Оборудование для учителя: репродукции картин разных жанров, компьютер, проектор, мультимедийная презентация «жанры изобразительного искусства».Стихи Александра Кушнера о жанрах (выучить детям заранее), стих Э.Саприцкого о соснах).
Оборудование для учеников: раздаточный материал-репродукции с картин художников(разрезанные), страничка рабочей тетради «Жанры изо», карандаш.Стихи о жанрах (выучить к занятию).
План урока:
Организационный момент
Сообщение цели и задач урока
Объяснение нового материала (презентация). Жанры (исторический, портрет, бытовой, пейзаж, натюрморт, исторический, сказочно-былинный, анималистический).
Физкультминутка.
Закрепление материала
Итог.
Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный момент
На предыдущих занятиях мы познакомились с видами изобразительного искусства. Назовите их (дети называют виды изо: архитектура, скульптура, графика, живопись, декоративно-прикладное искусство). Все произведения искусства ещё делятся на жанры. Сегодня мы с ними познакомимся.
2.Сообщение целей и задач урока.
Цель занятия – изучить что такое жанр, научиться определять жанр художественного произведения. На доске таблица с репродукциями. В конце урока мы должны её заполнить – определить жанр произведения. Для этого мы должны знать по каким признакам определяется жанр.
3.Объяснение нового материала.
Что такое жанр изобразительного искусства? Как вы думаете?(Вид художественных произведений, характеризующийся определенными темами)
Давайте познакомимся, какие существуют жанры изобразительного искусства.
Я вас приглашаю на виртуальную экскурсию в художественную галерею. Художественная галерея – это дом, где живут картины. Самая большая галерея нашей страны – Третьяковская находится в Москве. Её основатель – П. Третьяков,поэтому она носит его имя. (слайд)
Портрет – от франц. portrait, от portraire – изображать – изображение человека ,либо группы людей, существующих или существовавших реально.
Поэт Александр Кушнер написал стихотворение о картинах.(слайд)
(Ребёнок читает стихотворение)
Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Лётчик или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина Называется - портрет.
Портрет – один из ведущих жанров живописи, скульптуры и графики, а также фотоискусства. В основе жанра портрета лежит увековечивание облика конкретного человека. Важнейшим условием портретности является сходство изображения с портретируемым, причем не только внешнее, здесь важно правдиво раскрыть духовный мир конкретного человека как представителя определенной исторической эпохи, национальности, социальной среды. Обычно портрет изображает современное художнику лицо и создается непосредственно с натуры. Почтенный возраст у портретного жанра. Поразительного совершенства (прежде вcего – в скульптуре) он достиг уже в Древнем Египте, почти пять тысячелетий тому назад. Портрет – один из самых распространенных жанров изобразительного искусства. Он имеет разновидности: одиночный, подгрудный, поясной, в рост, парный портрет, групповой, автопортрет. Когда сам художник изображает себя – это автопортрет.Перед вами автопортрет художника, который жил в нашем посёле Рудольфа Евгеньевича Тюрина. (слайды)
(«Ребёнок читает стих)
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется - пейзаж.
Пейзаж – от франц. paysage, от pays – страна, местность – в изобразительном искусстве жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является природа. Пейзаж очень богат разновидностями: сельский, городской, марина (Itал. marina – морской).
(«Ребёнок читает стих)
Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это - натюрморт.
Рассмотреть картину И.Шишкина «Короабельная роща»
Вот он, лес исконно русский, – Величавый, вековой, С полосой тропинки узкой И опушкой моховой.
Доросли до небосвода Сосны мачтовой длины, И морей глубоких воды Им вдали с высот видны.
Ну, а мелкая запруда, Тонкий спичечный забор Не заметны им оттуда – Так велик сосновый бор.
Натюрморт – от франц. nature morte – мертвая природа – жанр изобразительного искусства (главным образом живописи и графики), который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных, в единой среде и объединенных в группу. Натюрморт может состоять из однородных предметов (например, только посуды) либо сочетать разнородные (цветы, посуда, ткани и т. п.). (слайды)
Детям предлагается устно составить натюрморт врача, ученика, спортсмена и т.д.)
Бытовой жанр – один из жанров изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику.
Рассмотреть картину «Тройка» В.Перова
Родина бытового жанра, как и натюрморта, – Голландия ХVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства. К бытовому жанру относятся: картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.
Физкультминутка
Из-за парт тихонько встали, И наклоны делать стали, Раз и два, и три, четыре, А теперь все руки шири, Делаем рывки руками, А теперь все ровно стали, Наклонились, потянулись, Тихо на места вернулись.
Особое место принадлежит историческому жанру, который включает произведения на темы большого общественного звучания, отображающие значительные для истории народа события. Когда в картине, рисунке или скульптуре рассказывается о жизни далекого или недавнего прошлого, он сближается с бытовым жанром. Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение. Исторический жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный воссозданию событий прошлого и современности, имеющих историческое значение.
Анималистический жанр . анималистический — связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике; сочетает естественно-научные и художественные начала.
Батальный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром.
Сказочно-былинный– жанр изобразительного искусства, герои которого персонажи былин, мифов, сказок. Это один из самых душевных и таинственных жанров. Одним из таких художников является Васнецов. Для Васнецова мир сказки — это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы наших национальных сказочных героев.
Рассмотреть картины Виктора Васнецова.
5. Закрепление материала.
На столе у каждого лежит конверт с разрезанными репродукциями картин художников. Задание: собрать изображение и определить жанр картины.
6. Итог урока.
На доске плакат-таблица с картинами различных жанров. Ребята, давайте вместе заполним эту таблицу. (Педагог показывает картину, дети по приклеивают под картиной название соответствующего жанра.
7. Домашнее задание.
Дома – поработать в рабочей тетради. (Раздать странички с заданием, объяснить как правильно его выполнить).