ИЗО- как необходимый учебный предмет в становлении всесторонне развитой личности обучающихся
ИЗО- как необходимый учебный предмет в становлении всесторонне развитой личности обучающихся
Изобразительную деятельность можно назвать самым массовым увлечением детей любого возраста. Практически все дети проявляют не только склонности, но и способности к изобразительному искусству, при благоприятных условиях эти способности могут успешно развиваться и совершенствоваться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИЗО- как необходимый учебный предмет в становлении всесторонне развитой личности обучающихся»
Покровский Николай Борисович,
ЗАО «Гуманитарый фонд»
генеральный директор.
Скрылова Маргарита Григорьевна
Народный художественный университет,
Преподаватель по предмету
«Академический рисунок».
Санкт-Петербург.
Об острой необходимости изобразительного искусствав программе средней школы
Вопрос о роли предмета изобразительного искусства в программе средней школы, на наш взгляд, необходимо рассматривать с двух основных позиций. Первая – задачи формирования личности. Вторая – исторические перспективы (не только ближайшие, но отдаленные) российского общества и государства. В отрыве от этих вопросов профессионально обсуждать задачи образования невозможно.
Убедительную и достаточно обоснованную версию формирования личности дает Теория отстранения, разработанная специалистами ЗАО «Гуманитарный фонд». В работе [1] показано, что гармоничное и наиболее продуктивное развитие личности обеспечивается сбалансированным развитием экстравертного и интровертного типа мышления. В развитии первого решающую роль играет изобразительное искусство.
В работе [2] приведен математический метод определения того влияния, которое оказывают стереотипы этики и эстетики в обществе на экономическую эффективность общества, т.е. на объем ВВП. Показано, что примерно 50% ВВП определяется этими стереотипами. Но именно изобразительное искусство является одним из наиболее эффективных средств для развития эстетических представлений человека. Его этические позиции также существенно зависят от уровня этих представлений. Таким образом, имеются основания связывать преподавание изобразительного искусства с весьма прагматичными вопросами жизни человека в обществе.
А какой представляется сегодня жизнь самого российского общества? В работах ЗАО «Гуманитарный фонд» [3] и [4] приведены веские аргументы для обоснования исключительной роли России в мировой истории. Доказывается, что не только феноменальное развитие экономики, но уникальная культура России выведут ее в мировые лидеры. При этом, именно культура России сможет дать мировой цивилизации необходимые алгоритмы позитивного развития. Именно на такую перспективу страны и должно ориентироваться сегодня российское образование, как среднее общеобразовательное, так и высшее специальное.
Без связи с исторической перспективой страны все решения в области образования будут сиюминутные. Авторы таких решения неизбежно останутся в рамках мышления «временщиков». Волюнтаризм и конъюнктурность тогда получат доминирующее положение, что естественно ослабит и позиции государства и повлечет к не оправданной растрате значительных средств.
Огромным пробелом в организации жизни общества практически во всех цивилизованных странах является отсутствия восприятия того интеллектуального и духовного опыта, который сосредоточен в произведениях изобразительного искусства. Без специальных знаний и навыков их действительное содержание остается недоступным для большинства людей. Люди лишены возможности вести свободный и глубоко личный диалог с гигантами мысли и носителями высокоорганизованного переживания природы вещей. О, если бы в России удалось преодолеть эту оторванность от опыта цивилизаций! Тогда бы она стала сияющей звездой современной цивилизации, способной вести весь мир к новому состоянию, успешно решающему грядущие проблемы выживания.
Сегодня это пока вполне реальное, но предположение. Абсолютно реальна серьезная обеспокоенность современным состоянием нашего школьного образования. Нельзя не отметить два важных обстоятельства, которые вызывают особую тревогу.
Первое, на наш взгляд, это то, что по вопросам развития образования в административной среде получило преобладающее значение ориентация на западные технологии. При этом, нет достаточно полного анализа, как эти технологии связаны с негативными сторонами, как в жизни отдельного человека, так и в жизни общества. Нет также анализа того, какая разница в использовании этих технологий в достаточно стабильном обществе и в быстро развивающемся, как Россия сегодня. Россия иногда оказывалась в положении менее развитой страны, чем Запад. И это порождало не всегда обоснованное преклонение перед Западом. Такую склонность за собой нам полезно все время помнить.
Вторым тревожным обстоятельством является недостаточная открытость системы образования для общества. Процесс зарождения и принятия важных решений не всегда достаточно доступен даже для специалистов. Об обществе в широком плане уже не говорим. Стоящие сегодня перед российским образованием задачи требуют широкого сотрудничества, причем не только с педагогами – практиками, но и со специалистами в разных областях знаний.
Блестящие перспективы России, ее богатейшая культура не могут не вызывать у гражданина – специалиста горячего желания внести свой посильный вклад в жизнь Отечества. В вопросах становления российского образования, в частности в вопросах преподавания изобразительного искусства, нам представляется актуальным начать широкое профессиональное и всестороннее обсуждение и изучение роли и значение этой дисциплины. К такому обсуждению мы и хотим пригласить заинтересованных специалистов.
Литература
1. Как я мыслю, так и существую. Личность и Культура, № 2, 2000г.
2. От этики к экономике. Личность и Культура, № 3-4, 2001г.
3. Теория развития России до 2015 – 2020г.г. Там же.
4. К теории общественных структур ( Россия ). Там же.