорогим покрытием считался «тес» (доски).
Изба была трехчастной: отапливаемая жилая и холодная (летняя) горницы разделялись сенями, к которым вел всход-крыльцо. Малосостоятельные люди ставили поземные избицы, зажиточные - хоромы на подклетах с мшенниками и повалушами над сенями.
А.Архипов «Деревня»
Дом Яковлева из д. Клещейлав музее "Кижи".
Изба Шпикарева из д.Частово
Существовало три типа организации комплекса построек, составлявших двор. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался"кошель”.Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы "Г", то его называли"глаголь". Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это"брус".
Малые Корелы
Горницы освещались центральным "красным" и двумя симметрично расположенными волоковыми окнами. Красные окна прорубались в 3 - 5 бревнах и закрывались слюдяными оконницами, волоковые - лишь в двух соседних бревнах и прикрывались скользящими в пазах досками (заставнями).
Избицы топились "по-черному". Дым очагов из горницы после протопки выпускался через притолочное отверстие под кровлю, а далее - через деревянный дымник. В 17 в. в избах ставились обычно кирпичные печи с гончарными дымоходами, в жилых горницах печи нередко обкладывались изразцами.
Оконная решетка курной избы д.Горка
Особого внимания заслуживает декоративное убранство деревянных построек. «Лицом» избы служило крыльцо-всход, поэтому его столбы-опоры украшались порезками, завершались усложненными в формах кровлями. Также резьбой украшались концы кровельного теса, столбы-опоры, конструктивные элементы кровли, причелины и полотенца. Применение резных наличников – явление сравнительно позднее. Сочетание резьбы и поверхности бревенчатых стен придавало зданию живописный облик.
Жилой дом в Каргополье
ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО
Русская изба была либо"четырехстенкой"/простая клеть/, либо"пятистенкой"/клеть, перегороженная внутри стеной -"перерубом"/. При строительстве избы к основному объему клети пристраивались подсобные помещения /"крыльцо", "сени", "двор", "мост"между избой и двором и т.д./. В русских землях, не избалованных теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе, прижать друг к другу.
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ
Наличие таких хозяйственных построек, как амбар, житница, сарай, баня, погреб, хлев, гумно, мшанник и др. зависело от уровня развития хозяйства. В понятие “крестьянский двор” включались не только строения, но и участок земли, на котором они располагались, включая огород, гуменник и т.п.
Шедевром деревянного хоромного зодчества был дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. В нем насчитывали 270 комнат и 3000 окон и оконцев. И снаружи, и изнутри дворец богато украсили резьбой и рисунками. Резными работами здесь руководил монах Арсений - крупный мастер, только что закончивший убранство Нового Иерусалима под Москвой. С собой с берегов Истры он привел и свою артель резчиков. А живописными работами руководил известный иконописец Симон Ушаков.
ХОРОМЫ И ДВОРЦЫ
Деревянные хоромы и дворцы, принадлежа "лучшим" людям, должны были средствами архитектуры передать значимость и богатство их владельцев. А так как значимой частью здания было его завершение, то особо старались зодчие о разнообразии верхов. До наших дней не дошло ни одного образца таких хором. Остались лишь описания.
ОХОТНИЧЬИ ИЗБУШКИ И ЛАБАЗЫ
Отголоском самой глубокой древности до сих пор стоят в северных лесах"охотничьи лабазы".Это маленькие срубики, поставленные на один или два столба /часто просто на срубленный ствол дерева/. Такие лабазы до сих пор служат охотникам для сохранения продуктов и добычи. Однако считается, что первоначально их применяли для захоронения /сравните лабаз с образом"избушки на курьих ножках"/.
Лабаз на р. Кате Иркутской обл.
Этнографическиймузей Торум-Маа
Деревня Полмак
МЕЛЬНИЦЫ
Очень интересными сооружениями были деревянные ветряные мельницы. В основном они были двух типов: столбовки и шатровки.
Более древние и традиционные столбовки названы так потому, что все здание мельницы поворачивается к ветру вокруг столба-опоры. У шатровок вращается только верхняя часть, где установлен вал с крыльями.
Витославлицы.
Мельница из д. Ладощино
Ветрянная мельница на Большом Климецком острове 1598 год
Малые Корелы.
Мельница из д.Азаполье
Ветрянная мельница из д.Волкоостров в музее«Кижи»
Эти сооружения поражают сочетанием конструктивной логики и красоты. Деревянные мосты опирались на ряжи – срубы (режи-клетки), заполненные внутри валунами. Известны многопролетные мосты длиной свыше 120 метров. На некоторых северных реках подобные мосты функционируют до сих пор. Подобные мосты были не только конструктивно надежными инженерными сооружениями, но и художественно выразительными. Устои, постоянно находящиеся в воде, рубились из долго не гнивших дуба, вяза и ольхи, бревна дополнительно просмаливались и с концов оковывались железными обручами.
МОСТЫ
Мост через реку Кену Архангельской области
Мост в Измайловском
Один из мостов на реке Кене
СЕЛО
Села строились чаще всего на берегах рек, озер. И потому избы в них ставились в один ряд - лицами на улицу, а дворами к реке. "На задах" села "стайкой" стояли амбары, а около самой воды бани (чтобы воду далеко не таскать).Строились мельницы.
Дополнялся такой
cельскийансамбль резными срубамиколодцев, богатыми крыльцами изб, прихотливыми изгородями,да одинокими обетнымикрестами у дороги,
обещанными богу за победу
или исцеление, либо
поставленными в местах,
где кто-то внезапно помер
без покаяния.
Водяная мельница в музее близ Торжка
Крест на острове Соловецкий
ПОГОСТ
Погостом же в разные времена называли разное. Это и отдельно стоящая на церковной земле церковь с домами священника и притча, с кладбищем; это и само кладбище с церковью; это и сельский приход в несколько деревень. А на Севере так называли и заезжий постоялый двор, и селение лопарей. Но ранее всего, еще на Древней Руси - "жилое подворье князя и его свиты во время сбора налогов".
Ограда погоста
Б.Щербаков «Кижи. Утро»
А.Васнецов «Троице-Сергиева лавра»
КРЕПОСТИ-ГОРОДА
Деревянные укрепления возводили на земляных валах, высота которых достигала 16метров. Чтобы валы не разрушались, их укрепляли деревянным каркасом. Затем строили соединенную каркасом стену. Поначалу это был тын, который состоял из врытых вплотную друг к другу мощных заостренных бревен. Позднее стали строить стену из стоящих рядом деревянных срубов. Стены рубились городнями (отдельными срубами) или тарасами (двумя параллельными стенами с перерубами), завершались боевыми ходами с навесными бойницами и внешней стенкой (заборалом), крытой двухскатной кровлей.
А.Васнецов «Основание Москвы Юрием Долгоруким»
А.Васнецов «Кремль при Иване Калите»
А.Васнецов «У стен деревянного города»
Пространство внутри срубов заполняли землей и камнями или использовали для складов. Иногда здесь устраивали жилье для служилых людей. В стене прорубали маленькие окна–бойницы. С внутренней стороны делали некий «балкон», и получался еще один ярус для обстрела врага. Наверху устраивался помост – «боевой ход». Он выступал над стеной так, чтобы удобнее было обстреливать подступившего вплотную к стене врага и лить на нападающих горячую смолу. Для защиты от стрел и копий над боевым ходом делали навес.
Так как срубы – звенья крепостной стены – назывались «городни», то и огороженное поселение стало называться «городом». "Срубить город" означало обнести место стеной. А артели, занимавшиеся строительством стен, назывались "градниками" или "огородниками" (отсюда "горожанин", "гражданин").
Остатки якутского острога в начале ХХ века
А.Васнецов «Строительство деревянных стен Кремля ХII век»
Часто башня имела каменное основание с мощными тесовыми воротами. К ним вел перекинутый через глубокий ров деревянный мостик. Который при приближении врага поднимался. Башня завершалась островерхой деревянной крышей – шатром. Ее венчал тонкой роботы металлический ажурный флажок – прапорец, или флюгер.
Первые башни - сторожевые, дозорные - стояли внутри крепостей. Потом их начали ставить у въезда в город, так как ворота – самое уязвимое место крепости. Позднее башни появились на углах и других участках стен. На верхнем этаже башен располагались помещения для отдыха часовых. Нижние использовались под склады или для жилья. Иногда в башнях устраивали часовни.
МОНАСТЫРСКИЕ ПОДВОРЬЯ
Монастыри на Руси появились вместе с христианством. Уже в XI - XII веках их было около семидесяти. К концу XIV века монастыри начинают отрываться от городов и строиться в лесах и пустынях. Вообще же к концу XVII века на Руси было известно более восьмисот монастырей. Укрепления монастырей сооружались также как укрепления городов. Строители-монахи своими силами возводили монастырские постройки. И каждый монастырь, "если смотреть на него издали, представляется чем-то вроде маленького города".
Храмовый комплекс села Чекуево.
Фрагмент иконы Александра Ошевенского второй половины XVII в. Иконописные изображения являются единственным известным свидетельством об архитектуре деревянных монастырских построек.
ЧАСОВНИ
Часовни сохранились до наших дней в достаточно большом количестве. В основном это постройки XVIII и XIX веков. Часовни отличаются от церквей меньшими размерами, несколько упрощенной архитектурой, отсутствием алтарного прируба.
Наибольшее распространение имели клетские часовни. Простейшие из них представляют собой небольшой сруб, покрытый на два ската с крестом или главкой на коньке. Такой объем мог быть дополнен сенями и галереей. Часовни с шатровыми завершениями строились сравнительно реже, и сохранилось их мало.
Деревянная часовня г. Великий Новгород
Витославлицы.Часовня д.Малышево
Витославлицы.Часовняиз д.Кашира
ХРАМЫ КЛЕТСКИЕ
И дом, и храм строили одинаково – и то, и другое – дом (человека и Бога).
Клетские церкви состоят из основного прямоугольного объема, к которому с востока примыкает меньший по размерам алтарь. С запада могли быть притвор в виде симметричного алтарю прируба или трапезная, размерами часто превышавшая основное помещение. Живописным и довольно редким было покрытие клетских церквей в виде бочки.
Успенская церковь из д. Никулино. Новгородчина
Воскрешения Лазаря. Карелия
ХРАМЫ ШАТРОВЫЕ
Шатровая форма покрытия в русском деревянном зодчестве очень древняя.Церкви с шатровыми завершениями могли иметь различные формы планов. Один из древнейших типов в основе своей имел восьмиугольный сруб (восьмерик) с двумя или четырьмя симметричными прирубами.Центрическая композиция с четырьмя прирубами называлась "о двадцати стенах".
Известно несколько шатровых храмов, которые в основании имели сруб в форме равноконечного креста. С начала XVII века широкое распространение получили шатровые храмы типа восьмерик на четверике. В середине XVII века в результате церковных реформ шатровые храмы были объявлены неканоничными, и строительство их было официально запрещено.
Рождественский храм.
Каргополь.
Выпуклый шатер
Успенская церковь из Александро-Куштского монастыря
ЦЕРКВИ ЯРУСНЫЕ
Основные объемы ярусных церквей состоят из нескольких поставленных друг на друга убывающих по высоте срубов, которые могли быть квадратными, восьмиугольными или крещатыми в плане. Количество ярусов колеблется от двух до четырех. Из этих различий складываются нескольковариантов объемно-пространственных решений.
Храм Рождества Иоанна Предтечи.Ширков погост.Тверская область
Тихвинская церковь. XVIII век. Торжок. Тверская область
Преображенская церковь из с. Козлятьево Кольчугинского района (1756 г.) Суздаль
КУБОВАТЫЕ ХРАМЫ
Церкви с кубоватым завершением строились во второй половине XVII и XVIII веках. Распространение их ограничивается бассейном реки Онеги и Поморским берегом Белого моря.
Основанием таких церквей служит высокий четверик. Кубоватый верх представляет собой квадратный в плане объем, по силуэту напоминающий крупную луковицу с одной или чаще пятью главами. Эта форма не так величественна и лаконична, как шатер, но пластична и нарядна.
Владимирская церковь в селе Подпорожье Архангельская обл.
Вознесенская церковь. Малые Корелы
Ильинская Водлозерская пустынь
МНОГОГЛАВЫЕ ХРАМЫ
Кижи
Так была ли деревянная новгородская София или нет? На вопрос «была ли?» скорее можно ответить положительно. Вряд ли разные новгородские летописи будут повторять это известие как легенду, правда в несколько измененном виде, место тоже указано, хотя и не совсем точно.
Стремление к нарядности и усложнению форм нашло блестящее выражение в многоглавых храмах Прионежья начала XVIII века. Самые выдающиеся образцы прионежских многоглавых церквей построены на восьмигранном с четырьмя прирубами основании
КОЛОКОЛЬНИ И ЗВОННИЦЫ
Как отдельно стоящие сооружения, колокольни в русском деревянном зодчестве явление относительно позднее. Появление подобных построек относится к XV-XVI векам. Это связано с массовым распространением колоколов. Для наборов колоколов возле храмов и в монастырях рубились четвериком или восьмериком от основания высотные шатровые колокольни. Прообразом колоколен, вероятно, были отдельно стоящие сторожевые башни - вежи.
Колокольня 1793 г. в с.Турчасово. Структура основания повторяет тип шатровой церкви, устройство высокого четверика, связано с использованием кокошников.
Небо» – так называется деревянный расписной потолок в деревянных храмах Русского Севера.
«Небеса» появляются в деревянных храмах Севера в XVII веке. «Небо» – деревянная конструкция потолочного перекрытия, имеющая плоскую форму или форму пологой усеченной пирамиды. Она несет две функции – конструктивную (дополнительный каркас жесткости внутри храма), и декоративную (сюжетная роспись внутреннего храмового завершения). От центрального кольца радиально расходятся балки-тябла – это каркас «неба». Грани-сегменты заполнялись гладкими досками и покрывались росписью. В часовнях количество граней потолка было разным: 8, 12, 14, 15, 16.
НЕБО
Схема конструкции взята из книги В.Орфинский. В мире сказочной реальности. "Карелия" 1972