Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории России 7 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
-Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. (последняя редакция);
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);
- рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» 6-10 классы. А.А.Данилов, О.Н.Журавлёва, И.Е.Барыкина.- М.: Просвещение», 2020.- 128с.
- Положение о рабочей программе МБОУ «Ильинская СОШ »;
Общая характеристика курса "История России"
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 7 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.
В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступаетв качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели курса:
Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в раннее Новое время, объединение различных фактов и понятий истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающего мира, самопознание и самореализация.
Задачи курса:
Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в политике, экономике и культуре.
Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (нормы социального контроля, формы правления, формы политического режима).
Способствовать формированию зрелого исторического мышления: умение анализировать общественные процессы.
Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа предполагает использование следующих учебников: «История России. 7 класс» в двух частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2017 год; на изучение курса «История России» отводится 40 часов учебного времени по авторской программе. В основе реализации программы лежит системно – деятельностный подход.
Формы, методы и средства оценки образовательных результатов
Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную работу, тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения истории ученик должен знать:
- основные этапы и ключевые события Новой истории зарубежных стран периода 1500-1800 годов и истории России конца XVI-XVIII века;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
- важнейшие исторические события и их участников;
- даты важнейших исторических событий;
- периодизацию исторических событий;
уметь:
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать содержания различных источников одной тематики;
- определять последовательность и длительность важнейших событий зарубежной истории и истории России;
- читать историческую карту, показывать на ней государства и места значительных исторических событий;
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников в связной монологической форме; - использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- выявлять существенные черты исторических процессов;
- группировать исторические события по заданному признаку;
- определять причины и следствия основных исторических событий;
- давать собственную оценку наиболее значимым историческим событиям и персоналиям.
- осознание своей идентичности как гражданина, члена семьи, локальной и религиозной общности;
- осмысление гуманистических традиций и ценностей современного общества на основе осознания социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, творческую и общественную;
- овладение умениями работать с информацией: анализировать факты, составлять простой и развёрнутый план, формулировать и обосновывать выводы;
- использовать современные источники информации, в том числе и на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентации, рефераты);
- готовность к сотрудничеству в учебной и иных видах деятельности.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути России и зарубежных стран;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого;
- формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ обеспечение
1.Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова; «История России. 7 класс» в двух частях, авторы: М. «Просвещение», 2017 год;
3.И.А.Артасов Контрольные работы М.,»Просвещение», 2015 год.
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.Аудиоколонки
2.Видеопроектор
3.Персональный компьютер
4. Экран
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА « ИСТОРИЯ РОССИИ XVI-XVII вв.»
№п/п
Тема урока
Количество часов
Тема 1. Россия в XVIв.
20
1
Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий/1
1
2
Территория, население и хозяйство России в началеXVIв./2
1
3
Формирование единых государств в Европе и России/3
1
4
Российское государство в первой трети XVIв./4
1
5
Внешняя политика Российского государства в первой трети XVIв./5
1
6-7
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады/6
2
8-9
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVIв./с/р.
2
10-11
Внешняя политика России во второй половине XVIв./7-8
2
12-13
Российское общество в XVIв.: «служилые» и «тяглые»//9
2
14-15
Опричнина/10
2
16
Россия в конце XVIв./11
1
17
Церковь и государство в XVIв./12
1
18-19
Культура и повседневная жизнь народов России в XVIв./с/р.
2
20
Повторительно-обобщающий урок по теме 1
1
Тема 2.Смутное время. Россия при первых Романовых
20
21
Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в концеXVI-началеXVIIв./13
1
22-23
Смута в Российском государстве/14-15
2
24
Окончание Смутного времени/16
1
25
Экономическое развитие России в XVIIв./17
1
26
Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве/18
1
27
Изменение в социальной структуре российского общества/19
1
28
Народные движения в XVIIв./20
1
29-30
Россия в системе международных отношений/21-22
2
31
«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России/23
1
32
Русская православная церковь в XVIIв. Реформа патриарха Никона и раскол/24
1
33
Русские путешественники и первопроходцы XVIIв./25
1
34
Культура народов России в XVIIв./26
1
35-36
Народы России в XVIIв. Сословный быт и картина мира русского человека в XVIIв. /с/р. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVIIв./с/р.
2
37-38
Повторительно-обобщающий урок по теме 2
2
39-40
Резерв
2
Календарно – тематический план
№п/п
Тема урока
Количество часов
Дата проведения
планируемая
фактическая
Тема 1. Россия в XVIв.
20
1
Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий/1
1
2
Территория, население и хозяйство России в началеXVIв./2
1
3
Формирование единых государств в Европе и России/3
1
4
Российское государство в первой трети XVIв./4
1
5
Внешняя политика Российского государства в первой трети XVIв./5
1
6-7
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады/6
2
8-9
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVIв./с/р.
2
10-11
Внешняя политика России во второй половине XVIв./7-8
2
12-13
Российское общество в XVIв.: «служилые» и «тяглые»//9
2
14-15
Опричнина/10
2
16
Россия в конце XVIв./11
1
17
Церковь и государство в XVIв./12
1
18-19
Культура и повседневная жизнь народов России в XVIв./с/р.
2
20
Повторительно-обобщающий урок по теме 1
1
Тема 2.Смутное время. Россия при первых Романовых
20
21
Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в концеXVI-началеXVIIв./13
1
22-23
Смута в Российском государстве/14-15
2
24
Окончание Смутного времени/16
1
25
Экономическое развитие России в XVIIв./17
1
26
Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве/18
1
27
Изменение в социальной структуре российского общества/19
1
28
Народные движения в XVIIв./20
1
29-30
Россия в системе международных отношений/21-22
2
31
«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России/23
1
32
Русская православная церковь в XVIIв. Реформа патриарха Никона и раскол/24
1
33
Русские путешественники и первопроходцы XVIIв./25
1
34
Культура народов России в XVIIв./26
1
35-36
Народы России в XVIIв. Сословный быт и картина мира русского человека в XVIIв. /с/р. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVIIв./с/р.