kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исторические труды декабристов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Движение декабристов можно интерпретировать как последнюю стадию развития идей Просвещения, а восстание на Сенатской площади- как трагическое проявление несостоявшейся попытки реформировать российское общество либеральными методами.

В данно презентации представлены программые документы декабристов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исторические труды декабристов»

МБОУ «Зерносовхозская СШ имени М.Н. Костина п. Новоселки» ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРУДЫ ДЕКАБРИСТОВ   Выполнила: Блинова Лидия Владимировна, учитель истории и обществознания  п. Новоселки, Мелекесский район, Ульяновская область, 2025 г.

МБОУ «Зерносовхозская СШ имени М.Н. Костина п. Новоселки»

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРУДЫ ДЕКАБРИСТОВ

Выполнила: Блинова Лидия Владимировна,

учитель истории и обществознания

п. Новоселки, Мелекесский район, Ульяновская область, 2025 г.

Содержание 1. Программные документы 2. Мемуары, воспоминания, письма 3. Поэзия

Содержание

1. Программные документы

2. Мемуары, воспоминания, письма

3. Поэзия

1. Устав «Союза спасения» (авторы П. И. Пестель, С. П. Трубецкой, И. А. Долгоруков) 1817 г. Устав предусматривал две цели: уничтожение крепостного права и замену самодержавия конституционной монархией. Для достижения этих целей большинство членов полагалось на мирные методы, такие как общественное давление, хотя меньшинство считало возможным применение и более решительных мер. Декабристы. Союз спасения.

1. Устав «Союза спасения» (авторы П. И. Пестель, С. П. Трубецкой, И. А. Долгоруков) 1817 г.

  • Устав предусматривал две цели: уничтожение крепостного права и замену самодержавия конституционной монархией. Для достижения этих целей большинство членов полагалось на мирные методы, такие как общественное давление, хотя меньшинство считало возможным применение и более решительных мер.

Декабристы. Союз спасения.

1. «Зелёная книга» (основные авторы М. Н. Муравьёв, Н. М. Муравьёв, С. П. Трубецкой) 1817–1818 гг.

1. «Зелёная книга» (основные авторы М. Н. Муравьёв, Н. М. Муравьёв, С. П. Трубецкой) 1817–1818 гг.

  • Программный документ «Союза благоденствия», содержавший основные требования общества: отмена крепостного права, уничтожение самодержавия и введение в России конституции. Названа по цвету переплёта, зелёный цвет символизировал надежду.
1. «Русская правда» Павла Пестеля 1821-1825 гг. Основное содержание: Превращение самодержавной монархии в унитарную республику. Столицу предполагалось перенести в Нижний Новгород. Провозглашалось равенство всех граждан перед законом, отмена сословий, введение всеобщего избирательного права (для мужчин старше 20 лет), а также свободы слова, печати, совести, занятий и передвижения. Крепостное право отменялось немедленно, а земля делилась на два фонда: общественный (неотчуждаемый) и частный. Землю планировалось распределить между населением, с изъятием части у помещиков. Достижение поставленных целей предполагалось через военно-революционный переворот с немедленной ликвидацией монархии и уничтожением царской фамилии, а затем установлением Временного Верховного правления. П. И. Пестель

1. «Русская правда» Павла Пестеля 1821-1825 гг.

Основное содержание:

  • Превращение самодержавной монархии в унитарную республику. Столицу предполагалось перенести в Нижний Новгород.
  • Провозглашалось равенство всех граждан перед законом, отмена сословий, введение всеобщего избирательного права (для мужчин старше 20 лет), а также свободы слова, печати, совести, занятий и передвижения.
  • Крепостное право отменялось немедленно, а земля делилась на два фонда: общественный (неотчуждаемый) и частный. Землю планировалось распределить между населением, с изъятием части у помещиков.
  • Достижение поставленных целей предполагалось через военно-революционный переворот с немедленной ликвидацией монархии и уничтожением царской фамилии, а затем установлением Временного Верховного правления.

П. И. Пестель

1. «Конституция» Никиты Муравьёва 1821-1825 гг. Основное содержание: Форма правления: конституционная монархия. Федеративное устройство: Россия делилась на 15 «держав». Законодательная власть: создавалось двухпалатное «Народное вече», которое состояло из: Верховной думы и Палаты представителей. Исполнительная власть: принадлежала императору, он назначал министров (с согласия Верховной думы), но не имел права начинать войны. Судебная власть: провозглашалась выборность и несменяемость судей, гласность процесса и состязательность сторон. Провозглашалось равенство всех граждан перед законом, свобода слова, печати и вероисповедания. Право избирать имели только собственники земли. Крепостное право отменялось, но помещики сохраняли все земли, а крестьяне получали минимальный надел (до 2 десятин на двор). Н. М. Муравьёв

1. «Конституция» Никиты Муравьёва 1821-1825 гг.

Основное содержание:

  • Форма правления: конституционная монархия.
  • Федеративное устройство: Россия делилась на 15 «держав».
  • Законодательная власть: создавалось двухпалатное «Народное вече», которое состояло из: Верховной думы и Палаты представителей.
  • Исполнительная власть: принадлежала императору, он назначал министров (с согласия Верховной думы), но не имел права начинать войны.
  • Судебная власть: провозглашалась выборность и несменяемость судей, гласность процесса и состязательность сторон.
  • Провозглашалось равенство всех граждан перед законом, свобода слова, печати и вероисповедания. Право избирать имели только собственники земли.
  • Крепостное право отменялось, но помещики сохраняли все земли, а крестьяне получали минимальный надел (до 2 десятин на двор).

Н. М. Муравьёв

1. «Манифест к русскому народу»  Сергея Трубецкого 14 декабря 1825 г.   Основные пункты «Манифеста»: Призывал к свержению самодержавия и установлению Временного революционного правительства. Освобождение крестьян от личной зависимости. Провозглашение свободы печати, совести, труда и равенства всех перед законом. Отмена рекрутчины, телесных наказаний и системы военных поселений. Введение суда присяжных. Выборность чиновников и отмена подушной подати. Созыв Всенародного собора для окончательного определения формы правления (монархия или республика). С.П. Трубецкой

1. «Манифест к русскому народу» Сергея Трубецкого 14 декабря 1825 г.

Основные пункты «Манифеста»:

  • Призывал к свержению самодержавия и установлению Временного революционного правительства.
  • Освобождение крестьян от личной зависимости.
  • Провозглашение свободы печати, совести, труда и равенства всех перед законом.
  • Отмена рекрутчины, телесных наказаний и системы военных поселений.
  • Введение суда присяжных.
  • Выборность чиновников и отмена подушной подати.
  • Созыв Всенародного собора для окончательного определения формы правления (монархия или республика).

С.П. Трубецкой

2. «Записки декабриста» Андрея Евгеньевича Розена Основные темы: Начинает повествование с юности, подробно описывает свою военную службу и вступление в ряды декабристов. Он показывает эволюцию взглядов своего поколения, которое, будучи вдохновлено идеями свободы и справедливости, пришло к мысли о необходимости перемен. Будучи поручиком лейб-гвардии Финляндского полка, подробно излагает подготовку к восстанию, события на площади и атмосферу междуцарствия. Он воссоздает обстоятельства, приведшие к поражению восстания. Жизнь в Сибири. Описывает многолетнюю ссылку и каторгу, условия жизни, отношения с другими декабристами и местным населением. Роль жён декабристов. Рассказывает о самоотверженности женщин, которые последовали за своими мужьями в Сибирь, разделив с ними все тяготы ссылки. А.Е. Розен

2. «Записки декабриста» Андрея Евгеньевича Розена

Основные темы:

  • Начинает повествование с юности, подробно описывает свою военную службу и вступление в ряды декабристов. Он показывает эволюцию взглядов своего поколения, которое, будучи вдохновлено идеями свободы и справедливости, пришло к мысли о необходимости перемен.
  • Будучи поручиком лейб-гвардии Финляндского полка, подробно излагает подготовку к восстанию, события на площади и атмосферу междуцарствия. Он воссоздает обстоятельства, приведшие к поражению восстания.
  • Жизнь в Сибири. Описывает многолетнюю ссылку и каторгу, условия жизни, отношения с другими декабристами и местным населением.
  • Роль жён декабристов. Рассказывает о самоотверженности женщин, которые последовали за своими мужьями в Сибирь, разделив с ними все тяготы ссылки.

А.Е. Розен

2. Воспоминания Михаила Сергеевича Лунина Ключевые идеи: Показывает, что декабристские идеи не закончились с восстанием на Сенатской площади, а перешли в новую фазу - борьбы в ссылке. Даже в условиях каторги и ссылки, Лунин и другие декабристы искали способы продолжать свою миссию, что демонстрирует их непоколебимую убежденность, преданность своим идеалам . Передача опыта будущим поколениям: через свои записи Лунин стремился передать будущим поколениям не только историю декабристов, но и их идеи, мотивы и стойкость духа. М. С. Лунин

2. Воспоминания Михаила Сергеевича Лунина

Ключевые идеи:

  • Показывает, что декабристские идеи не закончились с восстанием на Сенатской площади, а перешли в новую фазу - борьбы в ссылке.
  • Даже в условиях каторги и ссылки, Лунин и другие декабристы искали способы продолжать свою миссию, что демонстрирует их непоколебимую убежденность, преданность своим идеалам .
  • Передача опыта будущим поколениям: через свои записи Лунин стремился передать будущим поколениям не только историю декабристов, но и их идеи, мотивы и стойкость духа.

М. С. Лунин

2. Воспоминания Ивана Ивановича Пущина Пущин был активным участником «Союза благоденствия». В воспоминаниях Пущина подчеркивается, что декабристы были людьми высокими, идейными патриотами, готовыми к самопожертвованию. Пущин описывает высокие идеалы декабристов и их стремление к справедливости, что стало одной из причин их восстания. И. И. Пущин

2. Воспоминания Ивана Ивановича Пущина

  • Пущин был активным участником «Союза благоденствия».
  • В воспоминаниях Пущина подчеркивается, что декабристы были людьми высокими, идейными патриотами, готовыми к самопожертвованию.
  • Пущин описывает высокие идеалы декабристов и их стремление к справедливости, что стало одной из причин их восстания.

И. И. Пущин

2. Воспоминания Матвея Ивановича  Муравьёва-Апостола Воспоминания Матвея Муравьева-Апостола о восстании Черниговского полка включают описание дисциплины и порядка, поддерживавшихся во время восстания, например, наказание солдата за грабеж. Также он делится воспоминаниями об аресте и суде, когда вместе с братом Сергеем Муравьевым-Апостолом был осужден за участие в восстании. Составил «погостный список» декабристов, погибших и умерших в ссылке. М. И. Муравьёв-Апостол

2. Воспоминания Матвея Ивановича Муравьёва-Апостола

  • Воспоминания Матвея Муравьева-Апостола о восстании Черниговского полка включают описание дисциплины и порядка, поддерживавшихся во время восстания, например, наказание солдата за грабеж. Также он делится воспоминаниями об аресте и суде, когда вместе с братом Сергеем Муравьевым-Апостолом был осужден за участие в восстании.
  • Составил «погостный список» декабристов, погибших и умерших в ссылке.

М. И. Муравьёв-Апостол

2. Из письма Михаила Александровича Фонвизина (1825 г.) Осенью 1825 года, незадолго до восстания, член Северного общества декабрист Михаил Александрович Фонвизин, отходя от активного участия в заговоре, написал письмо к своей жене Наталье Дмитриевне, в котором выразил своё разочарование и тревогу по поводу сложившейся ситуации. Фонвизин писал, что в Северном обществе было много «лишнего и ненужного», и что оно во многом отошло от первоначальных идеалов и целей. Он выразил уверенность в том, что все жертвы, на которые готовы пойти декабристы, окажутся напрасными. В своём письме он объяснил, что общество не готово к таким переменам, и они скорее приведут к кровопролитию, чем к реальным результатам. Фонвизин испытывал глубокую тревогу за судьбу своих друзей и соратников, понимая, что в случае провала им грозит суровое наказание. Он беспокоился о последствиях, которые ожидают не только их самих, но и их семьи. М.А. Фонвизин

2. Из письма Михаила Александровича Фонвизина (1825 г.)

  • Осенью 1825 года, незадолго до восстания, член Северного общества декабрист Михаил Александрович Фонвизин, отходя от активного участия в заговоре, написал письмо к своей жене Наталье Дмитриевне, в котором выразил своё разочарование и тревогу по поводу сложившейся ситуации.
  • Фонвизин писал, что в Северном обществе было много «лишнего и ненужного», и что оно во многом отошло от первоначальных идеалов и целей. Он выразил уверенность в том, что все жертвы, на которые готовы пойти декабристы, окажутся напрасными. В своём письме он объяснил, что общество не готово к таким переменам, и они скорее приведут к кровопролитию, чем к реальным результатам.
  • Фонвизин испытывал глубокую тревогу за судьбу своих друзей и соратников, понимая, что в случае провала им грозит суровое наказание. Он беспокоился о последствиях, которые ожидают не только их самих, но и их семьи.

М.А. Фонвизин

3. Стихотворения Кондратия Федоровича Рылеева Основное содержание стихотворений Рылеева о декабристах — это гражданский долг, патриотизм, самопожертвование ради свободы и справедливости, а также вера в правое дело даже перед лицом смерти. В своих произведениях он прославляет героев, выражает поддержку товарищам и утверждает, что заключение и казнь - это честь, а не позор, так как они являются следствием борьбы за родину. Поэт подчеркивает, что декабристы сражались за свободу и благополучие России, и даже ссылка или казнь не могут сломить их дух. Самопожертвование: Рылеев изображает своих товарищей как людей, готовых пожертвовать всем ради своих убеждений, что является высшим проявлением гражданского долга. Связь с народом: Поэт считал, что правительство должно служить народу, и призывал к созданию общества, где люди будут жить в свободе и довольстве. Кондратий Фёдорович Рылеев

3. Стихотворения Кондратия Федоровича Рылеева

  • Основное содержание стихотворений Рылеева о декабристах — это гражданский долг, патриотизм, самопожертвование ради свободы и справедливости, а также вера в правое дело даже перед лицом смерти. В своих произведениях он прославляет героев, выражает поддержку товарищам и утверждает, что заключение и казнь - это честь, а не позор, так как они являются следствием борьбы за родину.
  • Поэт подчеркивает, что декабристы сражались за свободу и благополучие России, и даже ссылка или казнь не могут сломить их дух.
  • Самопожертвование: Рылеев изображает своих товарищей как людей, готовых пожертвовать всем ради своих убеждений, что является высшим проявлением гражданского долга.
  • Связь с народом: Поэт считал, что правительство должно служить народу, и призывал к созданию общества, где люди будут жить в свободе и довольстве.

Кондратий Фёдорович Рылеев

3. Стихотворения Вильгельма Карловича Кюхельбекера Основное содержание стихотворений Кюхельбекера о декабристах — это выражение их борьбы за свободу и гражданские права, а также оплакивание их судьбы и ссылки. Кюхельбекер изображает декабристов как героев, совершивших подвиг во имя свободы и справедливости. Он видит в их действиях проявление высокой гражданской позиции и стремления к лучшей жизни для народа. В произведениях присутствует глубокая скорбь о судьбе товарищей. Он оплакивает их арест, разлуку и тяжелые условия ссылки, что становится центральной темой многих его стихотворений. Кюхельбекер, сам будучи декабристом, выражает сочувствие и поддержку своим товарищам, включая своего лицейского друга Пущина. Он создает образы узников, которые сохраняют внутреннюю свободу, несмотря на физические страдания. Вильгельм Карлович фон Кюхельбекер

3. Стихотворения Вильгельма Карловича Кюхельбекера

  • Основное содержание стихотворений Кюхельбекера о декабристах — это выражение их борьбы за свободу и гражданские права, а также оплакивание их судьбы и ссылки.
  • Кюхельбекер изображает декабристов как героев, совершивших подвиг во имя свободы и справедливости. Он видит в их действиях проявление высокой гражданской позиции и стремления к лучшей жизни для народа.
  • В произведениях присутствует глубокая скорбь о судьбе товарищей. Он оплакивает их арест, разлуку и тяжелые условия ссылки, что становится центральной темой многих его стихотворений.
  • Кюхельбекер, сам будучи декабристом, выражает сочувствие и поддержку своим товарищам, включая своего лицейского друга Пущина. Он создает образы узников, которые сохраняют внутреннюю свободу, несмотря на физические страдания.

Вильгельм Карлович фон Кюхельбекер

3. Стихотворения Александра Ивановича Одоевского Основное содержание стихотворений А. И. Одоевского о декабристах заключается в прославлении их борьбы за свободу, критике самодержавия и поклонении перед их жертвенностью ради светлого будущего России. Одоевский восхваляет их как героев, которые бросили вызов тирании и поплатились за свои идеалы свободой и жизнью. Его поэзия пронизана сочувствием и уважением к декабристам. Одоевский видит в декабристах храбрых борцов, которые не побоялись выступить против угнетения и готовы были умереть за свои убеждения. Поэт обличает деспотизм и несправедливость царской власти, противопоставляя ей идеалы свободы и справедливости. В стихах выражается вера в то, что подвиг декабристов не будет напрасен и станет толчком к будущим переменам в России, к наступлению эры свободы и законности. Александр Иванович Одоевский

3. Стихотворения Александра Ивановича Одоевского

  • Основное содержание стихотворений А. И. Одоевского о декабристах заключается в прославлении их борьбы за свободу, критике самодержавия и поклонении перед их жертвенностью ради светлого будущего России. Одоевский восхваляет их как героев, которые бросили вызов тирании и поплатились за свои идеалы свободой и жизнью. Его поэзия пронизана сочувствием и уважением к декабристам.
  • Одоевский видит в декабристах храбрых борцов, которые не побоялись выступить против угнетения и готовы были умереть за свои убеждения.
  • Поэт обличает деспотизм и несправедливость царской власти, противопоставляя ей идеалы свободы и справедливости.
  • В стихах выражается вера в то, что подвиг декабристов не будет напрасен и станет толчком к будущим переменам в России, к наступлению эры свободы и законности.

Александр Иванович Одоевский

Заключение Движение декабристов можно интерпретировать как последнюю стадию развития идей Просвещения, а восстание на Сенатской площади- как трагическое проявление несостоявшейся попытки реформировать российское общество либеральными методами. Спасибо за внимание!

Заключение

Движение декабристов можно интерпретировать как последнюю стадию развития идей Просвещения, а восстание на Сенатской площади- как трагическое проявление несостоявшейся попытки реформировать российское общество либеральными методами.

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Исторические труды декабристов

Автор: Блинова Лидия Владимировна

Дата: 04.12.2025

Номер свидетельства: 678284

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Библиотечный час к 190летию восстания декабристов "
    ["seo_title"] => string(56) "bibliotiechnyi-chas-k-190lietiiu-vosstaniia-diekabristov"
    ["file_id"] => string(6) "155477"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421277912"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "статья "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время для обучающихся с ОВЗ" "
    ["seo_title"] => string(113) "stat-ia-patriotichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-istorii-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-dlia-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "240670"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445087136"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока по теме: "Обобщение знания учащихся по теме" Россия в XIX веке."" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-tiemie-obobshchieniie-znaniia-uchashchikhsia-po-tiemie-rossiia-v-xix-viekie"
    ["file_id"] => string(6) "224040"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438351205"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Мастер-класс «Игра  как интерактивный метод обучения». "
    ["seo_title"] => string(57) "mastier-klass-ighra-kak-intieraktivnyi-mietod-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "167996"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423156889"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Мастер-класс "Игра как интерактивный метод обучения" "
    ["seo_title"] => string(59) "mastier-klass-ighra-kak-intieraktivnyi-mietod-obuchieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "168551"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423244350"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства