Урок: информатика 9 класс
Учитель: Орлова Е.В.
Тема: «Встроенные функции в MS Excel»
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний
Вид урока: комбинированный
Дидактическая цель урока:
Задачи:
Образовательная :
Воспитательная:
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
преодолении в сознании учеников неизбежно возникающего представления о формальном характере предмета, оторванности от жизни и практики;
формирование отношений взаимной ответственности и зависимости в группах.
Развивающая:
развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере, работы с электронными таблицами;
развитие умений сравнивать, обобщать, выявлять закономерность.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, словесный, наглядно-иллюстративный, практический, алгоритмический.
Оборудование: рабочие «Листы изучения новой темы» на печатной основе,
доска, компьютер, мультимедийный проектор и экран, карточка с индивидуальным заданием.
Средства обучения: презентация учителя MS PowerPoint «Встроенные функции»,презентация физкультминутка, тест в MS Excel «Встроенные функции»,шаблоны для учащихся к уроку в MS Excel «Практическая работа».
Структура урока
№ | Название этапа | Приемы педагогической техники | Время (мин) |
1 | Организационный момент. Постановка цели урока и проблемы исследования | Вступительное слово учителя. Рефлексия. Ознакомление с темой, постановка цели. | 2 |
2 | Актуализация опорных знаний | Кроссворд в MS Excel | 7 |
3 | Изучение нового материала | а) Работа по формированию понятия о встроенных функциях. б) Частично - поисковая работа. Презентация учителя | 10 |
4 | Первичное осмысление и применение изученного материала. Практическая работа. | Листы изучения новой темы, шаблоны для учащихся к уроку в MS Excel «Практическая работа». | 10 |
5 | Закрепление (тренировка, отработка умений). | Мотивация деятельности. Привлекательная цель. | 3 |
6 | Физкультминутка | Презентация | 2 |
7 | Оценка деятельности. | Тест в программе MS Excel. | 3 |
8 | Постановка домашнего задания. | Домашнее задание творческое. | 3 |
9 | Итог урока. Контроль. | Опрос – итог: «Идеальный опрос» (анализ решения задачи; проверка достижения цели урока; обобщение изученного материала). | 3 |
10 | Самооценка деятельности. | Рефлексия. | 2 |
Ход урока
1 этап: Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Мы продолжим изучение электронных таблиц.
(Слайд 1) А какая основная задача приложения МS Excel?
Для того, чтобы ответить на вопрос решим кроссворд.
2 этап: Актуализация опорных знаний.
На экране выведен кроссворд по ранее изученной теме.
По горизонтали:
Чем именуется строка?
Пересечение столбца и строки.
Именуется буквами латинского алфавита.
По вертикали:
Главная задача MS Excel – это … вычислений.
В MS Excel обрабатывается электронная ….
Выражение, начинающееся со знака равенства и состоящее из числовых величин, адресов ячеек, функций, имен, которые соединены знаками арифметических операций.
4 этап: Изучение нового материала.
Постановка проблемы.
На прошлом уроке вы познакомились с электронными таблицами и уже владеете основными навыками работы с ними. Предлагаю вам рассмотреть некоторые задания. (Слайд 2) Необходимо подсчитать общее количество осадков, выпавших за месяц. Вы уже знаете один способ – это сложение. Но это очень долго
(Слайд 3). Давайте рассмотрим еще одну задачу: подсчитать среднее арифметическое всех оценок
(Слайд 4). Мы действительно можем вы полнить это задание, но наши действия нерациональны
(Слайд 5). Следующее задание: найти максимальное и минимальное количество единиц проданного товара
(Слайд 6). Можно выбирать вручную, но для достаточно большого массива данных выполнить данное действие будет сложно. Рассмотрим четвертую задачу: найти значения тригонометрических функций для заданных углов
(Слайд 7). Мы столкнулись с проблемой! И наша задача найти пути ее решения.
Тема нашего урока «Встроенные функции в MS Excel»
Excel располагает множеством специальных функций, которые можно использовать в вычислениях. Наличие большого количества стандартных функций позволяет не только автоматизировать процесс вычислений, но и сэкономить время. С их помощью выполняются как простые, так и довольно сложные операции. Рассмотрим некоторые из них Функции — позволяют производить сложные вычисления и анализ данных.
Каждая функция имеет собственный синтаксис, которому необходимо следовать, чтобы получить правильные результаты. Если функция не является частью формулы, перед ее вызовом необходимо ввести знак равенства. После этого указывается имя функции, а затем один или несколько ее аргументов, заключенных в скобки.
Все функции объединены в несколько категорий.
Как же ввести такую функцию?
Вызываем мастер функций (Слайд 9), выбираем категорию функций, к которой относится нужная нам формула( слайд 10). Возникает вопрос: как определить категорию? Все функции объединены в несколько категорий. Это финансовые, математические, статистические, текстовые, логические и другие. Очевидно, что СУММА относится к математической категории функций. Среди предложенных функций находим нужную (Слайд 11). Далее вводим диапазон значений, который нам необходимо подсчитать (Слайд 12), после чего нажимаем ОК. У нас получилось вычислить искомую сумму (Слайд 13). Как вам данный способ?
Аналогично во второй задаче, при вычислении среднего значения используется функция СРЗНАЧ из категории статистические
( Слайд 14), в третьем задании функции МИН и МАКС
(Слайд 15), категория статистические и в четвертом задании
(Слайд 16) используем тригонометрические функции из категории математических функций. Обращаю ваше внимание, что тригонометрические функции Excel пересчитывает в радианах, поэтому здесь мы используем сложную формулу: =SIN(РАДИАНЫ(ЧИСЛО)).
Самые популярные функции Excel (Слайд 17).
CУММ (Отображает сумму аргументов)
=СУММ(число1,число2,…)
СРЗНАЧ (Отображает среднее значение аргументов) =СРЗНАЧ(число1,число2,…)
МАКС (Определяет среди аргументов наибольший) =МАКС(число1,число2,…)
МИН (Определяет среди аргументов наименьший)
=МИН(число1,число2,…)
КОРЕНЬ (Вычисляет корень числа)
=КОРЕНЬ(число)
Всего функций в Excel более 320 (Слайд 18).
5 этап: Практическая работа.
Практическая работа.(Слайд 19 – 22).
Ребята, сейчас мы самостоятельно попробуем выполнить рассмотренные задания в среде MS Excel. Для этого откройте на рабочем столе документ «Практикум», перейдите на первый лист. (Учащиеся выполняют практическую работу опираясь на методические рекомендации).
6 этап: Закрепление полученных знаний.
Вопросы: Какие задачи нам удалось решить в процессе практической работы?
Чем нам помогли встроенные функции?
Где еще в повседневной жизни мы можем использовать новые знания?
7 этап: Физкультминутка.
Вы все успешно справились с нашей практической работой теперь давайте немножко отдохнем.
8 этап: Оценка деятельности. Тест.
Для того, чтобы понять, как мы усвоили новую тему пройдем тестирование, которое также выполнено с помощью программы Excel. (Учащиеся занимают места за компьютерами и выполняют тест)
9 этап: Постановка домашнего задания
10 этап: Итог урока.
Давайте вспомним, с чего мы начали наш урок?
Какой вывод мы можем сделать?
11 этап: Рефлексия.
Спасибо за внимание, было очень приятно с вами работать!
6