kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по истории России 6-9 класс 2019-2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории России 2019-2020 гг.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории России 6-9 класс 2019-2020 гг.»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

2 СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «СЕЛО ХУРБА»



«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________/_____________

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ г.


«Согласовано»

Зам. директора по УМР


___________/____________

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №2 с.п. «Село Хурба»

____________ В.С.Никитина





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

История России

уровень образования: основное общее (6-9 класс)






Учитель Шешко Алина Юрьевна

Класс 6-9

Срок реализации: 2019-2020 учебный год

















Пояснительная записка

Настоящая программа представляет собой часть учебно-методического комплекса для 6—9 классов, разработанного на основе Концепции учебно-методического комплекса по отечественной истории (2014).В задачи учебно-методического комплекса входит:

• создание условий для получения выпускниками прочных знаний по истории России;

• формирование представлений об основных этапах развития многонационального Российского государства;

• представление преемственности периодов истории России, непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирование государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;

• осознание истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, развитие понимания особенностей российской истории, её места и роли в мировой истории и современном мире;

• раскрытие сути исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян.

Программа курса «История России» составлена на основе положений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010), названной Концепции учебно-методического комплекса по отечественной истории (2014), в которой, с учётом подходов современной исторической науки, охарактеризовано содержание школьного курса отечественной истории, а также Примерной образовательной программы основного общего образования (ПОП ООО, 2015)1. В Концепции отмечено, что курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Системообразующую роль при создании и преподавании этого курса

играют цели и задачи школьного исторического образования, отражающие социальный заказ, а также комплекс научно-исторических и дидактических категорий. Они определяются в предметных стандартах и учебных программах.

Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. Так, в действующих федеральных государственных образовательных стандартах основного общего и среднего общего образования, принятых в 2009—2012 гг., названы следующие задачи изучения истории в школе (приводятся в крат-

ком изложении):

• формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, национальной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

• овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

• воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему

Отечеству, многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;


• развитие способностей учащихся непредвзято анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и

явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в историческом контексте, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

• формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Изучение истории России должно соответствовать системно-деятельностному подходу как одному из ключевых методологических принципов ФГОС.


Общая характеристика предмета «история» и курса «история России»


Место и роль истории в образовании молодого поколения обусловлены её познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Выстраивая картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей, предмет «Исто-

рия» объективно служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, общественном существовании. Роль школьных курсов истории в подготовке молодого поколения к жизни в современном обществе связана в значительной мере с тем, насколько они помогают учащимся познать мир, осознать своё место в нём; История служит мостом между прошлым и современностью, она способствует восприятию основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности, и в тоже время знание исторического пути других народов мира даёт

учащимся широкие возможности познания иной культурной среды.


Программа предусматривает изучение истории России в 6—9 классах. Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история. Курс истории России сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. В нём даётся представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом

внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача данного курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.

При изучении истории России предполагается обращение к материалам региональной и локальной истории, которые представляют собой богатый срез исторического знания. Речь идёт о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его народов, региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач: развитию интереса к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей принадлежности к её культурному наследию; воспитанию российской гражданской идентичности, патриотизма, бережного отношения к достоянию страны, культуре своего народа, своего края и др.

Место курса «история России» в учебном плане

Распределение материала отечественной истории по классам и количество учебных часов, отводимых на изучение основных разделов курса, представлено в таблице.


классы

Разделы курса

Часов в неделю

Часов на раздел

6

История России с древности до конца 15 в.

2

40

7

История России 16-17 в.

2

42

8

История России 18 в.

2

44

9

История России

2

44


Часы приведены по действующему учебному плану. Принятое соотношение часов на отечественную и всеобщую историю составляет 2:1 с небольшими отклонениями в пользу всеобщей истории.

Результаты освоения учебного предмета, курса

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе относятся следующие убеждения и качества:

• осознание своей идентичности как гражданина страны, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, гражданской позиции, его правам и свободам;

• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

• понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в таких качествах, как:

• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией

(анализировать и обобщать факты, составлять простойи развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися в основ-

ной школе включают:

• овладение целостными представлениями об историческом

пути народов своей страны и человечества как необходимой осно вой миропонимания и познания современного общества;

• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

• умения изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

• расширение опыта аналитического мышления на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

• готовность применять исторические знания для сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира, понимание необходимости борьбы за это.

Содержание курса «история России»

для 6—9 классов

6 класс

история России

с древнейших времён до начала XVI в.

от древней Руси к Российскому государству

В ходе расселения славян по Восточно-Европейской равнине в VI—VIII вв., являвшего собой завершающий этап Великого переселения народов — грандиозного миграционного движения, охватившего в I тысячелетии н.э. Европейский континент, сложилась восточная ветвь славянства. В Восточной Европе сформировалось более десятка крупных славянских догосударственных общностей, в каждой из которых были собственные князья. В течение IX—X столетий все восточные славяне, а также ряд финно язычных и балтских народов, обитавших на Восточно-Европейской равнине, были объединены под единой княжеской властью, под главенством одной династии, варяжской (скандинавской) по происхождению (династия Рюриковичей). Сложилось государство, получившее название Русь или Русская земля, со столицей в Киеве. В конце X в. на Руси было принято христианство в его восточном, православном варианте, что предопределило путь культурного развития страны и оказало огромное влияние на картину мира и систему представлений древнерусских людей. Формирование государства и принятие христианства являлись составными частями процессов образования государств и христианизации, охвативших в конце I тысячелетия н.э. большую часть Европейского континента — Центральную, Северную и Период с конца X до середины XI столетия — время существования единого Древнерусского государства. Оно было одним из самых крупных в Европе и занимало видную позицию в международных отношениях. Ведущую роль в общественных отношениях в стране играли князья и окружавшая их военно-служилая знать,

которая обобщённо называется в источниках дружиной. Верховная власть принадлежала княжескому роду Рюриковичей, между членами которого распределялись княжеские столы (престолы) в составных частях, территориально-административных единицах государства — волостях. В ряде крупных городских центров постепенно значительное влияние на решение важных политических

вопросов стало оказывать городское собрание — вече.

Социально-экономический и общественно-политический строй Древнерусского государства хотя и имел целый ряд специфических черт, тем не менее во многом был схож со строем соседних европейских государств: Польши, Чехии, Венгрии. Прежде всего это касается господствующей роли князя и служившей ему знати, системы централизованной эксплуатации зависимого населения (например, в форме так называемой служебной организации), относительно позднего развития крупной частной земельной собственности. Это говорит о том, что Русь в этот период в целом развивалась в том же направлении, что и весь регион Центральной

и Восточной Европы.

Древнерусская культура сформировалась как часть восточно-христианского (византийского) культурного пространства. Постоянными и значимыми были также контакты древнерусской и средневековой европейской культур. Это позволило уже на самых ранних этапах развития русской государственности создать выдающиеся произведения литературы, архитектуры, изобразительного

искусства.

Во второй половине XI—XII в. Русь распалась на ряд фактически самостоятельных государственных образований — земель. В большинстве из них правили определённые ветви рода Рюриковичей. Несмотря на фактическую независимость земель (выражавшуюся в том числе в ведении собственной внешней политики и междоусобных войнах), продолжало существовать представление о единстве Руси, о Киеве как общерусской столице, о главенстве киевского князя («князя всея Руси») над всеми Рюриковичами, праве только Рюриковичей княжить в русских

землях. Единой оставалась и русская церковная организация во главе с митрополитом всея Руси. В каждой земле формировались собственные культурные центры, возникли оригинальные памятники литературы и искусства. Особая форма политического строя сложилась в крупнейшей земле — Новгородской. Там высшим органом власти постепенно становилось городское собрание —вече, которое могло приглашать и лишать новгородского стола князей и избирало важнейших должностных лиц. Новгородский политический строй не был уникален в балтийском регионе, во многом схожие системы существовали в ряде западнославянских городских центров. Постепенно Новгород приобретал всё боль-ше черт средневековой республики — одного из вариантов европейской средневековой государственности, характерной для крупных городских торговых центров.

Период с середины XIII по XV столетие — время кардинальных перемен в судьбе Руси. Нанесённый удар по русским землям монгольскими завоевателями в середине XIII в. серьёзно изменил их развитие, в первую очередь политическое. Русские земли оказались политически и экономически ослабленными и попали

в зависимость от иноземной власти. Сильнейшим государством Восточной Европы и северо-западной части Азии стала теперь Орда. В этих условиях перестало существовать формальное единство русских земель во главе с Киевом, сохранявшееся до середины XIII столетия, несмотря на наступившую в XII в. Политическую раздробленность. Западные и южные русские земли в течение вто-рой половины XIII — начала XV в. вошли в состав иноэтничных по происхождению государственных образований — Великого княжества Литовского и Польского королевства.

В Северо-Восточной Руси через некоторое время после установления зависимости от Орды начался процесс объединения русских земель. Основная борьба шла между Тверским и Московским княжествами. Исход этой борьбы не был предопределён, оба княжества обладали необходимым для победы потенциалом. Постепенно в этой борьбе верх одержало возникшее во второй половине XIII в.

Московское княжество. К концу XIV столетия после длительной борьбы московские князья закрепили за собой великое княжение Владимирское — главное в Северо-Восточной Руси, а с ним -право именоваться «великими князьями всея Руси». Особое место среди русских земель занимали Новгород и ставший независимым от Новгорода Псков, где сложился республиканский строй, во многом специфический, но имевший также выразительные черты сходства с западноевропейскими средневековыми республиками и городскими коммунами.

В XV столетии вместо более десятка земель в Восточной Европе доминировали два крупных государства — Великое княжество Литовское (включившее в себя значительную часть восточнославянских территорий) и Великое княжество Московское. Они вели между собой борьбу за первенство в условиях постепенного ослабления и последующего распада Орды. Единое Русское государство, складывавшееся на основе Великого княжества Московского, к концу XV в. освободилось от ордынской зависимости, стало крупнейшим в Европе по размерам территории и включилось в европейскую систему международных отношений


Р а з д е л I. древние жители нашей Родины


Первобытная эпоха

Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Образование языковых семей.


Народы и государства нашей страны в древности

Народы, проживавшие на территории современной России до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифы. Северный Кавказ в античную эпоху.




Восточная Европа в середине I тысячелетия н.э.


Великое переселение народов. Волжская Булгария. Хазарский

каганат.



Восточные славяне в древности

Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных. Славянские общности («племена») Восточной Европы. Их соседи — балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Верования славян (язычество).


Р а з д е л II. Русь в IX—XII вв.


Образование государства Русь


Исторические условия складывания государственности на Руси. Первые известия о руси. «Призвание варягов». Начало династии Рюриковичей.


Первые русские князья


Правления Олега, Игоря, Ольги, Святослава. Формирование территории Руси. Дань и полюдье. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей.


Князь Владимир и крещение Руси


Правление Владимира Святославича. Выбор веры, принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.


Русь при Ярославе Мудром


Усобица сыновей Владимира. Борис и Глеб. Ярослав Мудрый —

киевский князь. Правда Русская.


Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол


Ярославичи. Начало эпохи раздробленности. Княжение Владимира Мономаха.


Древняя Русь: общество и государство


Территория и население государства Русь/Русская земля. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Общественный строй Руси. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения.


Развитие городов и быт жителей Руси


Развитие хозяйства. Устройство и жизнедеятельность древне-

русских городов. Быт жителей Древней Руси.


Православная церковь в древней Руси


Христианство и дохристианские верования (язычество) на Руси.

Организация Православной церкви. Церковные уставы. Древнерусское монашество.


Культура древней Руси


Развитие древнерусской литературы. Славянская письменность на Руси. Древнерусские книги. Распространение грамотности. Берестяные грамоты. Литература Древней Руси и её жанры: летописание, жития святых, проповеди, хождения. «Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха. Былины.

Искусство Древней Руси. Древнерусские архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство. Десятинная церковь. Софийские соборы (Киев, Новгород).


Р а з д е л III. Русские земли в середине XII — начале XIII в.


Образование самостоятельных русских земель


Формирование системы самостоятельных русских земель. Важнейшие русские земли. Факторы, связывавшие русские земли. Особенности и последствия раздробленности.


Земли Южной Руси


Киевская земля в XII — первой трети XIII в. Русские земли и Половецкая степь. «Слово о полку Игореве».


Юго-западная Русь


Географическое положение, территория и население Юго-Западной Руси в XII — первой трети XIII в. Галицкая и Волынская земли. Ярослав Осмомысл. Роман Мстиславич. Даниил Галицкий. Объединение Галицкой и Волынской земель. Культура Юго-Западной Руси.


Новгородская земля


Территория, природные условия, население и хозяйство Северо-Западной Руси. Политическое устройство Новгорода. Начало формирования республиканского строя. Вече, архиепископ, посадник, тысяцкий. Кончанско-уличанская система. Культура Новгорода.


Северо-восточная Русь


Территория, природные условия, население и хозяйство Северо-Восточной Руси в XII — первой трети XIII в. Внутриполитическое развитие Суздальской земли. Юрий Долгорукий. Основание Москвы. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо и его преемники. Культура Владимиро-Суздальской Руси.


Р а з д е л IV. Русь между востоком и западом


Монгольское нашествие на Русь


Образование империи Чингисхана и его завоевательные походы. Битва на Калке. Походы Батыя на Восточную Европу. Завоевание Руси. Последствия монгольского нашествия для Руси.


Натиск с запада


Экспансия на Русь с Северо-Запада. Ордена крестоносцев в Прибалтике. Конфликты Новгорода с Швецией. Невская битва. Александр Невский. Ледовое побоище.


Золотая орда. народы и государства

евразийской степи и сибири в XIII—XV вв.


Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Принятие ислама в качестве государственной религии Золотой Орды. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.Народы Северного Кавказа, Крыма, степной зоны Восточной Европы, Поволжья, Урала и Сибири. Итальянские фактории Причерноморья и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.


Русские земли под властью золотой орды


Ордынская власть на Руси. Система и формы зависимости. Набеги ордынцев на Русь. Попытки сопротивления Орде. Ордынская политика Александра Невского.


Великое княжество литовское и русские земли


Образование Литовского государства. Общественно-политический строй Великого княжества Литовского. Династия Гедиминовичей. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.Превращение Великого княжества Литовского в крупнейшее государство Восточной Европы. Борьба Великого княжества Литовского с крестоносцами. Ягайло. Витовт. Литва и Польша. Грюнвальдская битва.

Р а з д е л V. Русские земли в середине XIII—XV в.

Судьбы северо-западной и северо-восточной земель

после монгольского нашествия


Северо-Восточная и Северо-Западная Русь после монгольского нашествия.

Новгород и Псков. Развитие республиканского строя. Новгород в системе международных связей. Новгород и Ганза. Хозяйство и общественный строй Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия. Владимирское великое княжество.Борьба за великое княжение Владимирское. Тверское и Московское княжества. Михаил Тверской. Князья Даниил Александрович, Юрий Данилович, Иван Калита.


Дмитрий Донской и борьба русских земель с ордой


Укрепление Московского княжества. Московский князь Дмитрий Иванович. Борьба с Ордой. Битвы на реках Пьяне и Воже.Куликовская битва и её значение. Нашествие хана Тохтамыша на Русь .


Русские земли в конце ХIII — первой половине XV в.


Московское великое княжество при Василии I. Междоусобная династическая война в Московском великом княжестве. Распад Золотой Орды. Крымское ханство. Казанское ханство. Астраханское ханство. Сибирское ханство. Ногайская орда. Большая Орда. Касимовское ханство.



Конец эпохи раздробленности


Правление Ивана III. Присоединение к Москве Новгорода, Твери, других земель. Борьба за русские земли с Великим княжеством Литовским. Падение ордынского владычества. «Стояние на Угре». Формирование единого Русского государства. Социально-экономический строй, политическая организация Русского государства. Великий князь, Боярская дума. Органы власти. Судебник 1497 г. Сословные группы. Хозяйство.


Русская православная церковь во второй половине XIII—XV в.


Москва как религиозный центр Руси. Сергий Радонежский. Ферраро-Флорентийский собор. Автокефалия Русской церкви. Нестяжатели и иосифляне.


Русская культура во второй половине XIII—XV в.


Последствия монгольского разорения и установления ордынского владычества для русской культуры. Куликовская битва и русская культура. Литература и её жанры.

Архитектура, изобразительное искусство Руси во второй половине XIII—XV в. Региональные особенности в искусстве этого периода (Москва, Новгород). Феофан Грек. Андрей Рублёв. Московский Кремль. Кремлёвские соборы. Дионисий.


7 класс


История России XVI—XVII вв.

От великого княжества к царству

XVI—XVII столетия занимают особое место в истории России. В этот период окончательно сложилось единое Российское государство, территория которого существенно расширилась после присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, Урала и Сибири. Его границы достигли берегов Тихого океана, и, таким образом, в основном сложилось нынешнее географическое пространство нашей страны. К этому времени завершилось преодоление последствий политической раздробленности и зависимости от Орды, постепенно происходило укрепление государственности, приобретающей черты самодержавия и абсолютной монархии,

формировалась и развивалась система центрального и местного управления. Российское государство складывалось как многонациональная держава, где приобретали опыт мирного сосуществования различные в цивилизационном и религиозном плане народы.

Наряду с оформлением крепостного права появились новые тенденции в экономике, росла внутренняя и внешняя торговля. Развивалась русская культура. После разрыва, обусловленного ордынским владычеством, постепенно укреплялись политические, экономические, культурные контакты со странами Европы, позволившие создать необходимые предпосылки для последующей модернизации страны в Петровскую эпоху.

В первой трети XVI в., с присоединением Псковской, Смоленской и Рязанской земель, завершилось формирование единого Российского государства. Россия двигалась в общем русле исторического развития с рядом европейских стран, в частности Англией, Францией и Испанией, где на рубеже XV—XVI вв. также завершися процесс формирования единых национальных государств, при-

шедших на смену периоду раздробленности.

Противоречивость этой эпохи нашла своё отражение в годы правления первого российского царя — Ивана IV Грозного, когда царская власть приобрела ярко выраженный деспотический характер. Опричный террор и разорения в конечном счёте способствовали кризису Смутного времени, поставившему под угрозу само

существование русской государственности. Централизация проявилась в создании системы органов центрального управления —приказов. Однако самодержавие сосуществовало с сословно-представительными учреждениями — периодически созываемыми с середины XVI столетия Земскими соборами и выборными земскими властями на местах. Схожие процессы, связанные с параллельным развитием абсолютистских тенденций и ростом политического значения органов сословного представительства, протекали в XVI—XVII вв. во Франции, Англии и Испании.

Сложность решения внутриполитических задач усугублялась трудной геополитической ситуацией, в которой существовало в XVI в. Российское государство. Добившись заметных успехов на восточном направлении (присоединение Среднего и Нижнего Поволжья, Западной Сибири), Россия долгое время не могла добиться существенных успехов на Западе, где ей пришлось столкнуться с могущественными в военно-политическом отношении соседями.

Затяжная и неудачная Ливонская война стала одной из причин острого социально-экономического кризиса в конце XVI в. Ситуация была осложнена пресечением в 1598 г. царской династии Рюриковичей. Политическая линия, проводимая царём Борисом Годуновым, смогла лишь на время снять остроту социально-политических противоречий в стране. Борьба за власть между боярскими семействами на фоне обострения социально-экономической ситуации (голод 1601—1603 гг.), а также вмешательство сопредельных государств (в первую очередь Речи Посполитой) во внутренние дела России способствовали вступлению страны в длительный период политической нестабильности, внутренних междоусобиц и войн, получивший название «Смутное время» (1604—1618 гг.).

Череда самозванцев, иноземные войска, занимавшие российские города (вплоть до столицы), мощные выступления против правительства, сепаратистские движения на окраинах государства поставили Россию перед реальной угрозой полной потери

национальной независимости. Лишь инициатива, проявленная ведущими сословными группами, и консолидация общества, получившие наиболее яркое выражение в деятельности народных ополчений и «Совета всея земли», возглавленного князем Д.М. Пожарским и К. Мининым, позволили отстоять независимость государства.

Страна и народ заплатили высокую цену за потрясения начала века: экономическое разорение, огромные людские потери, утрата земель на западном рубеже, в том числе выхода к Балтийскому морю. Переломом в Смутном времени стало избрание Земским собором 1613 г. на царский престол Михаила Романова, ставшего основателем новой династии, правившей в России до 1917 г. В годы правления первых монархов из рода Романовых происходило формирование новых политических институтов и укрепление центральной власти. Одновременно первая половина XVII в.стала периодом расцвета Земских соборов, которые царская власть созывала для решения наиболее важных вопросов внутренней и

внешней политики. По мере укрепления монархической власти, усиления позиций приказной системы в столице и воеводской власти на местах земское самоуправление в уездах и Земские соборы в столице стали утрачивать былое значение.

XVII в. стал временем небывалого до той поры расширения территории страны на восток (за счёт сибирских земель), включения в состав Российского государства земель Левобережной Украины, отвоёванной у Речи Посполитой. Восстановить утраченные в Смутное время позиции на побережье Балтийского моря, захваченного Швецией, Россия в XVII в. так и не смогла, оставаясь отрезанной от океанских торговых путей, что тормозило социально-экономическое развитие страны.

Получила продолжение зародившаяся в XVI в. Тенденция к полному закрепощению крестьян, завершённая принятием в 1649 г. Соборного уложения (ставшего почти на два столетия основой российского законодательства). Пути социального развития России в этом смысле в определённой степени совпадали с процессами, имевшими место в других странах Восточной и Центральной Европы (германские земли, Речь Посполитая), где в это время происходило укрепление крепостнических порядков. XVII в. стал также временем постепенного экономического подъёма Российского государства: были преодолены тяжёлые последствия Смутного времени, развивались ремесло и промыслы, появились первые мануфактуры, росла внутренняя и внешняя торговля. Новые веяния стали более заметными и в культурной жизни страны: к их числу можно отнести появление парсунной живописи, развитие книгопечатания, сатирической литературы и усиление светских мотивов в искусстве XVII столетия.


Вместе с тем восстания середины — второй половины XVII в.дали современникам основания называть свою эпоху «бунташным веком». Серьёзным потрясением и тяжелейшей трагедией для страны стал раскол в Русской православной церкви, произошедший в связи с церковной реформой патриарха Никона и несогласием с ней части священства и мирян.

К концу XVII в. наметившееся военно-техническое отставание от передовых стран Европы делало необходимой модернизацию экономики и политических структур Российского государства.


Р а з д е л I. создание Московского царства

Завершение объединения русских земель


Правление Василия III. Присоединение Пскова, Смоленска, Рязани. Государственное управление. Боярская дума. Приказы.Местничество.

Административно-территориальное уезды, станы, волости. Сословная структура общества.Формирование идеологии единого государства. Теория «Москва — Третий Рим».


Иван Грозный — первый русский царь


Елена Глинская во главе государства. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Значение царского титула. Избранная рада и её реформы. Первый Земский собор. Развитие системы приказов. Отмена кормлений. Судебник 1550 г. Организация войска. Складывание сословно-представительной монархии.


Внешняя политика России при иване Грозном


Борьба с «осколками Орды». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Народы Поволжья в составе Русского государства. Усиление многонационального характера Русского государства. Начало освоения Сибири. Поход Ермака. Ливонская война. Причины и последствия поражения в войне.


Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей


Личность Ивана Грозного и причины учреждения опричнины. Разделение страны. Опричный террор и разорения. Митрополит Филипп (Колычёв). Начало закрепощения крестьян. Отмена опричнины. Царь Фёдор Иоаннович. Борис Годунов. Войны с Крымом, Швецией. Конец династии Рюриковичей.


Русская православная церковь в XVI в.


Отношения между Церковью и государством. Митрополиты Макарий и Филипп. Стоглавый собор. Еретики. Установление патриаршества. Патриарх Иов.


Русская культура в XVI в.


Письменность и книжность. Начало книгопечатания. Иван Фёдоров. Литература, живопись и архитектура. Итальянские архитекторы в Москве. Фёдор Конь. Шатровый стиль. Покровский собор на Красной площади в Москве. Научно-технические знания.

Р а з д е л II. смутное время

В преддверии смуты


Династический кризис и его последствия. Предпосылки и причины Смутного времени. Воцарение Бориса Годунова и его политика. Гибель царевича Дмитрия. Начало Смуты.


Лжедмитрий I


Феномен русского самозванства. Война Лжедмитрия I c Борисом Годуновым. Поддержка Лжедмитрия I на юге страны. Смерть Годунова. Правление Лжедмитрия I и его гибель.


Правление Василия Шуйского


Личность царя. Крестоцеловальная запись. Восстание Болотникова, его причины, ход, характер, состав участников.


Лжедмитрий II


Движение Лжедмитрия II: причины возникновения, участники, иностранный (польско-литовский) фактор. Тушинский лагерь. Раскол страны. Осада Троице-Сергиева монастыря. Расцвет самозванства. Казачество и Смута. Договор между Россией и Швецией. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Осада Смоленска. Захват шведами Новгорода.


Междуцарствие (1610—1613)


Свержение Василия Шуйского. Семибоярщина. Вступление польско-литовских войск в Москву. Кандидатура королевича Владислава на русский престол. Патриарх Гермоген. Первое ополчение. Прокопий Ляпунов. «Совет всея земли». Причины неудачи Первого ополчения. Лжедмитрий III.


Второе ополчение и освобождение Москвы


Польско-литовские и шведские захватчики. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Роль сословно-представительных органов в формировании ополчения. «Совет всея земли» в Ярославле. Осада и освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. и избрание Михаила Романова царём. Начало династии Романовых.


Р а з д е л III. Россия при первых Романовых


Правление Михаила Фёдоровича


Преодоление Смуты и её итоги. Столбовский мир со Швецией. Деулинское перемирие с Речью Посполитой. Патриарх Филарет. Смоленская война. «Азовское осадное сидение».


Правление Алексея Михайловича


«Тишайший» царь. Б.И. Морозов. Соляной бунт. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление системы крепостного права. Упразднение «белых слобод» в городах. А.Л. Ордин-Нащокин.


Россия в XVII в.


Территория и население. Природно-климатические условия и особенности социально-экономического развития России. Государственное управление. Постепенное ослабление сословно-представительных учреждений. Боярская дума. Государев двор. Сословная структура общества. Развитие приказной системы. Воеводское управление на местах. Военная организация. Полки нового (ино-

земного) строя. Экономика. Элементы хозяйственной специализации. Ярмарки. Внешняя торговля со странами Запада и Востока.Установление отношений с Китаем. Таможенный устав 1653 г. Новоторговый устав 1667 г. Мануфактуры, специфика их организации в российских условиях.


Русская деревня в XVII в.


Разорение сельского хозяйства во время Смуты. Элементы специализации в сельском хозяйстве. Положение крестьянства. Крепостное право. Барщина и оброк. Государево тягло. Черносошные и дворцовые крестьяне. Распространение дворянского землевладения. Сближение статуса вотчин и поместий.


Присоединение Украины к России


Украинские и белорусские земли под властью Речи Посполитой. Брестская уния 1596 г. и её последствия. Реестр. Запорожское казачество. Запорожская Сечь. Гетманы. Богдан Хмельницкий.Освободительное движение на Украине. Зборовский договор. Белоцерковский мир. Переяславская рада 1654 г. Присоединение Украины к России. Война России с Речью Посполитой. Русско-шведская война. Андрусовское перемирие.


Раскол в Русской православной церкви


Положение в Русской церкви в XVII в. Кружок «ревнителей благочестия». Патриарх Никон. Церковная реформа. Противники реформ. Протопоп Аввакум. Дело патриарха Никона. Церковный собор 1666—1667 гг. Преследования старообрядцев. Боярыня Морозова. Соловецкое восстание. Старообрядчество в истории России.


Народные волнения в 1660—1670-е гг.


Денежная реформа. Медный бунт. Донские казаки. Домовитые казаки и голытьба. Восстание Степана Разина 1670—1671 гг.


Наследники алексея Михайловича


Царствование Фёдора Алексеевича (1676—1682). Европеизация двора. Введение подворного налогообложения. Отмена местничества. Война с Крымским ханством и Османской империей. Чигиринские походы. Бахчисарайский мир. Изюмская засечная черта.Стрелецкий бунт 1682 г. «Спор о вере». Царевна Софья Алексеевна.


Освоение сибири и дальнего востока в XVII в.


Народы Сибири и Дальнего Востока. Освоение русскими Сибири. Остроги и зимовища. Управление Сибирью. Сибирский приказ. Землепроходцы. Семён Дежнёв. Федот Попов. Василий Поярков. Ерофей Хабаров. Освоение Приамурья. Нерчинский договор с Китаем.


Культура России в XVII в.


Грамотность и просвещение. Московский печатный двор. Азбуковники. Карион Истомин и его букварь. «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. Школы при монастырях в Москве. Братья Лихуды. Славяно-греко-латинское училище.

Русская литература XVII в. Литературные произведения о Смутном времени. Сатирические произведения. Первые исторические сочинения. Симеон Полоцкий. «Синопсис» Иннокентия Гизеля. Первая русская газета — «Куранты». Творчество протопопа Аввакума.Зарождение русского театра. Иоганн Грегори. Первая русская

пьеса — «Артаксерксово действо». Искусство XVII в. Архитектура. Приказ каменных дел. Деревянная архитектура (ансамбль в Кижах начала XVIII в. как воплощение традиций древнерусского деревянного зодчества). Теремной

дворец в Московском Кремле. Ансамбль митрополичьего двора в Ростове Великом. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Узорочье. Церковь Троицы в Никитниках в Москве. Нарышкинское барокко. Церковь Покрова в Филях. Живопись. Ярославская школа. Симон Ушаков. Парсуны. Декоративно-прикладное искусство.


Жизнь и быт различных сословий


Семейные отношения. Повседневная жизнь. Сословные различия в быту. Влияние на повседневную жизнь церковных предписаний. Жильё и предметы обихода. Одежда.


8 класс


История России. XVIII в.

От царства к империи

В XVIII в. Россия, как и страны Западной Европы, вступила в эпоху Новой истории. Несмотря на наличие значительного материального, технического и духовного потенциала развития, Российское государство, пережившее в XVII в. немало трудностей,начало отставать от ряда европейских стран в технической, военной и культурной областях. Преодоление этого отставания стало общенациональной задачей и определило характерные черты исторического развития России в XVIII в.: модернизация страны, развитие светской культуры, науки, активизация товарооборота,укрепление государственности и повышение эффективности управления в новых исторических условиях, формирование регулярной армии и военного флота, решение важнейших задач в сфере внешней политики и национальной безопасности.

В ходе преобразований Петра I Россия стала империей, превратилась в одну из великих держав Европы не только в военно-политическом, но и в экономическом и культурном отношении.

С завершением периода Петровских реформ и вступлением в эпоху дворцовых переворотов Российская империя продолжала оказывать большое влияние на развитие событий в Европе.

Своего расцвета Российская империя достигла в период правления Екатерины II (1762—1796). В это время Россия добилась значительных успехов во внешней политике, обрела высокий авторитет на международной арене, произошли важные территориальные приращения. Императрица и её окружение активно решали не

только внешнеполитические, но и внутриполитические задачи, связанные

с административно-территориальным управлением,развитием экономики, регулированием положения различных сословий, просвещением народа. В то же время назрел ряд проблем в развитии страны, связанных как с изменением международной обстановки, так и с недовольством ряда слоёв общества усилением самодержавия (абсолютизма) и крепостничества. Эти проблемы предстояло решать уже в XIX столетии.


Р а з д е л I. Эпоха реформ Петра I

Начало правления Петра I


Причины и предпосылки преобразований. Россия и Европа в конце XVII в. Династический кризис 1682 г. Борьба за власть. Регентство царевны Софьи при царях Иване и Петре. Хованщина. Внешняя политика. Вечный мир с Речью Посполитой. Крымские походы. В.В. Голицын. Отстранение царевны Софьи

от власти.

Начало самостоятельного правления Петра I (1689). Первые шаги Петра I по пути преобразований: Азовские походы, строительство флота в Воронеже. Великое посольство. Стрелецкий бунт 1698 г. Сподвижники Петра: Ф.Я. Лефорт. П. Гордон. Ф.А. Головин. А.Д. Меншиков. П.А. Толстой.


Начало северной войны


Предпосылки войны России со Швецией. Неудачи в начале войны и их преодоление. Начало военной реформы и создания в России регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы. Первые победы 1701—1704 гг. и их значение. Основание Санкт-Петербурга.


Победа в северной войне


Развитие военно-политической ситуации в 1704—1709 гг. для России и Швеции. Подготовка обеих сторон к генеральному сражению. Битва у Лесной. Сражение под Полтавой и его историческое значение. Полководческое искусство Петра I. Причины неудачи Прутского похода русских войск. Морские сражения и победы

русского флота в 1714—1720 гг., их значение. Ништадтский мир и

его последствия. Провозглашение России империей. Каспийский поход 1722—1723 гг.: цели и результаты. Причины и историческое значение победы России в Северной войне.


Преобразования Петра I


Основные цели Петровских реформ. Реформа высших органов власти: Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Административно-территориальная реформа. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Церковная реформа: упразднение патриаршества, учреждение Синода. Стефан

Яворский. Феофан Прокопович. Налоговая реформа и сословная политика Петра I: ревизии, введение подушной подати, податные сословия. Указ о единонаследии и Табель о рангах, их значение. Формирование системы абсолютизма.

Экономическая и социальная политика. Строительство заводов, формирование базы металлургической индустрии на Урале. Н. Демидов. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Преобладание крепостного и подневольного труда. Развитие торговли. Меркантилизм и протекционизм в экономической политике.


Народные движения в начале XVIII в.


Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. К. Булавин.


Преобразования в области культуры и быта


Преобразования Петра I в области культуры. Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран Западной Европы, привлечение иностранных специалистов. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Реформа календаря. Введение гражданской азбуки и современных цифр. Новые учебные пособия. Начало периодических изданий. Развитие науки:

создание первого музея, указ об образовании Академии наук в Петербурге. Светская живопись, портретный жанр. И.Н. Никитин, А.М. Матвеев. Скульптура и архитектура раннего барокко. Б. Растрелли, Д. Трезини. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы народа. «Европейский» стиль во внешности,

одежде, развлечениях, питании. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде (ассамблеи, балы, светские и государственные праздники). «Юности честное зерцало». Изменения в положении женщин.




Династия Романовых в первой четверти XVIII в.


Браки Петра I и его наследники. Дело царевича Алексея. Устав о наследии престола.


Р а з д е л II. Россия в эпоху дворцовых переворотов


Россия после Петра I. начало эпохи дворцовых переворотов


Восшествие на престол Екатерины I. Причины нестабильности политического строя. Фаворитизм.


Екатерина I и Пётр II


Правление Екатерины I. Создание Верховного тайного совета. Судьба преобразований Петра I. Усиление влияния А.Д. Меншикова при дворе. Вступление на престол Петра II. Личность молодого императора. Борьба дворянских группировок за влияние на Петра II. Крушение политической карьеры А.Д. Меншикова. Пребывание двора Петра II в Москве. Особенности и исход правления Петра II.


Правление Анны Иоанновны


«Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны.Создание Кабинета министров. Роль Э.И. Бирона, Б.К. Миниха, А.И. Остермана и А.П. Волынского в управлении и политической жизни страны. Тайная канцелярия. Национальная политика. Укрепление границ империи. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Россия в Войне за польское наследство в 1730-х гг. Война с Османской империей (1735—1739). Правление «брауншвейгской фамилии». Император-младенец Иоанн Антонович. Дворцовый переворот 25 ноября 1741 г. Приход к власти Елизаветы Петровны.


Внешняя политика России в правление елизаветы Петровны.

Семилетняя война

Россия в европейской политике в середине XVIII в. А.П. Бестужев-Рюмин. Русско-шведская война (1741—1743). Причины и начало Семилетней войны. Участие России в Семилетней войне. Победы русских войск. Изменение позиции России в конце войны в связи с вступлением на престол Петра III.


Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны.

Пётр III


Личность императрицы Елизаветы Петровны, её сподвижники. Новые права и привилегии дворянства. Вопрос о наследовании престола. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И. Шувалова. Ликвидация внутренних таможен, усиление роли косвенных налогов. Создание Дворянского и Купеческого банков. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Правление Петра III. Личность императора. «Манифест о вольности дворянства». Причины, ход и итоги переворота 28 июня 1762 г.



Р а з д е л III. Расцвет Российской империи


Внутренняя политика Екатерины II и просвещённый абсолютизм


Личность императрицы Екатерины II. Внутренняя политика Екатерины II. Идеи Просвещения, их основное содержание. Просвещённый абсолютизм в России. Секуляризация церковных земель. «Наказ» Екатерины II, созыв Уложенной комиссии, итоги её деятельности. Экономическая и финансовая политика правительства


Губернская реформа и сословная политика Екатерины II


Губернская реформа. Создание новых органов местной администрации. Особенности организации судебной власти. Цели сословной политики. Жалованные грамоты дворянству и городам, их основное содержание. Дворянство — «первенствующее сословие» империи. Привлечение сословий к местному управлению. Политика правительства по отношению к купечеству и городам. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и

городском управлении.


Крепостное право в России во второй половине XVIII в.


Распространение крепостного права. Условия жизни крепостной деревни. Крестьяне государственные, крепостные, монастырские. Права помещиков и обязанности крестьян. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди.


Экономическая жизнь России второй половины XVIII в.


Сельское хозяйство. Ремесло и промышленность. Роль государства, купечества, дворянства в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаёмный труд. Развитие крестьянских промыслов. «Капиталистые» крестьяне. Текстильная промышленность, рост производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских династий (Морозовы, Гарелины, Прохоровы).

Внутренняя и внешняя торговля. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Крупнейшие ярмарки — Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная и др. Ярмарки на Украине. Воднотранспортные системы. Сухопутные дороги. Почтовые тракты и станции. Внешнеторговые связи России. Российско-британские торговые контакты. Торговля со странами Востока. Денежное обращение. Введение ассигнаций.


Восстание е.и. Пугачёва (1773—1775)


Причины народных движений во второй половине XVIII в. Предпосылки для возрождения самозванства в царствование Екатерины II. Личность Е.И. Пугачёва. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Социальный состав участников.

Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Ход восстания. Меры правительства по борьбе с Пугачёвым. Поражение восстания и гибель его предводителя. Влияние восстания Е.И. Пугачёва на политику Екатерины II и развитие общественной мысли.


Русско-турецкие войны второй половины XVIII в.


Международное положение Российской империи в середине XVIII в. и основные направления её внешней политики. Русско-турецкие войны 1768—1774 гг. и 1787—1791 гг.: причины, цели участников; основные сражения на суше и море; выдающиеся полководцы и флотоводцы России (П.А. Румянцев, А.Г. Орлов,

Г.А. Спиридов, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков и др.). Территориальные приобретения России по условиям Кючук-Кайнарджийского и Ясского мирных договоров. Политика России на Кавказе. Георгиевский трактат 1783 г.


Разделы Речи Посполитой и внешняя политика России в конце XVIII в.


Отношения России и Речи Посполитой в XVIII в. Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х гг. Первый, второй и третий разделы Речи Посполитой. Вхождение в состав России территорий Белоруссии, Правобережной Украины, Литвы и Курляндии. Укрепление международного авторитета России. Деятельность Н.И. Панина и А.А. Безбородко.

Россия во взаимоотношениях с европейскими государствами. «Декларация о вооружённом нейтралитете». Россия и война за независимость британских колоний в Северной Америке. Война со Швецией (1788—1790).

Россия и революционная Франция. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова. Действия эскадры Ф.Ф. Ушакова в Средиземном море.


Народы Российской империи в XVIII в.


Народы России в XVIII веке. Национальная политика правительства. Управление национальными окраинами и взаимоотношения с местной знатью. Ликвидация украинского гетманства. Привлечение иностранных колонистов и иностранных специалистов в Россию. Политика в области религии. Роль православной веры. Ислам в России. Еврейское население. Укрепление начал толерантности и веротерпимости к неправославным и нехристианским конфессиям.


Освоение Новороссии


Возникновение Новороссии. Население Новороссии. Организация управления Новороссией. Г.А. Потёмкин. Строительство новых городов и портов. Основание Севастополя, Одессы, Херсона. Развитие торговли и промышленности в Новороссии. Привлечение иностранцев на новоприсоединённые земли. Расселение колонистов в Новороссии. Формирование кубанского казачества. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.


Правление Павла I


Россия при Павле I. Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма, усиление бюрократического и полицейского характера государства. Личность императора. Акт о престолонаследии. Указ о «трёхдневной барщине».Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношения со столичной знатью. Дворцовый переворот 11 марта 1801 г.

и его причины.


Р а з д е л IV. Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого

Школа, образование и воспитание в XVIII в.


Образование в России в XVIII в. Педагогические идеи. Концепция воспитания «новой породы людей» и основание Смольного института в Петербурге. Московский университет — первый российский университет. Деятельность И.И. Шувалова. Сословные учебные заведения. Домашнее воспитание и начальное образование. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве. Организация народных училищ в конце XVIII в.


Российская наука в XVIII в.


Изучение страны — главная задача науки. Академия наук в Петербурге. Г. Байер. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. В. Беринг. С.И. Челюскин. Освоение северо-западного побережья Америки. Российско-американская компания.

Развитие медицины, борьба с эпидемиями. Достижения в области техники. И.П. Кулибин. А.К. Нартов. И.И. Ползунов. Гуманитарные науки. Становление исторической науки. В.Н. Татищев. М.М. Щербатов. Изучение русской словесности. Российская академия. Е.Р. Дашкова.


Михаил Васильевич Ломоносов


Детство и юность М.В. Ломоносова. Деятельность М.В. Ломоносова в Академии наук. Достижения в области естественных наук. Вклад М.В. Ломоносова в гуманитарные науки. Выдающаяся роль М.В. Ломоносова в становлении российской науки и образования.


Общественная мысль второй половины XVIII в.


Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли. Русская журналистика и Н.И. Новиков. Масонство в России. Обсуждение крестьянского вопроса в обществе. Деятельность А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву».


Русская литература, театральное и музыкальное искусство


Художественная литература в XVIII в. и её основные достижения. Поэзия. Драматургия. А.Д. Кантемир. В.К. Тредиаковский.А.П. Сумароков. Д.И. Фонвизин. Г.Р. Державин. Театр. Ф.Г. Волков. Развитие музыкального искусства. Д.С. Бортнянский.


Русская художественная культура XVIII в. архитектура.

скульптура. живопись


Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры XVIII в. (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм). Вклад в развитие русского искусства художников, архитекторов, мастеров, прибывших из-за рубежа.

Русская архитектура в середине и второй половине XVIII в. Строительство Петербурга. Барокко и классицизм в архитектуре, выдающиеся зодчие и их творения в Петербурге, Москве, других городах. Б. Растрелли. Дж. Кваренги. В.И. Баженов. М.Ф. Казаков. Изобразительное искусство. Мастера русской живописи. Жанр парадного портрета. Новые веяния и жанры в изобразительном искусстве конца XVIII в. Ф.С. Рокотов. Д.Г. Левицкий. В.Л. Боровиковский. Скульптура. Ф.И. Шубин. Академия художеств и её роль в развитии отечественного искусства.


Культура и быт российских сословий


Изменения в культуре и быту после Петровских реформ. Крестьянский быт. Изменения в быту горожан. Повседневная культура дворянства. Дворянская усадьба XVIII в.


9 класс

История России. 1801—1914.

Российская империя в XIX — начале XX в.


XIX в. стал временем перемен для Европы: социальных, политических, культурных. Они затронули и Россию, специфика эволюции которой заключалась в том, что процессы обновления сочетались в ней с консервацией политического режима (самодержавия) и сословного строя.

И всё же Россия не могла не меняться в условиях конкурентной внешнеполитической борьбы. Ведь в XIX в. Российская империя выступала полноправным участником международной политики, а после победы в Отечественной войне 1812 г. и Заграничных походов она стала одним из ведущих игроков на международной арене.

В первой половине XIX в. и для власти, и для общества была очевидной архаичность института крепостного права. Хотя государство пыталось найти пути решения крестьянского вопроса, оно старалось проводить модернизацию в рамках крепостнического строя. Так, в период правления Александра I были предпри-

няты попытки реформирования политической системы, немало делалось для гуманизации законодательства, возникла система университетского образования. Однако либеральные начинания сочетались с крепостническим по духу социальным экспериментом по созданию военных поселений и охранительной политикой в университетском образовании в конце царствования. В годы

правления Николая I государство пыталось проводить экономическую модернизацию авторитарными методами, что вело к росту бюрократизма, ужесточению государственного контроля над обществом. Мобилизация государственных ресурсов позволила самодержавию добиться очевидных успехов на отдельных направлениях: кодификация законов, профессионализация бюрократии и офицерского корпуса, реформирование государственной дерев-

ни. Тем не менее многократные попытки Николая I приступить к отмене крепостного права не принесли ожидавшихся результатов. При этом система государственной опеки сдерживала общественную и частную инициативу, а сохранение архаичной сословной системы тормозило развитие страны, вело к её отставанию от прямых конкурентов и стало в конечном итоге причиной пора-

жения в Крымской войне. Болезненная неудача во внешней политике привела к осознанию властью необходимости проведения масштабных преобразований (отмены крепостного права, земской, городской, судебной, военной реформы, реформы образования). Великие реформы 1860—1870-х гг. затронули практически все сферы жизни российского общества. Они способствовали складыванию но-

вых социальных групп, новых отраслей экономики, серьёзным переменам в области культуры. Развитие земского и городского самоуправления, введение института присяжных заседателей и состязательности судебного процесса, ослабление цензуры и, как следствие, рост объёма доступной информации — всё это вело к быстрому расширению публичной сферы и в конечном счёте к формированию в России элементов гражданского общества. Преодоление сословности во многих социальных и культурных областях, последовательная реализация судебной реформы, дальнейший рост образованности и профессионализма бюрократии способствовали зарождению начал современного правового государства. Однако политическая система в целом оставалась не-

зыблемой, и её авторитарный характер с неизбежностью вступал в противоречие с быстро менявшимися социальными, экономическими условиями жизни страны. В силу этого правительственные преобразования эпохи Александра II не имели характера системных реформ.

Трагическая гибель Александра II повлекла за собой корректировку политического курса в сторону ограничения либеральных и всесословных начал. На фоне общеевропейского роста национализма Российское государство обратилось к поиску самобытных путей модернизации. Однако консервация социально-политического и правового строя при растущем динамизме экономического

развития привела в конечном итоге к ещё большим противоречиям

в развитии страны.


Проблема взаимоотношений общества и власти — узловой вопрос в истории России XIX столетия. Это было время поиска форм общественной самоорганизации. Тогда за сравнительно короткий период был пройден путь от светских салонов и университетских кружков к политическим союзам и партиям. Они претендовали на активное участие в управлении страной, вступая в неминуемый конфликт с правительством. В условиях этого противостояния

складывался уникальный феномен российской интеллигенции, по самой своей природе чаще всего противостоявшей власти.

Таким образом, выступая инициатором преобразований, правительство не было монополистом в политической сфере, а сама судьба реформ во многом зависела от его повседневного взаимодействия с общественными силами. Примером такого сотрудничества стали столыпинские реформы, которые проводились в условиях конституционного эксперимента 1906—1917 гг. Сама же деятельность Государственной думы и реформированного Государственного совета — уникальный (хотя далеко не во всём успешный) для России исторический опыт каждодневного сотрудничества народных представителей и правительственной администрации.

Основные процессы истории России в этот период разворачивались на фоне общественно-политической борьбы, активности массовых и национальных движений, обострявшихся в период общенациональных (а порой и международных) кризисов, отчасти обусловивших революционные потрясения 1917 г. XIX в. стал временем высочайших, признанных в мире, достижений русской культуры и науки. Однако под «культурой» в данном случае следует понимать не только «высокую» культуру (науку, литературу и искусство), но и сферу повседневности, а также «массовую культуру», появление которой являлось в России (как и в других странах) одним из важнейших аспектов модернизационого процесса.


Р а з д е л I. Россия на пути к реформам. 1801—1861 гг.


Российское общество в первой половине XIX в.


Сословная структура российского общества. Российская деревня. Крепостное хозяйство. Крестьянские повинности. Дворянская усадьба, её «золотой век».


Промышленность, торговля, городская жизнь в первой половине XIX в.


Промышленное развитие Российской империи в первой половине XIX в. Динамика развития отдельных отраслей. Начало промышленного переворота. Торговля. Товарная специализация отдельных районов. Пути сообщения. Начало железнодорожного строительства. Города и городская жизнь. Петербург и Москва — столицы Российской империи.


Государственный либерализм: Александр I и его реформы


Александр I. Негласный комитет и его реформы. М.М. Сперанский и его проект. Учреждение Государственного совета. Н.М. Карамзин и его «Записка о древней и новой России».


Внешняя политика России в начале XIX в.


Внешнеполитические задачи России. Присоединение Грузии. Войны с наполеоновской Францией. Тильзитский мир. Русско-шведская война (1808—1809). Русско-турецкая (1806—1812) и русско-иранская (1804—1813) войны.


Отечественная война 1812 г.


Причины войны. Начальный этап войны. М.Б. Барклай-де-Толли и П.И. Багратион. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение. Оставление Москвы и Тарутинский марш-манёвр. Партизанская и народная война. Гибель наполеоновской армии. Заграничные походы русской армии. «Битва наро-

дов». Капитуляция Парижа.


От либерализма к охранительству: политика александра I

в послевоенную эпоху


Венский конгресс. Священный союз. Царство Польское и его конституция. Государственная уставная грамота. Крестьянский вопрос. Военные поселения. А.А. Аракчеев. Отказ Александра I от реформ в конце царствования.


Движение декабристов


Причины движения декабристов. Первые декабристские организации. Северное и Южное общества. «Конституция» Н.М. Муравьёва и «Русская правда» П.И. Пестеля. Смерть Александра I и династический кризис. Восстания на Сенатской площади и на Украине. Следствие и суд над декабристами.


Николаевское самодержавие: государственный консерватизм


Политический курс Николая I. Собственная Его Императорского Величества канцелярия. Кодификация законов. III Отделение Его Императорского Величества канцелярии и Отдельный корпус жандармов. А.Х. Бенкендорф. Политика в области просвещения. С.С. Уваров и «теория официальной народности». Цензура.


Экономическая и социальная политика Николая I


Экономическая и финансовая политика в условиях политической консервации. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина. Крестьянский вопрос. Указ об обязанных крестьянах. Реформа государственной деревни. Деятельность П.Д. Киселёва. Сословная политика. Николаевская бюрократия.


Общественная и духовная жизнь в 1830—1850-х гг.


Условия общественной жизни при Николае I. «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева. Западники и славянофилы. Зарождение социалистической мысли. А.И. Герцен. Русское общество и Православная церковь. Старчество. Серафим Саровский. Митрополит Филарет.


Народы России в первой половине XIX в.


Религии и народы Российской империи. Христианские конфессии. Православные народы. Старообрядцы. Католики, протестанты, армяно-григорианская Церковь. Нехристианские конфессий. Иудеи, мусульмане, буддисты, язычники. Польское восстание в 1830—1831 гг. Кавказская война. Шамиль.


Внешняя политика Николая I. крымская война (1853—1856)


Перемены во внешнеполитическом курсе. Русско-иранская война (1826—1828). Политика России в восточном вопросе. Русско-турецкая война (1828—1829). Россия и европейские революции. Крымская война. Синопское сражение. Севастопольская оборона. Парижский мирный договор.


Культурное пространство России в первой половине XIX в.


«Золотой век» русской культуры. Роль государства в русской культуре. Народная культура. Литература. Н.М. Карамзин. В.А. Жуковский. От классицизма к реализму. А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов. Архитектура. Стиль ампир. К.И. Росси, А.Д. Воронихин, О. Монферран. Исторический стиль. К.А. Тон. Изобразительное

искусство. Академическая живопись. Лубок. Сентиментализм, романтизм, реализм. В.Л. Боровиковский, К.П. Брюллов, О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, П.А. Федотов. Монументальная скульптура. Театр и музыка. М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский. Наука.Русские учёные и изобретатели. Н.И. Лобачевский, Н.Н. Зинин,П.П. Аносов. Географические открытия.


Р а з д е л II. Россия в эпоху реформ


Отмена крепостного права


Александр II. Подготовка Крестьянской реформы. Положения 19 февраля 1861 г. Правовой статус крестьян, наделение их землёй, выкупная операция.


Великие реформы 1860—1870-х гг.


Земская и городская реформы. Судебная реформа. Военные реформы. Вопрос о конституции. Значение Великих реформ.


Пореформенная Россия. сельское хозяйство и промышленность


Помещичье хозяйство. Дворянское оскудение. Отработочная и капиталистическая системы. Крестьянское хозяйство. Нехватка земли и обременённость выкупными платежами. Крестьянская община. Промышленность и транспорт. Индустриализация и урбанизация. Развитие железнодорожной сети. Рабочий вопрос.


Народное самодержавие Александра III


Начало царствования Александра III. Дискуссия о проекте реформы Государственного совета М.Т. Лорис-Меликова. Положение о мерах к охранению государственного порядка. Реформы образования. Цензурная политика. Земское положение 1890 г. Городское самоуправление. Преобразования в области судебной системы. Финансовая политика. Аграрные отношения.


Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX в.


Европейское направление внешней политики в годы царствования Александра II. Политика России в Средней Азии. Взаимоотношения с дальневосточными государствами. Русско-турецкая война (1877—1878). Берлинский конгресс. Внешнеполитический курс в царствование Александра III. Русско-французское сближение.


Культурное пространство Российской империи во второй половине XIX в.


Рост образования. Научное развитие. Физиология (И.М. Сеченов, И.И. Мечников). Химия (А.М. Бутлеров). Периодический закон Д.И. Менделеева. Историческая наука (С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский). Путешественники (П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский). Литература. Романы И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. Проза и драматургия А.П. Чехова. Поэзия (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов). Драматургия А.Н. Островского. Театр. Актёры новой школы. Музыкальный театр. Хореография М.И. Петипа. Живопись. Товарищество передвижных

выставок (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, И.Е. Репин). В.И. Суриков, В.А. Серов. Архитектура. Псевдорусский стиль. В.О. Шервуд,А.Н. Померанцев. Градостроительство. Музыка. Консерваторское образование. П.И. Чайковский. «Могучая кучка» (А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и др.).


Народы России во второй половине XIX в. национальная политика самодержавия


Россия — многонациональное государство. Народы Российской империи. Общая характеристика национальной политики. Взаимодействие культур и народов. Еврейский вопрос. Политика в отношении Польши. Польское восстание (1863—1864). Финляндия в составе Российской империи.


Общественная жизнь России в 1860—1890-х гг.


Интеллигенция и её характеристика. Пореформенный либерализм. Народничество: основные направления. «Хождение в народ». Политический терроризм. Русский консерватизм конца XIX в.

«Теория малых дел». Зарождение русского марксизма.


Р а з д е л III. кризис империи в начале ХХ в.


На пороге нового века: динамика и противоречия экономического развития


Факторы и динамика промышленного развития Российской империи в конце XIX — начале XX в. Экономическая политика С.Ю. Витте. Денежная реформа. Промышленное развитие России конца XIX в. Новая география экономики. Железнодорожное строительство. Транссибирская магистраль. Появление монополий. Россия — мировой экспортёр хлеба. Аграрный вопрос.


Российское общество в условиях модернизации


Демография, социальная стратификация. Женский вопрос. Урбанизация. Городская жизнь конца XIX — начала XX в. Разложение сословного строя. Предприниматели конца XIX — начала XX в. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права.


Россия в системе международных отношений в начале XX в.

Русско-японская война


Международное положение конца XIX в. Дальневосточная политика России. Китайско-Восточная железная дорога. Русско-японская война (1904—1905). Портсмутский мир.


Накануне Первой российской революции 1905—1907 гг.


Начало царствования Николая II. Либеральное движение. Кружок «Беседа». «Союз Освобождения». Борьба в правительственных кругах: С.Ю. Витте и В.К. Плеве.


Начало Первой российской революции. Манифест 17 октября 1905 г.


Политика министра внутренних дел П.Д. Святополк-Мирского.Банкетная кампания. Кровавое воскресенье. Массовые движения. Революционные выступления в армии. «Булыгинская Дума». Манифест 17 октября 1905 г.



Формирование политических партий.Революционные события конца 1905 г


Партия эсеров: программа и тактика. Социал-демократы: образование партии. Большевики и меньшевики. Конституционно-демократическая партия: состав и программа. «Союз 17 октября»: программные установки. Консервативные партии. Революционные события ноября — декабря 1905 г. Московское вооружённое восстание.


Становление российского парламентаризма


Образование и выборы в Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Работа I Государственной думы. Её роспуск. Выборгское воззвание. II Государственная дума. Избирательный закон 3 июня 1907 г.


Общество и власть после революции


Программа реформ П.А. Столыпина. Указ 5 октября 1906 г. Военно-полевые суды. Крестьянская реформа. Указ 9 ноября 1906 г. Переселенческая политика. Взаимодействие правительства П.А. Столыпина и III Государственной думы. Работа IV Государственной думы.


Российская внешняя политика накануне Первой мировой войны


Внешняя политика после русско-японской войны. Министр иностранных дел А.П. Извольский. Оформление Антанты. Боснийский кризис. Внешнеполитические кризисы в предвоенные годы. Гонка вооружений.


Серебряный век русской культуры


Философские течения. Сборник «Вехи». Поэтические направления: символизм, акмеизм, футуризм. Крестьянские поэты. Проза И.А. Бунина, М. Горького, А.И. Куприна. Живопись. «Мир искусства». Группы «Бубновый валет», «Голубая роза». Русские авангардисты. Архитектура. Модерн. Скульптура. Музыка (А.Н. Скрябин,

И.Ф. Стравинский, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев). Музыкальный театр. Балет. Русские сезоны. Театр. «Система» К.С. Станиславского. Театр В.Э. Мейерхольда. Кинематограф.


Просвещение и наука в начале XX в.


Правительственная политика в области образования. Новые высшие учебные заведения. Печать. «Философия общего дела»Н.Ф. Фёдорова. Её влияние на научную мысль. Теория ракетостроения (К.Э. Циолковский). Биогеохимия (В.И. Вернадский). Достижения в области физиологии (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, К.А. Тимирязев). Химия (Н.Д. Зелинский). Физика начала XX в. (П.Н. Лебедев,

А.Ф. Иоффе). Российская математическая школа (А.А. Марков, В.А. Стеклов, А.М. Ляпунов). Исследования в области воздухоплавания (Н.Е. Жуковский, И.И. Сикорский). Историческая наука (А.С. Лаппо-Данилевский, П.Н. Милюков, Н.П. Павлов-Сильванский, А.А. Шахматов). Правоведы начала XX в. (М.М. Ковалевский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий).







Учебно-Методическое и Материально-техническое обеспечение

образовательной деятельности


1 Программа и тематическое планирование. История России. 6—9 классы / авт.-сост. Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина, В.Н. Захаров, П.В. Лукин, К.А. Соловьёв, А.П. Шевырёв. М.:ООО «Русское слово — учебник», 2015

2 Рабочая программа к учебникам Е.В. Пчелова, П.В. Лукина,

В.Н. Захарова, К.А. Соловьёва, А.П. Шевырёва «История России».

6—9 классы / авт.-сост. Л.А. Пашкина. М.: ООО «Русское слово —

учебник», 2015

1 Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России с древнейших времён

до начала XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / Е.В. Пчелов, Л.П. Лукин; под ред. Ю.А. Петрова. М.:

ООО «Русское слово — учебник», 2015

2 Электронная форма учебника Е.В. Пчелова, П.В. Лукина «История России с древнейших времён до начала XVI века»:

6 класс / Е.В. Пчелов, Л.П. Лукин. М.: ООО «Русское слово —

учебник», 2015

3 Хрестоматия к учебнику Е.В. Пчелова, П.В. Лукина «История России с древнейших времён до начала XVI века». 6 класс. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015

4 Исторический атлас. История России с древнейших времён до начала XVI века. 6 класс. М.: ООО «Русское слово — учебник»,

5 Кочегаров К.А. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Пчелова, П.В. Лукина «История России с древнейших времён до начала XVI века». 6 класс / К.А. Кочегаров. М.:ООО «Русское слово —учебник», 2015

6 Ворожейкина Н.И. Методическое пособие к учебнику Е.В. Пчелова, П.В. Лукина «История России с древнейших времён до начала XVI века». 6 класс / Н.И. Ворожейкина. М.: ООО «Русское слово —

учебник», 2015


7 класс

1 Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России XVI—XVII веков: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций /Е.В. Пчелов, П.В. Лукин; под ред. Ю.А. Петрова. М.: ООО «Русское

2 Электронная форма учебника Е.В. Пчелова, П.В. Лукина «История России XVI—XVII веков». 7 класс / Е.В. Пчелов, Л.П. Лукин. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015

3 Хрестоматия к учебнику Е.В. Пчелова, П.В. Лукина «История России XVI—XVII веков». 7 класс. М.: ООО «Русское слово —

4 Исторический атлас. История России XVI—XVII веков.

7 класс. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2016

5 Кочегаров К.А. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Пчелова,

П.В. Лукина «История России XVI—XVII веков». 7 класс / К.А. Кочегаров. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015

Методическое

Пособиек Е.В. Пчелова, П.В. Лукина «История России XVI—XVII веков».

7 класс / Н.И. Ворожейкина. М.: ООО «Русское слово — учебник»,

8 класс

1 Захаров В.Н., Пчелов Е.В. История России. XVIII век: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций / В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов; под ред. Ю.А. Петрова. М.: ООО «Русское слово —

2 Электронная форма учебника В.Н. Захарова, Е.В. Пчелова «История России. XVIII век». 8 класс / В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015

3 Хрестоматия к учебнику В.Н. Захарова, Е.В. Пчелова «История России. XVIII век». 8 класс. М.: ООО «Русское слово — учебник

4 Исторический атлас. История России. XVIII век. 8 класс. М.:

ООО «Русское слово — учебник», 2016

5 Кочегаров К.А. Рабочая тетрадь к учебнику В.Н. Захарова, Е.В. Пчелова «История России. XVIII век». 8 класс / К.А. Кочегаров. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015

6 Алексашкина Л.Н. Методическое пособие к учебнику В.Н. Захарова, Е.В. Пчелова «История России. XVIII век». 8 класс / Л.Н. Алексашкина. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015

9 класс


1 Соловьёв К.А., Шевырёв А.П. История России. 1801—1914: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций / К.А. Соловьёв, А.П. Шевырёв; под ред. Ю.А. Петрова. М.: ООО «Русское слово

2 Электронная форма учебника К.А. Соловьёва, А.П. Шевырёва «История России. 1801—1914». 9 класс / К.А. Соловьёв,А.П. Шевырёв. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015

3 Хрестоматия к учебнику К.А. Соловьёва, А.П. Шевырёва «История России. 1801—1914». 9 класс. М.: ООО «Русское слово — 4 Исторический атлас. «История России. 1801—1914». 9 класс.

М.: ООО «Русское слово — учебник», 2016

5 Кочегаров К.А. Рабочая тетрадь к учебнику К.А. Соловьёва,

А.П. Шевырёва «История России. 1801—1914». 9 класс / К.А. Ко-

чегаров. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015

6 Алексашкина Л.Н. Методическое пособие к учебнику К.А. Соловьёва, А.П. Шевырёва «История России. 1801—1914». 9 класс /

Л.Н. Алексашкина. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015

36



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по истории России 6-9 класс 2019-2020 гг.

Автор: Шешко Алина Юрьевна

Дата: 09.12.2019

Номер свидетельства: 531042

Похожие файлы

object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Рабочая программа. История 8 класс ( 3 ч/н) к учебнику А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной"
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-istoriia-8-klass-3-ch-n-k-uchiebniku-a-a-danilova-l-g-kosulinoi"
    ["file_id"] => string(6) "259195"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448686325"
  }
}
object(ArrayObject)#896 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Рабочая программа 5-9 класс "
    ["seo_title"] => string(30) "rabochaia-proghramma-5-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112897"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408975780"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа, история, 9 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-istoriia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153318"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420993421"
  }
}
object(ArrayObject)#896 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "ИСТОРИЯ Рабочая программа 6 класс."
    ["seo_title"] => string(37) "istoriia-rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "255136"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447866695"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа по истории (8 класс) "
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-istorii-8-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "194341"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427761981"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства