Урок внеклассного чтения в 3 классе.
Тема: Внеклассное чтение по книге А.П. Гайдара «Тимур и его команда»
Цели:
- познакомить обучающихся с жизнью и творчеством А.П. Гайдара;
- продолжить работу над совершенствованием качества полноценного навыка чтения и умения работать с текстом произведения;
- способствовать развитию диалогической и монологической речи обучающихся;
- воспитывать интерес к творчеству писателя, уважение к нему, как человеку, воспитание добрых чувств.
Планируемые метапредметные результаты:
познавательные УУД:
- умение извлекать информацию из текста;
- на основе анализа объектов делать выводы;
коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- умение работать в паре, группе;
регулятивные УУД:
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию:
личностные УУД:
- умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
- мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.
Используемые ресурсы:
- персональный компьютер, мультимедиа-проектор;
- книга А.П. Гайдара «Тимур и его команда»;
- презентация
Ход урока.
1. Организационный момент.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень,
На уроке не скучать,
А работать, размышлять!
-С хорошим настроением начинаем наше заседание «Клуба читателей школьной библиотеки».
2. Актуализация опорных знаний.
-О ком идёт речь?
Большой, весёлый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы,
Как бесконечную игру.
3.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
О Тимуре, без сомненья,
Вы читали с увлеченьем,
Слово дав себе потом,
Подражать ему во всём.
-Попробуйте определить тему и сформулировать задачи урока.
4. Вступительная беседа о писателе.
Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) (1904-1941) один из самых любимых и самых читаемых ребятами писатель, признанный классик детской литературы. Юные годы писателя прошли в г. Арзамас Нижегородской области. Этот период его жизни в художественной форме описан в автобиографической повести "Школа".
В 1919 году А.Гайдар после окончания курсов получил звание "красного командира", в 15 лет командовал ротой, а в 17 лет - полком. А.Гайдар сражался на многих фронтах гражданской войны, неоднократно был ранен, болел тифом. В 1924 году по состоянию здоровья вынужден был оставить армию. Стал писателем и журналистом.
Почти все произведения А.Гайдара предназначены для детей, от первой повести "Р.В.С." 1926) до последних произведений: "Тимур и его команда" (1940) и "Горячий камень" (1941).
С самого начала Великой Отечественной войны А.Гайдар стал настойчиво добиваться возвращения в армию. В июле 1941 года А.Гайдар был послан на фронт корреспондентом "Комсомольской правды". Он остался на Украине, временно захваченной фашистами, сражался в партизанском отряде и погиб героической смертью в бою, спасая товарищей.
После войны прах писателя был перенесен в г. Канев и захоронен на берегу Днепра. На могиле Гайдара установлен памятник.
- Вы все к уроку прочитали повесть А.П.Гайдара, которая называется :
Д: (хором) "Тимур и его команда".
5. Погружение в историческое время.
Гайдар писал свои книги в 40-ые годы 20 века. Интересно, что любили читать, смотреть ребята в то время. Слово нашему пресс-центру.
Ученик 1: Ребята 40-х годов прошлого века по несколько раз просматривали фильмы про героя Гражданской войны Чапаева, мечтали вместе с Красной Армией сражаться против белогвардейцев.
Мальчишкам хотелось бороться со стихией в Арктике. Ребята зачитывались книгами Ж.Верна, Л. Стивенсона, мечтая отправиться на поиски сокровищ пирата Флинта или на поиски капитана Гранта.
-Вы провели анкетирование среди своих бабушек и дедушек, пап и мам. Какие книги читали они.
Слово нашему пресс-центру.
Ученик 2: По результатам анкетирования выяснилось, что в числе любимых книг старшего поколения – книга А.П.Гайдара «Тимур и его команда», потому что она интересная, учит добру, воспитывает смелость, стойкость, любовь к своей стране.
-А интересна ли эти книга современному читателю? Нужна ли она? На этот вопрос попытаемся ответить в конце урока.
6. Обсуждение прочитанного.
-Поделитесь вашими впечатлениями о книге «Тимур и его команда».
-Где и когда происходит действие повести? Почему важно это знать?
-Назовите главных героев.
-Почему им было интересно вместе? Что их объединяло?
-Каким вам представляется Тимур?
-Давайте составим его портрет. Выберите слова, характеризующие героя. Подтвердите словами текста.
благородный решительный смелый отзывчивый хулиган
трусливый грубый безответственный
-К какому герою подойдут оставшиеся слова?
7. Инсценировка «Встреча Тимура и Квакина».
-Давайте сравним этих двух героев.
-Что у них общего?
-Как относятся ребята к Тимуру?
-А к Мишке Квакину? Почему за ним шли ребята?
Физкультминутка.
8. Работа в группах.
Заполнение таблицы:
Команда Тимура.
Шайка Квакина.
Занятия.
Помощь семьям красноармейцев.
Обворовывание садов.
Поведение во время переговоров.
Мужество, благородство.
Хамство.
Подготовка к бою.
Ультиматум.
Грубое ругательство.
Арест послов.
Во время боя.
Честное ведение боя.
Отсутствие выдержки.
-Какие добрые дела выполняли тимуровцы? Слово нашим художникам.
Ученики показывают свои рисунки, где изобразили дела тимуровцев.
-Как вы считаете, что заставляло ребят совершать все эти дела?
Когда повесть напечатали в 1940г. в газете «Пионерская правда», Тимуровское движение стало массовым.
9. Дискуссия.
-Почему Тимуровское, а не «Квакинское» движение?
-Как называются люди, которые думают только о себе и живущие для своего удовольствия? Легко ли жить рядом с такими людьми?
-Как называют людей, которые думают о других и помощи им больше, чем о себе?
-Как можно назвать Тимура, а как Квакина?
-Как вы думаете, для самого человека лучше быть эгоистом или альтруистом? Аргументируйте свой ответ.
Каждый имеет право на своё мнение, а жизнь всё расставит по местам.
-Как вы считаете, мог бы Квакин оказаться в команде Тимура? Почему?
-Нужна ли кому-нибудь помощь тимуровцев в наше время?
10. Подведение итогов.
-Что же хотел сказать нам автор, создав эту повесть?
-Нужна ли эта книга современному читателю?
-Посоветовали бы вы прочитать её своим ровесникам?
Большой, весёлый, ясноглазый
Присев к ребячьему костру
Он сочинял свои рассказы,
Как бесконечную игру.
Он никогда не будет стар,
В глаза читателям с портрета
Глядит смеющийся Гайдар,
В шинель походную одетый.
11. Рефлексия учебной деятельности.
У вас на партах лежат звёздочки. Если вы согласны с моим утверждением, поднимайте звёздочку вверх.
-Своей работой на уроке я доволен.
-За урок я не устал.
-Материал урока был мне полезен.
12. Домашнее задание.
- На звёздочке написать, какое доброе дело мог бы совершить каждый из вас;