kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация выполнена на основе учебника истории России для 9 класса под редакцией Торкунова. Презентация поможет учителю провести наглядный и интересный урок. Презентация будет полезна учащимся при самостоятельном изучении темы, при выполнении домашнего задания, при подготовке к экзамену.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг.»

План урока 1 . Николай II : новый император  2. Борьба в высших эшелонах власти 3. Оживление общественного движения 4.  «Зубатовский социализм» 1902-1893 гг. 5.  Создание РСДРП 6. Создание ПСР 7. Либеральные организации 8. Либеральные проекты Святополк-Мирского  1

План урока

1 . Николай II : новый император

2. Борьба в высших эшелонах власти

3. Оживление общественного движения

4. «Зубатовский социализм» 1902-1893 гг.

5. Создание РСДРП

6. Создание ПСР

7. Либеральные организации

8. Либеральные проекты Святополк-Мирского

1

1. Николай II : начало правления Николай II Николай II родился в 1868 г. Вступил на престол в 1894 г. после смерти отца Александра III .

1. Николай II : начало правления

Николай II

Николай II родился в 1868 г. Вступил на престол в 1894 г. после смерти отца Александра III .

1. Николай II : начало правления Вступление Николая II на престол вызвало у либералов надежды на продолжение реформ, начатых его дедом Александром II . Но уже в первой публичной речи 17 января 1895 г. Николай заявил, что будет неуклонно и твердо защищать основы самодержавия, как его «незабвенный покойный родитель». Николай II

1. Николай II : начало правления

Вступление Николая II на престол вызвало у либералов надежды на продолжение реформ, начатых его дедом Александром II . Но уже в первой публичной речи 17 января 1895 г. Николай заявил, что будет неуклонно и твердо защищать основы самодержавия, как его «незабвенный покойный родитель».

Николай II

2. Борьба в высших эшелонах власти Либералы и консерваторы боролись за влияние на царя. С.Ю.Витте считал, что России необходимы реформы в области промышленности и финансов. Индустриализация – задача экономическая и политическая. Современная промышленность позволит накопить средства для проведения социальных реформ, заняться сельским хозяйством. С.Ю.Витте считал необходимым постепенную передачу политической власти от дворянства буржуазии. С.Ю.Витте

2. Борьба в высших эшелонах власти

Либералы и консерваторы боролись за влияние на царя. С.Ю.Витте считал, что России необходимы реформы в области промышленности и финансов. Индустриализация – задача экономическая и политическая. Современная промышленность позволит накопить средства для проведения социальных реформ, заняться сельским хозяйством. С.Ю.Витте считал необходимым постепенную передачу политической власти от дворянства буржуазии.

С.Ю.Витте

2. Борьба в высших эшелонах власти Против планов С.Ю.Витте выступал министр внутренних дел В.К.Плеве. Он считался «защитником русских устоев» и полагал, что у России «своя отдельная история и свой специальный строй». В.К.Плеве соглашался с необходимостью проведения некоторых реформ, но предлагал осуществлять их постепенно и по инициативе правительства, а не под давлением «незрелой молодежи, студентов... и заведомых революционеров» В.К.Плеве

2. Борьба в высших эшелонах власти

Против планов С.Ю.Витте выступал министр внутренних дел В.К.Плеве. Он считался «защитником русских устоев» и полагал, что у России «своя отдельная история и свой специальный строй». В.К.Плеве соглашался с необходимостью проведения некоторых реформ, но предлагал осуществлять их постепенно и по инициативе правительства, а не под давлением «незрелой молодежи, студентов... и заведомых революционеров»

В.К.Плеве

3. Нарастание противоречий между властью и обществом Политика Николая II вызвала разочарование в обществе.  В 1899 г.  прошли студенческие выступления под лозунгом восстановления автономии университетов.  В 1901 г. исключенный из университета студент П.Карпович смертельно ранил министра народного просвещения Н.Боголепова. Это первый террористический акт после долгого перерыва. П.Карпович Н.Боголепов Конные полицейские

3. Нарастание противоречий между властью и обществом

Политика Николая II вызвала разочарование в обществе. В 1899 г. прошли студенческие выступления под лозунгом восстановления автономии университетов. В 1901 г. исключенный из университета студент П.Карпович смертельно ранил министра народного просвещения Н.Боголепова. Это первый террористический акт после долгого перерыва.

П.Карпович

Н.Боголепов

Конные полицейские

3. Нарастание противоречий между властью и обществом Крестьяне начала ХХ века Весной 1902 г. вспыхнули волнения крестьян недовольных малоземельем в южных губерниях. Крестьяне громили имения помещиков, захватывали зерно, скот и инвентарь, в некоторых районах приступили к дележу помещичьей земли. В выступлениях участвовали все слои крестьян, включая зажиточных. К подавлению недовольства была привлечена армия.

3. Нарастание противоречий между властью и обществом

Крестьяне начала ХХ века

Весной 1902 г. вспыхнули волнения крестьян недовольных малоземельем в южных губерниях. Крестьяне громили имения помещиков, захватывали зерно, скот и инвентарь, в некоторых районах приступили к дележу помещичьей земли. В выступлениях участвовали все слои крестьян, включая зажиточных. К подавлению недовольства была привлечена армия.

3. Нарастание противоречий между властью и обществом Забастовка начала ХХ в. В начале 1900-х гг. рабочие выдвигали в основном экономические требования введения 8-часового рабочего дня, увеличения зарплаты, улучшения условий труда. В 1903 г. на юге России произошли массовые рабочие выступления. В Закавказье и на Украине рабочие вышли на забастовки.

3. Нарастание противоречий между властью и обществом

Забастовка начала ХХ в.

В начале 1900-х гг. рабочие выдвигали в основном экономические требования введения 8-часового рабочего дня, увеличения зарплаты, улучшения условий труда. В 1903 г. на юге России произошли массовые рабочие выступления. В Закавказье и на Украине рабочие вышли на забастовки.

3. Нарастание противоречий между властью и обществом Оживились национальные движения. В 1899 г. были ограничены права финского сейма, расформированы финские национальные воинские части, делопроизводство переводилось на русский язык. Финский сейм отказался одобрить эти законы, а финские чиновники объявили бойкот выполнению этих указов. В 1903 г. генерал-губернатор Финляндии получил чрезвычайные полномочия. Генерал-губернатор Финляндии Н.И.Бобриков

3. Нарастание противоречий между властью и обществом

Оживились национальные движения. В 1899 г. были ограничены права финского сейма, расформированы финские национальные воинские части, делопроизводство переводилось на русский язык. Финский сейм отказался одобрить эти законы, а финские чиновники объявили бойкот выполнению этих указов. В 1903 г. генерал-губернатор Финляндии получил чрезвычайные полномочия.

Генерал-губернатор Финляндии Н.И.Бобриков

3. Нарастание противоречий между властью и обществом Неспокойно было на Кавказе. В 1903 г. в Армении произошли волнения вызванные указом о передаче имущества армяно-григорианской церкви властям. Армянское население восприняло это как посягательство на национальные ценности и религиозные традиции. В 1905 г. этот указ был отменен. Выход крестного хода из собора

3. Нарастание противоречий между властью и обществом

Неспокойно было на Кавказе. В 1903 г. в Армении произошли волнения вызванные указом о передаче имущества армяно-григорианской церкви властям. Армянское население восприняло это как посягательство на национальные ценности и религиозные традиции. В 1905 г. этот указ был отменен.

Выход крестного хода из собора

3. Нарастание противоречий между властью и обществом Жизнь в местечках Национальный гнет испытывало еврейское население. Сохранялась черта оседлости. Еврейская молодежь, лишенная возможности получить образование, пополняла ряды революционных организаций. В ответ в стране усиливались антисемитские настроения, происходили погромы. В 1903 г. в Кишинёве произошёл крупный погром – было убито 50 человек, ранено около 600).

3. Нарастание противоречий между властью и обществом

Жизнь в местечках

Национальный гнет испытывало еврейское население. Сохранялась черта оседлости. Еврейская молодежь, лишенная возможности получить образование, пополняла ряды революционных организаций. В ответ в стране усиливались антисемитские настроения, происходили погромы. В 1903 г. в Кишинёве произошёл крупный погром – было убито 50 человек, ранено около 600).

4. «Зубатовский социализм» Власти опасались нарастания рабочего движения. Начальник Московского охранного отделения С.В.Зубатов пытался взять под контроль рабочее движение. Рабочим внушалась мысль, что правительство не является союзником буржуазии и добиться своих целей рабочие могут только через сотрудничество с властью. При содействии губернатора Москвы С.А.Романова в 1901-1902 гг. были созданы легальные рабочие организации . Их действия находились под надзором полиции, а деятельность Зубатова часто называют политикой полицейского социализма . С.В.Зубатов С.А.Романов

4. «Зубатовский социализм»

Власти опасались нарастания рабочего движения. Начальник Московского охранного отделения С.В.Зубатов пытался взять под контроль рабочее движение. Рабочим внушалась мысль, что правительство не является союзником буржуазии и добиться своих целей рабочие могут только через сотрудничество с властью. При содействии губернатора Москвы С.А.Романова в 1901-1902 гг. были созданы легальные рабочие организации . Их действия находились под надзором полиции, а деятельность Зубатова часто называют политикой полицейского социализма .

С.В.Зубатов

С.А.Романов

4. «Зубатовский социализм» Стачка начала ХХ века В 1902-1903 гг. члены зубатовских организаций приняли участие в стачках, С.В.Зубатов был отправлен в отставку. В.К.Плеве считал, что с рабочими организациями нужно бороться, внедряя в их ряды полицейских агентов. В стране была увеличена сеть отделений по охране порядка и общественной безопасности (охранки). В 1904 г. В.К.Плеве был убит эсером-террористом Е.Сазоновым.

4. «Зубатовский социализм»

Стачка начала ХХ века

В 1902-1903 гг. члены зубатовских организаций приняли участие в стачках, С.В.Зубатов был отправлен в отставку. В.К.Плеве считал, что с рабочими организациями нужно бороться, внедряя в их ряды полицейских агентов. В стране была увеличена сеть отделений по охране порядка и общественной безопасности (охранки). В 1904 г. В.К.Плеве был убит эсером-террористом Е.Сазоновым.

5. Создание РСДРП В марте 1898 г. в Минске собрались 9 представителей социал-демократических организаций и объявили о создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). После завершения съезда восемь его делегатов были арестованы охранкой. Делегаты I съезда РСДРП

5. Создание РСДРП

В марте 1898 г. в Минске собрались 9 представителей социал-демократических организаций и объявили о создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). После завершения съезда восемь его делегатов были арестованы охранкой.

Делегаты I съезда РСДРП

5. Создание РСДРП II съезд РСДРП  прошел в июле-августе 1903 г. в Брюсселе и Лондоне. Были приняты устав и программа партии. «Программа-минимум»  предусматривала решение задач буржуазно-демократической революции: свержение самодержавия и установление республики, всеобщее избирательное право и демократические свободы, широкое местное самоуправление, право наций на самоопределение и их равноправие, восьмичасовой рабочий день. В.И.Ульянов (Ленин)

5. Создание РСДРП

II съезд РСДРП прошел в июле-августе 1903 г. в Брюсселе и Лондоне. Были приняты устав и программа партии. «Программа-минимум» предусматривала решение задач буржуазно-демократической революции: свержение самодержавия и установление республики, всеобщее избирательное право и демократические свободы, широкое местное самоуправление, право наций на самоопределение и их равноправие, восьмичасовой рабочий день.

В.И.Ульянов (Ленин)

5. Создание РСДРП Вторая часть - «Программа-максимум»  : - подготовка и проведение победоносной пролетарской революции; - установление диктатуры пролетариата; - переход к социализму. При обсуждении программы партии возникли разногласия и РСДРП раскололась на два течения: реформаторское (Л.Мартов) и радикальное (В.Ленин). Сторонников Ленина на съезде было большинство и они получили название БОЛЬШЕВИКИ , сторонники Л.Мартова – МЕНЬШЕВИКИ .  Л.Мартов (Ю.О.Цедербаум)

5. Создание РСДРП

Вторая часть - «Программа-максимум» : - подготовка и проведение победоносной пролетарской революции; - установление диктатуры пролетариата; - переход к социализму.

При обсуждении программы партии возникли разногласия и РСДРП раскололась на два течения: реформаторское (Л.Мартов) и радикальное (В.Ленин). Сторонников Ленина на съезде было большинство и они получили название БОЛЬШЕВИКИ , сторонники Л.Мартова – МЕНЬШЕВИКИ .

Л.Мартов (Ю.О.Цедербаум)

5. Создание РСДРП - Партия - замкнутая, законспирированная организация со строгой дисциплиной; - Отвергали путь реформ; - Главная сила будущей революции – пролетариат, а крестьянство его союзник; - Буржуазия – реакционная сила - Доступ в партию открыт всем слоям населения; - Главная силы будущей революции – буржуазия, а пролетариат ее союзник; - Крестьянство – реакционная сила РСДРП по своему составу была пролетарско-интеллигентской, многонациональной. К 1907 г. она объединяла около 150 тыс.членов.

5. Создание РСДРП

- Партия - замкнутая, законспирированная организация со строгой дисциплиной;

- Отвергали путь реформ;

- Главная сила будущей революции – пролетариат, а крестьянство его союзник;

- Буржуазия – реакционная сила

- Доступ в партию открыт всем слоям населения;

- Главная силы будущей революции – буржуазия, а пролетариат ее союзник;

- Крестьянство – реакционная сила

РСДРП по своему составу была пролетарско-интеллигентской, многонациональной. К 1907 г. она объединяла около 150 тыс.членов.

6. Создание ПСР В 90-е г. в стране появились группы считавшие себя продолжателями революционного народничества, сторонниками «Народной воли». В 1902 г. на встрече лидеров таких групп образована Партия Социалистов-революционеров (эсеры). ЦК партии возглавил В.Чернов, ее официальным органом стала газета «Революционная Россия». В партии состояли учителя, инженеры, агрономы, врачи. К 1907 г. численность партии эсеров составляла 50-60 тыс.чел. В.М.Чернов

6. Создание ПСР

В 90-е г. в стране появились группы считавшие себя продолжателями революционного народничества, сторонниками «Народной воли». В 1902 г. на встрече лидеров таких групп образована Партия Социалистов-революционеров (эсеры). ЦК партии возглавил В.Чернов, ее официальным органом стала газета «Революционная Россия». В партии состояли учителя, инженеры, агрономы, врачи. К 1907 г. численность партии эсеров составляла 50-60 тыс.чел.

В.М.Чернов

6. Создание ПСР На I съезде ПСР в декабре 1905-январе 1906 г. была принята программа партии. Главной задачей ПСР видела в подготовке народа к революции. Эсеры считали, что в ликвидации самодержавия заинтересованы все слои населения, живущие своим трудом: крестьянство, пролетариат и интеллигенция. Буржуазию эсеры считали реакционной силой. Е.Брешко-Брешковская Самодержавие должно было быть заменено «народовластием», которое будет провозглашено Учредительным собранием , а Россия должна была стать федеративным государством .

6. Создание ПСР

На I съезде ПСР в декабре 1905-январе 1906 г. была принята программа партии. Главной задачей ПСР видела в подготовке народа к революции. Эсеры считали, что в ликвидации самодержавия заинтересованы все слои населения, живущие своим трудом: крестьянство, пролетариат и интеллигенция. Буржуазию эсеры считали реакционной силой.

Е.Брешко-Брешковская

Самодержавие должно было быть заменено «народовластием», которое будет провозглашено Учредительным собранием , а Россия должна была стать федеративным государством .

6. Создание ПСР Е.Азеф Б.Савинков Эсеры считали необходимым использование тактики индивидуального террора . По их мнению террор мог поднять массы на революцию и устрашить власть. В 1901 г. была создана Боевая организация эсеров (просуществовала до 1911 г.) Её возглавил Е.Азеф - тайный агент полиции, затем Б.Савинков.

6. Создание ПСР

Е.Азеф

Б.Савинков

Эсеры считали необходимым использование тактики индивидуального террора . По их мнению террор мог поднять массы на революцию и устрашить власть. В 1901 г. была создана Боевая организация эсеров (просуществовала до 1911 г.) Её возглавил Е.Азеф - тайный агент полиции, затем Б.Савинков.

7. Либеральные организации Внутренняя политика Николая II не отвечала настроениям либеральной части общества. В 1902 г. за границей начал выходить журнал «Освобождение». В статье «От русских конституционалистов» П.Н.Милюков требовал введения политических свобод и бессословного народного представительства – представительного законодательного органа парламентского типа. П.Н.Милюков

7. Либеральные организации

Внутренняя политика Николая II не отвечала настроениям либеральной части общества. В 1902 г. за границей начал выходить журнал «Освобождение». В статье «От русских конституционалистов» П.Н.Милюков требовал введения политических свобод и бессословного народного представительства – представительного законодательного органа парламентского типа.

П.Н.Милюков

7. Либеральные организации В 1904 г. в Петербурге была создана нелегальная организация либералов - «Союз освобождения», требовавший установления конституционной монархии, проведения всеобщих выборов, защиты «интересов трудящихся масс». Осенью 1904 г. Союз развернул кампанию по празднованию 40-летия судебной реформы ( «банкетная» кампания) - в речах и тостах звучали требования завершить реформы Александра II и ввести парламентское правление. Основатели «Союза освобождения» П.Струве, Н.Бердяев и другие

7. Либеральные организации

В 1904 г. в Петербурге была создана нелегальная организация либералов - «Союз освобождения», требовавший установления конституционной монархии, проведения всеобщих выборов, защиты «интересов трудящихся масс». Осенью 1904 г. Союз развернул кампанию по празднованию 40-летия судебной реформы ( «банкетная» кампания) - в речах и тостах звучали требования завершить реформы Александра II и ввести парламентское правление.

Основатели «Союза освобождения» П.Струве, Н.Бердяев и другие

8. Либеральные проекты Святополк-Мирского Забастовка. С.В.Иванов В условиях нарастания недовольства внутренней и внешней политикой правительства царь назначил новым министром внутренних дел П.Д.Святополк-Мирского , известного своими либеральными взглядами.  За полгода своей деятельности он объявил частичную амнистию, смягчил цензуру, разрешил земские съезды, подготовил проект реформ.

8. Либеральные проекты Святополк-Мирского

Забастовка.

С.В.Иванов

В условиях нарастания недовольства внутренней и внешней политикой правительства царь назначил новым министром внутренних дел П.Д.Святополк-Мирского , известного своими либеральными взглядами. За полгода своей деятельности он объявил частичную амнистию, смягчил цензуру, разрешил земские съезды, подготовил проект реформ.

8. Либеральные проекты Святополк-Мирского П.Д.Святополк-Мирский Святополк-Мирский предполагал включить в Госсовет выборных представителей от земств и городских дум, расширить круг избирателей в земства, распространить земства на всю территорию империи.

8. Либеральные проекты Святополк-Мирского

П.Д.Святополк-Мирский

Святополк-Мирский предполагал включить в Госсовет выборных представителей от земств и городских дум, расширить круг избирателей в земства, распространить земства на всю территорию империи.

8. Либеральные проекты Святополк-Мирского По инициативе Святополк-Мирского Николай II издал указ, обещавший расширение прав земств, устранение цензуры, дарование прав «инородцам и иноверцам». Одновременно император заявил, что никогда не согласится на представительный образ правления, так как считает его вредным для народа. Николай II

8. Либеральные проекты Святополк-Мирского

По инициативе Святополк-Мирского Николай II издал указ, обещавший расширение прав земств, устранение цензуры, дарование прав «инородцам и иноверцам». Одновременно император заявил, что никогда не согласится на представительный образ правления, так как считает его вредным для народа.

Николай II

Выводы Внутренняя политика Николая II не отвечала настроениям большей части общества, ждавшего  от царя решительных реформ.  Оппозиционные власти силы встали на путь организационного оформления политических партий.

Выводы

Внутренняя политика Николая II не отвечала настроениям большей части общества, ждавшего от царя решительных реформ. Оппозиционные власти силы встали на путь организационного оформления политических партий.

Даты и события Март 1898 г. – Создание Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) 1902 г. – Создание партии социалистов-революционеров (эсеров) 1903 г. – II съезд РСДРП, раскол партии на большевиков и меньшевиков 1904 г. – Образование «Союза освобождения»

Даты и события

Март 1898 г. – Создание Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП)

1902 г. – Создание партии социалистов-революционеров (эсеров)

1903 г. – II съезд РСДРП, раскол партии на большевиков и меньшевиков

1904 г. – Образование «Союза освобождения»

Домашнее задание 1. Изучить параграф 28 2. Вопросы стр.80 (устно) 3. Выучить основные термины, понятия и даты Ходынское поле

Домашнее задание

1. Изучить параграф 28

2. Вопросы стр.80 (устно)

3. Выучить основные термины, понятия и даты

Ходынское поле

Полные блоки презентаций  по Всеобщей истории, истории России и Обществознанию  Вы можете найти на сайте  http://presentation-history.ru/   На сайте также размещены  поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию открытого банка заданий ФИПИ , карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.

Полные блоки презентаций по Всеобщей истории, истории России и Обществознанию Вы можете найти на сайте http://presentation-history.ru/

На сайте также размещены поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию открытого банка заданий ФИПИ , карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг.

Автор: Нафор Маточ

Дата: 05.12.2021

Номер свидетельства: 593589

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "История семьи в истории страны: династия Романовых"
    ["seo_title"] => string(51) "istoriia_semi_v_istorii_strany_dinastiia_romanovykh"
    ["file_id"] => string(6) "560208"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1602834912"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Россия в первой половине ХIХ века. "
    ["seo_title"] => string(39) "rossiia-v-piervoi-polovinie-khikh-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "134808"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416815702"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "«Первая российская революция. Реформы политической системы»"
    ["seo_title"] => string(67) "piervaia-rossiiskaia-rievoliutsiia-rieformy-politichieskoi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "268135"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450551327"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Проект по литературе"
    ["seo_title"] => string(20) "proekt_po_literature"
    ["file_id"] => string(6) "541511"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1582981803"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Методика работы над художественно-творческим проектом «Мастерская. Роспись пасхальных яиц» "
    ["seo_title"] => string(100) "mietodika-raboty-nad-khudozhiestvienno-tvorchieskim-proiektom-mastierskaia-rospis-paskhal-nykh-iaits"
    ["file_id"] => string(6) "113801"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411053261"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства