Просмотр содержимого документа
«Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе "Виды графики"»
Урок изобразительного искусства в 6 классе
Тема: ЗНАКОМСТВО С ВИДАМИ ГРАФИКИ И ГРАФИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ
Цели и задачи: познакомить с различными видами графики и графическими материалами, пробуждая возможный творческий потенциал; сформировать представление о печатной графике, видах техники исполнения работ; освоить на доступном уровне технику «печати»; развивать пространственное воображение и неординарное мышление; воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Вид урока: практикум.
Методы урока: словесно-наглядный, диалогический, репродуктивный.
Оборудование: мультимедийная презентация, работы методического фонда, открытки, марки, плакаты, упаковки различных товаров, пастель, уголь, сангина, перьевые ручки, набор плакатных перьев, тушь; музыкальное сопровождение урока; листья деревьев, травинки, гуашь, кисти, бумага, клеенка, тряпочка.
Ход урока
Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку
II. Актуализация опорных знаний.
– На прошлом уроке мы познакомились с вами с рисунком и его видами. Итак, «рисунок» – герой наших нескольких уроков.
Почему его считают основой основ изобразительного искусства, каким он бывает, чем отличается от живописи? Давайте вспомним виды? (набросок, зарисовок, эскиз, этюд).Слайд1.
- Но рисунок, ребята, это ещё и разновидность художественной графики. Слайд 2.
- Самые первые графические рисунки появились ещё до н.э. Как вы думаете, на чем рисовали первобытные люди? (На скалах, в пещерах). Слайд 3.
- А кто мне сможет сказать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Чем будем заниматься? Сформулируйте, пожалуйста тему и цели урока.(обучающиеся формулируют тему и цели вместе с учителем)
- Итак, тема нашего урока:ЗНАКОМСТВО С ВИДАМИ ГРАФИКИ И ГРАФИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ. Слайды 4-5
III. Изучение нового материала.
- Для начала давайте разберемся, что такое «графика»? Кто ответит?(ответы)Слайд 6.
- Совершенно верно. А чем выполняют графические рисунки?(ответы детей)Слайд 7-8.
- А вы знаете, что графика бывает разная по технике исполнения? И с многими видами графики мы встречаемся в повседневной жизни не замечая этого? Обратите внимания на слайд. Слайд 9.
- Сегодня давайте немного подробнее остановимся на технике печатной графики – гравюре. В переводе с французского слово «гравюра» значит «вырезать». Слайд 10.
Виды гравюры. Слайд 11.
1. Если оттиск выполняется с доски, то гравюру называют ксилография.
Задуманный рисунок художник наносит на доску твердого дерева (самшита, пальмы и др.). Все места, которые по рисунку должны быть белыми, художник-гравер в доске углубляет, вынимая дерево специальными резцами – штихелями. На оттиске – гравюре – черными будут те места, которые на доске не были тронуты резцом художника.
Кроме черного и белого в гравюре есть переходный – серый тон, то более светлый, то более темный, в зависимости от количества и сочетания белых и черных штрихов, которые художник прорезает в дереве штихелями. Направление штриха, его толщина – все это создает различные оттенки серого цвета, когда весь рисунок вырезан.
Гравюра на дереве была известна еще много веков тому назад, в ту пору из дерева вырезали не только иллюстрации, но и шрифт. Постепенно искусство гравирования забылось. В России оно возродилось в начале ХХ века художниками А. П. Остроумовой-Лебедевой, В. А. Фаворским.
2. Гравюры создавались на различных материалах. Мягким и пластичным материалом для этого искусства является линолеум. Оттиск, выполненный с поверхности линолеума, называетсялиногравюрой. Гравюра на линолеуме появляется так же, как и на дереве: штихелем вынимаются те места, которые на оттиске должны быть белыми, а черный цвет – это нетронутый линолеум.
Когда весь рисунок вырезан, на него валиком наносят типографскую краску, затем кладут лист бумаги и прессом прижимают его к гравировальной доске.
3. Название следующего вида гравюры – литография – произошло от греческого слова и переводится как «камень». Гравирование делается на особом известковом камне, так называемом литографском.
Перед работой камень шлифуют, и мастер наносит на него рисунок жирным литографским карандашом и тушью. Затем камень обрабатывается специальным составом и рисунок на камне как бы «закрепляется».
В отличие от деревянной гравюры и линогравюры, в литографии поверхность камня не углубляется, она остается ровной. Когда рисунок на камне готов, на него валиком наносят краску, кладут бумагу и под прессом делают оттиск-эстамп. Литография может быть черно-белой и цветной.
Техника работы над литографией очень разнообразна, и это привлекает многих художников.
4. Самая знаменитая техника гравюры – гравюра на металле – офорт.
Название произошло от французского слова «крепкая вода».
Эта техника изобретена в XVI веке. Замечательным мастером офорта был Рембрандт, создавший около двухсот таких гравюр.
Техника этого вида гравюры очень сложна. Медная или цинковая пластинка полируется и покрывается лаком. Затем художник рисует на пластине острой стальной иглой. Когда рисунок готов, пластинку травят азотной кислотой.
Кислота выедает процарапанные места, потому что их уже не защищает лак, и образуются углубления. В эти углубления втирается краска, на пластинку накладывается влажная бумага, и под прессом получается оттиск.
Если в гравюрах на дереве и линолеуме углубленные места на оттиске остаются белыми, то в офорте, наоборот, углубленные места на оттиске – черные, все остальное – белое.
IV. Закрепление.
Слайд 16.
(обучающиеся заполняют кроссворд, а затем сверяют с ответами на слайде)
Учитель раздает детям листы с кроссвордом.
Вопросы по горизонтали:
1. Твердый материал черного цвета, оставляет бархатистый след.
2. Оттиск с какой-либо поверхности.
3. Оттиск с камня.
Вопросы по вертикали:
1. Англичане называют его искусством «белого и черного».
2. Оттиск с металлической поверхности.
1
2
2
1
3
Ответы: по горизонтали: 1. Уголь. 2. Гравюра. 3. Литография; по вертикали: 1. Офорт. 2. Графика.
V. Практическая работа. Слайд 17.
Выполнить практическое задание в технике «печатная графика».
Выбери понравившиеся тебе стебельки, листочки.
Помести на вспомогательный лист бумаги.
Найди лучшее расположение растений на листе.
Возьми большую кисть и покрой поверхность 1-го растения густой краской.
Наложи на чистый лист бумаги краской вниз.
Сверху прикрой чистым листом.
Аккуратно нажми на бумагу сверху.
Отпечаток готов!
На листе можно добавлять оттиски, создавая оригинальные композиции.
VI. Итог урока.
1. Выставка работ, выполненных на уроке, обсуждение, оценки за отпечатки
2. Вопросы к классу:
а) Почему рисунок считают основой изобразительного искусства?
б) Какие особенности отличают графику от живописи?
в) Посмотрите на слайд и попробуйте определить каким графическим материалом выполнен каждый рисунок? Слайд 18.
– На следующем уроке мы овладеем еще одной интереснейшей техникой. Создадим уникальный рисунок, то есть в единственном экземпляре.
Домашнее задание. Слайд 19.
Опережающее домашнее задание (индивидуально). Подготовить сообщение на тему «Силуэт».
Всем: 1. Найти в книгах, журналах графические работы, принести на урок. 2. Подготовить плотную бумагу для рисования, черную гуашь, маркер, ножницы, лист черной бумаги.
Слайд 20.
- Спасибо за работу на уроке, мне было приятно с вами работать! До свидания.