Неизменна преданность роялю,голос которого ещё с детства казался Пастернаку Б. принадлежностью самой музыки. Именно для Пастернака рояль- король инструментов. Литературное и музыкальное творчество Пастернака Б.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Преданность роялю»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ПРЕДАННОСТЬ РОЯЛЮ
Преподаватель специального фортепиано
Голенищева Галина Ивановна
г.о. Луховицы
Преданность роялю
«Я клавишей стаю кормил с руки»
Б.Пастернак
Если бы в жизни Пастернака не было «композиторской биографии», если бы он не был, по выражению Г.Г.Нейгауза, музыкантом до мозга костей, тогда можно было бы удивляться обилию музыкальных «персонажей» в его стихах и прозе. В образном потоке пастернаковской художественной речи- имена Баха, Моцарта, Бетховена, Шумана, Шопена, Листа, Бизе, Гуно, Вагнера, Брамса, Даргомыжского, Мусоргского, Чайковского, Скрябина.
Он стремился дать определение поэзии- и вспоминает Моцарта:
Это - сладкий заглохший горох,
Это - слёзы вселенной в лопатках,
Это- с пультов и флейт Фигаро
Низвергается градом на грядку.
Он стремится дать определение творчеству - и вспоминает автора Девятой симфонии:
Разметав отвороты рубашки,
Волосато, как торс у Бетховена,
Накрывает ладонью, как шашки,
Сон, и совесть, и ночь, и любовь оно.
Вот заповедь Шопена, вот Вагнера, а вот и заповедь Чайковского:
Или консерваторский зал
При адском грохоте и треске
До слёз Чайковский потрясал
Судьбой Паоло и Франчески.
Неизменна преданность роялю, голос которого ещё в детстве казался ему неотъемлемой принадлежностью самой музыки. Конечно, в его строчках находят место и другие инструменты. В том числе, быть может даже чаще других. И вечная примета русского быта - гитара. Она звучит в «Нескучном саду» (цикл 1917г.), в стихотворении «Любка», когда «…ночь, гитарой брякнув невзначай,/ Молочной мглой стоит в иван-да-марье», все строфы «Дождя» пронизаны ритмоперезвоном.
И всё же именно рояль для Пастернака- король инструментов, не только по названию. Всё ему подвластно.
Власть фортепиано… Это воспоминания детства с домашними концертами, с игрой Скрябина («этого не описать»), это собственное музыкальное творчество и страсть к импровизации. И, конечно, это долголетняя дружба с Генрихом Нейгаузом. Фортепиано можно назвать её фундаментом. Их прекрасный союз растянулся на десятилетия. Нейгауза никак не в меньшей мере следует поблагодарить за рождение некоторых пастернаковских стихов, чем за открытие Гилельса и Рихтера. Музицирование Нейгауза (и публичное, и домашнее) стало побудительным стимулом многих гениальных строк. Среди таких «побудителей» стоит назвать и Станислава Нейгауза, Святослава Рихтера, Марию Вениаминовну Юдину, которая играла для Пастернака. Пастернак назвал известное стихотворение «Балладой», жанр, который в одинаковой степени принадлежит литературе и музыке. Какие удивительные узоры вышивает по музыкальной канве его воображение!
Вам в дар баллада эта, Гарри.
Воображенья произвол
Не тронул строк о вашем даре.
Умиротворённые звуки рояля:
Никого не будет в доме Хлопья лягут и увидят:
Корме сумерек. Один Синь и солнце, тишь и гладь.
Серый день в сквозном проёме Так и нам прощенье выйдет
Незадёрнутых гардин. Будем верить, жить и ждать
Советская пианистическая школа дала миру немало выдающихся пианистов. Но чаще в применении к пианистам выражение «минус 19», которое означает, что данный пианист не играет композиторов 19 века, то есть романтиков, что эти композиторы «устарели». Статья Пастернака о Шопене не только и не столько о Шопене, не сколько о творчестве вообще.
«Значение Шопена шире Музыки. Его деятельность кажется нам её вторичным открытием», - Б.Пастернак.
Кто-то высказал мысль, что если бы Моцарт творил в эпоху Шопена, он бы писал, как Шопен. Кроме Моцарта и Баха, польского фольклора, на творчество Шопена огромное влияние оказала итальянская опера, искусство , bel canto.
Г.Г.Нейгауз о Б.Пастернаке:, -«Если музыкальное начало поэзии (как и поэтическое начало в музыки) можно сконденсировать в облике человека, если представить себе эти прекрасные стихии нашей жизни сжатыми в клубок, в кристалл, то такого рода конденсацией был Борис Леонидович Пастернак».
Музыкальное творчество Б.Пастернака.
«Соната си минор» (редакция Н.Богословского), «Прелюдия фа-диез минор», «Прелюдия ми-бемоль минор». Две прелюдии написаны в1906г. Первая написана в октябре, вторая в декабре. Теперь эти прелюдии играют в России и за её пределами.
***
Рояль дрожащий пену с губ оближет.
Тебя сорвёт, подкосит этот бред.
Ты скажешь:- Милый!- Нет,- вскричу я, - нет!
При музыке?!- Но можно ли быть ближе,
Чем в полутьме, аккорды, как дневник…
***
Так начинают. Года в два От мамки рвутся в тьму мелодий,
Щебечут, свищут, - а слова Являются о третьем годе.
Так начинают жить стихом…
Пробуждённый музыкой!
Литература
1.Асафьев Б. «Речевая интонация». М.-Л.: Музыка, 1965г.
2.Исенко А.И. «Школа игры на фортепиано». Москва «Форум» 2007г.