В наше время не потеряли актуальность народные танцы, которые несут в себе национальный колорит, дают возможность познакомиться с самобытностью этнической культуры различных стран и регионов. Нашей задачей, при изучении казахского народного танца, является сохранение и популяризация народных обычаев и традиций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сохранение народных традиций в казахском танце.»
Сохранение народных традиций в казахском танце.
В наше время не потеряли популярность народные танцы, которые несут в себе национальный колорит, завораживают своей неповторимостью, дарят возможность познакомиться с самобытностью этнической культуры различных регионов и стран.
Испокон веков наряду с поэтическим, музыкальным искусством бытовало и искусство танца. Однако не у всех народов и этнических групп танцевальная культура формировалась и развивалась одинаково.
У казахов этот процесс происходил неразрывно с жизнью народа, изменениями условий труда, быт, развитием культурных традиций. Содержание танцев, казахский народ черпал из жизни, в них отражал эстетическое восприятие окружающей среды, трудовые процессы, характер людей. Казахи отбирали из национальных игр, обрядов и трудовых процессов конкретные темы, удобные для воплощения в танце. Например, «Кыз куу» – национальная конная игра казахов «Догони девушку»: в ней участвуют юноши и девушки, которые состязаются парами на лошадях. Девушку преследует юноша, пытается догнать и поцеловать ее. В танцевальном творчестве отразился яркий отпечаток этого обычая, проявляющийся в специфических движениях, напоминающих езду на лошадях, своеобразных прыжках, движениях рук, а также персонажи танца: всадник и всадница, их диалог-состязание. Еще один народный обычай, который нашел свое отражение в танцах – это «Шашу». На свадьбе один из старших по возрасту людей со стороны жениха – обычно женщина (мать, старшая сестра) разбрасывают над головой невестки монеты в знак пожелания молодоженам радости и счастья, добра и изобилия в супружеской жизни. В составе «шашу» могут быть золотые кольца, серебреные браслеты и другие ценные вещи. При этом молодежь, дети наперебой ловят налету содержимое «шашу», кидаются собирать его на земле. Кругом возникают шум, гам, радостные возбуждения и возня, желание собрать как можно больше монет. В целом вся сцена с «шашу» представляет подвижную, стремительно-оживленную картину народной жизни. Здесь и возник жизнерадостный, цельный танец. Его основные элементы – разбрасывающие движения рук, повороты и наклоны, корпуса.
Другой не менее важный казахский обычай, который впоследствии стал основой одного из казахских танцев – трудовой процесс «Кииз басу» (кошмокатание). Весь процесс «Кииз басу» носил массовый характер и сопровождался веселым пением девушек под аккомпанемент домбры. Одной семье не под силу приготовить кошму, разве что небольшой войлочный ковер – текемет, чтобы застелить землю в юрте. Чтобы скатать кошму, хозяйка приглашает всех женщин аула. Вместе с матерями приходят и дети. Подаются кумыс, чай и иное богатое угощение. Дети затевают веселые игры, развлекаются. Из среды джигитов обязательно объявляется хороший домбрист, а из девушек сладкоголосая певунья. Кругом царит оживление: раздаются шутки, веселые возгласы, забавные рассказы. Остроумный весельчак исполняет свои замечательные танцы под аккомпанемент домбры. На глазах своих поклонниц джигиты стремятся выделиться: помериться силой, ловкостью и сноровкой. Танец «Кииз басу» включает элементы возделывания шерсти, проявляющееся в конкретных движениях рук, напоминающей теребление шерсти обеими руками либо поочередно каждой рукой и наматывание нити на веретено.
Отражение в танцах нашли и спортивные состязания, так как они носили зрелищный характер. Спортивные игры, такие как, «Жабы ату» (стрельба из лука по мишени) заключалась в том, что на камне или другом возвышенном месте устанавливается слиток золота или серебра. Джигиты верхом на коне на полном скаку стрелой из лука должны попасть в «жабы». Это удается далеко не каждому, а только самому лучшему меткому стрелку. Обязательными элементами танца, рожденного по мотивам этой спортивной игры движения, которые напоминают скачки на коне и стрельбу из лука.
1.Позиции рук в казахском танце.
В казахском танце применяются все семь позиций рук, смешанные позиции рук: 2-ая с 3-ей, 1-ая с 3-ей, 1-ая со 2-ой, 1 и 2, аналогичные позициям рук народно-сценического танца с одним отличием — в казахском танце кисти рук согнуты в запястье под углом близким 90 градусам ладонями «от себя».
1-ая — 3-я позиции — аналогичны 1-ой — 3-ей позициям народно- сценического танца, ладони направлены от себя, пальцы свободно собраны.
4-ая позиция рук в казахском танце делится на мужскую и женскую. Четвертая позиция мужского танца на «белбеу», поясе-кисти сжаты в кулачки, большие пальцы заложены на пояс. Четвертая позиция женского танца — кисти рук примыкают к талии тыльными сторонами запястья.
5-ая позиция — руки на уровне груди расположены сверху одна на другой, ладонями вниз, пальцы собраны, ладонь одной руки касается локтя другой.
6-ая позиция — согнутые в локтях руки, подняты наверх до уровня головы, касаются кончиками пальцев затылка, как бы придерживая головной убор, локти направлены в сторону.
7-ая позиция — руки, согнутые в локтях, скрещены сзади на уровне талии.
1-ое и 2-ое положения рук аналогичны 1-ому и 2-ому положению рук народно-сценического танца.
1-ое положение — руки в прямом положении раскрыты в сторону между подготовительным положением и 2-ой позицией, кисти рук выпрямлены либо преломлены в запястье под углом 90 градусов «вверх» ладонями «от себя», пальцы собраны.
2 — положение — руки находятся на высоте между 2-ой и 3-ей позициями, положение кистей аналогично 1-му положению.
При исполнении всех позиций и положений рук корпус подтянут, плечи опущены вниз.
Исполнение студентами 4-го курса отделения «Хореографии» Карагандинского колледжа искусств им. Таттимбета этюда «Мужские и женские позиции рук».
2.Поклоны в казахском танце.
- Мужской «Сәлем» — стоя на вытянутых ногах или сидя на одном колене, исполнитель прикладывает правую руку или обе руки к сердцу ладонями «к себе». Голова слегка наклоняется вперёд, корпус выпрямлен.
-Женский «Тәжим».а) Слегка присев на левой ноге, выводя правую согнутую ногу вперёд на носок, исполнительница опускает руки на правую ногу чуть выше колена, перекрещивая кисти рук в запястьях. Голова слегка наклоняется вперёд, глаза опущены вниз.
б) Большой «Тажим» — полное опускание на колено.
Основные ходы казахского народного танца.
-Простой ход на всей стопе -сценические шаги с носка на всю стопу, исполняемые во всех направлениях.
- Простой ход с каблука- сценические шаги с каблука на всю стопу, исполняемые во всех направлениях. Могут быть с акцентированными мелкими приседаниями.
-«Ауыспалы жүріс»- переменный ход.
- «Ырғақты қадам»- ход на полную ступню ритмизованным шагом.
-«Өкшелеп журiс» (өкше -каблук, журiс- ход) — основной каблучный, переменный (тройной) ход по прямой и по свободной позиции.
-«Сылтып басу»- припадания в сторону, назад, вперёд.
- Боковое движение на среднем приседании с ведущей ногой, выполняющей перекат с пятки на всю стопу и ведомой, приставляющейся сзади в третью позицию на полную стопу.
- «Алқа — қотан» — совместный ход мужчин и женщин.
- «Аяқ тастау» — ход с резкими припаданиями на одну ногу и отбрасыванием другой ноги.
- «Сынар мүйіз». Ход, рисующий стопой ноги один рог барана.
-«Кербез жүрiс».Горделивый ход. Движение подчеркивает высокое достоинство.
-«Бұраңбел». Дословно «тонкая талия», ход в смысле «гибкая». Имеет два варианта.
- «Айналма ауыспалы». Быстрый переменный ход с вращением.
- «Қазақша вальс». Ход казахским вальсом можно исполнять в различных направлениях.
-«Қосаяқтып жүріс» — ход тушканчика.
-«Өрме» — плетенка. Характерно переплетающиеся движения ног.
-«Тебінгі» — имитируется движение наездника, который пришпоривает лошадь. «Тебину»- пришпорить.
- «Мерген қадам» — обычный, обыкновенный мужской ход с подскоком.
- «Сақ жүрiс». Крадущийся ход.
- «Көкірейген». Горделивый мужской ход.
- «Желдірме» — ход рысью.
4.Специфические положения рук женского казахского танца.
В этот раздел введены статичные положения рук, условно изображающие орнаменты, символы. Они могут быть относительно подвижны.
- «Қос мүйіз» (қошқар муіз) — бараньи рога. Руки в третьей позиции, кисти в запястье преломлены вниз, пальцы раскрыты «веером».
- «Кереге көз» — решетчатая стена юрты. Кисти скрещены между собой в запястье в третьей позиции ладонями «от себя», пальцы раскрыты «веером», направлены вверх.
- «Сыйлық» — преподношение. Руки перед собой на уровне талии, параллельны между собой, локти находятся близко к корпусу, кисти — ладонями вверх. Локти соприкасаются с корпусом.
- «Үлкен сыйлық» — символ — дары, большое преподношение, богатство — руки во втором положении, кисти преломлены в запястье пальцами «от себя» в стороны ладонями вверх, локти чуть согнуты.
- «Қызғалдақ» (цветок, тюльпан) — одна рука в пятой позиции, кисть преломлена в запястье вниз, другая поднята вверх с отведенной в сторону от себя кистью, локтем касаясь нижней руки.
- «Білезік» (браслет) — кисти рук, согнутые и соединённые в запястье тыльной стороной ладоней с открытыми пальцами впереди корпуса на уровне 1-ой позиции, локти смотрят в сторону.
- «Бота мойын» (бота — верблюжонок, мойын — шея)- руки, согнутые в локтях, расположены по сторонам от корпуса; кисти на уровне плеч, согнуты в запястье под углом 90 ◦ ладонями вниз, пальцы собраны «горкой», направлены в стороны. Руки могут также находиться на уровне 3-ей позиции.
- «Ұялу» (стеснение), «Айна» (зеркало) — кисти рук, сомкнутые между собой, находятся перед лицом ладонями «от себя» (полностью закрывая лицо), пальцы подняты вверх, локти направлены в стороны.
- «Домбыра» (музыкальный инструмент) — левая рука отведена в сторону, согнута в локте на уровне плеча, локтевая часть поднята вверх, кисть преломлена в запястье ладонью вверх, пальцы раскрыты «веером». Правая рука, играющая на «домбре», перед корпусом в сокращенной позиции (1-ой).
- «Киіз үй» (юрта) — руки подняты над головой, кисти рук плотно примыкают друг к другу ладонями, пальцы направлены вверх, локти отведены в стороны.
- «Өрнек» (орнаменты) — руки направлены в стороны, локтевая часть отодвинута вниз, кисти преломлены в запястье, ладонями вверх, пальцы направлены к талии.
-«Әдепті» (учтивое) — положение рук в парных танцах. Стоя сзади и слева, чуть поодаль от девушки, джигит поднимает правую руку и соединяет кончиками пальцев с пальцами левой, поднятой руки девушки. Голова у девушки слегка повернута к джигиту. Джигит наклоняет корпус и голову налево, заглядывая в лицо девушки. Правая рука девушки в 1 положении.
- «Өрме» (плетенка) — женское положение рук в групповых танцах. Все танцующие раскрывают руки в стороны и соединяют их с руками, стоящих через одного.
- «Ыйыққа артқан» — женское положение рук, обнимающих сзади плечо подруги. Стоя в один ряд, девушки поднимают и проводят свои правые руки по спине подруги, стоящей справа, и кладут кисть правой руки на ее правое плечо. Левые руки девушек находятся спереди стоящей слева исполнительницы. В этом положении можно двигаться только направо спиной или лицом по прямой линии, диагонали и по кругу.
5.Специфические положения рук и ног мужского казахского танца.
- «1-ый молдас» — положение ног основной казахской качалки — стопы параллельны между собой, обращены внешними сторонами внутрь.
- «2-ой молдас» — положение выворотной сценической качалки — стопы выворотны и заведены внутрь дальше открытой пятой позиции.
- Положение «молдас» на одной ноге — стопа выворотной, согнутой в колене ноги лежит на колене опорной ноги, находящейся на среднем приседании.
-«Қосшынтақ» (қос — двойной, шынтақ-локоть) — руки на уровне груди, согнутые в локтях, лежат одна на другой.
-«Қамшы ұстау» (держать плётку) — положение рук наездника. Левая рука в 1-ой позиции, кисть сжата в «кулак», держит «узду», правая рука в 3-ей позиции с «плеткой». Кисти рук собраны в «кулачки».
-«Қос қол» — боковое положение двух рук, направленных в стороны.
-«Үшкүл» (мужское положение рук «углом») — руки, прижатые к груди, сгибаются в локтях и собираются в один угол (локти соединяются). Правый локоть находится ниже, и в углу согнутой правой руки лежит локоть левой руки. Кисти и пальцы обеих рук четко вытянуты, обе ладони прижаты к плечам.
-«Шаршы» (квадрат) — две руки подняты в стороны на уровне плеч и согнуты в локтях под углом 90 градусов, кисти подняты выше уровня головы, ладонями «к себе», пальцы вытянуты вверх и соединены.
-«Бүркіт қанат» (крылья беркута) — обе руки подняты в стороны чуть выше уровня плеч, локти присогнуты. Кисти рук вытянуты и преломлены в запястьях «вверх» ладонями «от себя» под углом 90 градусов, польцы собраны.
6.Основные движения женского казахского танца.
-«Қол қыймылы айналма» — вращения, повороты кистей рук в запястье «от себя», «к себе».
-«Толқын» (волны) — волнообразные сгибания и разгибания кистей рук с одновременным сгибанием и выпрямлением пальцев.
-«Жалын» (пламя, языки пламени) — поочередные широкие взмахи свободных кистей рук вверх, с последующим опусканием вниз, направляемых локтевыми частями рук.
-«Қол сілтеу» — встряхивания, всплески кистей рук вверх, вниз.
- «Орама» — круговые движения свободных кистей руки, соединенных между собой в запястье. Движение быстрые, слитные.
-«Қайтару» — кругообразные движения рук в горизонтальном положении по направлении «к себе».
- «Кербез қайтарма» — изысканно кругообразные движения.
- «Үкi қыймылы» (үкi — перья филина, украшающие женский головной убор)- мягкие переводы рук, поднятых над головой от второго положения до скрещивания в локтевой части в 3 позиции.
- «Үялу», «слу», «беташар» (смущается, красуется) — стеснение, красование — от специфического положения «үялу» отведения рук от лица в одну, в другую сторону и «кокетливое» выглядывание из-за них.
- «Бидай», «бөз» (колосья пшеницы или ковыль) — мягкие переводы рук, параллельных между собой: по горизонтали от первой позиции, по вертикальной плоскости от третьей позиции вправо- влево от корпуса.
- «Шынтақ толқын» (локтевые волны) — волнообразные движения локтевой части рук.
- «Құс қанат» (крылья птицы) — плавные одновременные движения рук, раскрытых в стороны, локтями вверх — вниз, имитирующих движения крыльев птицы.
- «Өрнек» (орнамент) или «Оймақ» (напёрсток) — круговые поочередные движения рук на уровне талии.
- «Жыланша» (змея) — волнообразные поочередные движения рук в локтях, идущие от плеча на уровне 2 позиции.
- «Қайнар бұлақ» (родник, фонтанчик) — беспрерывное, слитное движение локтевой части рук, кистей вверх, находящихся ладонями вовнутрь, соединенных кончиками пальцев.
7.Формы «Атшабыс».Качалки, движения плеч.
-«Тепен көк» — 1 -ый «атшабыс» на месте с поочередным подъемом на полупальцы опорной и поднятием другой ноги коленом вперед на 90°.
- «Өкшелі атшабыс» — 2-ой «атшабыс» на месте, поочередные выводы ног вперед на среднем приседании на ребро каблука.
- «Қос өкшелі атшабыс» — атшабыс на месте с вскакиванием на ребро каблука двух ног одновременно.
- «1-ші секіртпелі атшабыс» — 1-ый прыжковый атшабыс — с толчковой ногой, вытянутой в воздухе, и другой, поднятой на 90 ◦ коленом вперед.
- «2-ші секіртпелі атшабыс» -2-ой прыжковый атшабыс — прыжки на месте с поджатым под себя ногами коленями вперед.
- «Бытырлаған атшабыс» — дробный атшабыс — подскоки на полупальцах с ударом в пол по первой прямой позиции (коленями вперед), на среднем приседании.
- «Сүйретпелі атшабыс» — стелющийся «атшабыс» — ход, бег на среднем приседании по прямой позиции с ногой, подтягивающейся (сүйретпе) по полу «подъемом вниз».
- «Сүйемелді атшабыс» — атшабыс с подбивкой — скач по четвертой прямой позиции, задняя нога, подбивающая, на подушечке, почти не отрывается от пола.
- «Қара жорға» (бег иноходца) — танцевальная комбинация из свободного бега (2 шага) и последующего за ним прыжка в позе «атшабыс — түлпар» (см.7-й семестр).
- « Желдiрме» (галоп) — галопообразные прыжки с поочередным подъемом ног, согнутых в коленях на 90°.
- «Арғамақ» — мелкие прыжки вверх с одновременным подъемом двух ног вперед, вытянутых в коленях.
- «Атшабыс — тыпшаi» (название исторически известного рода казахов). — Подскоки на месте на среднем приседании с ногой, выворотно согнутой в колене, поднятой на 45°, 90° вперед или назад.
-«Теменгi шабыс» (низкий скач) — «арғамақ» на низком приседаний.
- Негізгі «тербелу» — основная казахская «качалка»- от специфического положения ног основной «качалки»- перекат с полной стопы на внешнее ребро стопы.
-Сахналық «тербелу» — сценическая «качалка» — выворотная, перекат с подушечки на всю стону.
- Екі иықты ілгері кейін алға артқа қимылдату — поочередные движения плеч вперед, назад.
- Екі иықты бір мезгілде жоғары төмен қимылдату — одновременные движения плеч вверх, вниз (в мужском танце).
- Екі иықты алма кезек жоғары төмен қимылдату — поочередные движения плеч вверх, вниз (в мужском танце).
8.Перегибы корпуса.
- Екі жақ жанына ию — из стороны в сторону до 45°, до параллельности полу.
- Перегибы назад: на среднем приседании, сидя на одном колене, на двух коленях. Положения рук могут быть различны.
-Основное характерное «бүктелю» назад с руками по 4й позиции ног.
9.Верчения. Айналма.
- Простые «айналма» с переменным каблучным ходом.
-«Айгөлек — 1» — повороты- переступания на месте на полной стопе, на среднем приседании.
- «Айгөлек — 2» — повороты- переступания на одной ноге с другой, приставленной к ней сзади на подушечке, исполняется аналогично повороту «Айгөлек-1».
- «Айналма — молдас»-в положении «молдас» на одной ноге — повороты исполняются на мелких подскоках на опорной ноге аналогично другим поворотам по точкам.