Просмотр содержимого документа
«Работа с учащимися 1-2 класса над развитием творческого воображения»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №1»
Копейского городского округа
Доклад на тему:
«Работа с учащимися 1-2 класса над развитием творческого воображения»
Выполнила: Левченко Ю.С.
Г. Копейск, 2018
Содержание
1.
Введение
3
2.
Понятие о воображении, его роль в обучении и воспитании детей
4-5
2.1.
Общее понятие о воображении
4-5
3.
Виды воображения
6
3.1.
Пассивное (непреднамеренное) воображение.
6
3.2.
Активное (преднамеренное) воображение.
6
3.3.
Репродуктивное (воссоздающее) воображение.
6
3.4.
Продуктивное (творческое) воображение.
6-7
4.
Развитие воображения у младших школьников
8-9
4.1.
Возрастные особенности проявления разных видов воображения
9-10
5.
Заключение
11-12
6.
Список литературы
13
1. Введение
На сегодняшний день проблема развития творческого воображения учащихся 1-2 класса является актуальной и социально значимой. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Мечтать — значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осуществить, но в данный момент не может; того, что удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека.
Подчёркивая связь между мышлением и воображением, К.Д. Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума. Несмотря на то, что в воображении у человека возникают образы предметов и явлений, ранее не встречавшихся ему, составляющим их элементам всегда можно найти реальные аналоги. Создавая новый предмет, будь то машина или дом, человек мысленно представляет его собранным из известных ему частей и деталей. Поэтому, чем больше знаний имеет человек, чем богаче его опыт, чем разнообразнее его впечатления, тем более интересные и неординарные образы возникают в его воображении.
Важность изучения воображения осознаётся сегодня психологами, педагогами-практиками, родителями учеников. Наряду с этим особого внимания в течение длительного времени не зря заслуживает феномен успеваемости. Успеваемость как понятие означает степень успешности занятий учащихся, усвоения ими знаний.
2. Понятие о воображении, его роль в обучении и воспитании детей
2.1 Общее понятие о воображении
Воображение — это создание нового в форме образа, представления или идеи. Все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохранённого в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. "Из ничего" воображение творить не может. Человек, глухой от рождения, никогда не сможет представить себе звук, так же как слепорождённый никогда не создаст в своём воображении цветного образа.
Человек, не бывавший на Крайнем Севере, может вообразить тундру только потому, что он видел изображения её на картинах и фотографиях. Переработка такого материала, полученного в прошлых восприятиях, и даёт возможность создать представление тундры, и чем богаче этот материал, тем ярче и полнее может быть представление воображения.
Фантазия - универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.
Воображение — способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств.
Особую форму воображения образует мечта, а также фантазия. Мечта обращена к сфере отдаленного будущего и не предполагает достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем, мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.
Воображение неразрывно связано с речью. Словами можно выразить то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов или соответствующих представлений, то, чего человек никогда не видел. Только при помощи речи и других звуков человек получает возможность освободиться от власти непосредственных впечатлений.
Воображение взаимосвязано со всеми психическими процессами и сторонами личности. Воображение на процессы делает индивидуальный отпечаток. Неповторимые образы возникают у каждого из людей, которые прослушиваются к музыкальному произведению.
Процессы памяти и воображения тесно связаны между собой. Воспоминание о каком-либо событии редко бывает точным. Человек чаще всего что-то искажает, что-то приукрашает, добавляет или изменяет некоторые детали. Чем богаче у человека прошлый опыт, тем более он насыщен яркими представлениями, впечатлениями, тем значительнее его роль в создании образов воображения.
Воображение может влиять и на силу эмоций и чувств, испытываемых человеком. Изменение образа воображения может снизить уровень тревожности, снять напряжение. Чем ярче образ воображения, тем больше его побуждающая сила, но при этом имеет значение и реалистичность образа.
Воображение является значимым фактором, влияющим на развитие личности. Идеалы как воображаемый образ, которому человек хочет подражать или к которому стремится, служат образцами для организации его жизнедеятельности, личностного и нравственного развития.
Неразрывно связано воображение и с волевыми качествами личности.
Особенно ярко наблюдается в процессе творческого труда, когда человек сознательно, целенаправленно, в соответствии со своим идейным замыслом воспроизводит прежде полученные образы и создает новое. В этом случае нередко требуются большие волевые усилия и только при наличии их достигается поставленная цель.
Таким образом, воображение - универсальная способность человека представлять что-то новое, перерабатывать старую информацию, представлять свое будущее, места, в которых никогда не был и многое другое.
3. Виды воображения
3.1. Пассивное (непреднамеренное) воображение. Пассивное- характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены.
непреднамеренным- воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полу дрёмном состоянии, во сне и так далее.
3.2.Активное (преднамеренное) воображение. Активное- по своему желанию, человек созидает новые образы, представления.
преднамеренным пассивное воображение создаёт образы, не связанные с волей.
В грёзах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. легко предугадать, о чём будет грезит спортсмен, готовящийся к соревнованию, или студент, идущий сдавать экзамен. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом.
3.3. Репродуктивное (воссоздающее) воображение. Воссоздающее воображение — это представление человеком чего-либо нового для него, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схему, нотную запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, особенно в обучении. Усваивая учебный материал, выраженный в словесной форме учащийся, должен представить себе то, что соответствует новым понятиям, с которым он знакомится.
Таким образом, воссоздающее воображение имеет большое значение в учебной работе и жизни школьника. Учитель должен развивать— это ценное психическое свойство (когда школьник переживает прочитанное в образах и чувствах) и всегда добиваться, чтобы у ребенка возникал нужный и верный образ, который помогал бы ему правильно познавать и изучать окружающую действительность и действовать со знанием дела.
3.4.Продуктивное (творческое) воображение.
Творчество — это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: открытие новых закономерностей в науке, изобретение новых машин, отыскание способов получения новых сортов растений или пород животных, создание произведений искусства, литературы и т.п. В процессе творческого воображения создаются новые образы без опоры на готовое описание их. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей.
Источником творческой деятельности является общественная необходимость в том или ином новом продукте. Именно потребность общества в чем-то обусловливает возникновение творческой идеи, творческого замысла, что и ведет к созданию нового.
Неправильно думать, что творчество - свободная игра воображения, не требующая большого, а иногда тяжелого труда. Наоборот, все новое, значительное, замечательное создано великим трудом.
Вся деятельность человека в состоянии вдохновения сосредоточена на предмете творчества. Вдохновение нельзя противопоставлять труду. Оно есть результат большого труда. "Вдохновение — это награда за каторжный труд", - писал И.Е. Репин. П.И. Чайковский говорил о том, что вдохновение не приходит к ленивым.
Вдохновение только тогда возможно, когда накоплен большой опыт наблюдений, когда уже выяснен замысел произведения художник целиком захвачен выполнением задуманного. Вначале идея возникают обычно в неясном, расплывчатом виде.
Затем наступает "вынашивание" замысла, в ходе которого идея уточняется, иногда частично или даже коренным образом меняется. Это происходит в результате уяснения требований, которым должно удовлетворять это новое, в процессе новых поисков или при более глубоком изучении уже известных материалов, на которые должно опираться творчество нового, реализация творческих замыслов.
Отличительной особенностью творческого воображения является то, что объект создаваемого образа не существует в действительности, что формируется нечто новое.
Особым видом воображения является мечта как образ желаемого будущего. Мечтать — значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осуществить, но в данный момент не может; того, что удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека.
Существенное значение для характеристики воображения имеют различия в его самостоятельности, оригинальности, в его творческом характере. С этой точки зрения различают воссоздающее и творческое воображение.
4. Развитие воображения у младших школьников
У детей третьего года жизни можно наблюдать первые проявления воображения. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый жизненный опыт, который дает материал для работы воображения.
К концу дошкольного периода детства у ребёнка, чьё творческое воображение развивается достаточно быстро, воображение представлено в двух основных формах: как порождение некоторой идеи и как возникновение плана её реализации.
Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет ещё одну - аффективно-защитную роль, предохраняя растущую и легкоранимую, личность ребёнка от тяжёлых переживаний и душевных травм. Благодаря познавательной функции воображения ребёнок лучше узнаёт окружающий мир, легче и эффективнее решает возникающие перед ним задачи.
Эмоционально-защитная функция воображения выражается в том, что через воображаемую ситуацию могут происходить разрядка возникающего напряжения и образное разрешение конфликтов, которые трудно снять реальными практическими действиями.
У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному.
Первый этап в развитии воображения у детей можно отнести к 2,5-3 годам. Именно здесь воображение как непосредственная, непроизвольная реакция начинает превращаться в произвольный процесс и разделяется на:
познавательное воображение формируется благодаря отделению предмета от образа и обозначению последнего с помощью слова.
аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребёнком своего "Я", его внутреннего отделения от других людей и совершаемых им самим поступков.
На первом этапе развития воображение связано с процессом опредмечивания образа действием. Через этот процесс ребёнок научается управлять своими образами, изменять, уточнять и совершенствовать их, а следовательно, регулировать своё воображение. Однако планировать воображение, заранее составлять в уме план предстоящих действий он ещё не в состоянии. Эта способность у детей появляется лишь к 4-5 годам.
Аффективное воображение у детей в возрасте от 2,5-3 до 4-5 лет развивается по другой логике.
отрицательные эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных сказок.
ребёнок начинает строить воображаемые ситуации, которые снимают угрозы его "Я".
функции эмоционально и нравственно неприемлемые качества начинают приписываться другим людям, а также предметам и животным.
В воображении детей младшего школьного возраста в большей мере, чем у взрослого, наблюдается отход от действительности. Но фантастические объяснения, которые даются детьми многим явлениям, объясняются не тем, что воображение в этом возрасте развито лучше, чем у взрослых, а тем, что ребенок еще не знает законов объективного мира и вообще слабо знает действительность.
Образы воображения у детей младшего дошкольного возраста еще очень неустойчивы. Ребенок легко превращает мысленно одну вещь в другую, наделяя ее разнообразными качествами.
Приступая, к рисованию, дети часто еще не имеют ясного замысла рисунка и лишь в самом процессе рисования, воспринимая линии рисунка, уточняют, а нередко и коренным образом меняют его. Новые линии в связи с уже нанесенными ранее вызывают у юного рисовальщика новые ассоциации, которые и дают толчок дальнейшему ходу воображения.
Таким образом, подчинение воображения восприятию обнаруживается и в том, что в младшем дошкольном возрасте дети еще не умеют планировать деятельность, не могут сказать, что будут рисовать, лепить, строить, что будут делать дальше.
4.1 Возрастные особенности проявления разных видов воображения
Воздействие окружающей жизни, влияние взрослых постепенно все более обогащает опыт ребенка - основу развития воображения. С первого взгляда кажется, что у детей-дошкольников воображение развито лучше, чем у более старших детей.
У детей младшего школьного возраста воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания.
Воображение у ребенка-школьника развивается так, что создаваемые образы все больше и больше соотносятся с практикой. Если трех - четырехлетнему ребенку достаточно 2-3 палочки и модель самолета готова, то для семи - восьмилетнего школьника необходимо, чтобы модель была "как настоящая". В рисунке дошкольник часто передает только некоторые характерные черты объекта, а учащийся 1-2 класса пытается изобразить все детали известного ему предмета.
Начиная с 3 класса процесс воображения все более совершенствуется. Так, образы воображения в изобразительном творчестве детей улучшаются под влиянием активного познания предметов в процессе их изображения с натуры. Усовершенствование образа происходит за счет упорной работы над формой изображаемых предметов.
У детей необходимо развивать воображение в процессе учебной деятельности и обязательно руководить этим развитием. Это руководство должно всегда исходить из индивидуального подхода к детям. Без хорошего понимания процесса развития личности в этом возрасте трудно понять развитие воссоздающего и творческого воображения ребенка, а тем более трудно указать наиболее правильные пути развития и совершенствования воображения.
Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека (люди слухового или двигательного типа часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях).
Из вышесказанного, можно сделать вывод, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.
5. Заключение
Первые шаги в мире искусства — это первые шаги на пути к себе, к своим творческим возможностям. И основная цель данной работы заключалась в том, чтобы показать, как в условиях изобразительного искусства и художественного труда решаются вопросы творческого и познавательно - эстетического воспитания, каждый, вступающий в этот мир обладает определенным потенциалом художественного развития. И потенциал этот нужно раскрыть. Так, каждый обладает способностью логически мыслить и применять ее постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике или удачными теоретиками. Поэтому педагог должен настраиваться и вести себя так, будто весь класс состоит из потенциальных художников.
В этих условиях, наиболее одаренные, скорее найдут свой путь. А все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство. Детям обязательно нужно помочь раскрыть себя, и чем раньше это произойдет, тем лучше проявится их творческий потенциал. Здесь нельзя терять времени, т.к. пик креативной деятельности, наивной и искренней, приходит на 6 лет, а затем, если детям не помочь. Они взрослеют и боятся показаться смешными, непонятыми и отвергнутыми, потому что не могут выразить все то, что у них внутри. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте. Для этого необходимо создания определенных условий, благоприятных формированию и развитию творческого потенциала. Подытожив все сказанное ранее, можно прийти к следующему выводу, что такими условиями являются:
• Создание особой обстановки, определяющей развитие детей.
• Возможность самостоятельного решения задач ребенком, требующих максимального напряжения, когда он доходит до "пика" своих возможностей.
• Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности и заданий, как в сюжете, так и в технике, приемах.
• Умная, доброжелательная и своевременная помощь со стороны учителя, а не навязывание или подсказка.
• Комфортная психологическая и нацеленная обстановка, поощрение стремлений ребенка к креативной деятельности, в том числе создание нестандартных композиций.
• Использование индивидуального подхода, а также различных методик, упомянутых ранее, особенно игровых и коллективных.
Эти условия, конечно, обязан предоставить педагог. А помимо этого, он сам должен прекрасно рисовать и создавать прекрасное своими руками. Иначе учащиеся не поверят в него. Педагог также должен быть достаточно образованным в искусстве, умеющим ярко, образно и эмоционально донести информацию и быть увлеченным своим делом.
Боденко Б.Н. Выявление некоторых причин трудностей в учении // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. - М., 1987. - 345 с.
Брагинский В. Почему не каждому дается грамота // начальная школа. - № 1 - 2005. - С.34 - 38
Бударный А.А. Розенталь У.Д. Об одной из возможностей преодоления второгодничества // Советская педагогика, 1966, № 7.
Венгер А.Л., Эльконин Д.В. Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста - Москва, 1998.
Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников / /ред. Бабанский Ю.К. Ростов-на-Дону, 1972. - 345 с.
Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии
Забрамная С, Костенкова Ю. Неуспеваемость как она есть // Школьный психолог-2004-27-30 с.
Психокоррекцинная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений // Дубровин И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. - 2003-160