kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Танцы «золотого» фонда казахской национальной хореографии как необходимый раздел при обучении будущих педагогов – хореографов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе, при всем богатстве и многообразии движений и элементов танцевальной пластики, в казахском народном танце остро встают проблемы сохранения подлинно народных танцевальных традиций в обучении педагогов - хореографов и в исполнительском творчестве. Эти проблемы можно решить путем углубленного изучения традиционной национальной культуры казахского народа, а также через обновление забытых танцевальных движений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Танцы «золотого» фонда казахской национальной хореографии как необходимый раздел при обучении будущих педагогов – хореографов.»

Танцы «золотого» фонда казахской национальной хореографии как необходимый раздел при обучении будущих педагогов – хореографов.

Без прошлого нет настоящего,

без настоящего нет будущего.

На современном этапе, при всем богатстве и многообразии движений и элементов танцевальной пластики, в казахском народном танце остро встают проблемы сохранения подлинно народных танцевальных традиций в обучении педагогов - хореографов и в исполнительском творчестве. Эти проблемы можно решить путем углубленного изучения традиционной национальной культуры казахского народа, а также через обновление забытых танцевальных движений.

Казахский народ издавна имел самобытную танцевальную культуру. Танец, подобно другим видам национального искусства, существовал в быту кочевников-скотоводов и в танцевальных образах передавал все его особенности. Искусство танца передавалось из поколения в поколение. Являясь синкретическим видом искусства, казахский танец неразрывно связан с языком, устным народным творчеством, религией, декоративно-прикладным искусством, костюмом, обычаями, традициями, обрядами, которые оказали определенное влияние на его лексику, художественно-образное содержание, определили тематику и сюжет. Временами танец терпел изменения, но не терял своего значения и сути. Традиционные движения национальных танцев создают художественные образы сильных, смелых, ловких джигитов и красоту, грацию девушек. В этих образах ярко проявляются нравственные идеалы казахского народа. Таким образом, можно утверждать, что казахская народная хореография, основными элементами которой выступают сюжетная тематика танца, танцевальные движения и танцевальные ходы, тесно переплетается со всеми составляющими культурного наследия народа. Созданный поколениями танцовщиков, хореографов, казахский танец сегодня приобрел свое неповторимое лицо, которое необходимо сохранять и развивать.

Казахское сценическое искусство возникло лишь в начале 20 века. В становлении хореографического искусства Казахстана велика роль таких выдающихся танцовщиц и танцовщиков, как Д. Абиров, Н. Топалова, Р. Тажиева, А. Бекбосынов и другие. Неоценимую роль сыграли талантливые артисты, педагоги, балетмейстеры России: А. Александров, Ю. Ковалев, М. Моисеев, Л. Жуков и др. Сложившаяся школа преподавания и большой опыт постановочной работы позволили в кратчайшие сроки создать казахский балет и вывести его на должный художественный уровень.

Сегодня любительские и профессиональные коллективы обращаются к народному танцу. Балетные театры воплощают казахский фольклор посредством классического танца, государственные ансамбли танца «Салтанат», «Алтынай», «Наз», «Шалкыма» и другие, имеют в своем репертуаре цельные программы, раскрывающие народные обычаи и традиции, коллективы современного танца также пытаются решить национальную тему средствами джаз и модерн танца. Возможности у балетмейстеров огромны, как огромен и пласт народной хореографии. Каждый уважающий себя постановщик, прежде чем ставить народный танец, обратиться к его источнику. Издавна у казахского народа бытовали обряды и игры, включающие в себя элементы танца. Изучение и запись танцев, бытующих в народе, продолжается и в наше время, охватывая различные области и районы. Несмотря на обилие теоретических исследований и практических материалов, знаний все же недостаточно. Казахский фольклор еще хранит много неоткрытого, неизученного. Постигая историю и культуру своего народа, набирая определенный опыт, хореограф народного танца получает возможность реализовывать себя в творчестве и многогранно проявить свою творческую индивидуальность. Очень важно сделать каждый танец не похожим на другой, отобразить смысл и содержание, раскрыть самобытность национальной культуры. Для того чтобы изучать, создавать и совершенствовать народные танцы, необходимо иметь большой кругозор изученного материала, а также тесную связь с народным фольклором. На протяжении всего пути становления и развития казахской хореографии профессиональное и любительское искусство шло рядом, дополняя и обогащая, друг друга. В Казахстане сегодня работает система профессионального хореографического обучения казахскому танцу, существует целая сеть многочисленных многоступенчатых специальных учебных заведений, готовящих балетмейстеров, имеются хореографические школы и театры танца. Количественный и качественный рост хореографических коллективов в Казахстане как профессиональных, так и самодеятельных, обязательное включение в репертуар казахских танцев, сюит, развернутых композиций, постановка спектаклей, балетов – говорит о возросшем интересе к народному искусству. По всей республике создаются крупные самодеятельные ансамбли песни и пляски, ансамбли танца. А сколько детских школьных кружков, групп при дворовых клубах, каждый колледж, ВУЗ, даже каждый факультет имеет свой танцевальный ансамбль. Все это говорит о том, что казахский народно-сценический танец занимает важное место в достижениях культуры Казахстана и является неотъемлемой частью его хореографического искусства. И , несмотря на развитие хореографии в Казахстане, проблема изучения фольклора сегодня также актуальна, как и в начале становления сценической хореографии. Казахские танцы у многих постановщиков страдают иллюстративностью, отсутствием связи с подлинно народными истоками. Причинами такого положения можно назвать недостаток информации и поверхностный подход к изучению этой информации. Фестивали, конкурсы исполнителей и балетмейстеров, ежегодные смотры художественной самодеятельности – это своеобразные творческие отчеты коллективов и их руководителей, отражающие современное состояние казахской хореографии. Данные мероприятия выявляют как плюсы, так и минусы в работе руководителей коллективов. Количественный рост коллективов часто идет не в пользу качества. Многие руководители сами говорят о недостаточно должном изучении исторического материала, поэтому в некоторых работах отсутствует то органическое начало, которым живет фольклорный танец. Чем богаче и содержательнее хореография, тем доходчивее танец, в котором должны присутствовать и душа, и сердце балетмейстера и исполнителя. У современных балетмейстеров зачастую много мыслей и мало чувств, поэтому их произведения оставляют равнодушными и специалистов, и зрителей. Повторяемость драматургических ходов, композиционных построений, кульминаций и финалов, рисунка, лексики – все это делает похожими танцы разных коллективов. В результате появлялись бессодержательные, не несущие никакой воспитательной нагрузки, танцы-однодневки. Сегодня никто не сомневается в непреходящей эстетической ценности фольклора, его весомой роли в современной художественной культуре. Востребованность , популярность, а также гастрольные поездки и выступления за рубежом, заставили пересмотреть балетмейстеров отношение к постановкам народных танцев. Репертуары коллективов обогащаются танцами, сюитами, развернутыми композициями, авторами которых являлись: Заурбек Райбаев, Даурен Абиров, Ганикамал Бейсенова, Минтай Тлеубаев – личности, стоящие у истоков казахского танца. Шара Жиенкулова изучала народный танец наглядно, вникала в культурно-бытовую жизнь народа, отовсюду по крупицам внимательно подмечая сюжетные линии народных танцев. Учитывалась каждая деталь, внедрялась новизна танцевальных движений. Шара создала элементы народного танца безошибочно, раз и навсегда. В ее исполнении казахскому танцу придавался аристократичный характер, изысканность движений. В результате рождались танцы «Таттимбет», «Айжан кыз». В «золотой фонд» национальной хореографии вошли созданные Ю. Ковалевым и исполненные Шарой танцы: «Косалка» (женские украшения) – лирический танец девушки с красивыми сочетаниями мягких, пластичных движений; «Карлыгаш» (ласточка). Многие самодеятельные и профессиональные хореографические коллективы сегодня имеют в своем репертуаре эти танцы. Казахское профессиональное хореографическое искусство обязано ей созданием женского сценического танцевального образа «Балбраун», «Айжанкыз», «Танец джигитов», «Былкылдак», «Кара жорга», «Кырык кыз», которые также вошли в золотой фонд казахского национального искусства. Даурен Абиров обогатил казахский танец новой тематикой, новыми образцами, расширил сферу казахского танца, развил основы современного национально-сценического танца. Он придавал танцам национальный колорит и специфический вкус, учитывая все тонкие детали. Хореографические постановки в операх и многие танцевальные номера «Балбырауын», «Коштасу», «Алтынай» и ныне остаются классическими образцами этого искусства. Заурбек Райбаев наряду с постановками крупных балетных спектаклей, великолепно владея палитрой современной хореографии, ее содержательно-реалистической основой, сочиняет казахские танцы разного жанрового направления: народно-сценические, характерные, эстрадные. Его постанови всегда – неожиданность, всегда – открытие. «Мереке бий» – напористый, сильный, богатый по пластике – гимн танцу. Танец «Ынгойток» (три жуза) Минтая Тлеубаева – образец казахского народно-сценического танца. Это хореографический взгляд на историю. Наши предшественники, независимо от национальности, очень серьезно подходили к созданию казахских танцев, изучая народные обычаи, обряды, игры. Их произведения, полные жизни, красоты стали народными, вошли в сокровищницу казахского национального искусства, стали фундаментом для работы современных хореографов. Собранные материалы обрабатываются и привносятся на профессиональную сцену, благодаря чему лучшие образцы ранее созданных танцев обогащаются оригинальными выразительными средствами и образуют основу казахского народно-сценического танца. Они являются бесценными образцами, эталонами, необходимым учебным материалом и , на протяжении многих последних лет, включены в программы обучения хореографических отделений колледжей и ВУЗов Казахстана. Особый тонкий вкус, эстетичность и музыкальность, щедрая, неисчерпаемая фантазия и виртуозность отличает танцы. Изучение и осмысление пройденного пути, настоящее и будущее казахского танца по-прежнему заслуживает пристального внимания со стороны балетмейстеров, руководителей профессиональных и самодеятельных хореографических коллективов. И пусть некоторые танцы кажутся нам простыми, технически где-то примитивными, но в них есть особое очарование, которого не хватает сегодняшним, виртуозным по технике, танцам. Многочисленные фестивали, конкурсы народного танца, показывают актуальность и ценность хореографического наследия балетмейстеров прошлого. Сценические формы современного танца развиваются не в отрыве от танца народного, а опираются на него и творчески преобразовываются на основе достижений хореографического искусства.

Танец живет лишь тогда, когда он исполняется. Проходят годы, уникальные постановки забываются, а потом и исчезают вовсе. Следовательно, в хореографии понятие «сохранить» – значит развивать и популяризовать. Немалую роль в этом призвано сыграть изучение образцов хореографического наследия при обучении будущих педагогов - хореографов . Важно видеть эстетические потребности общества и уметь синтезировать фольклорное наследие с современными формами, ритмами и красками. Традиции удается возродить там, где их понимают не как простое повторение прошлого, а как развитие, обогащение, наполнение новым смыслом. Выросший и окрепший на благодатной почве казахский народно-сценический танец уже 80 лет существует в репертуаре театров и концертных организаций, изучается в специальных учебных заведениях и широко бытует в коллективах художественного самодеятельного искусства республики. Сегодня все чаще в практике хореографов встречается синтез различных сценических форм – фольклорных и эстрадных, народных и классических, все больше появляется стилизованных танцев. Однако, новое прочтение казахских танцев необходимо только на основе изучения материалов подлинного народного творчества, творческих работ балетмейстеров прошлого. На это и должны быть направлены наши усилия как руководителей хореографических коллективов и постановщиков-балетмейстеров. Не в абсолютизации фольклорных образов, не в этнографической реконструкции их в быту, а в расширении и углублении фольклорной традиции в художественном творчестве видится основное поле для деятельности современного хореографа.

Список использованной литературы:

1. Абиров, Д.Т. История казахского танца .Учебное пособие - Алматы: «Санат», 1997. - 160 с.

2. Диярова, К. Казахский танец - Алматы: Онер, 2013

3. Жиенкулова, Ш. Тайна танца.- Алматы: Онер, 1980.- 280 с.

4. Кожабекова, Ж. Живое искусство танца - Алма-Ата: Онер, 1989 5. Кульбекова А.К. Хореографическое наследие балетмейстеров Казахстана и его роль в становлении казахского танцевального искусства Вестник МГУКИ. - 2008. -№1 (19). - С. 231-235 23. 6.Кульбекова, А.К. Казахский танец: вопросы сохранения традиционной хореографии и перспективы развития народного танца в Республике Казахстан // Вестник МГУКИ. - 2011. - № 2 (19). 59 24. Кульбекова,

7. Кульбекова А.К., Ізім Т.О. Теория и методика преподавания казахского танца Учебник- Астана: 2012.-200с.илл.

8. Всеволожская – Голушкевич О. Школа казахского танца – Алматы: Онер, 1994.-184с.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Нуйкина Ольга Борисовна

Дата: 20.01.2019

Номер свидетельства: 496279


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства