Тип урока: освоение и закрепление нового материала
Цели урока:
Обучающие: закрепить навыки по созданию и заполнению ЭТ. Научиться решать задачи в ЭТ с использованием условной функции.
Развивающие: Формирование приемов логического и алгоритмического мышления, развитие познавательного интереса к предмету. Развитие представлений об ЭТ как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности.
Воспитательные: развитие навыков межличностного взаимодействия, взаимопомощи. Воспитание аккуратности, точности.
ТСО: мультипроектор.
Программная поддержка: электронные таблицы Microsoft Excel.
Ход урока:
Организационный момент
-приветствие
-знакомство с порядком проведения урока.
Актуализация знаний
На демонстрационном экране представлена таблица для расчетов заработной платы работникам некоторого производственного учреждения.
Учащиеся получают листы с заданиями:
Произвести расчет незаполненных граф следующим образом:
1)Аванс составляет 40% от оклада. Расчет выполнить, используя абсолютную ссылку.
2)Сумма налогов составляет 13% оклада.
3)Последняя графа равна разнице между окладом и всеми удержаниями.
4)Выполнить расчет итоговой строки, воспользовавшись для этого кнопкой автосуммы.
Учитель вводит ответы учеников на компьютер и на демонстрационном экране будет следующее:
Условная функция.
Задание: добавить в данную таблицу графу «Премия» и заполнить ее следующим образом: если план выполнен на 100% и более, то назначить премию в размере 1000 руб., иначе вычесть из зарплаты 500 руб.
Как выполнить эти расчеты?
Учитель: Сначала подумайте, куда вставить новую графу, так как нужно отчислять налоги. И как заполнить эту графу?
Учащиеся: Между столбцами «Аванс» и «Подоходный налог». Числа 1000 и –500 можно вводить с клавиатуры.
Учитель: А как определяете, кого поощрять, а кого наказать?
Учащиеся: Смотрим выполнение плана каждым работником: если выполнение плана >=100%, то 1000 руб., иначе –500 руб.
Учитель: А если в этом учреждении число работников несколько сотен? Тогда электронный процессор должен определять значения клеток сам автоматически.
Учащиеся: Нужна какая-то формула.
Учитель: Правильно. Давайте внимательно посмотрим на вопрос. Чем является первая часть вопроса?
Учащиеся: Логическим выражением (условием).
Учитель: Какие значения может принимать логическое выражение?
Учащиеся: истина или ложь.
Учитель: Значит, Если А2>=100, то Е2=1000, иначе Е2=-500. В ЭТ для решения таких задач существует условная функция, которая имеет вид:
Если(<условие>; <выражение 1>; <выражение 2>). И выполняется так: если условие истинно, то значение данной ячейки определит <выражение 1>, в противном случае - <выражение 2>.
Выражение 1 и Выражение 2 могут быть числами, формулами или текстами. Для нашей задачи в ячейке Е2 будет формула:
Если(А2>=100;1000;-500)
Открываем тетради, записываем число. Учитель просит учащихся сформулировать тему урока, исходя из полученных знаний.
3. Затем разбираем задачу «Решение квадратного уравнения» с помощью ЭТ:
Решение квадратного уравнения
a=-1
b=2
c=3
d=16
x1=3
x2=-1
Здесь ключевой является формула, по которой производится анализ на наличие корней: =IF(B5>=0;(-B3-КОРЕНЬ(B5))/(2*B2);”НЕТ КОРНЕЙ”). Формулы в ячейках В6 и В7 различаются лишь знаком перед дискриминантом.
Надо проговорить с учениками, что в случае, когда дискриминант равен 0, мы получаем два совпадающих корня. Обратить внимание на расстановку скобок в формуле вычисления корней.
4. Учащиеся получают листы с практическим заданием и выполняют их в парах.
Выдаваемый лист:
Выполните задание:
1.Откройте документ с именем «Квадратное уравнение», находящийся в Моих документах.
2.Выполните необходимые расчеты, используя условную функцию, и получите решение для нескольких наборов коэффициентов:
а) а=-1, b=2, с=3;
б) а=1, b=2, с=3;
с) а=1, b=4,с=4.
3.Откройте документ «Абитуриент».
4.Найдите сумму баллов за три экзамена для каждого студента и поместите информацию о зачислении: если сумма баллов больше или равна проходному баллу, то студент зачислен, иначе – нет.
Учитель контролирует выполнение работы, и в случае возникновения трудностей в одной из пар, просит оказать ей помощь учащегося из пары, успешно справившейся с заданием.
5.Домашнее задание: стр. 295, упр.4.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Условная функция »
Конспект урока по информатике
9 класс
Тема программы: Электронные таблицы
Тема урока: Условная функция
Тип урока: освоение и закрепление нового материала
Цели урока:
Обучающие: закрепить навыки по созданию и заполнению ЭТ. Научиться решать задачи в ЭТ с использованием условной функции.
Развивающие: Формирование приемов логического и алгоритмического мышления, развитие познавательного интереса к предмету. Развитие представлений об ЭТ как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности.
Воспитательные: развитие навыков межличностного взаимодействия, взаимопомощи. Воспитание аккуратности, точности.
ТСО: мультипроектор.
Программная поддержка: электронные таблицы Microsoft Excel.
Ход урока:
Организационный момент
-приветствие
-знакомство с порядком проведения урока.
Актуализация знаний
На демонстрационном экране представлена таблица для расчетов заработной платы работникам некоторого производственного учреждения.
ФИО
Выполнение плана
Оклад
Аванс
Подоходный налог
К выдаче
Морозов И.Г.
95
4178
Андреева П.Л.
101
4500
Попов Г.О.
98
5345
Васильев Р.А.
100
3789
Вагнер А.Р.
105
4500
Филозов Э.В.
99
4178
Сорокина З.П.
105
5348
Малых А.Л.
93
4567
Гузеева Л.И.
103
3657
Мелехин Д.М.
100
3657
Голованов П.С.
100
5348
Итого:
Аванс
0,4
оклада
Подоходный налог
0,13
оклада
Учащиеся получают листы с заданиями:
Произвести расчет незаполненных граф следующим образом:
1)Аванс составляет 40% от оклада. Расчет выполнить, используя абсолютную ссылку.
2)Сумма налогов составляет 13% оклада.
3)Последняя графа равна разнице между окладом и всеми удержаниями.
4)Выполнить расчет итоговой строки, воспользовавшись для этого кнопкой автосуммы.
Учитель вводит ответы учеников на компьютер и на демонстрационном
экране будет следующее:
ФИО
Выполнение плана
Оклад
Аванс
Подоходный налог
К выдаче
Морозов И.Г.
95
4178
1671,2
543,14
1963,66
Андреева П.Л.
101
4500
1800
585
2115
Попов Г.О.
98
5345
2138
694,85
2512,15
Васильев Р.А.
100
3789
1515,6
492,57
1780,83
Вагнер А.Р.
105
4500
1800
585
2115
Филозов Э.В.
99
4178
1671,2
543,14
1963,66
Сорокина З.П.
105
5348
2139,2
695,24
2513,56
Малых А.Л.
93
4567
1826,8
593,71
2146,49
Гузеева Л.И.
103
3657
1462,8
475,41
1718,79
Мелехин Д.М.
100
3657
1462,8
475,41
1718,79
Голованов П.С.
100
5348
2139,2
695,24
2513,56
Итого:
23061,49
Аванс
0,4
оклада
Подоходный налог
0,13
оклада
Условная функция.
Задание: добавить в данную таблицу графу «Премия» и заполнить ее следующим образом: если план выполнен на 100% и более, то назначить премию в размере 1000 руб., иначе вычесть из зарплаты 500 руб.
Как выполнить эти расчеты?
Учитель: Сначала подумайте, куда вставить новую графу, так как нужно отчислять налоги. И как заполнить эту графу?
Учащиеся: Между столбцами «Аванс» и «Подоходный налог». Числа 1000 и –500 можно вводить с клавиатуры.
Учитель: А как определяете, кого поощрять, а кого наказать?
Учащиеся: Смотрим выполнение плана каждым работником: если выполнение плана =100%, то 1000 руб., иначе –500 руб.
Учитель: А если в этом учреждении число работников несколько сотен? Тогда электронный процессор должен определять значения клеток сам автоматически.
Учащиеся: Нужна какая-то формула.
Учитель: Правильно. Давайте внимательно посмотрим на вопрос. Чем является первая часть вопроса?
Учащиеся: Логическим выражением (условием).
Учитель: Какие значения может принимать логическое выражение?
Учащиеся: истина или ложь.
Учитель: Значит, Если А2=100, то Е2=1000, иначе Е2=-500. В ЭТ для решения таких задач существует условная функция, которая имеет вид:
Если(; ; ). И выполняется так: если условие истинно, то значение данной ячейки определит , в противном случае - .
Выражение 1 и Выражение 2 могут быть числами, формулами или текстами. Для нашей задачи в ячейке Е2 будет формула:
Если(А2=100;1000;-500)
Открываем тетради, записываем число. Учитель просит учащихся сформулировать тему урока, исходя из полученных знаний.
3. Затем разбираем задачу «Решение квадратного уравнения» с помощью ЭТ:
Решение квадратного уравнения
a=
-1
b=
2
c=
3
d=
16
x1=
3
x2=
-1
Здесь ключевой является формула, по которой производится анализ на наличие корней: =IF(B5=0;(-B3-КОРЕНЬ(B5))/(2*B2);”НЕТ КОРНЕЙ”). Формулы в ячейках В6 и В7 различаются лишь знаком перед дискриминантом.
Надо проговорить с учениками, что в случае, когда дискриминант равен 0, мы получаем два совпадающих корня. Обратить внимание на расстановку скобок в формуле вычисления корней.
4. Учащиеся получают листы с практическим заданием и выполняют их в парах.
Выдаваемый лист:
Выполните задание:
Откройте документ с именем «Квадратное уравнение», находящийся в Моих документах.
Выполните необходимые расчеты, используя условную функцию, и получите решение для нескольких наборов коэффициентов:
а) а=-1, b=2, с=3;
б) а=1, b=2, с=3;
с) а=1, b=4,с=4.
Откройте документ «Абитуриент».
Найдите сумму баллов за три экзамена для каждого студента и поместите информацию о зачислении: если сумма баллов больше или равна проходному баллу, то студент зачислен, иначе – нет.
Учитель контролирует выполнение работы, и в случае возникновения трудностей в одной из пар, просит оказать ей помощь учащегося из пары, успешно справившейся с заданием.