Урок изобразительного искусства "Зимний пейзаж в технике "граттаж""
Урок изобразительного искусства "Зимний пейзаж в технике "граттаж""
Дети выполняют зимний пейзаж в нетрадиционной технике рисования "граттаж". Они отправляются в виртуальное путешествие в картинную галерею. На уроке используется приём "Вхождение в картину". Урок проходит в синтезе искусств, что помогает шире раскрыть тему «Зимний пейзаж» во 2 классе по программе «Начальная школа 21 века».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Предметные умения: научить детей рисовать пейзаж в технике граттаж, отрабатывать художественно-графические умения, передавать в рисунке свое эмоциональное состояние.
Личностные УУД: формировать устойчивый познавательный интерес к новым техникам рисования; вырабатывать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей; положительно относиться к обучению, добиваться осмысленного обучения, воспитывать уважение к культуре своего народа, честность, ответственность и взаимопомощь.
Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу, формулировать цель урока, находить варианты решения творческой задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами; самостоятельно делать свой выбор и принимать решение, проявлять настойчивость и доводить начатое дело до конца, самостоятельно делать выводы и давать адекватную оценку своей деятельности.
Познавательные УУД:
Логические: умение формулировать проблему, анализировать, делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Общеучебные: самостоятельно и творчески реализовать собственные замыслы, определять эффективные способы достижения результатов.
Коммуникативные: умение обосновывать и доказывать свое мнение, аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, договариваться, находить общее решение, с пониманием и уважением относиться к иной точке зрения, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Межпредметные связи:
Окружающий мир – расширение кругозора о значении свечи, особенностях зимней природы в ночное время.
Основные понятия: пейзаж, граттаж, процарапывание по воску
Структура урока:
№
Структура урока
Время проведения
1
Заинтересовывающий момент.
1 мин. 30 сек.
2
Сопоставление поэтического образа, музыкального произведения с изобразительным.
7 мин.
3
Определение темы урока.
30 сек.
4
Формулирование цели и задач урока.
2 мин.
5
Физминутка
2 мин
6
Подготовка к работе.
2 мин
7
Объяснение нового материала.
3 мин.
8
Самостоятельная работа.
23 мин.
9
Выставка. Ресурсный круг.
4 мин.
Виды деятельности: постановка учебной задачи, беседа, чтение художественного слова, сюрпризный момент, слушание музыки, практическая работа, анализ работ.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, репродукций картин, открыток о зимней природе в ночное время, беседа о наблюдениях на прогулках в вечернее время, рисование различных деревьев.
Материалы, инструменты, оборудование: свеча (безопасная), трафареты деревьев, лисы, зайца, листы А-4 загрунтованные для техники граттаж, зубочистки, салфетки, снежинки.
Словарь: пейзаж, граттаж
Методы и приемы реализации задач:
- Информационно-рецептивный: рассматривание картин, сопоставление с поэтическим образом.
- Репродуктивный: выполнение формообразующих движений рукой (метод упражнений закрепление знаний и навыков детей).
- Эвристический: выполнение рисунка частично самостоятельно.
- Исследовательский: выполнение работы самостоятельно, включая фантазию и творчество.
- Метод музыкального сопровождения.
- Игровой: упражнение на дыхание, на напряжение и расслабление мышц.
Игровой элемент: виртуальное путешествие в картинную галерею.
Ход занятия:
Заинтересовывающий момент.
( педагог зажигает свечу)
- Эта свеча – не просто свеча, свет и добро излучает,
Вы не задуйте ее сгоряча, она нам во всем помогает.
Свечка поможет отправиться нам в волшебную сказку по временам,
Она, как волшебный ковер-самолет, хоть в лето, хоть в зиму перенесет.
(Если свеча затухает: Гори, гори ясно, чтобы не погасла Чтобы яркий свет несла, помогала и вела.)
- Подумайте о самом приятном, хорошем и добрую мысль передайте свече.
2.Сопоставление поэтического образа, музыкального произведения с изобразительным.
Свечка волшебная, ярче гори,
В картинную галерею нас унеси!
( открыть репродукции картин из серии «Пейзажи»: осень, лето, весна, зима)
ПРИЁМ «ВХОЖДЕНИЕ В КАРТИНУ»
- Ребята, представьте, что вы оказались в одной из этих картин. Что бы вы там увидели, услышали, почувствовали? (Ответы детей)
- К какому жанру живописи относятся эти картины? ( Это пейзажи)
- Что такое пейзаж? ПЕЙЗАЖ (карточка на доску)
- Вот как объясняется слово пейзаж в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова. (1. Общий вид какой-н. местности. 2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении. )
Откройте страницу учебника 102-104. Один ученик читает, другие рассматривают пейзажи. (Гармония - согласованное сочетание красок, слаженность, цельность, полнота.)
А сейчас я приглашаю вас в другой зал картинной галереи.
ПРИЁМ «СИНТЕЗ ИСКУССТВ»
1.(Открыть репродукции картин из серии «Зимний пейзаж» ( на одном слайде несколько репродукций).
(Учитель читает стихотворение.)
Зимняя ночь. Искрится тихая дорога, Теряясь в сонном далеке. Над голубой вершиной стога Луна в январском ободке. Молчат леса. Не крикнет птица. В траве, у края борозды, Таится рыжая лисица, Темнеют заячьи следы.
- Какая картина подходит к этому стихотворению? Почему?
2. (Включить музыку Георгия Свиридова «Зимняя дорога».)
- Какая музыка? Что вы услышали? К какой картине она больше подходит?
3. Пейзаж… Природа… Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник-пейзажист, внося в картину свое отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в нее и насладиться ее красотой. А может, и пообщаться с ней.
ПЕРЕХОД К ТЕМЕ УРОКА
- Какое время суток изображено на картинах? (ночь)
- Докажите, что это ночь. (темно, светит луна)
- Какого цвета снег на этих картинах? (темно-синий, фиолетовый, серый, черный)
3. Определение темы урока.
- Кто догадался, какая тема урока сегодня? (Зимняя ночь в лесу. Зимний пейзаж.)
4. Формулирование цели и задач.
- Кто догадался, какова цель нашего урока? (нарисовать зимнюю ночь в лесу)
- А вот вам и сюрприз от свечки. Мы будем изображать зимний пейзаж в нетрадиционной технике рисования «граттаж».
ГРАТТАЖ (карточка на доску) - это процарапывание по воску, парафину.
- Какие задачи поставим? Как мы будем изображать зимний пейзаж?( Рисование зимнего пейзажа с помощью «граттажа»)
- Что нужно, чтобы получилась зимняя ночь? (темное небо, луна, тени на снегу, падает снег, зверюшки).
5. Физминутка.
6. Подготовка к работе.
Техника безопасности.
Работать мы будем острой зубочисткой. (Показ).
Объяснение способов процарапывания.
- Аккуратно рисуем, как карандашом, собравшиеся комочки убираем на салфетку.
- Начинаем процарапывать ближний план, затем переходим на дальний. Если нужно образ сделать выразительней, надо больше процарапать.
7. Объяснение нового материала.
Показ учителя на доске (Луна: 1.процарапывается контур; 2. процарапывание или выскабливание середины, чтобы лучше было видно).
Показ изображения деревьев и дороги по правилам перспективы, процарапывание дальнего плана.
( на столах лежат трафареты елки, лисы, зайцев)
- А это помощники в вашей работе, зверей и деревья на парте найдете.
Подготовка руки «Помощники»
Вот помощники мои,
Их, как хочешь поверни.
Раз, 2, 3, 4, 5
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
8. Самостоятельная работа.
(листы повернуты белой стороной к детям)
– Белый лист перевернём,
фон для ночки мы найдём.
( дети рисуют, звучит музыка «Колыбельная», зимняя)
9. Выставка. Ресурсный круг.
- Заканчиваем, наводим порядок на рабочих местах.
(Дети выходят в круг со своими работами).
- Мы с вами своими руками создали картины для нового, третьего зала картинной галереи. Давайте полюбуемся вашими зимними пейзажами. Получилось ли вам выполнить задачу урока.
- Поблагодарим свечу за необычное путешествие, расскажите ей, что вам понравилось, какие «изюминки» в работе товарищей вы увидели. (передают свечу друг другу)
Учитель - Свеча, спасибо, своим теплом, таинственностью ты помогла детям творчески подойти к работе.