Цели для ученика 1. Закрепить навыки составления характеристики исторического деятеля 2. Научиться выделять главное в тексте исторических источников. 3. Закрепить навык работы с иллюстративным материаллом 4. Закрепить навыки анализа и выявления причинно-следственных связей | Цели для учителя: Образовательные – научить учащихся работать с различными видами источников; Развивающие – закрепить навыки работы с различными видами информации, выделения главного в тексте, формирования выводов и собственного мнения об исторических личностях, событиях, явлениях; Воспитательные – воспитывать уважение к личности, патриотизм |
Тип урока: открытия новых знаний | Форма урока: практикум |
Опорные понятия, термины: Исторические источники: воспоминания, публицистика; справочные и биографические материалы; Художественные источники: В. Васнецов. Иван IV. (портрет) | Новые понятия: опекун, царь, венчание, Избранная рада |
Формы контроля: Работа с историческими и художественными источниками, беседа, дискуссия, поиск важной информации, построение выводов | Домашнее задание: 1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3»: 2 уровень /проблемный/- «хор» - «4» - 3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5» - |
Оборудование урока: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, папка индивидуальных заданий; |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
Обучающие и развивающие задания | Диагностирующие задания |
I 1 мин. | Организационный момент: Добрый день ребята! Сегодня нас ожидает практическое занятие. Для этого нам понадобятся тетради для записей, учебник, дополнительные материалы, иллюстративные материалы и памятка по составлению характеристики личности | Проверяют готовность к уроку | | | Самоконтроль и ответствен-ность при подготовке к уроку | Создание психологически выверенной рабочей обстановки в классе |
II. 7 мин | Актуализация опорных знаний: Щадящий опрос по д/з: Кто правил раньше – Иван III или Василий III ? Какое наследство привезла в Россию Софья Палеолог? Что означает тезис «Москва – третий Рим»? Кто автор этой теории? Чем известен Василий III? С кем воевала России в XV-начале XVI веков? Назовите современников Василия III, используя знания всеобщей истории Кто такая Елена Глинская? Давайте заполним генеалогическое древо Рюриковичей на доске О ком сегодня пойдёт речь? (На доске написаны краткие высказывания о правителе + портрет) + работа с генеалогическим древом Рюриковичей Что вы знаете о царе Иване Грозном? | Вопросы к цитатам: 1.Какую оценку личности дают авторы личности Ивана IV? Заполняют пропуски на доске Формулируют и записывают тему в тетрадь | «Для России время его правления осталось одной из самых мрачных полос ее истории. …Бесчинства опричнины, «новгородский поход» — вот некоторые вехи кровавого пути... Но… Рядом превращение России в огромную державу, включившую земли Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири…, реформы управления, упрочение международного престижа России…» А.А. Зимин «Какой славный характер для исторической живописи! История без сего любопытного царствования …будет как павлин без хвоста!» Н.Карамзин | Формулируют тему и цель урока. | Развитие аналитических способностей и познавательного интереса к предмету | Создание психологически выверенной рабочей обстановки в классе |
III. 3 мин | Постановка учебных задач и целей. Сегодня нам предстоит составить характеристику одного из самых ярких и необычных правителей России – Ивана IV Грозного. Давайте вместе вспомним, что нам важно знать для составления характеристики? | Называют основные пункты памятки по составлению характеристики личности | Давайте вместе ответим на вопросы: 1.Какие виды источников нам могут помочь в составлении характеристики? 2. Зачем нам знать основные особенности личности правителя? | Сверим наш план с памяткой характеристики личности | Развитие навыка планирования деятельности | Совместное творчество при определении целей и задач урока |
IV. 22 мин | Изучение нового материала: 1.краткие биографические сведения (8 мин.) 2.работа с историческими источниками (8 мин.) 4.работа с учебником (6 минут) | Работают с биографическими данными дополнительного материала и учебника. Дополняют знания о внешности и характере царя, опираясь на исторический источник Работают с текстом учебника - § 6 п. 1-5 | Работают с дополнительными историческими материалами Работа с иллюстрацией (портрет Ивана Грозного В.Васнецова) + воспоминания о русском царе его современников Дж.Горсея и М.Фоскарино + мнение историков С.Соловьева и В.Ключевского Вопросы для работы с текстом учебника: 1.Какие события повлияли на характер царя Ивана IV? 2. Что послужило причиной для начала реформ в государстве? 3. Какой государственный орган должен был помочь царю осуществить реформы? 4. Что такое Избранная рада? Кто в нее входил? 5. Что было сделано царем в 1549,1550, 1551 годах? | Отвечают на вопросы к тексту источника и составляют основу характеристики Отвечают на вопросы к тексту источника и составляют основу характеристики Составляют описание царя в тетради Отвечают на вопросы | Работа с проблемными задачами Построение аналитических выводов | Закрепление навыков работы с различными видами источников Контроль познавательных умений |
V. 3 мин | Самостоятельная работа: Откройте ваши «подсказки» и прочитайте в слух дополнительную информацию о царе | Закончите характеристику | | Составьте характеристику Ивана IV, вспомнив всё, что вы о нём узнали сегодня | Закрепление навыков самостоятельной работы | Контроль и самоконтроль деятельности |
VI. 1 мин. | Подведение итогов урока и работы | Выставление оценок и отметок |
IX. 3 мин. | Домашнее задание: 1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3» 2 уровень /проблемный/- «хор» - «4» 3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5» | Найти и выписать в тетрадь даты реформ, проведенных Избранной радой Составить ленту времени, указав на ней события времен правления Ивана IV Грозного Подготовить мини-сообщение по теме «Один интересный факт об Иване Грозном, не прозвучавший на уроке» |