kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формы и методы использования импровизации в процессе развития творческих способностей обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальная импровизация - искусство изобретения и одновременно исполнения музыки

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы использования импровизации в процессе развития творческих способностей обучающихся»

Форма и методы использования импровизации в процессе развития творческих способностей обучающихся Преподаватель: Коваленко Светлана Алексеевна

Форма и методы использования импровизации в процессе развития творческих способностей обучающихся

Преподаватель:

Коваленко Светлана Алексеевна

Музыкальная импровизация – искусство изобретения и одновременного исполнения музыки. Само слово импровизация происходит от латинского «импровизиус» - «внезапный», «неожиданный». Импровизация исключает письменную фиксацию (композиция) и исполнение произведений (интерпретация).
  • Музыкальная импровизация – искусство изобретения и одновременного исполнения музыки. Само слово импровизация происходит от латинского «импровизиус» - «внезапный», «неожиданный». Импровизация исключает письменную фиксацию (композиция) и исполнение произведений (интерпретация).
Музыкальная импровизация как форма учебной работы с детьми занимает все более прочное место в практике. Импровизацию можно рассматривать как деятельность, в которой музыкальные навыки и умения формируются через самостоятельный инициативный поиск нужных средств музыкальной выразительности.
  • Музыкальная импровизация как форма учебной работы с детьми занимает все более прочное место в практике. Импровизацию можно рассматривать как деятельность, в которой музыкальные навыки и умения формируются через самостоятельный инициативный поиск нужных средств музыкальной выразительности.
Импровизация в силу своей специфики с наибольшей полнотой способна выявить и развить творческие возможности ребенка. Причем развиваются те стороны музыкальности, которые необходимы не только исполнителю, но и слушателю музыки: чуткость музыкального слуха, эмоциональная память, творческое воображение и мышление, самостоятельность. Введение в занятие элементов импровизации увлекает детей, поддерживает и развивает их интерес к предмету, к самому процессу музицирования. Эти занятия формируют такие качества личности, как творческая активность, самостоятельность.
  • Импровизация в силу своей специфики с наибольшей полнотой способна выявить и развить творческие возможности ребенка. Причем развиваются те стороны музыкальности, которые необходимы не только исполнителю, но и слушателю музыки: чуткость музыкального слуха, эмоциональная память, творческое воображение и мышление, самостоятельность.
  • Введение в занятие элементов импровизации увлекает детей, поддерживает и развивает их интерес к предмету, к самому процессу музицирования. Эти занятия формируют такие качества личности, как творческая активность, самостоятельность.
Каковы же формы и методы использования импровизации в процессе развития творческих способностей обучающихся?
  • Каковы же формы и методы использования импровизации в процессе развития творческих способностей обучающихся?
Использование импровизационных упражнений

Использование импровизационных упражнений

  • Импровизирующий должен с одной стороны хорошо представлять себе разнообразные пути развития музыкальной мысли, свободно избирая тот или иной вариант развития из многих возможных; с другой стороны – сам путь воплощения музыкальной идеи в звук должен быть предельно легок.
Основные предпосылки умения импровизировать

Основные предпосылки умения импровизировать

  • Большой запас метроритмических формул, знание законов развития мелодии;
  • Владение контрапунктом, фундаментальные знания гармонии;
  • Развитое тактильное ощущение интервалики на клавиатуре («слышащая рука»), ориентация в тональностях;
  • Практическое, игровое владение типичными связями, формулами, практическое овладение разными видами фактуры, транспонирование.
Задача состоит в том, чтобы предложить систему конкретных упражнений по обучению импровизации на начальном этапе, последовательность которых обрисует общий контур обучения.
  • Задача состоит в том, чтобы предложить систему конкретных упражнений по обучению импровизации на начальном этапе, последовательность которых обрисует общий контур обучения.
Многим видам импровизации целесообразно придавать игровую форму , которая необходима для того, чтобы настроить ребенка на процесс творчества. В игре ребенок как бы перевоплощается – его музыкальные проявления (пение песен, движения под музыку, игра на музыкальных инструментах) становятся способом выражения чувств.
  • Многим видам импровизации целесообразно придавать игровую форму , которая необходима для того, чтобы настроить ребенка на процесс творчества. В игре ребенок как бы перевоплощается – его музыкальные проявления (пение песен, движения под музыку, игра на музыкальных инструментах) становятся способом выражения чувств.
С первых же шагов в импровизации необходимо выдвинуть одно важнейшее требование: нельзя прерывать движение, нельзя останавливаться. С умения вести связное движение – и начинается собственно импровизация.
  • С первых же шагов в импровизации необходимо выдвинуть одно важнейшее требование: нельзя прерывать движение, нельзя останавливаться. С умения вести связное движение – и начинается собственно импровизация.
На начальном этапе обучения импровизации желательно «подогревать» атмосферу соревнования: кто сымпровизирует самую печальную или, наоборот, самую веселую мелодию и т.д.
  • На начальном этапе обучения импровизации желательно «подогревать» атмосферу соревнования: кто сымпровизирует самую печальную или, наоборот, самую веселую мелодию и т.д.
После этого переходить к сочинению мелодий на стихи, предполагающие один определенный образ , одно настроение. Конкретность образного содержания ограничивает выбор выразительных средств: лад, тональность, темп, динамические оттенки и так далее.
  • После этого переходить к сочинению мелодий на стихи, предполагающие один определенный образ , одно настроение. Конкретность образного содержания ограничивает выбор выразительных средств: лад, тональность, темп, динамические оттенки и так далее.
Для импровизации мелодий на основе литературного текста лучше брать стихи, отличающиеся лаконизмом и простотой. Все, что знает и слышит ребенок, должно находить практическое применение – это повышает интерес к изучаемому материалу и способствует теме глубокому постижению особенностей музыкального языка.
  • Для импровизации мелодий на основе литературного текста лучше брать стихи, отличающиеся лаконизмом и простотой. Все, что знает и слышит ребенок, должно находить практическое применение – это повышает интерес к изучаемому материалу и способствует теме глубокому постижению особенностей музыкального языка.
МИШКА-ШАЛУНИШКА   Что ж ты, мишка-шалунишка,  Перепачкал все штанишки?  За обедом баловался  И кефиром обливался. БАНАНЫ   Очень любят обезьяны  Кушать сладкие бананы.  Мы на обезьян похожи,  И бананы любим тоже.
  • МИШКА-ШАЛУНИШКА Что ж ты, мишка-шалунишка, Перепачкал все штанишки? За обедом баловался И кефиром обливался.
  • БАНАНЫ Очень любят обезьяны Кушать сладкие бананы. Мы на обезьян похожи, И бананы любим тоже.

ПОЛОСАТАЯ КОШКА Наша кошка полосата, Словно зебра, как матрос. Долго думал я, ребята, Разгадал секрет полос: Видно даром не теряла Время бабушка её - Внучке-кошечке вязала Полосатое бельё.

Упражнения по импровизации, в основном, связаны с фортепиано, но их легко приспособить к другим инструментам; очень большое внимание уделяется сейчас импровизации и на уроках сольфеджио, и на уроке хора. В импровизации такие элементы как ритм, мелодия, контрапункт, гармония, форма сливаются в органичное целое, но на первой стадии обучения импровизации нужно познать каждый из них в отдельности. Рассмотрим их в перечисленном порядке.
  • Упражнения по импровизации, в основном, связаны с фортепиано, но их легко приспособить к другим инструментам; очень большое внимание уделяется сейчас импровизации и на уроках сольфеджио, и на уроке хора.
  • В импровизации такие элементы как ритм, мелодия, контрапункт, гармония, форма сливаются в органичное целое, но на первой стадии обучения импровизации нужно познать каждый из них в отдельности. Рассмотрим их в перечисленном порядке.
Первооснова – ритм

Первооснова – ритм

  • Для развития чувства ритма и для накопления необходимого для импровизации ритмического «багажа» полезные различные ритмические импровизации, речевые упражнения, ритмизация заданных текстов. Инструменты, которыми можно пользоваться в ритмических упражнениях весьма многообразны.
Это, прежде всего, природные «инструменты», которыми обладает каждый человек – руки и ноги, с помощью которых можно хлопать и топать, а так же маленькие ударные инструменты без определенной высоты звучания – трещотки, деревянные палочки, деревянные ложки, треугольники, кастаньеты, румбы, барабаны, бубны и другие.
  • Это, прежде всего, природные «инструменты», которыми обладает каждый человек – руки и ноги, с помощью которых можно хлопать и топать, а так же маленькие ударные инструменты без определенной высоты звучания – трещотки, деревянные палочки, деревянные ложки, треугольники, кастаньеты, румбы, барабаны, бубны и другие.
Игра в «эхо».

Игра в «эхо».

  • Первое простое упражнение – игра в «эхо». Смысл игры подхватывание и точное повторение (а повторение – начальная форма творчества) заданной ритмической структуры (со словами и без них). Можно различные ритмические фигуры (обязательно в одном размере) разделить между учащимися, которые прохлопывают (произносят) их одновременно.
  • Задания следует между учащимися менять, чтобы каждый освоил все ритмические варианты. Обязательна опора на первую долю такта.
Составление простейших ритмических фраз

Составление простейших ритмических фраз

  • Следующее упражнение – составление простейших ритмических фраз, можно со словами (например, короткие пословицы).
Вопрос-ответ

Вопрос-ответ

  • Переход к упражнению вопрос – ответ (мотив и дополнение) – следующий этап работы. Важно, чтобы ученик понял, что отвечать надо сразу после заданного вопроса – без «дырок», сохраняя исходный ритмический импульс. Скоро сам ученик может быть ведущим.
Следующая степень – развитие вопроса и ответа в более длинную форму, которую можно сравнить с беседой. Необходимо в следующих уроках перейти к несимметричным репликам, сохраняя, однако, исходный импульс. Цель этого упражнения – побудить учеников сочинять и импровизировать целые ритмические построения и формы.
  • Следующая степень – развитие вопроса и ответа в более длинную форму, которую можно сравнить с беседой. Необходимо в следующих уроках перейти к несимметричным репликам, сохраняя, однако, исходный импульс. Цель этого упражнения – побудить учеников сочинять и импровизировать целые ритмические построения и формы.
Ритмический контрапункт

Ритмический контрапункт

  • Следующее упражнение – ритмический контрапункт, предполагающий движение двух ритмических линий. Проводится в диалоге «учитель-ученик» или «ученик-ученик», а затем пробовать и добиваться, чтобы каждый ученик мог прохлопать сразу обе линии. Например:
Упражнения могут усложняться с введением переменного и сложного размеров, с усложнением ритма.

Упражнения могут усложняться с введением переменного и сложного размеров, с усложнением ритма.

Импровизирование мелодии

Импровизирование мелодии

  • Импровизирование мелодий должно вначале обучения строиться на основе заданных ритмов. Ритм следует подготовить заранее, а спонтанной будет только мелодия. Лучше начинать обучение с импровизирования гаммообразных мелодий на белых клавишах во всех натуральных ладах, попеременно принимая за тонику то до, то ре и т.д., начиная и кончая мелодию на тонике. Затем постепенно вводятся черные клавиши путем игры тетрахордов и транспонирования.
Ритм, а затем и мелодия могут быть непосредственно связаны со словом. Это делает импровизацию более понятной и осмысленной. При мелодизации вопроса и ответа нужно обратить внимание ученика на интонацию голоса вверх при вопросе и понижении при ответе. Здесь полезным будет задание на «досочинение» ответа.
  • Ритм, а затем и мелодия могут быть непосредственно связаны со словом. Это делает импровизацию более понятной и осмысленной.
  • При мелодизации вопроса и ответа нужно обратить внимание ученика на интонацию голоса вверх при вопросе и понижении при ответе. Здесь полезным будет задание на «досочинение» ответа.
«Беседа»

«Беседа»

  • При импровизации мелодии в упражнении «Беседа» необходимо представить ученикам характеристики каждого лица, желательно ярко, контрастно (волк и ягненок, лиса и петух и другие).
  • Одной из самых распространенных схем строения фразы является мотив и повтор, уравновешенные дополнением:
После того, как ученик овладевает импровизацией гаммообразных мелодий, следует вводить скачкообразные движения. Попутно изучаются и повторяются интервалы.

После того, как ученик овладевает импровизацией гаммообразных мелодий, следует вводить скачкообразные движения. Попутно изучаются и повторяются интервалы.

Некоторые общие принципы использования скачков

Некоторые общие принципы использования скачков

  • Вот некоторые общие принципы использования скачков при импровизации мелодий:
  • подготовка скачка (группетто перед ним), опевание ноты перед широким скачком вверх или вниз, затем возврат - движение в противоположном направлении;
  • повторяющаяся нота перед скачком;
  • противоположный мотив, перед взятием скачка – движение в сторону, противоположную ему;
  • затакт – распространенная ритмизация скачка.
Транспонирование

Транспонирование

  • Одной из важных предпосылок импровизация является свободная зрительно – моторная ориентация на клавиатуре. Такая ориентация вырабатывается с помощью транспонирования.
  • Прежде всего, необходимо практически – игровое знание тональностей – свободная игра всех мажорных и минорных гамм. Для того чтобы быстрее научить ученика игре гамм, предлагается изучение гамм в виде секвенций по полтона вверх (или вниз) сначала в объеме всего лишь одной октавы.
Следующий этап – игра одноголосных песенок во всех тональностях по записи, в которой обозначены только лишь ритм и ступени. Далее – подбор по слуху знакомых песенок и транспонирования их. Желательно подбирать к песенкам простой аккомпанемент и транспонировать их уже с аккомпанементом. Для практического закрепления квинтового круга полезно играть гаммы по тетрахордам: CDEF, GABC.
  • Следующий этап – игра одноголосных песенок во всех тональностях по записи, в которой обозначены только лишь ритм и ступени.
  • Далее – подбор по слуху знакомых песенок и транспонирования их. Желательно подбирать к песенкам простой аккомпанемент и транспонировать их уже с аккомпанементом.
  • Для практического закрепления квинтового круга полезно играть гаммы по тетрахордам: CDEF, GABC.
Для того чтобы сделать мелодию к стиху, надо:

Для того чтобы сделать мелодию к стиху, надо:

  • выразительно прочитать слова;
  • расставить смысловые акценты, найти особо выразительные места;
  • легонько простучать, или прохлопать ритм;
  • попробовать пропеть или прочитать нараспев мелодию, проанализировать интонационную сторону стиха (то есть, похоже ли это на вопрос, утверждение, на приказ или сомнение);
  • главное – двигаться без остановок под влиянием исходного ритмического импульса.
Гармония

Гармония

  • Подготовкой к импровизированию гармонией служит игра ладов в октаву. Далее задания усложняются и лады играются в разных интервалах, затем упражнения параллельными интервалами в различных ритмических заданиях (заданы – ритм, лад, интервал).
  • Второй этап обучения – игра ладов параллельными трезвучиями.
Играть можно по – разному: вместе обеими руками – аккордами; короткими арпеджио; длинными арпеджио на две октавы на педали; длинными арпеджио; перекладывая из рук в руки; в левой руке трезвучие, в правой – длинное арпеджио на педали; игра трезвучий параллельно с игрой лада в одну октаву, где тоника каждого лада совпадает с основным тоном трезвучия. Все эти задания доводятся до полного автоматизма.

Играть можно по – разному:

  • вместе обеими руками – аккордами;
  • короткими арпеджио;
  • длинными арпеджио на две октавы на педали;
  • длинными арпеджио; перекладывая из рук в руки;
  • в левой руке трезвучие, в правой – длинное арпеджио на педали;
  • игра трезвучий параллельно с игрой лада в одну октаву, где тоника каждого лада совпадает с основным тоном трезвучия.

Все эти задания доводятся до полного автоматизма.

Одним из основных импровизационных упражнений является использование простейшей звуковой опоры – басовой квинты для поддержания мелодии. Полезно играть последовательности различными фактурными формулами.
  • Одним из основных импровизационных упражнений является использование простейшей звуковой опоры – басовой квинты для поддержания мелодии.
  • Полезно играть последовательности различными фактурными формулами.
Следующий этап – импровизация мелодий к заданной гармонии. Заданным при этом будет: гармония (функция), тип фактуры, метроритм. Ритмическое течение мелодий лучше поначалу устанавливать заранее - движение восьмыми, триолями, шестнадцатыми. Не нужно бояться, что импровизация может поначалу казаться примитивной. Это естественно и закономерно: путь к сложному всегда лежит через фундаментальное освоение основ – через преодоление примитива.
  • Следующий этап – импровизация мелодий к заданной гармонии. Заданным при этом будет: гармония (функция), тип фактуры, метроритм.
  • Ритмическое течение мелодий лучше поначалу устанавливать заранее - движение восьмыми, триолями, шестнадцатыми. Не нужно бояться, что импровизация может поначалу казаться примитивной. Это естественно и закономерно: путь к сложному всегда лежит через фундаментальное освоение основ – через преодоление примитива.
Очень полезно коллективное обсуждение сочиненных дома мелодий. Дети должны знать, что критикуя, надо постараться найти хорошее и поддержать его, а если есть плохое – помочь устранить его.
  • Очень полезно коллективное обсуждение сочиненных дома мелодий. Дети должны знать, что критикуя, надо постараться найти хорошее и поддержать его, а если есть плохое – помочь устранить его.
В работе над строением мелодии (темы) используем и такой методический прием - ставим конкретную задачу на каждый урок, например: построить всем мелодию печального характера; построить в миноре, построить в духе русской протяжной песни и так далее. Как показывает практика, в высшей степени эффективным является комплексный подход к раскрытию одного и того же образа. На каждую тему дети рисуют, сочиняют стихи, рассказы, сказки, мелодии. Это не только «оживляет» урок, но и будоражит фантазию, воображение, дает богатую пищу для размышлений, критических суждений – то, без чего невозможно воспитание человека и музыканта – импровизатора.
  • В работе над строением мелодии (темы) используем и такой методический прием - ставим конкретную задачу на каждый урок, например: построить всем мелодию печального характера; построить в миноре, построить в духе русской протяжной песни и так далее.
  • Как показывает практика, в высшей степени эффективным является комплексный подход к раскрытию одного и того же образа. На каждую тему дети рисуют, сочиняют стихи, рассказы, сказки, мелодии. Это не только «оживляет» урок, но и будоражит фантазию, воображение, дает богатую пищу для размышлений, критических суждений – то, без чего невозможно воспитание человека и музыканта – импровизатора.
Наиболее удачные мелодии нужно варьировать, применяя простейшие средства варьирования (смена лада, размера, темпа, регистра, штрихов), а так же придавая им черты того или другого жанра.
  • Наиболее удачные мелодии нужно варьировать, применяя простейшие средства варьирования (смена лада, размера, темпа, регистра, штрихов), а так же придавая им черты того или другого жанра.
Заключение

Заключение

  • В заключении можно сделать следующие выводы:
  • творческая работа (в частности, импровизация) оказывает положительное влияние на развитие музыкального слуха, воображения, памяти и эстетического вкуса;
  • творческие упражнения оказываются эффективным средством развития гармонического слуха;
  • творческие упражнения помогают развивать гибкость и активность музыкальных способностей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Коваленко Светлана Алексеевна

Дата: 09.02.2025

Номер свидетельства: 664879

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) ""Игровые технологии на уроках музыки""
    ["seo_title"] => string(43) "ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-muzyki-1"
    ["file_id"] => string(6) "265540"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449986196"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Программа студии "Театр Буратино" "
    ["seo_title"] => string(33) "proghramma-studii-tieatr-buratino"
    ["file_id"] => string(6) "221053"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435028915"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Программа внеурочной деятельности. Кружок "Очумелые ручки" "
    ["seo_title"] => string(66) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhok-ochumielyie-ruchki"
    ["file_id"] => string(6) "138814"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417611691"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ "
    ["seo_title"] => string(130) "ispol-zovaniie-mietodov-i-priiemov-na-urokakh-khorieografii-sposobstvuiushchiie-razvitiiu-lichnostnogo-potientsiala-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "232681"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442898679"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект мастер - класса на тему: "Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ". "
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekt-mastier-klassa-na-tiemu-razvitiie-ritmichieskogho-slukha-na-urokakh-muzyki-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "246286"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446321438"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства