Памятные даты истории. Программа внеурочной деятельности.
Памятные даты истории. Программа внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельнотси, посвященная важнейшим историческим датам истории России.Разработка расчитана на обучающихся 9 классов и предусматривает написание проектной работы в конце курса( примерныу темы проектов указаны в программе).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Памятные даты истории. Программа внеурочной деятельности.»
I.Пояснительная записка.
История-это комплекс наук, изучающих прошлое человечества. Для того, чтобы что-то изучать и знать о прошлом необходимо научиться пользоваться не только учебными ,но и дополнительным знаниями, интересоваться и расширять свой кругозор, быть активным участником событий, оценивать и сознательно выстраивать на основе моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, истории Отечества ,что неизменно ведёт к духовно-нравственному развитию личности подростка.
Главная цель данного курса является расширение знания обучающихся об истории страны
Задачи курса :
Формировать уважительное отношение к истории страны.
Способствовать развитию критического исторического мышления учащихся, способности рассматривать события и явления с точки зрения исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе
Консультировать учащихся в самостоятельном поиске и оценке информации
Программа курса является модифицированной , для разработки которой учитель использовал пособие с программами элективных курсов по редакцией Н.И.Чеботарева (2007г.)[см.список литературы 4,9].
Курс рассчитан на 34 часа для обучающихся 9 классов .
Формы и методы , используемые учителем при работе :
коллективная беседа (дискуссия)
лекция-беседа
консультирование
экскурсии
презентация
Виды деятельности учащихся
Анализ текста , исторического источника
Запись конспекта
Работа в парах
Эвристическая беседа
Защита проектов
Поиск дополнительного материала
Участие в экскурсии
II. В завершении курса предполагаются следующие результаты :
Личностные результаты изучения курса включают умения и навыки :-
•формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни;
• устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины и расширение знаний по курсу «История России»;
• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; •;
• развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;
• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
Метапредметные результатыизучения курса включают умения и навыки :-
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым материалом;
• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности. Условия средства достижения цели;
• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;-
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров совместной деятельности;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;-
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;-
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• выявлять проблему, аргументировать её актуальность;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
• делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметные результатыизучения курса включают :
•поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• анализ информации, содержащейся в исторических источниках , анализ и историческая оценка действий исторических личностей;
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;
III.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Великие имена России . Александр Невский Святой. Фёдор Ушаков. Юрий Лисянский .
Ледовое побоище 1242 г.
Куликовская битва 1380 г.
Семилетняя война. Взятие Берлина .
Отечественная война 1812г. Бородинское сражение. Битва под Лейпцигом.
Крымская война 1853-1856 гг.
История создания КА и Первой конной армии С.Буденного.
Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артур. Героизм моряков крейсера «Кореец » и «Варяг».
История российского космоса. Первый спутник земли. Гагарин – первый человек в космосе. Развитие современного космоса.
Великая Отечественная война. Отдельные страницы истории.
Афганская война
Примерные темы для индивидуальных проектов .*
1.Неизвестные страницы развития русской авиации. Петр Нестеров.
2. Неизвестные страницы развития русской авиации. Евграф Крутень .
3. Неизвестные страницы развития русской авиации. Лидия Зверева.
4. Неизвестные страницы развития русской авиации. Владимир Слюсаренко.
5.Дети- герои Первой мировой войны.
6..Герои Великой отечественной войны. Виктор Талалихин-первый ночной таран.. Первый герой- Кокорин Анатолий.
7.Дети-герои Сталинградской битвы.
*Могут быть выбраны и другие темы, предложенные самими обучающимися..
IV. Календарно-тематическое планирование курса
Дата
Тема
Кол-во
часов
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Дидактический материал из списка литературы
(примерный)
5.09
1.День воинской славы России.
Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение.
1
Лекция-беседа с презентацией
консультирование
Участие в беседе
Анализ исторического источника
Презентация
[ 6,с.36-46]
[ 7,с.69-73 ]
12.09
2. День воинской славы России.
Рождение гвардии России.
1
Лекция-беседа с презентацией
Просмотр презентации и участие в беседе
презентация
19.09
3. День воинской славы России.
Куликовская битва и ее значение в истории страны. Дмитрий Донской.
1
Лекция-беседа с презентацией
консультирование
Участие в бесед
Анализ исторического источника
Презентация
Видео [ 7,с.20-23]
[8,с.54-58]
26.09
4. Великие имена России – Александр Невский Святой.
1
Лекция-беседа с презентацией
Видео
Участие в беседе
Анализ исторического источника
видео
[1,с.154-158]
[ 7,с.16-18 ]
3.10
5.Мы- первые!
История первого спутника.
1
Лекция-беседа с презентацией
Видео
Организация экскурсии в музей.
Участие в беседе
или экскурсии.
видео
10.10
6. День воинской славы России.
Семилетняя война. Взятие Берлина.
1
Лекция-беседа с презентацией
Участие в беседе
презентация
17.10
7. День воинской славы России.
Отечественная война 1812 г.Битва под Лейпцигом.
1
Лекция-беседа с презентацией
Участие в беседе
Презентация
[ 6,с.36-46]
24.10
8. Памятные даты России.
День спасателя.
1
Организация экскурсии на городскую станцию МЧС или встреча с сотрудниками МЧС
Участие в экскурсии, встрече
31.10
9. День воинской славы России.
Спасители земли русской :1612 год.
1
Лекция-беседа с презентацией
консультация
Участие в беседе
Анализ исторического источника
Презентация
[ 7,с.42-43 ]
14.11
10. День воинской славы России. Парад 7 ноября 1941 г.
1
Просмотр видео- фильма
беседа
Просмотр видео- фильма
Участие в беседе
Анализ исторического источника
Видео
Презентация
Иллюстрации
[ 3,с.42-43 ]
21.11
11. Памятная дата истории России.
История ракетных войск и артиллерии. (19 ноября)
1
Просмотр видео- фильма
беседа
Просмотр видео-фильма
Участие в беседе
Видео
Презентация
[ 3, ]
28.11
12. День воинской славы России.
История морских сражений. Синопское сражение1853 г.
1
Видео-фильм
Беседа
Просмотр видео-фильма
Участие в беседе
Видео
презентация
5.12.
13. Памятная дата военной истории. .День героев России.
Оборона крепости Порт-Артур.
1
Видео-фильм
Беседа
Просмотр видео-фильма
Участие в беседе
Видео
Презентация
Иллюстрации
12.12
14. Викторина : «Я знаю Конституцию России!».
1
Составление викторины
консультирование
Участие в викторине.
викторина
19.12
15. Памятная дата военной истории.
105 лет создания дальней авиации России. (17 декабря)
1
Презентация
Видео-фильм
Беседа
Просмотр видео-фильма
Участие в беседе
Видео
презентация
26.12
16. День воинской славы России.
Взятие Измаила А.Суворовым.
1
Видео-фильм
Беседа
Просмотр видео-фильма
Участие в беседе
сообщение
Видео
презентация
16.01
17. Великие имена России – Фёдор Ушаков Святой.
1
Лекция-беседа с презентацией
Видео
Просмотр видео-фильма
Участие в беседе
Видео
презентация
23.01
18.День воинской славы России.
Героизм и горечь блокады. Дорога жизни. (27 января)
2.Болдырев Р.Ю. Неизвестная известная война: Вторая мировая и Великая Отечественная война. Учебное пособие .-Архангельск: Изд-во КИРА, 2008. 3.Горинов И.М., Моруков М.Ю.Великая Отечественная война 1941-1945 гг.Дискуссионные вопросы/Пособие для учителя.-М.:Просвещение,2016
4.История России.10-11 классы. История России в лицах Герои и изгои революции. Личность и история России: элективные курсы/сост.Н.И.Чеботарева.-Волгоград:Учитель,2007.
5.Капутянский В.Д.Конструктор исторических персоналий: Политика .Государство. Военное дело. Религия./В.Д.Капутянский.- Ростов н\Д: Феникс, 2019
6.Колганова Е.В.Поурочные разработки по истории России.XIX век.8 класс, -М.:ВАКО,2012.
7. Пазин Р.В.история ЕГЭ.10-11 класс. Анализ исторического источника: учебно-методическое пособие –Ростов н\Д: Легион, 2016
8.Старобинская Г.И. Поурочные методические рекомендации к учебнику А.Н.Сахарова. -М.:ООО «Русское слово»,2005 ( могут быть и другие годы издания)
9.Элективные курсы по истории России для профильного обучения учащихся 10-11 классов.-М.:Глобус,2007.
10..интернет ресурс.
*Могут быть использованы и другие ресурсы по усмотрению учителя.