Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов
Конспект урока по информатике на тему: "Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов". Тип урока - изучение нового материала
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов»
План урока
Тема урока: Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов.
Цели: познакомить студентов с видами профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов.
Задачи:
1.образовательная: обучающиеся должны знать виды профессиональной информационной деятельности человека и сопровождающие ее технические и информационные средства.
2. уметь синтезировать, сравнивать, классифицировать и обобщать сведения о профессиях, занятых в информационной сфере.
3. воспитание интереса к предмету.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Форма урока: урок-лекция с элементами беседы
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.
Программно – дидактическое обеспечение:
программа PowerPoint, презентация «Виды информационной деятельности человека».
Ход урока:
1. Организационный момент: приветствие, проверка посещаемости, готовности к уроку.(3 мин)
2. Подготовка учащихся к изучению нового материала (постановка темы, целей, актуализация знаний).
2.1 Тема урока: Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. (слайд 1)
2.2 Цель урока: изучить виды профессиональной информационной деятельности человека, изучить понятия: «информационная деятельность человека», «технические средства», стоимостные характеристики информационной деятельности человека.
2.3 Актуализация прежних знаний.
1.Перечислите основные этапы развития информационного общества.
2. Что такое «абак», «суммирующая машина»?
3. Как называется первая отечественная вычислительная машина?
3. Сообщение нового материала преподавателем
3.1 Виды информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (слайды 1-2)
Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью. Все люди в своей жизни занимаются информационной деятельностью (получают письма, читают книги, хранят фото- и видеоархивы, разговаривают по телефону, решают задачи, разгадывают кроссворды и т. п.); для многих она является профессиональной.
Основу технических средств любой современной информационной технологии составляют следующие аппаратные средства:
компьютер, предоставляющий возможность автоматической обработки информации;
машиночитаемые носители информации – магнитные и оптические диски большой емкости, надежности и долговечности;
компьютерные сети и телекоммуникации, позволяющие совместно обрабатывать и оперативно передавать информацию.
Информационные ресурсы, обеспечивающие некоторую профессиональную деятельность, сосредоточены в массивах документов, которые в современном варианте приготовлены для автоматической обработки и хранятся в базах данных (БД), базах знаний (БЗ), которые, в свою очередь, являются частью некоторой информационной системы.
Попробуем в следующей таблице описать виды профессиональной информационной деятельности человека и сопровождающие ее технические и информационные средства.
Область деятельности
Профессия
Технические средства
Информационные ресурсы
Средства массовой информации
Журналисты
Телевидение, Радио
Телекоммуникации
Компьютеры
Компьютерные сети
Интернет
Электронная почта
Библиотеки
Архивы
Почта, телеграф, телефония
Служащие, инженеры
Традиционный транспорт, телеграф, телефонные сети, компьютерные сети
БД
Наука
Ученые
Телекоммуникации
Компьютеры
Компьютерные сети
Библиотеки, архивы, БД, БЗ, экспертные системы, Интернет
Техника
Инженеры, техники
Телекоммуникации
Компьютеры
Компьютерные сети
Библиотеки, патенты, БД, БЗ, экспертные системы, Интернет
Управление
Менеджеры
Информационные системы
Телекоммуникации
Компьютеры
Компьютерные сети
БД, БЗ, экспертные системы
Образование
Преподаватели
Информационные системы
Телекоммуникации
Компьютеры
Компьютерные сети
Библиотеки,
Интернет
Искусство
Писатели, Художники,
Музыканты, дизайнеры
Компьютеры и устройства ввода/вывода и отображения информации
Аудио- и видеосистемы, системы мультимедиа
Телекоммуникации
Компьютерные сети
Библиотеки
Музеи
Интернет
3.2 Стоимостные характеристики информационной деятельности человека (слайды 4-6)
Под эффективностью автоматизированного преобразования информации понимают целесообразность применения средств вычислительной и организационной техники при формировании, передаче и обработке данных. Различают расчетную и фактическую эффективность.
Расчетная эффективность определяется на стадии проектирования автоматизации информационных работ. Фактическая эффективность рассчитывается по результатам внедрения автоматизированных информационных технологий.
Абсолютный показатель экономической эффективности TЭК составляет:
TЭК= T0– T1
Относительный индекс производительности труда
JПТ= T1/T0
Абсолютный показатель стоимости CЭК определяется соотношением:
CЭК = C1- C0.
Индекс стоимости затрат рассчитывается по формуле
Jст.зат = C1/ C0.
Срок окупаемости затрат Tок устанавливается по формуле:
Tок= ( (ЗО+ ПО) Кэф ) / (C0– C1), где
ЗОзатраты на техническое обеспечение;
ПОзатраты на программное обеспечение;
Кэфкоэффициент эффективности.
4. Первичное закрепление и текущий повтор изученного материала (5 мин).
1. Дайте определение понятиям: «информационная деятельность человека», «технические средства», «информационные ресурсы».
2. Перечислите сопровождающие технические и информационные средства выбранной вами профессии.
5. Выдача домашнего задания (2 мин)
- выучить конспект темы
- приведите примеры, когда применение новых информационных технологий не приводит к повышению производительности труда в результате внедрения автоматизированных информационных технологий.