Просмотр содержимого документа
«Отличительные особенности индивидуализации и индивидуального подхода в образовании»
Контрольная работа
«Отличительные особенности индивидуализации и индивидуального подхода в образовании»
Индивидуальный подход-это принцип обучения и воспитания. Организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявления проблемные или сильных сторон в развитии ребенка и определения путей коррекцией или дальнейшего развития.
Индивидуальный подход - хорошо известен в традиционной педагогике. Учитель, который обязан передать в головы детей «академические знания» и который видит, что дети сидящие перед ним разные, и по разному информацию воспринимают и обрабатывают, - такой учитель пытается вложить каждому ученику единое учебное содержание определённым , этому ребенку подходящим способом.
В противовес этому подходу, принцип индивидуализации не предполагает ни единого, общего для всех содержания. Учитель остается, но меняется его функция: из заложника учебной программы, вкладывающего стандартную информацию в нестандартные головы учеников, я как педагог превращаюсь в наставника и со-творца индивидуальной образовательной программы учащихся. Отсюда понятие «тьютор».
Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии и их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимание педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Индивидуализация обучения, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть 2 детей которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и.т.д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины» которую педагог «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и педагога так как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начало ключевых компетентностей (социальной, коммуникативной, деятельной, информационной и здоровьесберегающей).
Две ситуации из своего опыта работы.
Индивидуализация образования.
Индивидуальный подход в образовании.
Учащиеся получаю возможность выбора:
Какого животного будут лепить каждый из них
Из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, полимерная глина, бумажная масса)
Учащиеся получают задание вылепить из глины животного.
Я как педагог дополнительного образования учитываю индивидуальные особенности учащихся, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Выявляю и реагирую на индивидуальные особенности детей. Внимательно наблюдаю за детьми, выявляю их интересы и сильные стороны, наблюдаю за выбором. Моя задача – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Более способные дети делают много различных животных, причем такой сложности, как они желают. Далее я помогаю сделать макет леса, чтобы создать целостную композицию. В ходе работы я задаю вопросы разной направленности и сложности, предлагаю разные варианты выполнения действий и идей по использованию по использованию готовых фигурок. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой учащиеся сохраняют самостоятельность. Большинство используемых материалов имеют различную степень сложности- от самых простых до самых сложных. (пластилин, песок, полимерная глина, кубики и конструктор «LEGO». Такая вариантность создает оптимальные возможности для индивидуализации обучения. Можно подобрать и менее гибкие материалы, но так, чтобы они обеспечивали больше возможности и применения. Например, можно подобрать пазлы с количеством элементов от 6 до 100 и выше. В этом случае учащиеся могут выбрать для себя подходящий уровень сложности, пробовать свои силы, учиться идти на риск, оценивать свои силы.
Сегодня очень важно не столько формировать знания, сколько развивать человека в человеке, развивать механизмы его саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, самозащиты тем самым помочь воспитаннику стать человеком, умеющим жить в мире и согласии с самим собой и окружающим, с природой и культурой. Начало этого саморазвития и становления личности закладывается в дополнительном образовании.