Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства "Зимний пейзаж"»
Тема. Зимний пейзаж.
Вид занятия: рисование на тему (по представлению, по памяти).
Цель урока: выполнить законченную композицию на предложенную тему, проверить и скорректировать умения и навыки детей в изображении зимней композиции.
Задачи урока:
Образовательные:
Активизировать познавательный интерес к искусству и природе;
Учить осознанно выполнять линейное построение рисунка, используя линию горизонта и известные правила перспективы;
Формировать умения самостоятельно находить решение художественных задач.
Развивающие:
Развивать память, внимание и кругозор учащихся;
Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию;
Развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком;
Обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
Способствовать эстетическому восприятию учебного материала;
Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности;
Аудиозаписи с музыкальными произведениями (П.И.Чайковский «Вальс снежных хлопьев», Антонио Вивальди «Зима», Георгий Свиридов «Тройка. Метель»);
Проектор, ноутбук;
Репродукции с картин художников на тему зимы.
Для учащихся:
листы чёрной или синей бумаги;
белая гуашь;
кисти;
баночка с водой;
палитра.
Ход урока
Вступление.
- Музыка Георгия Свиридова пригласила нас на урок. О чём сегодня пойдет речь, вы поймете после того, как послушаете стихотворение.
Вокруг, куда ни глянь, бело.
Зима на землю опустилась.
Всё в мире пухом мягким замело
И в снежном вальсе закружилось.
Зима с любовью приодела
Деревья в хрупкий свой наряд.
Остановилась, огляделась –
Хрустальным серебром парят.
- Вы догадались, о чем пойдет речь?
- Попробуем представить лес зимой. Представьте, что вы оказались в зимнем лесу, назовите тот образ, который вы увидели.
- Соедините свой образ со звуками зимнего леса, что вы услышали?
- Соедините увиденный образ, услышанный звук с чувством, которое вы испытываете.
- Молодцы, что было труднее: увидеть, услышать или почувствовать?
- Я хочу вам показать знакомую красоту зимнего леса.
(Просмотр мультимедийной презентации с изображением природы зимой)
- Серебристо-белым пушистым ковром снег устилает землю, осыпает ветки деревьев. Бело-серое небо почти сливается с землёй. И вокруг всё сказочное. Сама сказка таится вокруг.
Белый снег пушистый,
В воздухе кружится.
И на землю тихо,
Падает, ложится.
- Прислушайтесь, какая тишина в лесу зимой. Редко можно услышать стук дятла или стрекотание сороки.
- Скажите, страшно в таком лесу?
- Конечно, нет. Вьюга немало потрудилась, намела сугробы. Посмотрите, какие красивые деревья, завороженные тишиной, окутаны снегом, переливаются разноцветными красками в лучах зимнего солнца.
- Как вы думаете, как сохранить эту красоту и любоваться ей долгое время?
- Нужно уметь видеть эту красоту природы взглядом. И поэтому художники не могут остаться равнодушными к такой красоте: к зимним уголкам природы.
- Скажите, а как называется изображение природы?
- А художника?
- Перед вами репродукция пейзажа русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Зима».
- Приходилось ли вам бывать в таком лесу? А что вы чувствуете, глядя на этот пейзаж?
Всю ночь кругом метель шумела
И только смолкла пред зарёю,
По утру лес стоит весь белый
Окутан пышной пеленою…
- И действительно, ночью бушевала метель. Какими стали деревья?
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
- Да, лес заколдован, как будто «спит под сказку сна».
- Как бы вы назвали пейзаж И. Шишкина?
Сообщение темы урока
- Сегодня мы с вами будет пейзажистами. В работах изобразим красоту зимнего леса.
Тема нашего урока «Сказка зимнего леса» и наша задача – попасть в сказку, а затем её изобразить.
Беседа о сюжете
- Какие краски у зимы?
- Вот почему сегодня у нас листы тонированы.
- Как расположим лист бумаги?
- Чтобы нарисовать пейзаж, необходимо вспомнить правила при изображении природы:
Чем дальше от нас находится предмет, тем он кажется меньше.
Чем ближе предмет, тем больше подробностей; при удалении, детали предмета заметны меньше.
Чем ближе облака к линии горизонта, тем они меньше. Чем дальше от линии горизонта, тем они больше.
- Для изображения заснеженного леса, нам поможет белая краска.
- За работу ребята! Удачи вам.
Самостоятельная работа учащихся под приглушенное музыкальное сопровождение.