Конспект урока по информатике на тему "Деловая графика" (8 класс)
Конспект урока по информатике на тему "Деловая графика" (8 класс)
Тема урока: «Деловая графика. Условная функция. Логические функции и абсолютные адреса»
Цель урока: познакомить учащихся со способами визуализации числовых данных - диаграммами, условной и логическими функциями, функцией времени, абсолютной адресацией.
Задачи урока:
образовательные: рассмотреть типы диаграмм и их применение при решении задач; рассмотреть формат условной, логической функции, а также функции времени; изучить абсолютную адресацию.
развивающие: развивать умение обобщать полученные знания и последовательно их применять в процессе выполнения работы; способствовать развитию логического мышления и памяти; развивать познавательный интерес к изучению информатики.
воспитательные: воспитывать информационную культуру учащихся, усидчивость, самостоятельность и дисциплинированность.
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы проведения: беседа, фронтальный опрос, работа в группах, работа за компьютером.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, карточки с заданиями компьютерного практикума, карточки с заданиями тестового контроля, презентация.
Программное обеспечение: программа для работы с электронными таблицами Microsoft Excel 2003.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по информатике на тему "Деловая графика" (8 класс) »
Класс: 8 класс.
Дата проведения: 05.05.2015 г.
Тема урока: «Деловая графика. Условная функция. Логические функции и абсолютные адреса»
Цель урока: познакомить учащихся со способами визуализации числовых данных - диаграммами, условной и логическими функциями, функцией времени, абсолютной адресацией.
Задачи урока:
образовательные: рассмотреть типы диаграмм и их применение при решении задач; рассмотреть формат условной, логической функции, а также функции времени; изучить абсолютную адресацию.
развивающие: развивать умение обобщать полученные знания и последовательно их применять в процессе выполнения работы; способствовать развитию логического мышления и памяти; развивать познавательный интерес к изучению информатики.
воспитательные: воспитывать информационную культуру учащихся, усидчивость, самостоятельность и дисциплинированность.
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы проведения: беседа, фронтальный опрос, работа в группах, работа за компьютером.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, карточки с заданиями компьютерного практикума, карточки с заданиями тестового контроля, презентация.
Программное обеспечение: программа для работы с электронными таблицами Microsoft Excel 2003.
Ход урока
Организационный этап
Приветствие, проверка присутствующих и готовности учащихся к уроку.
Проверка Д/з
Учащиеся сдают карточки с выполненным Д/з.
Актуализация опорных знаний
Работа в группах
Для того чтобы вспомнить основные понятия пройденных тем, учащиеся делятся на группы по 2 человека, выполняют тестовый контроль (Приложение 1), затем обмениваются работами между группами и проводят взаимопроверку (За каждый правильный ответ ставится 1 балл. В итоге пишется количество полученных баллов).
Ключ к тестовому контролю:
Вариант1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
А
Б
Б
Б
В
Г
В
Г
А
А
Вариант 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Г
Г
Г
А
Б
Г
А
Г
Б
Б
Изучение нового материала
Замечательным свойством ЭТ является возможность графического представления числовой информации, содержащейся в таблице. Для этого существует специальный графический режим работы табличного процессора. Графики придают наглядность числовым зависимостям.
Типы диаграмм
Тип диаграммы
Вид
Назначение
Гистограмма
Сравнение нескольких величин в нескольких точках
Круговая диаграмма
Сравнение нескольких величин в одной точке. Особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100 %)
График
Процесс изменения нескольких величин при переходе от одной точки к другой
Линейчатая диаграмма
Сравнение нескольких значений
Диаграмма с областями
Различие между несколькими наборами данных за некоторый период времени
Точечная диаграмма
Сравнение пары значений. Используется, если сравниваемые значения нельзя расположить на оси Х либо они относятся к независимым измерениям
Условная функция
Общий вид условной функции следующий:
ЕСЛИ(;;)
Здесь - логическое выражение. Если истинно, то значение данной ячейки определяет , в противном случае - .
При записи логических выражений можно пользоваться логическими операциями: И, ИЛИ, НЕ. В ЭТ данные операции рассматриваются как логические функции.
Абсолютные адреса
Существует способ «замораживания» адресов в ЭТ. На «замороженный» в формуле адрес не распространяется принцип относительности. Для этой цели используется значок «$». Можно заморозить только номер строки или только имя столбца. Чтобы адрес ячейки сделать абсолютным (неизменным при любом переносе формулы в таблице), нужно знак «$» писать дважды: $E$9, $F$6 и т.п.
Функция времени
В современных табличных процессорах существуют специальные функции, позволяющие получить текущее время. Это возможно благодаря тому, что в состав аппаратной части компьютеров входит таймер – внутренние часы компьютера. Функция определения текущего часа записывается так: ЧАС(ТДАТА()).
Если необходимо вычислить количество времени, оставшееся до конца рабочего дня, который заканчивается в 20 часов, то формула должна быть такой: 20 – ЧАС(ТДАТА()).
Формирование умений и навыков (компьютерный практикум)
Учащиеся выполняют практическое задание на отработку полученных знаний, умений и навыков (Приложение 2).
Физкультминутка (гимнастика для глаз)
Подведение итогов, оценивание
Оценка за урок выставляется по совокупности трех оценок: оценка за Д/з, оценка за тестовый контроль в начале урока и оценка за компьютерный практикум.
Индивидуальная рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
В чем возникли трудности?
Что было полезным?
Домашнее задание
§§ 23, 24; выучить основные понятия.
Приложение 1
Ф. И. О. Класс
Тестовый контроль
Вариант 1
Электронная таблица – это…
А) прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблиц данных;
Б) прикладная программа для обработки кодовых таблиц;
В) устройство ПК, управляющее его ресурсами в процессе обработки данных в табличной форме;
Г) системная программа, которая управляет ресурсами ПК при обработке таблиц.
Укажите правильный адрес ячейки таблицы:
А) A12C;
Б) B1257;
В) 123C;
Г) B1A.
Выберите верно записанный диапазон ячеек от D2 к G10:
А) D2 – G10;
Б) D2 : G10;
В) D2 ; G10;
Г) D2, G10.
Какую формулу нужно записать в ячейку A5, чтобы вычислить сумму чисел, содержащихся в диапазоне ячеек A1 : A4?
А) =СУММ(A1 ; A4);
Б) =СУММ(A1 : A4);
В) A5 = СУММ(A1 : A4);
Г) A1 + A2 + A3 + A4 = A5.
Для того чтобы найти произведение ячеек, какой функцией нужно воспользоваться?
А) СРЗНАЧ;
Б) СУММ;
В) ПРОИЗВЕД;
Г) КОРЕНЬ.
При перемещении или копировании в ЭТ относительные ссылки:
А) преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;
Б) преобразуются в зависимости от длины формулы;
В) не изменяются;
Г) преобразуются в зависимости от нового положения формулы.
Сколько ячеек ЭТ содержится в диапазоне A2 : B4?
А) 8;
Б) 2;
В) 6;
Г) 4.
В ЭТ в ячейке A1 записано число 10, в B1 – формула = A1/2, в C1 – формула =СУММ(A1 : B1)*2. Чему равно значение C1?
А) 10;
Б) 150;
В) 100;
Г) 30.
В ЭТ выделен диапазон B1 : B5. Сколько ячеек входит в данный диапазон?
А) 5;
Б) 10;
В) 1;
Г) 2.
Значение формулы = СУММ(A1 : A4) равно 10. Чему равно значение ячейки А4, если значение формулы =СРЗНАЧ(A1 : A3) равно 3?
А) 1;
Б) 2;
В) 3;
Г) 4.
Ф. И. О. Класс
Тестовый контроль
Вариант 2
Какое расширение имеет файл, созданный в программе MS Excel?
А) .docx;
Б) .txt;
В) .rtf;
Г) .xls.
Диапазон – это…
А) все ячейки одной строки;
Б) все ячейки одного столбца;
В) множество допустимых значений;
Г) любая прямоугольная часть таблицы.
С какого знака начинается формула в ЭТ?
А) %;
Б) $;
В) +;
Г) =.
Укажите неправильную формулу.
А) A2 + B4;
Б) = A1 / C435;
В) = C234 * M67;
Г) = M98 – K9.
Как записывается формула для нахождения минимального значения диапазона ячеек?
А) МИНИМАЛЬНОЕ(A2 : K6);
Б) МИН(A2 : E4);
В) MIN(D3 ; D7);
Г) МИНИМУМ(A2 : E4).
Г) преобразуются в зависимости от нового положения формулы.
Выберите верную запись формулы для ЭТ:
А) C3 + 4 * D4;
Б) C3 = C1 + 2 * C2;
В) A5B5 + 23;
Г) = A2 * A3 – A4.
В ЭТ в ячейке A1 записано число 5, в B1 – формула =A1*2, в C1 – формула = A1 + B1. Чему равно значение C1?
А) 15;
Б) 10;
В) 20;
Г) 25.
Запись формулы в ЭТ не может включать в себя:
А) знаки арифметических операций;
Б) числовые выражения;
В) имена ячеек;
Г) текст.
Чему равно значение формулы = СРЗНАЧ(A1 : A3), если значение ячейки A1 равно 2, значение ячейки A2 равно 4, а значение ячейки A3 вычисляется по формуле = A1^A2 + 2?
А) 5;
Б) 8;
В) 9;
Г) 11.
В ЭТ значение формулы = СРЗНАЧ(A6 : C6) равно (-2). Чему равно значение формулы = СУММ(A6 : D6), если значение ячейки D6 равно 5?
А) 1;
Б) -1;
В) -3;
Г) 7.
Приложение 2
Практическое задание
Тема: Деловая графика. Условная функция
Задание 1. Дана таблица «Страны мира».
Постройте круговую диаграмму, отражающую площади стран.
Постройте столбчатую диаграмму, отражающую площади стран.
Постройте линейную диаграмму, отражающую площади стран.
Постройте диаграмму с областями, отражающую население стран.
Постройте график, отражающий население стран.
Задание 2. В школу танцев принимаются девушки и юноши, имеющие рост не ниже 168 см и не выше 178 см. Их вес должен соотноситься с ростом по формуле: значение веса Фамилия, Пол, Рост, Вес, Результат. Заполните ее 10 записями).