kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по ИЗО для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для изобразительного искусства для 5 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО для 5 класса»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тумская средняя общеобразовательная школа № 46


Филиал «Оськинская основная общеобразовательная школа»






УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР:

___________ Е.Л.Лазарева



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




По изобразительному искусству 1

(указать предмет, курс, модуль)




Уровень обучения (класс) основное общее образование (5 класс)

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)





Учебник: Н. А. Горяева, О. В. Островская. Изобразительное искусство: Декоративно-при­кладное искусство в жизни человека: 5 класс под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение. 2016-2017 гг.



Программа: под ред. Б. М. Неменского. Изобразительное искусство 5 - 9 классы. Рабочие программы общеобразовательных учреждений.

М., «Просвещение», 2016 год.




Составлено на основе: федерального компонента государственного Стандарта

общего общего образования

по изобразительному искусству





Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. От 07 мая 2013 года) «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • Примерной программы общего общего образования по ИЗО в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;

  • Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

  • С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов государственного стандарта основного общего образования;

  • на основании Основной общеобразовательной программы основного общего образования МОУ Тумская СОШ № 46;

  • Учебный план филиала МОУ Тумская СОШ № 46 «Оськинская ООШ».


Уровень рабочей программы базовый


Изобразительное искусство в основной школе является базовым предметом. Его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала учащегося, на формирование ассоциативно-образного и пространственного мышления, интуиции, одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания, способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции. Оно направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления. Совместно с предметами учебной программы, изобразительное искусство обеспечивает становление целостного мышления растущего человека.

Для формирования мировоззрения обучающихся особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается обучающимися от урока к уроку.

Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.


Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное ис­кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на­родного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищ­ных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про­фессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе — продол­жение художественно-эстетического образования, воспитания учащих­ся в начальной школе и опирается на полученный ими художествен­ный опыт.

Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целост­ность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе всех основных видов искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов ДПИ, народного искусства, а так же постижение роли художника в синтетических искусствах – искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а так же в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

- изобразительная художественная деятельность;

- декоративно-художественная деятельность; - конструктивная художественная деятельность.

«Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивает опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, инструменты, художественные техники.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной информации в Интернете.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.


Представленная программа выполняет две основные функции.

  • Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся 5 класса средствами данного учебного предмета.

  • Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.


Цели и задачи учебной дисциплины

Изучение изобразительного искусства в 5 классе направлено на достижение следующих

целей:

  • развитие художественно-творческих способностей обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

  • освоение первичных элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности; знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению).


Задачи:

  • обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле;

  • развитие нравственных чувств, уважения к культуре своего народа и народов других стран;

  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка;

  • расширение художественно-эстетического кругозора;

  • освоение изобразительных приемов с использованием различных материалов и инструментов;

  • создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, пластики.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения учащегося к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными Материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.


Место предмета в базисном учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 175 часов для обязательного изучения ИЗО на ступени основного образования, из них в 5 классе  35 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.


Организация образовательного процесса:

В данной программе используются следующие педагогические технологии:

  1. Технология формирования приёмов учебной работы.

  2. Технология проектной деятельности.

  3. Технология личностно-ориентированного обучения.

  4. Новые информационные технологии.

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат.

В результате прохождения программного материала обучающийся овладевает разнообразными предметными компетенциями.


Виды учебной деятельности учащихся

- выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);

- осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;

- решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта).

Планируемые результаты

по предмету изобразительное искусство в 5 классе.


Личностные результаты:


В ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

В познавательной (когнитивной) сфере — способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

В трудовой сфере — навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.


Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

Учащиеся должны:

· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

выполнять работу по заданной инструкции;

· использовать изученные приёмы работы красками;

· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения

своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

· вносить коррективы в свою работу;

· понимать цель выполняемых действий,

· адекватно оценивать правильность выполнения задания;

· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным

критериям;

· решать творческую задачу, используя известные средства;

· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную,

декоративную и конструктивную).


Познавательные УУД:

Учащиеся должны научиться:

· «читать» условные знаки, данные в учебнике;

· находить нужную информацию в словарях учебника;

· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

· различать цвета и их оттенки,

· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

Учащиеся получат возможность научиться:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,

используя справочные материалы учебника;

· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

· характеризовать персонажей произведения искусства;

· группировать произведения народных промыслов по их характерным

особенностям;

· конструировать объекты дизайна.


Коммуникативные УУД:

Учащиеся должны научиться:

· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

· комментировать последовательность действий;

· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

· участвовать в коллективном обсуждении;

· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

Учащиеся получат возможность научиться:

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).


Предметные результаты.


В познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

В ценностно-эстетической сфере — умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

В коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

В трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).


Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся


В результате изучения курса изобразительное искусство в 5 классе обучающиеся должны

В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить:

- сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т.д.)

- термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;

- сведения о народной художественной резьбе по дереву и об украшении домов и предметов быта;

- сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;

- основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;

- сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;

- сведения о светотени (свет, тень полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;

- деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);

- изменение цвета в зависимости от расположения предметов в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

- рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства;

- чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;

- выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т.д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;

- передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;

- использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;

-анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;

-использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи;

-использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликациях и коллективных мозаичных панно;

- передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.


В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

  • уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  • владеть навыками работы в конкретном материале.


Организация проектной деятельности


Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной деятельности.

Проектная деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность проектной деятельности обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Основные принципы реализации научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель и задачи проектной деятельности:


Цель: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности и развитие интереса к изучению ИЗО.

Задачи:

  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Проектная деятельность предполагает, чтобы:
1.  Сформировать  у  учащихся  стойкую   положительную  мотивацию  к  их   проектно-  исследовательской  деятельности.
2.  Сформировать  позитивную  самооценку,  самоуважение.
3.  Вооружить  школьников теоретическими знаниями  и  специальной  терминологией   основ  проектно- исследовательской  деятельности.
4.  Научить   учащихся  сначала  совместно  с  учителем,  а  затем    под  его  руководством  и  самостоятельно  на  практике  выполнять проектно- исследовательские  работы .
5.  Сформировать  коммуникативную  компетентность  в  сотрудничестве (умение  вести  диалог,  координировать  свои  действия  при  работе  с самим  собой  и  с  партнерами   по  группе  и  классу,  сопереживать, быть  доброжелательными  и  чуткими, проявлять   социальную  адекватность в  поведении).
6.  Сформировать  способности  к  организации  своей  деятельности  и  деятельности  товарищей  в  группе,  классе,  научить  управлять  этой  деятельностью.
7.  Сформировать  умение  решать  творческие  и  проблемные  задачи.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, материалы интернета.

   Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему, работают (индивидуально или коллективно) над выбранной темой по материалам изучаемых разделов.

   Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

В процессе работы у учащихся формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в области изобразительного искусства, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании работы над проектами проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

Проекты по содержанию могут быть информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его рисунками, плакатами, таблицами, диаграммами различных видов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. В качестве проектных заданий предлагаются рефераты, доклады, презентации по выбранным или заданным темам.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.


Примерные темы проектов

  • Традиционное крестьянское искусство.

  • Русский пряник.

  • Полотенце с узорной вышивкой.

  • Наличник к деревянному дому.

  • Жилища северных народов.

  • Макет интерьера деревянной избы.

  • Декоративное украшение предмета крестьянского быта.

  • Традиционные русские обряды.

  • Подарочный набор разделочных досок с городецкой ростисью.

  • Народный праздничный костюм.

  • Дымковская игрушка.

  • Гжельская посуда.

  • Шкатулка с росписью хохломы.

  • Жостовский поднос.

  • Птица счастья.

  • Ваза из Древнего Египта.

  • Костюм для бала.

  • Герб семьи.


Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

  1. Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.

  2. Подбор материалов для реализации проекта.

  3. Изготовление дидактических игр.

  4. Работа с методическим материалом, литературой по данной теме

2 этап.  Выполнение проекта 

  1. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий

  2. Подготовка школьниками презентации и публикаций по отчету о проделанной работе, консультации учителя

  3. Систематизация полученных знаний.

3 этап. Результаты

  1. Презентация проекта.

“5” балов - текст хорошо написан, сформированные идеи ясно изложены и структурированы, слайды представлены в логической последовательности, использованы эффекты анимации, вставлены графики, таблицы, фотографии, видеоролики;

“3” балла – средства визуализации не соответствуют содержанию, отсутствует логическая последовательность подачи информации;

“1” балл – число слайдов превышает 10, текст слайдов отображает полное содержание проекта.

  1. Защита проекта

“5” балов – эмоциональное, логическое и короткое по времени изложение проектной работы с использованием наглядного материала, автор, чётко отвечая на вопросы, организует обратную связь с аудиторией;

“3” балла – в выступлении не просматривается личное отношение автора к проекту, отвечает на вопросы, направленные только на понимание темы;

“1” балл – чтение основного содержания работы, ответы на вопросы не раскрывают глубокого знания выбранной темы.

  1. Подведение итогов и анализ работы.


Формы контроля

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.


Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа— это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок лает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.

На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, нож­ницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, ленка, бумагопластика и др.).

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.


В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

  • уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  • владеть навыками работы в конкретном материале.


Критерии и система оценки творческой работы.


Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

  • Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  • Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  • Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.


Формы контроля уровня обученности

  • Викторины

  • Кроссворды

  • Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  • Тестирование


Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству.


Оценка "5" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, – или практическую направленность для современного общества.

Оценка "4" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы.

Оценка "3" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, – или практическое значение.

Оценка "2" - работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.








Содержание рабочей программы


Раздел 1: ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8 часов)


Истоки языка декоративного искусства идут от народного кре­стьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусст­ва — условно-символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображаю­щего конкретную реальность.

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обо­значение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Единство конструкции и декора в традиционном русском жи­лище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образ­ном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Создание поисковых групп по направлениям народного искус­ства.

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крес­тьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предме­тов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы тру­да — область конструктивной фантазии, умелого владения мате­риалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народ­ного быта, выявление символического значения декоративных эле­ментов.

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разно­образие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи це­лостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в об­разном строе народной праздничной одежды. Календарные народные праздники — это способ участия чело­века, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символичес­кое значение.


Личностные результаты:

  • воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание береж­ного отношения к рукотворным памятникам старины, к по­ликультурному наследию нашей страны, осознание себя граж­данами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;

  • формирование уважительного и доброжелательного от­ношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопро­сов;

  • формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазви­тию и самообразованию;

  • развитие эстетической потребности в общении с народ­ным декоративно-прикладным искусством, творческих спо­собностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображе­ния и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных на­выков в процессе совместной практической творческой дея­тельности.


Метапредметные результаты:

  • умение осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несу­щий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте, мироздании, которые «были и мирочувствованием и самой жизнью» (М. А. Некрасова); понимание ценности памятников крестьянского искусства для зрителя XXI в.;

  • умение ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов Рос­сии; умение сравнивать, объяснять, в чём отличие, например, жилища, одежды народов Русского Севера и Закавказья, иных регионов России;

  • умение самостоятельно определять цели и задачи в учё­бе, планировать пути достижения цели, приобретать основы умения учиться, развивать интерес к познавательной деятель­ности, например, через более глубокое освоение программно­го материала (возможная тематика: «Традиционные образы народного искусства — солнце, древо, птица, конь — в карти­нах, народных сказках и песнях», «Искусства, которые объеди­няют образ народного праздника» и т. д.), умение выявлять родство, близость орнамента народной вышивки с памятни­ками устно-поэтического творчества (народные песни, были­ны), выстраивание связей между смежными предметными об­ластями (литература, история, география);

  • умение осознанно выбирать наиболее эффективные спо­собы решения творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания декоратив­ного изображения; организует самостоятельный поиск ху­дожественно-познавательного материала по конкретной тема­тике, используя для этого журналы, книги по искусству, Интернет; готовит выступление-презентацию совместно со сверстниками, организует выставку изделий народного твор­чества, реализует себя в качестве экскурсовода);

  • умение определять способы действия в рамках необхо­димых требований, оценивать результат — художественный «ответ» — на поставленную учебную задачу, его соответствие задаче, умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.


Предметные результаты

  • осознание древних корней, места и значения уникаль­ного народного (крестьянского) прикладного искусства в жиз­ни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой;

  • знание и понимание специфики образного языка народ­ного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки);

  • умение выявлять в произведениях крестьянского при­кладного искусства тесную связь утилитарно-функционально­го и художественно-образного начал, конструктивного, деко­ративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности;

  • освоение в практических формах работы образного язы­ка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения услов­ного, лаконичного декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции;

  • приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского празднично­го костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках;

  • приобретение опыта совместной поисковой деятельно­сти, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства.


Раздел 2. СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (8 часов)


Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а в иной среде — городской, и совершенно иной жизнью. Задача — дать учащимся понимание этих форм бытования народных, крес­тьянских традиций в современной жизни, а также дать представ­ление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслов.

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современ­ных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различ­ным художественным промыслам. Единство формы и декора в иг­рушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм иг­рушек.

Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с рас­тяжением, дополненный изящной линией.

Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмо­трение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные герои городец­кой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоратив­ной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной роспи­си: изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Ос­новные приемы городецкой росписи.

Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостов­ская роспись — свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие бу­кет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.

Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обоб­щения информации о тех промыслах, которые не были затрону­ты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.

К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.


Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности, чув­ства гордости за традиционное искусство своего народа и дру­гих народов России, усвоение традиционных ценностей мно­гонационального народа России; приобретение представлений об особенностях ведущих центров народных художественных промыслов России, их значении в современной жизни;

  • формирование целостного взгляда на мир народного ис­кусства: крестьянское бытовое искусство и современные на­родные промыслы, которые объединяет верность традиции как незыблемому закону народного творчества;

  • формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России и ближайшего зарубежья, достигая взаимо­понимания со сверстниками — представителями других нацио­нальностей, сохраняя уважительное отношение друг к другу;

  • формирование эстетического сознания (эстетические по­требности, эстетический вкус, эстетические чувства, эстети­ческий идеал) через освоение особенностей современных ху­дожественных промыслов как формы народного творчества, воспроизводящего единство человека с природой, необходи­мые человечеству ценности.


Метапредметные результаты:

  • умение оценивать искусство современных народных ху­дожественных промыслов как часть культуры народа, как са­мобытную предметно-преобразовательную творческую дея­тельность, связанную с традициями; умение сознавать народные художественные промыслы как прошлое в настоя­щем, обращенном в будущее и осуществляющем связь времён;

  • умение осознанно действовать в соответствии с плани­руемыми результатами, определять способы действий, осу­ществлять контроль своей деятельности в процессе достиже­ния результата, давать ей оценку;

  • умение на основе сравнительного анализа произведений делать обобщения, классифицировать их по принадлежности к тому или иному современному традиционному промыслу;

  • умение творчески сотрудничать со сверстниками в про­цессе выполнения коллективных творческих работ и исследо­вательских проектов, строить продуктивное общение, межлич­ностные отношения, распределять роли в соответствии с индивидуальными особенностями учеников, разрешать кон­фликты и т. д.;

  • умение ориентироваться в современных художественных промыслах России, не включённых в программное содержа­ние, отмечать в них характерные особенности, черты нацио­нального своеобразия, единство с природой, связь элементов орнамента с местными народными традициями;

  • умение реализовать себя в разных направлениях вне­урочной деятельности (экскурсии, школьные олимпиады по декоративно-прикладному искусству, диспуты, беседы и т. д.), применять полученные на уроках навыки декоративного твор­чества в жизни школы.

Раздел 3. ДЕКОР ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (12 часов)

Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в от­дельности.

Осознание роли искусства украшения в формировании каждо­го человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни предметов декоративно­го искусства.

Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности».

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить — значит на­полнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.

Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоратив­ного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могу­щества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно­го искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. От­личие одежд высших и низших сословий общества.

Одежда, костюм не только служат практическим целям, они и являются особым знаком — знаком положения человека в обще­стве и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается рас­крыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и декоративного искусства Западной Европы XVII века (эпо­ха барокко).

Декоративность, орнаментальность, изобразительная услов­ность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества — государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.


Личностные результаты:

  • воспитание уважения и интереса к художественной куль­туре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству — сокровищнице миро­вой цивилизации;

  • формирование целостного, социально ориентированно­го видения предметного мира классического декоративно-при­кладного искусства, позволяющего Воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в кон­тексте своего времени;

  • формирование активного и заинтересованного отноше­ния к познанию, а также готовности и способности обучаю­щихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятель­ности человека;

  • развитие эстетического сознания через освоение худо­жественного наследия народов мира и практическую художе­ственно-творческую деятельность;

  • формирование коммуникативных навыков в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками при выполнении коллективных работ, организации итоговой выставки детско­го творчества, подготовке совместного театрализованного праздника-спектакля.


Метапредметные результаты:

  • умение ориентироваться в широком зрительном мате­риале — в произведениях классического профессионального декоративно-прикладного искусства разных стран, эпох, от­мечать в форме и декоре предметов, в украшениях интерьера, костюмах особенности социального положения людей;

  • про­являть заинтересованное отношение к знаково-символическому языку геральдики; интегрировать полученные знания и представления в смежных предметных областях (история, география);

  • умение принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержа­тельного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического деко­ративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стили­стическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и со­вместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в коллективе (выполнение коллек­тивной работы «Бал во дворце»), находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.


Предметные результаты:

  • осознание роли декоративно-прикладного искусства раз­ных стран и времён в жизни человека и общества, его со­циальных функций;

  • расширение представлений о многообразии форм и де­кора в произведениях классического декоративно-прикладно­го искусства, художественно-познавательного, культурного кругозора;

  • умение выявлять образно-смысловую, социальную окра­шенность в образном строе произведений декоративно-при­кладного искусства (костюм, украшения, предметы быта) в процессе восприятия, соотносить образный строй костюма как социального знака с положением его хозяина (владельца) в обществе, понимать символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобрази­тельных элементов и цвета в искусстве геральдики;

  • умение распознавать по стилистическим особенностям образного строя произведения декоративно-прикладного ис­кусства Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII в., систематизировать зрительный материал по художественно-стилистическим и социальным признакам;

  • приобретение опыта совместной поисковой деятельно­сти, проектной деятельности по изучению темы данного раз­дела.

Раздел 4. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (7 часов)

Знакомство с современным выставочным декоративно-при­кладным искусством и создание коллективной работы в материа­ле для украшения школы. Работа может быть сделана в любом материале и может осуществляться силами одного класса или па­раллелью классов, работающих по данной теме. Учитель высту­пает здесь в роли режиссера и главного художника.


Тема. Современное выставочное искусство

Многообразие материалов и техник современного декоратив­но-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, ме­талл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной компози­ции в конкретном материале.

Творческая интерпретация древних образов народного искус­ства в работах современных художников.

Создание декоративной работы в материале (творческий проект). В конце учебного года устраивается отчетная выставка работ учащихся по декоративно-прикладному искусству, которую можно организовать как праздник «Украсим школу своими руками».

• воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному декоративно-прикладному искус­ству, уважения к творчеству профессиональных художников, интереса и потребности в общении с произведениями совре­менного искусства и к декоративному творчеству;

• развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения;

• формирование целостной картины мира средствами де­коративно-прикладного искусства во всём многообразии его проявлений (художественное стекло, художественный металл, керамика, гобелен, роспись по тканям и т. д.);

• развитие самостоятельности и навыков сотрудничества (коммуникативной компетентности) в процессе осуществления коллективных форм деятельности, связанных с созданием общественно значимого художественного продукта для укра­шения школьных интерьеров.


Метапредметные результаты:

• умение ориентироваться в многообразии проявлений об­разного языка современного декоративно-прикладного искус­ства;

  • умение отмечать смелые образные решения в разных видах декоративного творчества; формирование понимания красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства;

  • умения видеть жизнь произведений во взаимодей­ствии с архитектурно-пространственной средой;

  • выработка сознательного критического отношения к низ­ким образцам массовой культуры, т. е. к китчу;

  • умение оценивать свой творческий результат, свои твор­ческие возможности в соотнесении с другими участниками художественной деятельности.


Предметные результаты:

• понимание места и значения современного декоратив­ного искусства в жизни человека и общества, знание разно­образных видов современного декоративного творчества, ма­териалов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани и т. д.); расширение обще­культурного художественно-познавательного кругозора;

• осознание богатых возможностей современного пласти­ческого языка, а также различий в творчестве художника, ра­ботающего в области современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного искус­ства;

• приобретение опыта работы над декоративной компо­зицией (панно), связанной с украшением школьных интерье­ров: освоение практических навыков выполнения эскизов, подготовительного рисунка в натуральную величину (картона), экспериментирование с материалом, цветом, фактурой;

  • уме­ние осуществлять работу в определённой последовательности, используя знание языка декоративного искусства (декоратив­ная обобщённость изображения, локальность цветовых пятен, выразительная пластика ритмически организованных линий в изображении, красота и разнообразие фактур).



Таблица тематического распределения количества часов:


Разделы курса

Количество часов

1.

Древние корни народного искусства

8

2.

Связь времён в народном искусстве

8

3.

Декор - человек, общество, время

12

4.

Декоративное искусство в современном мире


7


Итого

35 ч








Методическое обеспечение курса:

Основной учебник:

  • Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского, М. «Просвещение», 2014 г.;

  • Электронные приложения к учебнику (1DVD), авторы – составители: О.А. Коблова, И.Б. Полякова


Дополнительные пособия для учителя:

Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др. Изобразительное искусство: Методическое пособие: 5-9 классы / Под. Ред. Б. М. Неменского–– М. Просвещение, 2014.


Дополнительные пособия для учащихся:

Рабочая тетрадь для 5 класса – М.: Просвещение, 2014 г.


Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими

ресурсами.

ЦОР-Цифровые образовательные ресурсы:

  1. История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».

  2. Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2010 год.

  3. Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 2008 год.

  4. Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 2009 год.

  5. Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 2010 год

Название ресурса

Ссылка

Краткая аннотация

1

Наш удивительный мир

Виртуальная выставка детских рисунков


http://kidz-art.narod.ru/


Некоммерческий проект. Участие в выставке, размещение информации о студиях, создание и размещение портфолио на сайте Арт-Портфолио для преподавателей - бесплатно. Материал расположен по тематикам и по авторам работ.

2

Дети в Интернете

Виртуальная галерея детского рисунка

http://www.newart.ru/


Волшебный мир детского творчества. Принимаются графические и живописные труды ребятишек от 4 до 14 лет и смешные высказывания детей.

3

Звезды нового века

Галерея детского творчества


http://www.znv.ru/


В этой галерее выставляется все, что в детском творчестве может быть сфотографировано и отсканировано: рисунки и поделки ваших детей и коллективов. Максимальный возраст - 14 лет. Галерея готовится начать онлайновые конкурсы детских работ в различных номинациях.

4

Галерея детского рисунка


http://www.rndavia.ru/gallery/

Каталог. Живописные и графические работы. В галерею принимаются работы, выполненные по любой технологии детьми в возрасте до 18 лет. Работы должны сопровождаться данными: возраст, имя и фамилия автора, название рисунка, технология изготовления (акварель, гуашь, компьютерная графика и т.п.).

5

Газета Искусство


http://art.1september.ru/index.php

Учебно-методическое издание для учителей МХК, музыки и ИЗО, тематические номера, таблицы.

6

Искусство в школе


http://art-in-school.narod.ru/


Научно-методическое иллюстрированное издание, посвященное всей совокупности проблем преподавания искусств (художественной культуры, изобразительных искусств, музыки, театра), как в школьных, так и во внешкольных формах.

7

Искусство и образование


http://www.art-in-school.ru/art/index.php?page=00

Теория и практика искусства, эстетическое воспитание, вопросы педагогики (теория и методика), программы, учебники.

8

Изобразительное искусство в школе


http://www.art-in-school.ru/izo/index.php?page=00

Педагогика и психология, проблемы художественного образования, уроки искусства в школе, мастер-классы.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по ИЗО для 5 класса

Автор: Лазарева Елена Львовна

Дата: 09.01.2019

Номер свидетельства: 494474

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Рабочая программа ИЗО"
    ["seo_title"] => string(23) "rabochaia_programma_izo"
    ["file_id"] => string(6) "526700"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1573545525"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Рабочая программа учителя начальных классов: требования ФГОС НОО. "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-uchitielia-nachal-nykh-klassov-triebovaniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "143186"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418471702"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Рабочая программа по РСВ и ФП для 5кл. "
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-rsv-i-fp-dlia-5kl"
    ["file_id"] => string(6) "181883"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425404104"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Рабочая программа ИЗО 4 класс "
    ["seo_title"] => string(32) "rabochaia-proghramma-izo-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "142814"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418371930"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Рабочая программа ИЗО 3 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-izo-3-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "234012"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443327748"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства