Просмотр содержимого документа
«Искусство возрождения»
Рабочая программа дисциплины "История изобразительного искусства" для специальности 43.02.02. Парикмахерское искусство материал для подготовки к егэ (гиа) на тему
Рабочая программа и ФОСы по учебной дисциплине "История изобразительного искусства" по специальности 43.02.02 "Парикмахерское искусство" направлены на подготовку студента к итоговой аттестации.
Скачать:
ФОС учебной дисциплины "История изобразительного искусства" для специальности 43.02.02. Парикмахерское искусство
199 КБ
fos_istoriya_izobrazitelnogo_iskusstva.docx
57.52 КБ
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ТЕХНИКУМ СЕРВИСА И ТУРИЗМА №29»
(ГБПОУ ТСиТ № 29)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 02. История изобразительного искусства
для специальности 43.02.02. Парикмахерское искусство
Москва
2018
Одобрено
Цикловой комиссией по укрупненной группе
специальностей 43.00.00. Сервиса и туризма
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 43.02.02. Парикмахерское искусство
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
17
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
19
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованадля:
- дополнительного профессионального образования при наличии основного общего, (полного) общего образования по профессии Парикмахер.
- повышения квалификации и переподготовки работников сферы обслуживания и индустрии красоты при наличии начального профессионального или высшего профессионального образования другого профиля.
- профессиональной подготовки 16437 Парикмахер.
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ:
Дисциплина История изобразительного искусства входит в профессиональный цикл, как общепрофессиональная дисциплина и
направлена на освоение следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 2.2. Разрабатывать форму прически с учетом индивидуальных особенностей потребителя.
ПК 2.3. Выполнять прически различного назначения (повседневные, вечерние, для торжественных случаев) с учетом моды.
ПК 3.1. Внедрять новые технологии и тенденции моды.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать исторические особенности эпохи, произведения изобразительного искусства, его стилевые и жанровые особенности;
- ориентироваться в различных направлениях зарубежного и русского изобразительного искусства;
- применять материал по истории изобразительного искусства в профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основы искусствоведения;
- историю изобразительного искусства в контексте развития мировой и русской культуры;
- характерные стилевые и жанровые особенности произведений изобразительного искусства различных эпох и культур;
- первоисточники искусствоведческой литературы;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
153
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
102
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
-
контрольные работы
-
курсовая работа (проект)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
51
в том числе:
- индивидуальное творческое задание, проект с подготовкой презентации
- подбор, систематизация иллюстративного материала для оформления тематических папок;
- подготовка докладов, сообщений, рефератов
- работа с учебной и справочной литературой, интернет- ресурсами.
6
12
8
25
Промежуточная аттестация в форме Зачет
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «История изобразительного искусства»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
Введение
Цели и задачи учебной дисциплины "История изобразительного искусства", ее содержание, связь с другими дисциплинами профессиональной образовательной программы.
Функции искусства в обществе. Основные выразительные средства изобразительного искусства. Виды, техника и жанры изобразительного искусства.
2
2
Раздел 1. Искусство Древнего мира
Содержание учебного материала
12
Тема 1.1 Искусство Древнего Египта
Тема 1.2 Искусство государств Месопотамии
Условия формирования, характерные черты и особенности искусства Древнего Египта. Периодизация искусства Древнего Египта:
Искусство Древнего царства.Египетская классика. Архитектурные ансамбли некрополей. Типы гробниц и храмов, внутренний декор.
Искусство Среднего царства. Поздняя египетская классика. Новые стилевые черты культового и мемориального зодчества.
Искусство Нового царства. «Имперский стиль». Специфика архитектуры.
Заупокойный храм царицы Хатшепсут, Карнакский и Луксорский храмовые комплексы.
Черты реализма в вавилоно-ассирийском искусстве. Новые направления в архитектуре и художественном оформлении монументальных строений. Исторические памятники Древней Месопотамии.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
-Реферат на тему: « Храмовые комплексы в Фивах».
-подбор, систематизация иллюстративного материала для оформления тематической папки «Искусство Древнего Египта»
-работа с учебной и справочной литературой, интернет- ресурсами.
-подбор, систематизация иллюстративного материала для оформления тематической папки «Скульптура и живопись государств Месопотамии»
- работа с учебной и справочной литературой, интернет- ресурсами, учебное пособие № 1
4
Раздел 2. Античное искусство
Содержание учебного материала
10
Тема 2.1 Искусство Древней Греции
Тема 2.2 Искусство Древнего Рима
Мировоззренческие основы, характеристика, особенности античной культуры. Эстетический канон. Периодизация искусства.
Архаический период. Возникновение основных видов и форм греческого искусства. Классификация типов храмов. Ордерная система: дорический, ионический, коринфский ордера.. Особенности архаической скульптуры и скульптурного декора.
Классический период. Архитектурные шедевры: ансамбль святилища Зевса в Олимпии, Афинский акрополь, Парфенон. Творчество скульпторов Мирона, Фидия. Вазопись – особый вид изобразительного искусства Древней Греции. Эллинизм, его своеобразие. Архитектурные ансамбли эллинистического стиля: Пергамский алтарь Зевса, Фаросский маяк. Шедевры скульптурой пластики.
Социально-культурное и историческое своеобразие Древнего Рима.
Периодизация искусства.
Искусство республики. Основные типы римской архитектуры. Римский форум. Скульптурный портрет, его значение для развития западноевропейского портретного искусства.
Искусство империи. Архитектурные ансамбли: Амфитеатр Флавиев (Колизей), Пантеон, форумы, термы, триумфальные арки. Особенности скульптурной круглой пластики и исторического рельефа.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
подготовка презентации на тему: Искусство Древней Греции в период Эллинизма.
- подбор, систематизация иллюстративного материала для оформления тематической папки «Искусство Древней Греции»
- подготовка реферата «Мифологические представления Древних Греков»
- работа с учебной и справочной литературой, интернет- ресурсами. .( см. список литературы)
- подбор, систематизация иллюстративного материала для оформления тематической папки «Искусство Древнего Рима»
- работа с учебной и справочной литературой, интернет ресурсами.( см. список литературы)
4
Раздел 3. Европейское искусство средних веков
Содержание учебного материала
8
Тема 3.1 Искусство Византии
Тема 3.2 Искусство средних веков Западной Европы
Роль христианства в становлении и развитии византийского искусства. Основные черты византийского художественного стиля.
Новые типы храмового зодчества (базиликальный, крестово-купольный, центрический) Значение и место иконостаса в византийских храмах. Собор святой Софии, храмы Равенны.
Влияние исторических особенностей европейских стран на культуру и искусство. Этапы развития средневекового искусства.
Дороманское искусство. Особенности архитектуры базиликального храма. Развитие прикладного и ювелирного искусства.. Искусство «Каролингского Возрождения».
Романское искусство Романская архитектура: основные типы сооружений, феодальные замки и монастырские ансамбли Франции, Германии. Техники витражной росписи романских храмов. Скульптурный и каменный декор. Декоративно-прикладное искусство.
Готическое искусство. Особенности архитектуры готического стиля: каркасная система зданий, стрельчатые арки, витражи. Памятники готической архитектуры: Собор Парижской Богоматери, Реймский, Кельнский, Руанский кафедральные соборы.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
- подбор, систематизация иллюстративного материала для оформления тематической папки
- работа с учебной и справочной литературой, интернет- ресурсами ( см. список литературы
- подготовка презентации на тему: Особенности Готической архитектуры
- подбор, систематизация иллюстративного материала для оформления тематических папок
- работа с учебной и справочной литературой, интернет- ресурсами.( см. список литературы)
6
Раздел 4. Искусство эпохи Возрождения
Содержание учебного материала
6
Тема 4.1 Искусство итальянского Возрождения
Тема 4.2 Искусство эпохи Возрождения в Северной Европе
Эстетика, принципы, идеалы культуры итальянского Возрождения. Периодизация искусства. Проторенессанс. Принципы искусства нового типа и художественные реформы Джотто ди Бондоне.
Раннее Возрождение. Утверждение реализма, многообразие художественных школ. Новаторские приемы в использовании античной ордерной системы. Творения Ф.Брунеллески. Творчество скульптора Донателло. Рассвет искусства фрески, произведения Мазаччо, А. Боттичелли.
Высокое Возрождение. Основные ценности в искусстве. Скульптурные и живописные произведения Высокого Ренессанса. Шедевры Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана.
Подснее Возрождение. Кризис ренисанской культуры. Особенности венецианской декоративно-прикладной живописи Веронезе, Тинторетто. Маньеризм Пармиджанино.
Отличия Северного Возрождения от итальянского Ренессанса. Основные направления и стилевые особенности искусства Нидерландов, Германии, Франции, Испании.. Гентский алтарь Ян ван Эйка. Особенности художественного творчества Питера Брейгеля Старшего, Босха, Дюрера, Фуке, Эль Греко. Декоративно-прикладное и ювелирное искусство, кружевоплетение
2
Самостоятельная работа обучающихся:
- подбор, систематизация иллюстративного материала для оформления тематической папки.
- подготовка доклада на тему: Изобразительное искусство Италии – последняя четверть ХV – начало ХVI столетия.
- подбор, систематизация иллюстративного материала для оформления тематической папки; - работа с учебной и справочной литературой, интернет- ресурсами. ( см. список литературы)
4
Раздел 5. Западноевропейское искусство XVII-XVIII вв.
Содержание учебного материала
10
Тема 5.1 Искусство барокко
Тема 5.2 Искусство классицизма
Тема 5.3 Внестилевая форма творчества Караваджо, Рембрандта Веласкеса,
Тема 5.4 Стиль "рококо" в искусстве Франции
Тема 5.5 Архитектура и изобразительное искусство эпохи Просвещения
Возникновение в Италии нового стиля – барокко; эстетические признаки и черты. Архитектурные ансамбли зодчих: Л. Бернини, Ф. Барромини, Собор Св. Петра (Ватикан. Живопись и скульптура итальянского барокко. Фламанская живопись XVII в.. Творчество П. Рубенса.. Стиль барокко в декоративно-прикладном искусстве.
Возникновение и основные этапы развития классицизма во Франции. . «Большой стиль Людовика XIV». Дворцово-парковый ансамбль Версаля. Художественные принципы классической живописи. Творческий метод Н. Пуссена .
Революционные преобразования изобразительного искусства в живописи М. Караваджо. Живописная манера и эстетические взгляды Рембрандта. Эволюция творчества испанского художника Д. Веласкеса.
Стиль рококо.Синтетическое единство живописи, скульптуры, архитектуры. А. Ватто. Ф. Буше – основные темы его творчества. Скульптура М. Фальконе. Интимная лирика малых пластических форм.
Просветительские идеи в архитектуре и живописи неоклассицизма. Классический тип симметричной крестово-купольной базилики. Творчество архитекторов Ж. Суффло, Ж. Габриэляа.. Стиль "Ампир", характерные черты.
3
Самостоятельная работа обучающихся:
- подбор, систематизация иллюстративного материала для оформления тематических папок; подготовка реферата на тему: Архитектура стиля Барокко в Италии
- работа с учебной и справочной литературой, интернет- ресурсами. .( см. список литературы)
; подготовка реферата на тему: Жизнь и творчество Рембранта ван Рейна
- подготовить доклад на тему:Декор помещений, новый тип орнамента. Возникновение нового жанра камерно-декоративной живописи (пастораль).
- подготовить доклад на тему: Сентиментализм - крупнейшее течение в европейской живописи. Ж. Грез, особенности его творчеств
5
Раздел 6. Европейское искусство конца XVIII - XX вв.
Содержание учебного материала
12
Тема 6.1 Романтизм и критический реализм
Тема 6.2 Импрессионизм и постимпрессионизм
Тема 6.3 Художественный стиль модерн
Тема 6.4 Авангардное искусство XX в.
Романтика средневековья и ее влияние на европейское искусство. Романтизм как стиль в искусстве европейских стран. Английская пейзажная живопись Т. Гейнсборо, У. Тернера, Д. Констебла. Романтическая живопись во Франции. Э.Делакруа. Г.Курбе - ключевая фигура в реалистическом искусстве Франции. Аллегорические приемы живописи Ф.Гойи.
Смысл термина "Импрессионизм". Особенности живописного метода, принципы, программа, техника импрессионистов. Э.Мане, К. Моне и О. Ренуар. Э. Дега. Скульптор О. Роден.
Постимпрессионизм и его представители: П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген, Ж. Сера, А. Тулуз-Лотрек.
Понятие "модерн". Главные критерии красоты. У. Моррис - первый художник – дизайнер. Искусство "ар нуво". Флориальный стиль. Оформление интерьеров, мебели, посуды. Г. Климт, Л.Тиффани. Основные направления в архитектуре модерна.
Основные художественные течения авангардизма: фовизм, экспрессионизм, футуризм, кубизм, сюрреализм, конструктивизм. Творчество художников А.Матисса, В. Кандинского, К. Малевича, П. Пикассо, С. Дали.
Архитектура и прикладное искусство стиля «ар деко».
2
Самостоятельная работа обучающихся:
-Подготовить доклад на тему: Британский музей в Лондоне.
- написать реферат на тему: Общие черты мировоззрения художников – романтиков (культ страстей, интерес к фольклору, тяга к прошлому) в художественной культуре различных национальных школ.
- работа с учебной и справочной литературой, интернет- ресурсами и( см. список литературы)
- подготовить реферат на тему: Стиль модерн в основных национальных художественных школах, в графике и прикладном искусстве европейских художников.
- подбор, систематизация иллюстративного материала для оформления тематических папок
- работа с учебной и справочной литературой, интернет- ресурсами.
- подбор, систематизация иллюстративного материала для оформления тематических папок
- работа с учебной и справочной литературой, интернет- ресурсами.( см. список литературы)
6
Раздел 7. Искусство стран Востока, Америки и Африки
Содержание учебного материала
6
Тема 7.1 Особенности искусства Индии, Китая, Японии
Основные периоды в развитии искусства стран Востока. Влияние социальных условий, исторических событий, национальных традиций, мифологии и религии на изобразительное искусство. Основные периоды развития изобразительного искусства стран Индии, Китая, Японии. Архитектура: культовые памятники стран Востока. Живопись, декоративно-прикладное искусство и их особенности. Скульптура: каменные и бронзовые изображения божеств, росписи древних храмов. Декоративно-пейзажная живопись, портреты.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
- подготовка рефератов: Особенности изобразительного искусства Японии и Китая.
2
Раздел 8. Искусство Древней Руси
Содержание учебного материала
12
Тема 8.1 Искусство Киевской Руси
Тема 8.2 Искусство Руси в период феодальной раздробленности
Содержание учебного материала:
Исторические центры древнерусского искусства. Особенности развития изобразительного искусства Киевской Руси.
Первые деревянные храмы Руси. Софийский собор в Киеве. Мозаики и фрески, правила иконографии, византийские традиции иконописи. Киевская школа иконописи.
- подбор, систематизация иллюстративного материала для оформления тематических папок
- работа с учебной и справочной литературой, интернет- ресурсами ( см. список литературы)
Типы храмового зодчества в период феодальной раздробленности: земельные и придворно-княжеские соборы. Церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитриевский соборы Владимира. Новгородская и Псковская школы архитектуры и иконописи. Главные культовые постройки и их особенности.
3
Тема 8.3 Живопись Ф.Грека и А. Рублева. Формирование иконостаса
Тема 8.4 Московское зодчество и живопись XV – XVII вв.
Характерные черты художественной манеры Ф. Грека Фрески "Спас Пантократор", "Троица". Расцвет иконописи в начале XV в.Творчество А. Рублева. Иконы "Спас", "Троица", фрески Успенского собора Владимира. Принципы формирования иконостаса.
Доминирующие тенденции в Московской архитектуре. Соборная площадь дворцового комплекса Кремля. Архитектурные, композиционные и декоративные приемы при строительстве шатровых храмов. Архитекторы Постник, Барма.. Отличительные черты живописи XVI в.
Архитектурные стили «нарышкинское» и «голицынское» барокко. Иконопись С. Ушакова.
3
Самостоятельная работа обучающихся:
- подбор, систематизация иллюстративного материала для оформления тематических папок
- работа с учебной и справочной литературой, интернет- ресурсами. .( см. список литературы)
- написание реферата на тему:Творчество иконописца Дионисия
8
Раздел 9. Русское искусство XVIII века
Содержание учебного материала
8
Тема 9.1 Петровское барокко
Тема 9.2 Елизаветинское рококо
Тема 9.3 Искусство России второй половины
XVIII в.
Характерные черты и особенности русского барокко. Творчество Д. Трезини. Дворцово-парковые ансамбли Петергофа и Царского Села.
Развитие новых областей изобразительного искусства: портретной живописи, гравюры, миниатюры на эмали.
Градостроительные проекты П. Еропкина в Петербурге. Характерные черты стиля «монументальное рококо». Зимний дворец – вершина творчества Ф.Растрелли в области светского зодчества.
Особенности стиля "екатерининский классицизм. Классические архитектурные ансамбли Петербурга, его пригородов. Архитектор М.Казаков - создатель архитектурного облика Москвы. Проекты архитектурных ансамблей В. Баженова.
Развитие портретной живописи. Произведения Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского – вершина портретного искусства XVIII в. Пейзажная живопись. Русский пейзажист С. Щедрин.
3
Самостоятельная работа обучающихся:
- подбор, систематизация иллюстративного материала для оформления тематических папок
- работа с учебной и справочной литературой, интернет- ресурсами. .( см. список литературы)
4
Раздел 10. Искусство России XIX века
Содержание учебного материала
10
Тема 10.1 Искусство первой половины XIX в.
Тема 10.2 Изобразительное искусство второй половины
XIX в.
Тема 10.3 Изобразительное искусство России на рубеже веков.
«Золотой век» Русской культуры., творчество архитекторов А. Воронихина, А. Захарова, К. Росси. Казанский, Исаакиевский соборы. Характерные черты русского «Ампира». Ансамбль дворцовой площади. Творчество О. Бове.
Мемориальная пластика – новый вид русского искусства. Художники-романтики О. Кипренский. К. Брюллов, А. Венецианов. Работы А. Иванова. П. Федотов.
Реалистическая живопись второй половины XIX в. Товарищество передвижных художественных выставок.
Картины: И. Репина, К. Савицкого, Г. Мясоедова, В. Маяковского. Картины - эпопеи о русском народе и русской действительности (И. Репин). Портреты В.Петрова, И.Крамского, И.Репина. Русская история в картинах В. Сурикова, В. Верещагина. Былинный эпос В. Васнецова. Творчество А. Саврасова, В. Поленова, И. Шишкина, И. Левитана, И.Айвазовского.
Модерн – последний большой стиль в русском изобразительном искусстве. Особенности творчества В. Васнецова, М. Нестерова. Абрамцевский кружок. Творчество С. Коровина и В. Серова: проявление черт раннего русского импрессионизма, русская пленэрная живопись. М. Врубель: символичность образов, переплетение фантастики с реальностью, своеобразие и индивидуальность творчества.
3
Самостоятельная работа обучающихся:
- подготовка презентации на тему: Живописные полотна художников – передвижников.
- подбор, систематизация иллюстративного материала для оформления тематических папок; - работа с учебной и справочной литературой, интернет- ресурсами. .( см. список литературы)
- подбор, систематизация иллюстративного материала для оформления тематических папок
- работа с учебной и справочной литературой, интернет- ресурсами. .( см. список литературы)
6
Раздел 11. Авангардное искусство XX века
Содержание учебного материала
6
Тема 11.1 Зарубежное искусство ХХ века
Тема 11.2 Искусство России ХХ в.
Развитие стиля модерн в Бельгии, Великобритании, США, рационализм и функционализм во Франции. Космополитическая универсальная концепция архитектуры. Урбанистическая теория строительства.
Творчество скульптора О. Родена и его учеников. Модернистические течения: кубизм, конструктивизм, сюрреализм. Мемориальная скульптура. Авангардизм в творчестве П. Пикассо. Декоративно-прикладное искусство: художественное стекло, дизайн мебели, осветительных приборов.
Особенности русского модерна (Ф. Шехтель). Творческие объединения и группировки ("Мир искусства", "Голубая роза", "Бубновый валет"). Творчество А. Щусева.
План реконструкции Москвы, строительство Московского метрополитена, ВСХВ. Темы Родины и патриотизма в скульптуре. Произведения Н. Томского, С. Меркулова, В. Мухиной. Мемориальные сооружения Е. Вучетича. Садово-парковая и декоративная скульптура в градостроительных композициях. Основные направления развития живописи. Жанровая живопись о жизни советских людей. С. Герасимов.
3
Самостоятельная работа обучающихся:
- подбор, систематизация иллюстративного материала для оформления тематических папок
- работа с учебной и справочной литературой, интернет- ресурсами. ( см. список литературы)
- подготовить доклад на тему: Искусство Поп-арта: раскрытие эстетической ценности массовой продукции, языка средств массовой коммуникации.
2
Итого
153
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины предусмотрена в учебном кабинете гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
-компьютеры с лицензионным программным обеспечением для оснащения рабочего места преподавателя и обучающихся;
- технические устройства для отображения видеоинформации;
- аудиовизуальные средства обучения;
-принтер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
Учебники, учебные пособия:
1.Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура: учеб. пособие для студ. обр. учреждений СПО, - 6-изд., – М.: Академия, 2009. – 544 с.
2.Сокольникова, Н.М., Крейн, В.Н. История стиля в искусстве: учеб. пособие для студ. обр. учреждений СПО. - М.: Гардарики, 2009. – 395 с.
Дополнительные источники
Учебники, учебные пособия, справочная литература:
Атлас мировой живописи XI-XX века.– М.: Олма-Пресс, 2004. – 358 с.
Балакина Т.Н. Мировая художественная культура. Учебное пособие. Серия "Новое в образовании". – М.: Издательский книготорговый центр АЗ, 2006.
Балакина Т.Н. История русской культуры. / Серия "Новое в образовании". – М.: Издательский книготорговый центр АЗ, 1996.
Васильевская Л.Ю., Зарецкая Д.М.Мировая художественная культура. Учебное пособие. – М.: Издательский книготорговый центр АЗ, 2008.
Власова Р.И. История русского искусства. – М.: Изобразительное искусство, 1997.
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1998.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Искусство, 2005. Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Хрестоматия по мировой художественной культуре. – М.: Издательский книготорговый центр АЗ, 2007.
Искусство Западной Европы XVII – XX веков. – М.: Просвещение, 1998.
Ильина Т.В. История зарубежного искусства. – М.: 2007.
Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М.:
Коптерева Г.П. Искусство Древнего Востока. – М.: Детская литература, 1999.
История изобразительного искусства. / Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мильцевой. – М.: Издательский книготорговый центр АЗ, 1995. 2007.
Энциклопедия по истории изобразительного искусства. – М.: 2008.
Интернет-ресурсы
Информационный портал Музеи мира (Электронный ресурс). – Режим доступа: www.museum.ru.
Онлайн Энциклопедия Кругосвет. (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru.
Государственный Эрмитаж – Санкт-Петербург, Россия (Электронный ресурс). – Режим доступа: www.hermitagemuseum.org.
Государственный Русский музей - Санкт-Петербург, Россия (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://rusmuseum.ru/.
Государственная Третьяковская галерея – Москва, Россия (Электронный ресурс). – Режим доступа: www.treyakovgallery.ru.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. – Москва, Россия. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.museum.ru/gmii/.
Лувр-Париж, Франция. (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.parismuseum.ru/.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США, (Электронный ресурс). - Режим доступа: www.metmuseum.org.
Национальный художественный музей Прадо. – Мадрид, Испания. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.museodelprado.es/en.
Дрезденская картинная галерея. – Дрезден, Германия. (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.dresdengallery.com/.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных творческих заданий, сообщений и докладов.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Коды формируемых профессиональных и общих компетенций
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
- анализировать исторические особенности эпохи, произведения изобразительного искусства, его стилевые и жанровые особенности;
- ориентироваться в различных направлениях зарубежного и русского изобразительного искусства;
- применять материал по истории изобразительного искусства в профессиональной деятельности;
ОК 1.
ОК 4.
ОК 6.
ОК 8.
ОК 9.
ПК 2.2.
ПК 2.3.
ПК 3.1.
- оценка результатов выполнения индивидуального творческого задания или проекта
- защита рефератов (компьютерной презентации)
- оценка результатов подготовки докладов и сообщений
- проверка тематических папок
- оценка результатов выполнения индивидуального творческого задания или проекта
Знания:
- основы искусствоведения;
- историю изобразительного искусства в контексте развития мировой и русской культуры;
- характерные стилевые и жанровые особенности произведений изобразительного искусства различных эпох и культур;
- первоисточники искусствоведческой литературы;
ОК 1.
ОК 4.
ОК 6.
ОК 8.
ОК 9.
ПК 2.2.
ПК 2.3.
ПК 3.1.
- тестовый контроль
- оценка результатов выполнения контрольной работы
- защита рефератов (компьютерной презентации)
- оценка результатов подготовки докладов и сообщений
- оценка результатов выполнения индивидуального творческого задания или проекта
- оценка результатов подготовки докладов и сообщений
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 43.02.02. Парикмахерское искусство
Протокол № _____
Председатель цикловой комиссии
_____________________ М.Н. Атаманова
Зам. Директора по учебно-производственной работе
__________________ И.Б.Селиванова
Автор: Рябушкина М.Ю., преподаватель ГБПОУ «Техникума сервиса и
туризма № 29»
ПАСПОРТ
ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебной дисциплине
ОП 02. История изобразительного искусства
наименование дисциплины
__43.02.02. Парикмахерское искусство _
код, наименование специальности
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
ПК, ОК
Наименование разделов
Уровень освоения темы
Наименование
контрольно-оценочного средства
Текущий контроль
Промежуточная аттестация
1
2
3
4
5
6
знать:
- классификацию и виды изобразительного искусства;
- историю изобразительного искусства в контексте развития мировой и русской культуры
уметь:
- анализировать исторические особенности эпохи, произведения изобразительного искусства, его стилевые и жанровые особенности
ОК 1.
ОК 4.
ОК 6.
ОК 8.
ОК 9.
ПК 2.2.
ПК 2.3.
ПК 3.1
Введение
1
Устный опрос по вопросам:
1-10
Задание 1
Зачет
Раздел 1
Искусство Древнего мира
2
Устный опрос по вопросам:
11-19
реферат
знать:
- классификацию и виды изобразительного искусства;
- историю изобразительного искусства в контексте развития мировой и русской культуры;
- характерные стилевые и жанровые особенности произведений изобразительного искусства различных эпох и культур.
уметь:
- анализировать исторические особенности эпохи, произведения изобразительного искусства, его стилевые и жанровые особенности;
- ориентироваться в различных направлениях зарубежного и русского изобразительного искусства;
- применять материал по истории изобразительного искусства для использования в профессиональной деятельности.
ОК 1 ОК 4
ПК 2.2.
ПК 2.3.
ПК 3.1.
Раздел II
Античное искусство
2
Устный опрос по вопросам:
20-31
Задание 2
реферат
Раздел III
Европейское искусство
средних веков
2
Устный опрос по вопросам:
32-41
Тест 2
Раздел IV
Искусство эпохи Возрождения
2
Устный опрос по вопросам:
42-53
Доклад
ОК1
ОК4
ПК 2.2.
ПК 2.3.
ПК 3.1.
Раздел V
Западноевропейское искусство XVII-XVIII вв.
2
Устный опрос по вопросам:
54-68
Рефераты
Доклады
Тест 3
Раздел VI
Европейское искусство конца XVIII - XX вв.
2
Устный опрос по вопросам:
69-82
Реферат
Задание 3
Тест 1
Раздел VII
Искусство стран Востока, Америки и Африки
2
Устный опрос по вопросам:
83-88
Реферат
Раздел VIII
Искусство Древней Руси
2
Устный опрос по вопросам:
90-105
Реферат
Знать:
- характерные стилевые и жанровые особенности произведений изобразительного искусства различных эпох и культур
Уметь
использовать первоисточников искусствоведческой литературы;
подготавливать устное выступление по истории изобразительного искусства применять материал по истории изобразительного искусства для использования в профессиональной деятельности
ОК 1.
ОК 4.
ОК 6.
ОК 8.
ОК 9.
ПК 2.2.
ПК 2.3.
ПК 3.1
.
Раздел IX
Русское искусство XVIII века
2
Устный опрос по вопросам:
108-118
Раздел X
Искусство России XIX века
2
Устный опрос по вопросам:
119-131
Задание 4
Раздел 11. Авангардное искусство XX века
2
Устный опрос по вопросам:
131-138
Доклад 6
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
по учебной дисциплине
История изобразительного искусства
наименование дисциплины
Введение
Какие виды изобразительного искусства вы знаете
Какие виды были одни из первых
Что такое живопись
Что такое графика
Что такое скульптура
Что такое декоративно-прикладное искусство
Что такое архитектура
Что такое жанр изобразительного искусства
Какие жанры изобразительного искусства вы знаете
Сколько видов пейзажа бывает
Раздел 1 Искусство Древнего мира
Тема 1.1 Искусство Древнего Египта
11. Архитектурные ансамбли некрополей Древнего царства
12. В чем состоит канон изображения фигуры на плоскости в египетском искусстве
13. Каковы основные типы царских гробниц Среднего царства
14. Какие вы знаете архитектурные особенности и внутренний декор многоколонных храмов Среднего царства
15. Каковы основные архитектурные типы храмов Нового царства
16. Какие вы знаете основные мотивы росписей царских гробниц Нового царства
Тема 1.2 Искусство государств Месопотамии
17. Памятные стелы и рельефы в Месопотамии
18. Храмы Месопотамии (история возникновения зиккуратов)
19. Какие культовые сооружения Месопотамии тебе известны. Чему они посвящались
Раздел II Античное искусство
Тема 2.1 Искусство Древней Греции
20. Особенности архитектуры и живописи крито-микенского периода
21. Эволюция скульптурного декора от периода архаики до высокой классики
22. Основные стили классического искусства Древней Греции
23. Архитектурные сооружения и скульптура поздней классики в Афинах
24. Основные типы греческих ваз. Сюжеты росписей
Тема 2.2 Искусство Древнего Рима
25. Охарактеризуйте основные памятники республиканского периода
26. Классицизм в искусстве в эпоху правления Октавиана Августа
27. Основные черты помпейского стиля в живописи
28. Архитектурные сооружения, созданные при императоре Адриане
29. Каковы особенности скульптурной пластики и исторического рельефа в искусстве поздней империи
30. Какие вы знаете архитектурные памятники Константинополя
31. Каковы внешний вид и внутренний декор первых христианских храмов
Раздел III
Европейское искусство
средних веков
Тема 3.1 Искусство Византии
32. Перечислите основные черты византийского художественного стиля времени правления Юстиниана Великого
33. Каковы основные достижения византийского искусства в период «македонского возрождения»
34. Раскройте символический смысл организации внутреннего пространства храма во времена правления династии Комнинов
35. Объясните значение и место иконостаса в убранстве храма
36. Перечислите иконы, наиболее часто включаемые в праздничный ряд иконостаса византийских храмов
Тема 3.2 Искусство средних веков Западной Европы
37. Основные направления развития дороманского искусства
38. Отличительные особенности романского стиля
39. Сюжеты скульптурного декора романского храма
40. Архитектурные сооружения романского стиля в странах Западной Европы
41. Архитектура и скульптурное убранство готических соборов
Раздел IV
Искусство эпохи Возрождения
Тема 4.1 Искусство итальянского Возрождения
42. Особенности готического стиля в Италии
43. Какие направления существуют в изобразительном искусстве треченто
44. Что нового внес в архитектуру Филиппо Брунеллески
45. Какие вы знаете направления в изобразительном искусстве флорентийского кватроченто
46. Роль ренессансной программы для изобразительного искусства итальянского Возрождения
Тема 4.2 Искусство эпохи Возрождения в Северной
Европе
47. Чем отличается культура Северного Возрождения от итальянского Ренессанса
48. Ренессанс в Нидерландах (Ян ван Эйк, И.Босх, П.Брейгель)
49. Возрождение в Германии (А.Дюрер, Г.Гольбейн Младший)
5. Общие черты мировоззрения художников – романтиков (культ страстей, интерес к фольклору, тяга к прошлому) в художественной культуре различных национальных школ.
6. Стиль модерн в основных национальных художественных школах, в графике и прикладном искусстве европейских художников.
7. Творчество иконописца Дионисия
8. Особенности изобразительного искусства Америки
Доклады
1. Изобразительное искусство Италии – последняя четверть ХV – начало ХVI столетия.
2. Декор помещений, новый тип орнамента. Возникновение нового жанра камерно-декоративной живописи (пастораль). Стиль рококо.
3. Сентиментализм - крупнейшее течение в европейской живописи. Ж. Грез, особенности его творчеств
4. Британский музей в Лондоне.
5. Живописные полотна художников – передвижников.
6. Искусство Поп-арта: раскрытие эстетической ценности массовой продукции, языка средств массовой коммуникации
Задания:
1. Заполнить таблицу. По имеющимся характеристикам определить виды изобразительного искусства
Характеристика видов изобразительного искусства
Виды изобразительного искусства
вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную, трёхмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов
Скульптура
вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др)
Графика
вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность
Живопись
создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту
Декоративно-прикладное искусство
искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (а также их комплексы), создающие материально организованную среду.
Архитектура
Время выполнения - 5 минут Критерии оценки: 5 из 5 - «5», 4 из 5 – «4», 3 из 5 – «3» меньше 3 ответов оценка «2»
2. Заполнить таблицу. Определить, кому из скульпторов Древней Греции принадлежат произведения: Дискобол; Дорифор; Апполон Бельведерский;Афродита Книдская; Геракл.
Скульптор
Произведение
Леохар
Апполон Бельведерский
Пракситель
Афродита Книдская
Лиссип
Геракл.
Поликлет
Дорифор
Мирон
Дискобол
Время выполнения - 10 минут Критерии оценки: 5 из 5 - «5», 4 из 5 – «4», 2-3 из 5 – «3» меньше 2 ответов оценка «2»
3. Заполнить таблицу. Определить авторов картин, выполненных в стиле импрессионизма и постимпрессионизма, и вписать в таблицу имена художников
Наименование картины
Художник
Восход солнца. Впечатление
К. Моне
Звезда, или танцовщица на сцене
Э. Дега
Портрет актрисы Жанны Самари
П. Ренуар
Завтрак в мастерской
Э. Мане
«Натюрморт с луком»
П. Сезанн
Подсолнухи
Ван Гог
Женщина держащая плод
П. Гоген
Время выполнения - 10 минут Критерии оценки: 7 из 7 - «5», 4-6 из 7 – «4», 2-3 из 7 – «3» меньше 2 ответов оценка «2»
4. Заполнить таблицу. И. Репин, , В. Серов, М. Нестеров, И. Крамской, В. Васнецов, И.Левитан, А.Саврасов, И.Шишкин, Е. Поленов, В.Суриков. Кто из перечисленных художников передвижников написал следующие картины?
Наименование картины
Художник
Боярыня Морозова
В.Суриков
Бурлаки на Волге
И. Репин
Тихая обитель
И.Левитан
Грачи прилетели
А.Саврасов
Девочка с персиками
В. Серов
Видение отроку Варфоломею
М. Нестеров
Неизвестная
И. Крамской
Витязь на распутье
В. Васнецов
Рожь
И.Шишкин
Золотая осень
Е. Поленов
Время выполнения - 10 минут Критерии оценки: 8-10 из 10 - «5», 5-7 из 10 – «4», 3-4 из 10 – «3» меньше 2 ответов оценка «2»
1. Тест по теме: «Стиль рококо в искусстве Франции»
Дисциплина: «История изобразительного искусства»
Преподаватель: Рябушкина М.Ю.
1. Важным новым началом в искусстве 18 века было появление течений, не имевших собственной ____________ ____________ – ордера и не испытывавших потребности в ее создании.
2. Первым безордерным стилем европейского искусства за многие века стал стиль _________________, возникший во Франции.
3. Рококо возникло как стиль ______________, стиль аристократических гостиных и будуаров.
4. Один из самых ярких художников Франции 18 века, Антуан Ватто (1684-1721), вошел в историю живописи как мастер «_____________________________».
5. Ватто создал и новый тип орнамента - с сюжетной сценой в центре и сплошным кружевом вокруг, предвосхитивший стиль ___________________.
6. Центром формирования рококо был не дворцовый парадный интерьер, а салон частного дома, __________ ________________, где тон задавали женщины, которые сделали свою повседневную жизнь искусством.
7. Женственность стала главным критерием красоты. А главной заботой изобразительного искусства - ______________ ________________. Взамен классических колонн, ________________ и _______________ появились настенные панно, плафоны и «десюдепорты» - декоративные композиции над дверными и оконными проемами.
8. Ведущим живописцем рококо был Франсуа Буше (1703-1770), придворный художник Людовика 15. Главной темой живописных полотен Буше являются традиционные для 18 века изображения ______________ и __________________ (пастораль), мифологических персонажей, развлекающегося общества.
9. Среди скульпторов первое место в искусстве рококо принадлежит Этьену Морису Фальконе (1716-1791). Его «_____________________» стал предметом всеобщего восторга, а копии из _______________ сделали из него популярнейшую во Франции скульптуру.
10. Рококо явилось прежде всего поиском новых путей после долгих лет застоя последней трети 17 века и начала 18 в. Мода на восточное в стиле рококо открыла путь идеям ___________________, которые могли высказываться в завуалированной форме аллегорий и иносказаний.
Ответ к тесту по теме: «Стиль рококо в искусстве Франции»
1. стилистической формы
2. рококо
3. камерный
4. «галантных празднеств».
5. рокайль
6. аристократическая гостиная
7. декор помещений; пилястров и капителей
8. пастухов и пастушек
9. «Грозящий амур» , бисквита
10. Просвещения
2. Тест по дисциплине
«История изобразительного искусства»
Тема: ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
Преподаватель: Рябушкина М.Ю.
1. Родиной готического стиля считается __________________, а его основой – церковное ____________________.
2. Для облегчения сводов храма и уменьшения нагрузки на стены в обходе и капеллах строители возродили каркасные арки - ________________.
3. Поскольку в готическом культовом зодчестве сохранилась базиликальная форма здания, где средний неф возвышался над боковыми, использовали специальную соединительную арку - ________________, которую перебрасывали от пяты свода главного нефа на контрфорс бокового.
4. Боязнь пустот стала характерной чертой готических рельефов. Тимпаны богато декорировали, как и в романских храмах, но в отличие от романской малой пластики в готике произошел переход от барельефа к _______________________.
5. Нововведением готической скульптуры явилась капитель с ___________________ орнаментом.
6. Главной составляющей готической скульптуры стала мемориальная пластика: значительное место в оформлении интерьеров соборов заняли ___________________.
7. Считалось, что цветом готики является ______________ - цвет молитвы и мистического устремления души.
8. Внутреннее пространство готического храма членилось на три зоны: ________________, ____________________, ___________________.
9. Готический стиль держался в Европе свыше трех веков и прошел три стадии развития: _________________________, ____________________________, _____________________.
10. Перечислить наиболее значительные готические постройки :
1) Во Франции ___________________________________________________________
2) В Англии ______________________________________________________________
3) В Испании ____________________________________________________________
4) В Германии _____________________________________________________________
10. 1) собор Парижской Богоматери – Нотр-Дам де Пари, церковь Сен-Шапель – святая капелла в Париже;
2) церковь Вестминстерского аббатства в Лондоне;
3) кафедральный собор в Севилье;
4) собор Санкт-Петер в Кельне, собор св. Лаврентия в Нюрнберге
3. Тест по теме «Стиль барокко»
Дисциплина «История изобразительного искусства»
Преподаватель: Рябушкина М.Ю.
1. Стиль Барокко появился в:
А) Италии в 16 веке
Б) Франции в 17 веке
В) Голландии 18 веке
2. Любимая форма Барокко:
А) круг
Б) овал
В) квадрат
3. Стиль Барокко:
А) имеет ордерную систему
Б) не имеет ордерной системы
4. Соотнести термины: пилястры, , фронтон, волю́та, портал, картуши, триумфа́льная а́рка с приведенными определениями. Записать их под соответствующими номерами.
1 – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стены.
2 – украшение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором изображены герб, эмблема, надпись
3 - завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
4 — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.
5 — архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре. Является составной частью ионической, коринфской и композитной капителей.
6 - архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах...
5. Из предложенных характеристик выбрать и выписать те, которые соответствуют стилю барокко: неумеренная декоративность, тяжеловесная роскошь, причудливые формы, обилие скульптуры, использование насыщенного цвета и позолоты, динамизм, стиль аристократических гостиных и будуаров, женственность, камерность, гигантизм.
Ответы на тест по теме «Стиль барокко»
1. а
2. б
3. а
4. 1) Пилястра
2) Картуш
3) Фронтон
4) Портал
5) Волюта
6) Триумфальная арка
5. неумеренная декоративность,
тяжеловесная роскошь,
причудливые формы,
обилие скульптуры,
использование насыщенного цвета и позолоты,
динамизм,
гигантизм.
Зачет
Вариант 1
1. Архитектурные ансамбли некрополей Древнего царства. ( Древний Египет)
2 Творческие объединения и группировки ("Мир искусства", "Голубая роза", "Бубновый валет").
3. Особенности готического стиля в Италии
4. Дать определение терминам: арабеска, жанр, барельеф
Вариант 2
1. Храмы Месопотамии (история возникновения зиккуратов)
object(ArrayObject)#865 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(183) "Урок в 7 классе по всемирной истории по теме: «Культура эпохи Возрождения в Западной Европе в 15-17вв»"
["seo_title"] => string(91) "urokv7klassiepovsiemirnoiistoriipotiemiekulturaepokhivozrozhdieniiavzapadnoiievropiev1517vv"
["file_id"] => string(6) "300862"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1456817022"
}
}