kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Абстрактная композиция

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка раскрывает понятия "изобразить", "выразить", "ассоциации" и др. Изобразительность и выразительность в художественном произведении единое целое в восприятии абстрактной картины.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Абстрактная композиция»

МБОУ ДОД « Полазненская детская школа искусств»













Абстракционизм



Выполнила: преподаватель высшей категории

художественного отделения МБОУ ДОД ПДШИ

Хамантова Галина Юрьевна



















2015 г.

В мире искусства множество различных направлений: импрессионизм, модернизм, классицизм, романтизм, натурализм, символизм, реализм, сюрреализм, абстракционизм и др. Каждое направление отражает свое мировосприятие в зависимости от социализации личности в социуме.

На рубеже конца XIX - XX в. – веков социальной мобильности (мировые и локальные войны, революции). Время мятежного, мечущего искусства.

Великие научные открытия (строение атома, теория относительности, появление приборов, позволяющих заглянуть вглубь Вселенной, увлечение метафизическими теориями и космосом) повлияли на восприятие художников мира в целом.

Развитие художественной фотографии освободило художников от документирующей роли копирования.

Все эти факторы повлияли на поиск новых путей и форм выражения, разрыв с традициями старого классического искусства. Их назвали «авангардом» (фр. «передовой отряд»). Он был в литературе, поэзии, музыке и в изобразительном искусстве. Абстракционисты (abstpactio – «отвлечение») отошли от реальной жизни, использовали нетрадиционные выразительные средства изобразительного языка и стали свободно экспериментировать с формой выражения (футуристы, сюрреалисты, кубисты, экспрессионисты (Василий Кандинский), примитивисты, символисты, абстракционист- Казимир Малевич).

Абстракционизм – уникальное явление мировой художественной культуры. Его сила в метафоре, оно не терпит прямоговорения. Восприятие искусства можно выразить словами нидерландского философа Б. Спинозы: «Не плакать, не возмущаться, но понимать». Его можно любить и не любить, принимать и не принимать. У абстракционистов много сторонников и противников. Его нельзя ни запрещать, ни скрывать.

2

Но как и любое искусство имеет право на существование.

Создание данной работы возникло благодаря следующим выводам:

Тема абстрактной композиции практически не затронута программами школ искусств;

По мнению большинства преподавателей считается достаточно сложной для восприятия;

Поэтому данная разработка поможет:

  • раскрыть один из возможных способов подачи материала;

  • понять художественный образ в композиции;

  • обогатит кругозор обучающихся;

  • поможет на вступительных испытаниях в СУЗах и ВУЗах.

Процесс объяснения материала включает такие вопросы разделов:

  • Как изобразительное искусство пришло к абстракционизму? (история)

  • Где встречается в повседневной жизни? (символика)

  • Способы передачи эмоционального состояния (мастерство)

Историю развития ИЗО предполагается рассмотреть безотносительно к странам, школам и времени, потому что в данном случае это не имеет значение. На протяжении веков художник стремился правдоподобно отразить действительность:

  • Изобразить пропорции и движение (наскальные рисунки древнего человека)

  • Изобразить сложный орнамент и контуры предметов (искусство Египта)



3

  • Изобразить объем и пространство (фрески Ф. Грека и Пьера дела Франческа)

  • Изобразить сложные ракурсы и повороты в пространстве (Джотто, Микеланджело)

  • Изобразить индивидуальные черты и фактуру предметов и материалов

( Ф.Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, К. Брюллов)

Ключевым словом на всех этапах развития живописи будет слово - ИЗОБРАЗИТЬ.

Изобразительное искусство может не только изображать, но и передавать внутреннее состояние персоны и выражать отношение автора к нему. Художники стали стремиться:

  • Выразить внутренний мир портретируемого (И. Репин, И. Крамской)

  • Выразить эмоциональное состояние персоны (И. Репин, В. Серов)

  • Выразить свое отношение к действительности (О Ренуар, К. Коровин)

  • Передать звук (М. Врубель «Сирин и Алконост», Левитан )

  • Линией и пятном усилить воздействие на зрителя (А. Муха, Е. Моисеенко)

  • Просто выразить нечто (Д. Поллок, К. Малевич)

  • Выразить свои эмоции (Н. Гончарова, С. Дали)

Ключевым словом во всех этих пунктах будет слово – ВЫРАЗИТЬ.





4

В результате можно сделать вывод, что в художественном произведении важна как изобразительность, так и выразительность.

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с воздействием на нас цвета, пятна, знака, символа. Например, когда выбираем стиль одежды, украшаем интерьер к празднику, с предупреждающими знаками на дорогах и т. д.

Возникает вопрос: как научить эмоциональной выразительности в композиции? Отдельные задания на выразительность худ. образа в программах, стоит согласиться, есть. Например, нарисовать линией дерево с характером, злого или доброго героя, изобразить эмоцию (радость, печаль, одиночество)символом, пятном, штрихом, точкой. Но этому также можно научиться у абстракционистов.

Одна из целей абстракционистов – свободное экспериментирование с формой выражения, не заботясь о содержании и гармонии художественного произведения, главное вызвать у созерцающего ассоциации. Здесь важное слово – АССОЦИАЦИИ.

«Абстрактная живопись это прекрасный тест. С его помощью можно определить: чувствует ли человек живописное или он видит предмет, сюжет живописи? Человек, который чувствует живопись, будет чувствовать её и в искусстве Возрождения, и в абстрактном искусстве» (Эммануил Нирмал)

Далее следует своеобразный тест. Преподаватель последовательно показывает ряд абстрактных картин и к каждой задает вопрос: какими словами можно охарактеризовать данную картину? Например, П. Пикассо «Герника»(кубизм)



5

С. Дали «Предчувствие гражданской войны» (сюрреализм)

Жак Луи Давид «Похищение сабинянок» (классицизм). Подобраны слова: «страшно», «насилие», «все разрушено, поломано».

Вывод: работы написанные в различных стилях, вызывают похожие ассоциации, помогающие понять, о каком событии идет речь.

В следующем ряду предложить рассмотреть образ, например. Кармен. Выбираем картины в различных стилях. Например, «Кармен» кисти Л. Суховой, М. Бобровский, Даниель Герхарт. По словам «женщина, ярко, танец, страстно, гитара, музыка, любовь к музыке, страсть, любовь к танцам» понятно, что образ ученики узнают. Это - Кармен. Отсюда следует вывод: узнаваемость образа не зависит от стиля изображения.

Переходим к чувственным, эмоциональным ассоциациям. Предлагаем рассмотреть работы: Чиди Окойе «Давно не виделись» (кубизм). Г. Климт «Поцелуй» (модерн), Д. Уотерхауз «Лалия» (романтизм). Получены схожие ответы: «любовь, объятия, долго не виделись, ласка». Вывод: независимо от стиля изображения художник может передавать чувства человека.

Рассматриваем следующий ряд: М. Чюрленис «Симфония похорон» (символизм), Г. Климт «Враждебные силы, Гложущфя тоска» (модерн), А. Карраччи «Пьета» (итальянское Возрождение). Учащиеся характеризуют работы: «трагедия, скорбь, страдание». Вывод: независимо от стиля изображения мастер передает сильное эмоциональное напряжение.

Следующая задача: «услышать» картину. Э. Мунк «Крик» (символизм), П. Кривоногов «Победа»(реализм)- услышать слова Ура! Победа!, А. Лентулова «Колокольня Иван Великий» (кубизм)- колокольный звон.

Итак, подведем итог:

6

  • Сила эмоционального воздействия не зависит от стиля изображения. Иногда выразительности можно добиться, не изображая конкретное. Цветовые пятна и линии часто «говорят» «ярче», чем конкретные изображения.

  • Изобразительность и выразительность в художественном произведении – единое целое. Отсутствие одной из составляющих обедняет произведение или делает его предметом дизайна.



Список литературы:

Исмаилова Н. «Искусство» №2 2001, №17 2002 г.

Ивашенцев В. И. «Юный художник» №2, 2000 г.

Энциклопедия для детей. Т. 7. Ч. 2 /гл. ред. М. Д. Аксенова/ - М.,: Аванта+, 1998 г.



















7






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Абстрактная композиция

Автор: Хамантова Галина Юрьевна

Дата: 31.10.2017

Номер свидетельства: 435794

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "абстрактная живопись"
    ["seo_title"] => string(20) "abstraktnaiazhivopis"
    ["file_id"] => string(6) "306442"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458130872"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Презентация. Рисуем абстрактную композицию на тему город."
    ["seo_title"] => string(60) "prezentatsiia_risuem_abstraktnuiu_kompozitsiiu_na_temu_gorod"
    ["file_id"] => string(6) "587391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1632436072"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Ассоциативная композиция на тему "Зимняя сказка" "
    ["seo_title"] => string(53) "assotsiativnaia-kompozitsiia-na-tiemu-zimniaia-skazka"
    ["file_id"] => string(6) "243336"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445699815"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Абстрактная композиция"
    ["seo_title"] => string(27) "abstraktnaia_kompozitsiia_1"
    ["file_id"] => string(6) "603275"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1648153462"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект занятия по изобразительному искусству по теме: "Абстракционизм". "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-zaniatiia-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-po-tiemie-abstraktsionizm"
    ["file_id"] => string(6) "111790"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407932535"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства