цель данного урока : развивать эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира, продолжать знакомить с традиционными и нетрадиционными материалами, техниками и приемами работы,знакомимся с новыми понятиями - ассоциативная композиция, абстрактная композиция, продолжаем осваивать различные техники и приемы работы художественными материалами
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
для учителя: детские работы из фонда учителя, музыкальный центр, компакт-диск с муз. произведением П.И. Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома»
для учащегося: бумага А3 белая, так же тонированная, гуашь 12 цв., акварель, пастель, трубочки для коктейлей различного диметра, восковые мелки, кисти №6, №2, палитра, емкость для воды, тряпочка (ветошь), цветная бумага хорошего качества, ножницы, клей ПВА, блестки, бисер, бусинки, макаронные изделия различной конфигурации, пряжа, нити и пр..
Ход урока:
1. Организационный момент.
Педагог: ребята, мне хочется начать урок такими строчками: - живопись – это музыка, звучащая с полотен, а музыка – это чувства выраженные звуками
Давайте мы с вами закроем глаза и послушаем фрагмент музыкального произведения Петра Ильича Чайковского «Зимнее утро» и представим себе картину, которую «рисует» музыка (звучит фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома»)
- что вы себе представили?
ответы детей (солнце апельсинового цвета встает, рассвет, сиреневые стволы деревьев, кустарников, длинные тени на снегу и т.д.)
2. Постановка темы и задач урока:
Тема нашего урока «Зимняя сказка»
Цель урока - создание ассоциативной композиции на тему «Зимняя сказка» с использованием различных материалов и техник
Задачи, которые будем решать на уроке:
Знакомимся с понятием ассоциативная композиция
Расширяем представления о возможностях традиционных и нетрадиционных материалов, о различных техниках
Решаем композиционные задачи в предложенной теме
Развиваем эстетически-художественный вкус, воспитываем чувство радости, восторга от восприятия музыки и красочной богатой палитры, работы в различных техниках
3. Мотивация:
- как вы думаете, ребята, для чего нам нужно уметь рисовать, развивать свои чувства, эмоции? Где нам могут пригодиться полученные на этом уроке знания.
Ответы детей:
- правильно, чтобы считать себя высокоразвитыми, культурными людьми нужно знать и понимать искусство, получать удовольствие, уметь радоваться от прослушивания классической музыки, просмотра произведений художников
4. Знакомство с новым материалом:
Ответы детей:
- Различные слова и понятия вызывают у нас разные ассоциации, например, что вы себе представляете, когда произносят слово космос –
Ответы детей: бесконечность, звезды, черное небо и т.д.
- хорошо, вот видите, сколько различных ассоциаций вызывают одни и те же слова. Но есть такие слова, произнося которые, у всех людей они вызывают одни и те, же ассоциации. Например – мама, солнце и т.д..
- какие ассоциации возникли у вас при прослушивании музыки? Какие картины рисует музыка?
Ассоциация – это психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом.
Педагог: - как, вы ребята, думаете, можно ли цветом передать свои чувства, которые у вас возникают при прослушивании красивой музыки. Как можно передать мягкие теплые оттенки звучания фортепиано, напевные, ласковые нежные звуки скрипки
Ответы детей:
Звуки разной силы можно изобразить соответствующими линиями: громкие – толстой линией, тихие – средней, едва уловимые – тонкой. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной. Богатство художественных материалов помогает быть линии предельно разнообразной.
- можно, ли разнообразными линиями (тонкими, толстыми, волнистыми, ломаными, изысканными, кружевными, колючими, бархатными, нежными и т.д.) штрихом, пятном передать звук. Например, звук журчащего ручейка, рев водопада и т.д.
(педагог демонстрирует показ разнообразных линий на доске мелом, и приглашает ученика по желанию. Просит показать звук журчащего ручейка, рев водопада)
– вот, это есть не что иное, как абстрагирование. Абстрагирование – это один из основных способов нашего мышления. Его результат – образование общих понятий и суждений и есть абстракция. В художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно. В декоративном искусстве абстрагирование – это процесс стилизации природных форм. Для абстрактного изображения характерны отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы (одни линии, точки, пятна, плоскости и т.д.
В процессе рисования художник выражает свое отношение к изображаемому. Главное выразительное средство живописи – цвет, рисунка – линия.
Казимир Малевич – «Красный квадрат», В. Кандинский и др. – они создавали беспредметные композиции или абстрактные).
Художники в своих работах стремятся передать свое эмоциональное состояние от увиденного, а композиторы хотят звуками передать эмоциональное состояние от услышанного. Порой возникают соответствующие музыкально-художественные ассоциации: смотришь на картину, а слышишь музыку. Слушая музыку, представляешь картину.
Давайте еще раз прослушаем произведение «Зимняя сказка» композитора П.И. Чайковского.
- что вы увидели, представили, что нарисовала вам музыка?
0тветы детей:
- как менялось настроение музыки, ее характер, какая – вначале произведения, в конце?
- как вы видите ее по цвету, композиционно?
Ответы детей:
Молодцы!
Ребята, мне хочется предложить вам сегодня поработать различными материалами и техниками. Можно использовать также нетрадиционные материалы (блестки, бусинки, макаронные изделия и пр.) и освоить сегодня способы и приемы работы этими материалами.
5. Актуализация прошлого опыта.
В каких техниках вы уже работали раньше? Можете мне перечислить их?
Правильно. Сколько материалов, столько способов работы. Материал определяет технику. Акварелью нужно работать … (осторожно, она не любит, чтоб ее перекрывали по нескольку раз, теряется звучность цвета). А гуашь … (любит пастозное плотное письмо, чтоб бумага не просвечивала сквозь слой краски).
Молодцы! Все помните. Выберете для себя полюбившиеся техники и материалы, и приступим к работе.
6. Практическая работа.
Создание ассоциативной живописной композиции на тему «Зимнее утро».
Свободный выбор материала и техник.
7. Рефлексия.
- похлопайте в ладоши, кто считает, что справился с сегодняшним заданием, кто считает, что ему не хватило времени, пусть погладит себя по голове и скажет: «не унывай дружок, в следующий раз непременно успею».
8. Анализ работ:
- очень приятно отметить, что все на уроке справились с заданием: нарисовали свои композиции, попытались передать свои эмоции, чувства от прослушивания музыки П.И. Чайковского. У всех получилось свое прочтение одного и того же музыкального произведения, своя ассоциативная композиция, и вы сумели передать свое отношение к этому произведению.
9. Итог:
Хочется отметить детей, которые вышли на продуктивный, творческий уровень – создали выставочные работы.
Молодцы! Всем спасибо! Урок окончен.
10. Анализ урока.
Приложение (Методическое обеспечение и художественные работы детей)