Просмотр содержимого документа
«Формы и методы использования импровизации в процессе развития творческих способностей обучающихся»
Форма и методы использования импровизации в процессе развития творческих способностей обучающихся
Преподаватель:
Коваленко Светлана Алексеевна
Музыкальная импровизация – искусство изобретения и одновременного исполнения музыки. Само слово импровизация происходит от латинского «импровизиус» - «внезапный», «неожиданный». Импровизация исключает письменную фиксацию (композиция) и исполнение произведений (интерпретация).
Музыкальная импровизация как форма учебной работы с детьми занимает все более прочное место в практике. Импровизацию можно рассматривать как деятельность, в которой музыкальные навыки и умения формируются через самостоятельный инициативный поиск нужных средств музыкальной выразительности.
Импровизация в силу своей специфики с наибольшей полнотой способна выявить и развить творческие возможности ребенка. Причем развиваются те стороны музыкальности, которые необходимы не только исполнителю, но и слушателю музыки: чуткость музыкального слуха, эмоциональная память, творческое воображение и мышление, самостоятельность.
Введение в занятие элементов импровизации увлекает детей, поддерживает и развивает их интерес к предмету, к самому процессу музицирования. Эти занятия формируют такие качества личности, как творческая активность, самостоятельность.
Каковы же формы и методы использования импровизации в процессе развития творческих способностей обучающихся?
Использование импровизационных упражнений
Импровизирующий должен с одной стороны хорошо представлять себе разнообразные пути развития музыкальной мысли, свободно избирая тот или иной вариант развития из многих возможных; с другой стороны – сам путь воплощения музыкальной идеи в звук должен быть предельно легок.
Основные предпосылки умения импровизировать
Большой запас метроритмических формул, знание законов развития мелодии;
Владение контрапунктом, фундаментальные знания гармонии;
Развитое тактильное ощущение интервалики на клавиатуре («слышащая рука»), ориентация в тональностях;
Практическое, игровое владение типичными связями, формулами, практическое овладение разными видами фактуры, транспонирование.
Задача состоит в том, чтобы предложить систему конкретных упражнений по обучению импровизации на начальном этапе, последовательность которых обрисует общий контур обучения.
Многим видам импровизации целесообразно придавать игровую форму , которая необходима для того, чтобы настроить ребенка на процесс творчества. В игре ребенок как бы перевоплощается – его музыкальные проявления (пение песен, движения под музыку, игра на музыкальных инструментах) становятся способом выражения чувств.
С первых же шагов в импровизации необходимо выдвинуть одно важнейшее требование: нельзя прерывать движение, нельзя останавливаться. С умения вести связное движение – и начинается собственно импровизация.
На начальном этапе обучения импровизации желательно «подогревать» атмосферу соревнования: кто сымпровизирует самую печальную или, наоборот, самую веселую мелодию и т.д.
После этого переходить к сочинению мелодий на стихи, предполагающие один определенный образ , одно настроение. Конкретность образного содержания ограничивает выбор выразительных средств: лад, тональность, темп, динамические оттенки и так далее.
Для импровизации мелодий на основе литературного текста лучше брать стихи, отличающиеся лаконизмом и простотой. Все, что знает и слышит ребенок, должно находить практическое применение – это повышает интерес к изучаемому материалу и способствует теме глубокому постижению особенностей музыкального языка.
МИШКА-ШАЛУНИШКА Что ж ты, мишка-шалунишка, Перепачкал все штанишки? За обедом баловался И кефиром обливался.
БАНАНЫ Очень любят обезьяны Кушать сладкие бананы. Мы на обезьян похожи, И бананы любим тоже.
ПОЛОСАТАЯ КОШКА Наша кошка полосата, Словно зебра, как матрос. Долго думал я, ребята, Разгадал секрет полос: Видно даром не теряла Время бабушка её - Внучке-кошечке вязала Полосатое бельё.
Упражнения по импровизации, в основном, связаны с фортепиано, но их легко приспособить к другим инструментам; очень большое внимание уделяется сейчас импровизации и на уроках сольфеджио, и на уроке хора.
В импровизации такие элементы как ритм, мелодия, контрапункт, гармония, форма сливаются в органичное целое, но на первой стадии обучения импровизации нужно познать каждый из них в отдельности. Рассмотрим их в перечисленном порядке.
Первооснова – ритм
Для развития чувства ритма и для накопления необходимого для импровизации ритмического «багажа» полезные различные ритмические импровизации, речевые упражнения, ритмизация заданных текстов. Инструменты, которыми можно пользоваться в ритмических упражнениях весьма многообразны.
Это, прежде всего, природные «инструменты», которыми обладает каждый человек – руки и ноги, с помощью которых можно хлопать и топать, а так же маленькие ударные инструменты без определенной высоты звучания – трещотки, деревянные палочки, деревянные ложки, треугольники, кастаньеты, румбы, барабаны, бубны и другие.
Игра в «эхо».
Первое простое упражнение – игра в «эхо». Смысл игры подхватывание и точное повторение (а повторение – начальная форма творчества) заданной ритмической структуры (со словами и без них). Можно различные ритмические фигуры (обязательно в одном размере) разделить между учащимися, которые прохлопывают (произносят) их одновременно.
Задания следует между учащимися менять, чтобы каждый освоил все ритмические варианты. Обязательна опора на первую долю такта.
Составление простейших ритмических фраз
Следующее упражнение – составление простейших ритмических фраз, можно со словами (например, короткие пословицы).
Вопрос-ответ
Переход к упражнению вопрос – ответ (мотив и дополнение) – следующий этап работы. Важно, чтобы ученик понял, что отвечать надо сразу после заданного вопроса – без «дырок», сохраняя исходный ритмический импульс. Скоро сам ученик может быть ведущим.
Следующая степень – развитие вопроса и ответа в более длинную форму, которую можно сравнить с беседой. Необходимо в следующих уроках перейти к несимметричным репликам, сохраняя, однако, исходный импульс. Цель этого упражнения – побудить учеников сочинять и импровизировать целые ритмические построения и формы.
Ритмический контрапункт
Следующее упражнение – ритмический контрапункт, предполагающий движение двух ритмических линий. Проводится в диалоге «учитель-ученик» или «ученик-ученик», а затем пробовать и добиваться, чтобы каждый ученик мог прохлопать сразу обе линии. Например:
Упражнения могут усложняться с введением переменного и сложного размеров, с усложнением ритма.
Импровизирование мелодии
Импровизирование мелодий должно вначале обучения строиться на основе заданных ритмов. Ритм следует подготовить заранее, а спонтанной будет только мелодия. Лучше начинать обучение с импровизирования гаммообразных мелодий на белых клавишах во всех натуральных ладах, попеременно принимая за тонику то до, то ре и т.д., начиная и кончая мелодию на тонике. Затем постепенно вводятся черные клавиши путем игры тетрахордов и транспонирования.
Ритм, а затем и мелодия могут быть непосредственно связаны со словом. Это делает импровизацию более понятной и осмысленной.
При мелодизации вопроса и ответа нужно обратить внимание ученика на интонацию голоса вверх при вопросе и понижении при ответе. Здесь полезным будет задание на «досочинение» ответа.
«Беседа»
При импровизации мелодии в упражнении «Беседа» необходимо представить ученикам характеристики каждого лица, желательно ярко, контрастно (волк и ягненок, лиса и петух и другие).
Одной из самых распространенных схем строения фразы является мотив и повтор, уравновешенные дополнением:
После того, как ученик овладевает импровизацией гаммообразных мелодий, следует вводить скачкообразные движения. Попутно изучаются и повторяются интервалы.
Некоторые общие принципы использования скачков
Вот некоторые общие принципы использования скачков при импровизации мелодий:
подготовка скачка (группетто перед ним), опевание ноты перед широким скачком вверх или вниз, затем возврат - движение в противоположном направлении;
повторяющаяся нота перед скачком;
противоположный мотив, перед взятием скачка – движение в сторону, противоположную ему;
затакт – распространенная ритмизация скачка.
Транспонирование
Одной из важных предпосылок импровизация является свободная зрительно – моторная ориентация на клавиатуре. Такая ориентация вырабатывается с помощью транспонирования.
Прежде всего, необходимо практически – игровое знание тональностей – свободная игра всех мажорных и минорных гамм. Для того чтобы быстрее научить ученика игре гамм, предлагается изучение гамм в виде секвенций по полтона вверх (или вниз) сначала в объеме всего лишь одной октавы.
Следующий этап – игра одноголосных песенок во всех тональностях по записи, в которой обозначены только лишь ритм и ступени.
Далее – подбор по слуху знакомых песенок и транспонирования их. Желательно подбирать к песенкам простой аккомпанемент и транспонировать их уже с аккомпанементом.
Для практического закрепления квинтового круга полезно играть гаммы по тетрахордам: CDEF, GABC.
Для того чтобы сделать мелодию к стиху, надо:
выразительно прочитать слова;
расставить смысловые акценты, найти особо выразительные места;
легонько простучать, или прохлопать ритм;
попробовать пропеть или прочитать нараспев мелодию, проанализировать интонационную сторону стиха (то есть, похоже ли это на вопрос, утверждение, на приказ или сомнение);
главное – двигаться без остановок под влиянием исходного ритмического импульса.
Гармония
Подготовкой к импровизированию гармонией служит игра ладов в октаву. Далее задания усложняются и лады играются в разных интервалах, затем упражнения параллельными интервалами в различных ритмических заданиях (заданы – ритм, лад, интервал).
Второй этап обучения – игра ладов параллельными трезвучиями.
Играть можно по – разному:
вместе обеими руками – аккордами;
короткими арпеджио;
длинными арпеджио на две октавы на педали;
длинными арпеджио; перекладывая из рук в руки;
в левой руке трезвучие, в правой – длинное арпеджио на педали;
игра трезвучий параллельно с игрой лада в одну октаву, где тоника каждого лада совпадает с основным тоном трезвучия.
Все эти задания доводятся до полного автоматизма.
Одним из основных импровизационных упражнений является использование простейшей звуковой опоры – басовой квинты для поддержания мелодии.
Полезно играть последовательности различными фактурными формулами.
Следующий этап – импровизация мелодий к заданной гармонии. Заданным при этом будет: гармония (функция), тип фактуры, метроритм.
Ритмическое течение мелодий лучше поначалу устанавливать заранее - движение восьмыми, триолями, шестнадцатыми. Не нужно бояться, что импровизация может поначалу казаться примитивной. Это естественно и закономерно: путь к сложному всегда лежит через фундаментальное освоение основ – через преодоление примитива.
Очень полезно коллективное обсуждение сочиненных дома мелодий. Дети должны знать, что критикуя, надо постараться найти хорошее и поддержать его, а если есть плохое – помочь устранить его.
В работе над строением мелодии (темы) используем и такой методический прием - ставим конкретную задачу на каждый урок, например: построить всем мелодию печального характера; построить в миноре, построить в духе русской протяжной песни и так далее.
Как показывает практика, в высшей степени эффективным является комплексный подход к раскрытию одного и того же образа. На каждую тему дети рисуют, сочиняют стихи, рассказы, сказки, мелодии. Это не только «оживляет» урок, но и будоражит фантазию, воображение, дает богатую пищу для размышлений, критических суждений – то, без чего невозможно воспитание человека и музыканта – импровизатора.
Наиболее удачные мелодии нужно варьировать, применяя простейшие средства варьирования (смена лада, размера, темпа, регистра, штрихов), а так же придавая им черты того или другого жанра.
Заключение
В заключении можно сделать следующие выводы:
творческая работа (в частности, импровизация) оказывает положительное влияние на развитие музыкального слуха, воображения, памяти и эстетического вкуса;
творческие упражнения оказываются эффективным средством развития гармонического слуха;
творческие упражнения помогают развивать гибкость и активность музыкальных способностей.