Методическая разработка раскрывает понятия "изобразить", "выразить", "ассоциации" и др. Изобразительность и выразительность в художественном произведении единое целое в восприятии абстрактной картины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Абстрактная композиция»
МБОУ ДОД « Полазненская детская школа искусств»
Абстракционизм
Выполнила: преподаватель высшей категории
художественного отделения МБОУ ДОД ПДШИ
Хамантова Галина Юрьевна
2015 г.
В мире искусства множество различных направлений: импрессионизм, модернизм, классицизм, романтизм, натурализм, символизм, реализм, сюрреализм, абстракционизм и др. Каждое направление отражает свое мировосприятие в зависимости от социализации личности в социуме.
На рубеже конца XIX - XX в. – веков социальной мобильности (мировые и локальные войны, революции). Время мятежного, мечущего искусства.
Великие научные открытия (строение атома, теория относительности, появление приборов, позволяющих заглянуть вглубь Вселенной, увлечение метафизическими теориями и космосом) повлияли на восприятие художников мира в целом.
Развитие художественной фотографии освободило художников от документирующей роли копирования.
Все эти факторы повлияли на поиск новых путей и форм выражения, разрыв с традициями старого классического искусства. Их назвали «авангардом» (фр. «передовой отряд»). Он был в литературе, поэзии, музыке и в изобразительном искусстве. Абстракционисты (abstpactio – «отвлечение») отошли от реальной жизни, использовали нетрадиционные выразительные средства изобразительного языка и стали свободно экспериментировать с формой выражения (футуристы, сюрреалисты, кубисты, экспрессионисты (Василий Кандинский), примитивисты, символисты, абстракционист- Казимир Малевич).
Абстракционизм – уникальное явление мировой художественной культуры. Его сила в метафоре, оно не терпит прямоговорения. Восприятие искусства можно выразить словами нидерландского философа Б. Спинозы: «Не плакать, не возмущаться, но понимать». Его можно любить и не любить, принимать и не принимать. У абстракционистов много сторонников и противников. Его нельзя ни запрещать, ни скрывать.
2
Но как и любое искусство имеет право на существование.
Создание данной работы возникло благодаря следующим выводам:
Тема абстрактной композиции практически не затронута программами школ искусств;
По мнению большинства преподавателей считается достаточно сложной для восприятия;
Поэтому данная разработка поможет:
раскрыть один из возможных способов подачи материала;
понять художественный образ в композиции;
обогатит кругозор обучающихся;
поможет на вступительных испытаниях в СУЗах и ВУЗах.
Процесс объяснения материала включает такие вопросы разделов:
Как изобразительное искусство пришло к абстракционизму? (история)
Где встречается в повседневной жизни? (символика)
Способы передачи эмоционального состояния (мастерство)
Историю развития ИЗО предполагается рассмотреть безотносительно к странам, школам и времени, потому что в данном случае это не имеет значение. На протяжении веков художник стремился правдоподобно отразить действительность:
Изобразить пропорции и движение (наскальные рисунки древнего человека)
Изобразить сложный орнамент и контуры предметов (искусство Египта)
3
Изобразить объем и пространство (фрески Ф. Грека и Пьера дела Франческа)
Изобразить сложные ракурсы и повороты в пространстве (Джотто, Микеланджело)
Изобразить индивидуальные черты и фактуру предметов и материалов
( Ф.Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, К. Брюллов)
Ключевым словом на всех этапах развития живописи будет слово - ИЗОБРАЗИТЬ.
Изобразительное искусство может не только изображать, но и передавать внутреннее состояние персоны и выражать отношение автора к нему. Художники стали стремиться:
Выразить внутренний мир портретируемого (И. Репин, И. Крамской)
Выразить эмоциональное состояние персоны (И. Репин, В. Серов)
Выразить свое отношение к действительности (О Ренуар, К. Коровин)
Передать звук (М. Врубель «Сирин и Алконост», Левитан )
Линией и пятном усилить воздействие на зрителя (А. Муха, Е. Моисеенко)
Просто выразить нечто (Д. Поллок, К. Малевич)
Выразить свои эмоции (Н. Гончарова, С. Дали)
Ключевым словом во всех этих пунктах будет слово – ВЫРАЗИТЬ.
4
В результате можно сделать вывод, что в художественном произведении важна как изобразительность, так и выразительность.
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с воздействием на нас цвета, пятна, знака, символа. Например, когда выбираем стиль одежды, украшаем интерьер к празднику, с предупреждающими знаками на дорогах и т. д.
Возникает вопрос: как научить эмоциональной выразительности в композиции? Отдельные задания на выразительность худ. образа в программах, стоит согласиться, есть. Например, нарисовать линией дерево с характером, злого или доброго героя, изобразить эмоцию (радость, печаль, одиночество)символом, пятном, штрихом, точкой. Но этому также можно научиться у абстракционистов.
Одна из целей абстракционистов – свободное экспериментирование с формой выражения, не заботясь о содержании и гармонии художественного произведения, главное вызвать у созерцающего ассоциации. Здесь важное слово – АССОЦИАЦИИ.
«Абстрактная живопись это прекрасный тест. С его помощью можно определить: чувствует ли человек живописное или он видит предмет, сюжет живописи? Человек, который чувствует живопись, будет чувствовать её и в искусстве Возрождения, и в абстрактном искусстве» (Эммануил Нирмал)
Далее следует своеобразный тест. Преподаватель последовательно показывает ряд абстрактных картин и к каждой задает вопрос: какими словами можно охарактеризовать данную картину? Например, П. Пикассо «Герника»(кубизм)
5
С. Дали «Предчувствие гражданской войны» (сюрреализм)
Жак Луи Давид «Похищение сабинянок» (классицизм). Подобраны слова: «страшно», «насилие», «все разрушено, поломано».
Вывод: работы написанные в различных стилях, вызывают похожие ассоциации, помогающие понять, о каком событии идет речь.
В следующем ряду предложить рассмотреть образ, например. Кармен. Выбираем картины в различных стилях. Например, «Кармен» кисти Л. Суховой, М. Бобровский, Даниель Герхарт. По словам «женщина, ярко, танец, страстно, гитара, музыка, любовь к музыке, страсть, любовь к танцам» понятно, что образ ученики узнают. Это - Кармен. Отсюда следует вывод: узнаваемость образа не зависит от стиля изображения.
Переходим к чувственным, эмоциональным ассоциациям. Предлагаем рассмотреть работы: Чиди Окойе «Давно не виделись» (кубизм). Г. Климт «Поцелуй» (модерн), Д. Уотерхауз «Лалия» (романтизм). Получены схожие ответы: «любовь, объятия, долго не виделись, ласка». Вывод: независимо от стиля изображения художник может передавать чувства человека.
Рассматриваем следующий ряд: М. Чюрленис «Симфония похорон» (символизм), Г. Климт «Враждебные силы, Гложущфя тоска» (модерн), А. Карраччи «Пьета» (итальянское Возрождение). Учащиеся характеризуют работы: «трагедия, скорбь, страдание». Вывод: независимо от стиля изображения мастер передает сильное эмоциональное напряжение.
Следующая задача: «услышать» картину. Э. Мунк «Крик» (символизм), П. Кривоногов «Победа»(реализм)- услышать слова Ура! Победа!, А. Лентулова «Колокольня Иван Великий» (кубизм)- колокольный звон.
Итак, подведем итог:
6
Сила эмоционального воздействия не зависит от стиля изображения. Иногда выразительности можно добиться, не изображая конкретное. Цветовые пятна и линии часто «говорят» «ярче», чем конкретные изображения.
Изобразительность и выразительность в художественном произведении – единое целое. Отсутствие одной из составляющих обедняет произведение или делает его предметом дизайна.
Список литературы:
Исмаилова Н. «Искусство» №2 2001, №17 2002 г.
Ивашенцев В. И. «Юный художник» №2, 2000 г.
Энциклопедия для детей. Т. 7. Ч. 2 /гл. ред. М. Д. Аксенова/ - М.,: Аванта+, 1998 г.