kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Русский народный костюм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство учащихся с русской художественной культурой, с особенностью и оригинальностью традиционного русского народного костюма, сообщение новых знаний о символике в орнаменте, об оформлении - декорировании костюма.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Русский народный костюм"»

Методическая разработка: открытый урок по прикладной композиции в ДХШ «Русский народный костюм».


Преподаватель: Выходцева Оксана Николаевна

Участники урока: учащиеся 3 класса ДХШ

Тип занятия: групповой 10-12 человек


Цели и задачи урока:

Продолжить знакомство учащихся с русской художественной культурой, с особенностью и оригинальностью традиционного русского народного костюма, сообщение новых знаний о символике в орнаменте, об оформлении - декорировании костюма.


Учитель начинает урок:

- Ребята, Знаете ли вы, какой костюм могла носить ваша прапрапрабабушка? Как выглядели будничная и праздничная народная одежда, как и зачем украшали её?

Взгляните на эти наряды, их дивное многоцветие. Будто кто- то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду. Все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!

Русский костюм необычайно красив и характерен, что его не спутаешь не с одним другим костюмом мира. Ведь в каждой округе в каждой губернии или деревне были свои костюмы, которые носили везде по разному, но так же везде одинаково любили и берегли его, передавая по наследству из поколения в поколения

Красочна и нарядна русская народная одежда. Как она называлась, чем украшалась, как и когда в нее наряжались, можно ли расшифровать узоры на вышивках одежды – обо всем этом вы узнаете сегодня на уроке.

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм - о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Не правда ли проста и хороша!


Учитель:

– Ребята, представьте себе такую картину, что живем мы в России не в двадцатом первом веке, а где-то в восемнадцатом! Я думаю, это не трудно представить, ведь сама атмосфера нашего кабинета, где сегодня мы проводим урок, располагает к этому. Итак….Долгий зимний вечер. Тихо потрескивает в светце лучина. От ее огня мечутся в темных углах горницы таинственные тени. Недалеко от печки свернулась в клубок кошка. Вдруг в жарком пламени печи громко треснет полено и снова тихо.

В этой комнате находится бабушка и ее внучка Катюша. Негромким голосом бабушка начинает рассказывать о былых временах, о красных девицах, о добрых молодцах. А закончит она свою сказку, смотришь, а за разговором то варежку связала, то платочек вышила. А внучка Катюша, как бы ни была интересна сказка, а краем глаза примечала как бабушка веретено держит, как нитку заправляет, как узоры составляет.

Прошло время. Вот уже к повзрослевшей Катюше пришли женихи свататься. Вышла к ним Катюша в таком наряде , что вся деревня сбежалась посмотреть на нее. Значит, не прошли даром ненавязчивые бабушкины уроки.

Все было именно так. Но где и когда – никто не знает. Потому как велика Россия, и сколько на её просторах городов, сел, деревень. И жили в них такие вот бабушки и Катюши. Да и почему только Катюши? В России много красивых женских имён.



Учитель: – Какие старинные женские имена вы можете назвать?

Ответ учеников: – Просковья, Дуняша, Аленушка…

Учитель: – Верно. И у каждой из них был огромный сундук, где хранились сокровища – праздничные одежды. И все они были сшиты, связаны, украшены вручную.

А еще бывало – съедется простой народ на ярмарку. А ярмарка в те времена была большим праздником. И одеты были все по-праздничному, во все самое лучшее. Всем хотелось показать свои наряды, своё мастерство. Ведь наряды шили сами, расшивали, да в сундук складывали. Каков сундук, таково и приданое. Чем больше сундук, тем богаче невеста была. И ценилось больше то приданое, в котором труд невесты есть.

По одежде, по узорам, по платью, по головному убору и обуви можно было узнать – откуда приехал тот или иной человек, как он живет, семейный ли он. И все это благодаря простым крестьянским мастерицам, которые из поколения в поколение передавали свое умение создавать русский народный костюм. Давайте познакомимся с нарядами поближе.

С первого взгляда – женский и мужской костюм – кажутся простыми: рубаха с расшитыми рукавами, сарафан, головной убор. Но если внимательно присмотреться, то можно увидеть, какие они разные. Ведь вся одежда шилась и украшалась вручную, и каждая девушка или женщина старалась, чтобы ее платье было самое лучшее.

Женская одежда средней полосы России состояла из рубахи, сарафана, епанечки или коротены, а в холодную пору и душегреи. Сарафан- женская одежа без рукавов на лямках. Наиболее распространённым был сарафан со швом посередине переда, отделанным узорными лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц. Мягкие плавные линии сарафана делали женщину похожей на лебедя. Не случайно в народных песнях и сказках женщину называли лебёдушкой. Для праздников сарафаны шили из шелка, блестящей парчи и цветной плотной ткани.

Посмотрите, какой красивый костюм у этой красавицы. Он состоит из вышитой рубахи, и богато украшенного золотым шитьём сарафана. Много вечеров нужно было просидеть над вышивкой, чтобы сделать себе такой наряд.



Ученица в русском костюме читает стихотворение:

Я скажу вам без обмана:

Лучше нету сарафана.

Мне сказала баба Настя:

Сарафан приносит счастье


Учитель: Рубаха – основа женского народного костюма. Шилась она из белого льняного или конопляного полотна. Ее праздничный вариант украшался вышивкой, оберегавшей от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол. Считалось, что чем богаче украшена рубаха, тем счастливее ее владелица. Поверх рубахи надевался сарафан, он украшался спереди узорной полосой, тесьмой, кружевом, узорными пуговицами. На сарафан надевалась епанечка – короткая клешеная кофточка без рукавов, которая шилась из парчевой ткани. Головным уборам уделялось особое внимание – их было большое разнообразие, но при этом и четкое разделение на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Молодым девушкам разрешалось показывать свои волосы «Девичья коса – всему миру краса» - они носили легкие и воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи. Женщины должны были тщательно закрывать волосы от постороннего глаза. Отсюда – глухие сороки, кики, повойники, платки. В названиях головных уборов слышится родство с птицей: кокошник, кичка, сорока. И это не случайно. Помните сказки: лебедушка, лебедь белая, точно пава.

На юге России вместо сарафана носили поневу – домотканую, клетчатую юбку из шерсти. Ее обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди.. Передник был украшен шёлковыми узорными лентами, вышивкой, тканным узором. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом. По праздникам поверх понёвы надевали богато украшенную одежду – навершник- верхняя наплечная одежда из шерстяной ткани, украшенный вышивкой. И конечно, к праздничной одежде полагалось много украшений – ушные, шейные и нагрудные. Они очень разнообразные по форме, составу, размера (были из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц).

Костюм мужчины был менее затейлив. Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые времена являются рубаха и порты (штаны). Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни князь, ни горожанин, ни селянин.



Отличие состояло лишь в качестве материала и отделки. Мужские рубахи шили ее из белой, синей или красной ткани, и украшали вышивкой. Могла быть рубаха и из клетчатой ткани. Рубаха была широкой и украшалась по подолу, по вороту, по краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом-кушаком. Рисунок на рубахе располагался особым образом: нагрудные узоры – «передцы» - защищали сердце и легкие, наплечные – «вошвы» - охраняли руки, а наподольные не пускали злые силы снизу. Порты (штаны) были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти. Поверх рубахи надевали зипун, а на голову шапку из сукна или войлока.


Ученик читает четверостишье о русском мужском костюме:

Я парнишка озорной,

Я в рубахе расписной,

Шапку до бровей надвину,

Хоть пиши с меня картину.


Учитель: И мужская и женская одежда богато украшалась вышивкой. А дело это нелегкое. Надо не только большое терпение иметь, да трудолюбивой быть. Нужно знать, что какой-либо орнамент в вышивке обозначать может. Орнамент можно “прочитать”. Например, в вышивках часто встречаются изображения коней, деревьев, птиц, женских фигур, где конь как бы воплощает образ солнца, а птица несет людям свет и добро. Цвет тоже играл не последнюю роль. На Руси особенно любили красный. Красный – значит красивый. По белой ткани красная вышивка олицетворяла чистоту и праздничность.

Ведь на Руси всегда любили праздники. Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и просто окончание рабочего дня. Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки. Чем больше они были набиты, тем богаче считался хозяин дома. Вся праздничная одежда обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками, чего, как правило, не было в повседневной одежде. По одежде можно было судить о вкусе и умении мастерицы, ведь крестьянка сама себе делала наряд. Праздники всегда были веселые, наполненные музыкой, пением, играми и танцами. Каждый вечер люди разных возрастов собирались у кого-то в избе и там пели и танцевали (плясали). Песенно-танцевальный репертуар был очень богатым и разнообразным. На все времена года, на все календарные праздники были свои песни, игры, танцы, забавы, потешки, пословицы и поговорки.

Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки?

Ученики по очереди говорят пословицы и поговорки:

-Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!

-У ленивого что на дворе, то и на столе.

-Каков уродился, таков и пригодился.

-Ссора в своей семье до первого взгляда.

-Не одежда красит человека, а человек одежду.

-Расти коса до пояса, не вырони ни волоса.

-Щи да каша – пища наша.

-Без туда не вынешь и рыбку из пруда.

-Здоров будешь - все добудешь.

-У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи, да чего хочешь положи.

-Хвалят на девке шелк, когда в самой девке есть толк.


Учитель: А теперь попробуйте, ребята, отгадать русские народные загадки о различных предметах одежды.

«Дуйся, не дуйся, через голову суйся, попляши день-деньской и пойдёшь на покой». (Рубаха)

«Зимой греет, весной тянет, летом умирает, осенью оживает». (Шуба, тулуп.)

«Сижу верхом, не ведаю, на ком. Знакомца встречу — соскочу, привечу». (Шапка.)

Я одежду охраняю

Чистоту я соблюдаю,

Я хозяйку украшаю,

Красотой всех привлекаю:

Вышивкой отделан в тон,

Называюсь я… (Запон)


Шерстяное полотно

Вокруг талии обведено.

Узор вьётся по подолу,

Называется…(Понёва)


Раньше в поле я росла

И травинкою была,

Меня создали ткачи и пряха

Называюсь я ..(рубаха)



Учитель сообщает ученикам задание урока:

А теперь, на основе всего увиденного и услышанного материала, мы будем выполнять эскиз русской народной одежды. Постройте общую форму костюма, а затем наметьте места орнамента вышивки, расположение красочных лент, кружева и вышивки.



(Во время работы учащихся над эскизом, звучит русская народная музыка, что помогает ребятам более эмоционально настроиться на выполнение задания. По окончании работы проводится демонстрация выполненных эскизов.)





В завершении открытого урока учитель обращается к ученикам:

- Итак, ребята, вот, сколько нового и интересного узнали мы сегодня о русском народном праздничном костюме.

Ну и закончить наш урок мне хочется такими словами: От того, как относимся мы к родной старине, зависит быть или не быть русской культуре. Многое забыто, утеряно. Давайте же собирать по крохам то, что уцелело. И как пригодится нам для этого старый бабушкин сундук! Сколько интересного может рассказать нам его содержимое. Это не только скопленное добро, это — целая жизнь.

Копите добро в вашей душе, копите любовь к земле, на которой живете; пуще глаза берегите любовь свою к матери, отцу, братьям и сестрам. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад. Дом - земля наша - богата трудом да любовью.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка "Русский народный костюм"

Автор: Выходцева Оксана Николаевна

Дата: 09.02.2018

Номер свидетельства: 456056

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Методическая разработка «Народные праздники»."
    ["seo_title"] => string(47) "mietodichieskaia_razrabotka_narodnyie_prazdniki"
    ["file_id"] => string(6) "359611"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479321832"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Методическая разработка  фольклорного праздника для  учащихся начальных классов  «Деревенские посиделки»"
    ["seo_title"] => string(118) "mietodichieskaia-razrabotka-fol-klornogho-prazdnika-dlia-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov-dierievienskiie-posidielki"
    ["file_id"] => string(6) "308362"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458570804"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая разработка внеклассного мероприятия "День России" "
    ["seo_title"] => string(69) "mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-dien-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "102519"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402511083"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Искусство русского народного танца"
    ["seo_title"] => string(37) "iskusstvo_russkogho_narodnogho_tantsa"
    ["file_id"] => string(6) "472746"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1528505647"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Кружок "Народные мотивы" "
    ["seo_title"] => string(24) "kruzhok-narodnyie-motivy"
    ["file_id"] => string(6) "239850"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444887544"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства