Данная методическая разработка может быть использована при проведении внеклассных мероприятий по формированию патриотического воспитания современной молодежи.
Разработка предназначена для преподавателей и студентов всех отделений средних специальных учебных заведений. Данную методическую разработку можно применить для работы в общеобразовательных организациях, молодежных клубах и других объединениях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
(ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»)
Дмитроченко М.И.
ТИМУРОВЦЫ В СТРОЮ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Вельск
2017
Дмитроченко М.И. Методическое пособие по теме «Тимуровцы в строю». – Вельск: ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж», 2017 г.
Данное учебное пособие может быть использовано при проведении внеклассных мероприятий по формированию патриотического воспитания современной молодежи.
Пособие предназначено для преподавателей и студентов всех отделений средних специальных учебных заведений. Данное методическое пособие можно применить для работы в общеобразовательных организациях, молодежных клубах и других объединениях.
Рассмотрено и одобрено на заседании предметной (цикловой) комиссии вычислительных дисциплин ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж», протокол № ___ от «___» ___________ 2017 года
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ФРАГМЕНТ ИЗ ФИЛЬМА «ТИМУР И ЕГО КОМАНДА». 14
ПРИЛОЖЕНИЕ В НАШИ ТИМУРОВЦЫ 15
ПРИЛОЖЕНИЕ Г ФИЛЬМ О ВЕТЕРАНЕ 16
ПРИЛОЖЕНИЕ Д НАШИ ВЕТЕРАНЫ……………………………………...….17
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие в нашей стране преобразования накладывают отпечаток на все сферы жизни общества, в том числе и на сферу воспитания подрастающего поколения. Это обусловливает необходимость формирования у обучающихся чувства патриотизма и гражданской позиции. Важной особенностью развивающего общества является усиление личностной значимости патриотизма для каждого человека. Традиционно коллективный характер патриотизма, его направленность на общее благо сочетается сейчас с заботой о себе, о своих близких.
Возрождение тимуровского движения поможет организовать работу по воспитанию у подрастающего поколения таких духовно-нравственных качеств, как: милосердие, терпимость, сострадание, трудолюбие, чувство долга и ответственности.
Суть тимуровского движения заключается в оказании помощи всем, кто нуждается в ней. Ветераны Великой Отечественной войны и труда, труженики тыла должны чувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы.
Целью Тимуровского движения является создание условий для воспитания общественно-активной личности, человека-патриота, любящего свой край, свою Родину, свой народ. Задача педагогов - воспитать поколение, способное помочь, понять и взять ответственность на себя. Формы работы, используемые по организации тимуровского движения могут быть такими:
беседа, диспут, круглый стол, субботник, акция, праздник, встреча, экскурсия, шефство и т.д. Участвуя в тимуровской работе, обучающиеся приобретают вышеперечисленные духовно-нравственные качества; осознают, что они должны быть гражданами и патриотами России с присущими им нравственными ценностями, взглядами и убеждениями; оказание практической адресной помощи одиноким пенсионерам, ветеранам Великой Отечественной войны и труда.
1 СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
Цель мероприятия: формирование собственного понимания нравственно-патриотической и гражданской позиции, воспитание осознанного участия в тимуровском движении .
Задачи мероприятия:
Закрепить значение понятий: тимуровское движение, ответственность, гражданственность, нравственность, патриотизм.
Развивать умение работать в группе, вести дискуссию, диалог и отстаивать свою точку зрения.
Воспитывать любовь и уважение к истории, чувство сопричастности молодого поколения наших дней к чувствам и памяти поколения 20-30 годов XX столетия.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, плакат «Алтарь победы»; плакат «Оружие Победы»; выставка газет, журналов и книг по военной тематике; выставка рефератов студентов по теме «Великая Отечественная война»; живые цветы в вазах.
Методы:
1. Объяснительно-иллюстративный:
а) рассказ;
б) фотодокументы;
2. Демонстративный:
а) использование мультимедийного проектора;
б) доска
Присутствующие: преподаватели, студенты, гости - ветераны войны.
Ход мероприятия
Звучит песня «Дорогою добра». Ведущие выходят на сцену. Представляются
1-й: «Вот так и среди нас есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные, но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все, что есть в человечестве - доброту, простоту, доверие». Эту фразу говорил Г. Троеполъский.
2-й: Тимуровское движение - массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях
1-й: Тимуровское движение возникло в СССР в начале 40-х годов под влиянием повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда» как движение по оказанию помощи семьям военнослужащих.
2-й: Давайте посмотрим, как это все начиналось.(см. ПРИЛОЖЕНИЕ А)
1-й: Об Аркадии Гайдаре была высказана следующая фраза: «Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же». Эти слова действительно подтвердились. Публикация произведения состоялась 5 сентября 1940 года в газете «Пионерская правда».
2-й: Аркадии Петрович Гайдар – известный советский детский писатель, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.
Настоящее имя - Аркадий Петрович Голиков
Дата рождения: 9 (22) января 1904 года
Место рождения: город Льгов, Курская губерния, Российская империя
Дата смерти: 26 октября 1941 (37 лет)
Место смерти: близ села Лепляево, Каневский район, Черкасская область
Награды: Орден Отечественной войны I степени, орден «Знак Почёта»
1-й: В советское время книги Гайдара были одним из основных средств воспитания подрастающего поколения. Органы воспитания СССР ставили в пример советским детям героев его повестей и рассказов. Организовывавшиеся советскими школами отряды детей для помощи пожилым людям назывались "тимуровскими", а их участники -"тимуровцами", в честь главного героя повести Гайдара "Тимур и его команда".
2-й: После выхода книги о Тимуре понятие «тимуровца», пионера, помогающего людям, широко разошлось по всему СССР. Позже, когда «тимуровская» работа в массе стала не добровольной, а навязанной со стороны школы и пионерской организации, у советских школьников данное понятие приобрело саркастический смысл.
1-й: Прообразом «тимуровцев» были скауты (которые так же рисовали звёзды на домах семей погибших Георгиевских кавалеров Первой Мировой как знак своего им покровительства), а также дети православных священников, которые одевались со скаутами и тимуровцами сходным образом – в майки и шорты. Первые тимуровские отряды создавались в городе Клин, Московской Области. В городе, где Аркадий Петрович Гайдар и написал свою повесть «Тимур и его команда».
2-й: Тимур – социальный герой, пионер, его символический знак – красный галстук. Образ Тимура воплощает идеальный тип подростка-лидера с его стремлением к благородным поступкам, тайнам, чистым идеалам. Тимур объединяет вокруг себя в дачном поселке группу сверстников и бескорыстно помогает старикам, малышам – тем, кто обычно в силу своей беззащитности является жертвой озорства подростков. В образе Тимура воплощены лучшие черты пионера, выросшего в новой, социалистической стране.
1-й: Образ Жени — один из центральных в повести. С каждой новой сценой все отчетливее вырисовывается характер шаловливой, увлекающейся девочки, выросшей без матери, тоскующей по родительской ласке. Старшая сестра любит ее, но напускает на себя излишнюю строгость и «взрослость», не хочет понять маленьких, но важных для Жени тайн, сердится на ее «вечно нелепые шутки», неохотно отвечает на наивные и ненужные, как ей самой кажется, вопросы. Гайдар дает читателям возможность проникнуть в сущность взаимоотношений между сестрами: Ольга заботится о Жене, но считает необходимым поучать ее, не чувствует, что обижает сестру своим недоверием.
2-й: Мишка Квакин, хоть и является главным хулиганом городка, вызывает симпатию и является весьма интересной личностью со сложным характером. Кроме того он обладает ярко выраженными лидерскими качествами. Зачастую он совершает дурные поступки и вступает в конфликт с Тимуром не из-за того, что одобряет действия своей банды, а из-за нежелания хоть в чём-то согласиться со своим соперником.
1-й: Давайте посмотрим фрагмент из фильма «Тимур и его команда».(см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б)
2-й: Слово «тимуровец» ярко отразило лучшие черты, свойственные школьнику Советской страны: неуёмную жажду деятельности, благородство, мужество, умение постоять за свои интересы.
1-й: В годы Великой Отечественной войны это движение росло и ширилось буквально с каждым днем: только в Российской Федерации команды тимуровцев насчитывали в своих рядах свыше двух млн. человек. Звание «тимуровец» обязывало, оно действовало на ребят дисциплинирующе, побуждало их к благородным поступкам.
2-й: Тимуровцы шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами; помогали собирать урожай, работали в фонд обороны; в послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживали за могилами погибших воинов.
1-й: Благородная патриотическая деятельность пионеров –- тимуровцев получила заслуженное признание всех советских людей, высокую оценку и благодарность Коммунистической партии и Советского правительства.
2-й: Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды, одинокие пожилые люди, дети в трудной жизненной ситуации - все они нуждаются в помощи, внимании, понимании и поддержке.
Благоустройство, помощь по дому, раздача игрушек, одежды и просто душевные беседы - это малое, но очень важное и нужное, что могут и должны делать тимуровцы. Это важно не только для людей нуждающихся, но и в первую очередь для самих ребят, чтобы пришло понимание того, что он не просто Человек, а Гражданин своего народа и Родины. Давайте поговорим о нашем тимуровском движении, о наших ветеранах.
1-й: Тимуровская работа ведется и в Вельском районе.(см. ПРИЛОЖЕНИЕ В)
2-й: Недавно состоялась встреча с ветераном Великой Отечественной войны, почётным гражданином города Вельска Васендиным Викентием Степановичем. Давайте посмотрим фильм, в котором Викентий Степанович рассказал нам о помощи людям в период его детства и юности.(см. ПРИЛОЖЕНИЕ Г)
1-й: Суть тимуровского движения – забота о тех, кто в ней нуждается, уважение к прошлому и настоящему России, глубокое чувство гражданственности и патриотизма, стремление сделать мир чище, лучше. добрее, начав с малого – самого себя и окружающих людей. Деятельность тимуровских отрядов наполнена романтикой и игрой , без которых не может жить детство.(см. ПРИЛОЖЕНИЕ Д)
2-й: Юные последователи тимуровцев помнят главное тимуровское правило: не жди зова и приказа, старайся сам увидеть, где нужны твои заботливые руки, доброе сердце. И это трогает сердца ветеранов, которые рады возрождению тимуровского движения, которое приобщает детей к общественнополезной деятельности, способствующей их нравственному воспитанию.
1-й: Слово предоставляется заведующей библиотекой Тюрюхановой Александре Ивановне.
А.И.: Всем огромное спасибо за то, что вы посетили наше мероприятие. Ею был представлен обзор литературных источников о тимуровском движении.
2-й: Тимуровская работа не должна быть забыта. Это та часть воспитания, которая не только формирует нравственную, гуманную личность, но и обеспечивает связь поколений, сохраняет историческую память.
1-й: А сейчас проверим, внимательно ли вы нас слушали.
1) В каких годах появилось тимуровское движение (40-е годы).
2) Кто является основоположником Тимуровского движения (Аркадий Гайдар).
3) Как называется повесть, которую написал Аркадий Гайдар («Тимур и его команда»).
4) Чем занимаются тимуровцы.
5) Что для вас значит тимуровское движение.
6) Каких ветеранов вы знаете.
7) Каким ветеранам вы оказывали помощь, перечислите (Дербин, Васендин, Третьяков).
8) Есть ли у вас желание стать тимуровцами, поднимите руки.
2-й: Всем огромное спасибо за то, что вы посетили наш классный час и узнали много интересного и познавательного о тимуровском движении.
Звучит песня «Дорогою добра».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тимуровское движение – возникло в СССР среди пионеров и школьников в начале 1940 года под влиянием повести А.Голикова «Тимур и его команда», ребята оказывали помощь семьям военнослужащих, ветеранам, престарелым, детсадам.
Ответственность – это отношение к обществу, умение отвечать за свои поступки, прилежность, выполнять все задания и доводить начатое дело до конца.
Милосердным можно назвать такого человека, который способен делать добро другому человеку независимо от его происхождения и социального статуса личности, умеет подняться над своими желаниями и отдает приоритет нуждающемуся, обладает чувством собственного достоинства, можетбыть коммуникабельным и самокритичным.
Каждое поколение после себя оставляет свой след. Он действует в отведённое ему время, что-то теряется, рушится, а что-то ценится, приумножается и передаётся из одного поколения в другое.
Для того чтобы противостоять миру зла, нам необходимо быть добрыми, чуткими, отзывчивыми, уметь сделать правильный выбор, быть активными и созидательными.
Тимуровское движение – ответственное дело, которое и является одним из показателей нравственного и гражданского воспитания.
Тимуровская работа на сегодняшний день должна быть на первом месте в процессе воспитания молодого поколения. Это та часть воспитания, которая формирует гуманную личность с активной жизненной позицией, обеспечивает связь всех поколений. Всегда ребята всех возрастов с интересом узнают о прошлом своей малой родины, по-новому видят и открывают для себя давно знакомых людей старшего поколения. Невозможно переоценить важность этой работы, поэтому тимуровское движение остаётся важным направлением воспитательной работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Большая энциклопедия. Т.50. – М.: Терра, 2006. – 592 с. – ISBN 5- 273-00432-2.
2. Литературный север. – Архангельск.: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995 – 431 с. – ISBN 5-88086-052-3.
3. Гайдар А.П. Школа. – Архангельск. : Северо-Западное книжное издательство, 1976. – 191 с.
4. Гайдар А.П. Военная тайна. – М.: Правда, 1990. – 464 с. – ISBN 5-253-00037-2.
5. Анисимов П.Ф. О программе развития воспитания в системе среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование, № 6. - М., 2001.
6.Семинар «Воспитание патриота»-2012 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://artic.ru/news/145365.