Просмотр содержимого документа
«Урок с использованием учебной ситуации»
Тема: Защита информации, понятие шифра и шифрования
Предметные результаты:
начальные представления о защите информации, а так же понятия шифра и шифрования( на примере шифра Цезаря)
Личностные результаты:
мотивация к познавательной деятельности в процессе исследования и знакомства с историческими сведениями
Данная учебная ситуация реализуется в образовательной модели “1 ученик: 1 компьютер.
Относится к типу ситуация-иллюстрация.
Описание учебной ситуации 1. Обучающимся предлагается рассмотреть артефакт, а так же воспользоваться (при необходимости) электронным переводчиком, чтобы перевести слова, написанные на медальоне (ring, cipher и др.). Таким образом обучающиеся определяют тему исследования, которое им предстоит выполнить в ходе учебной ситуации. 2. Далее обучающимся предлагается :
перейти по ссылкам данным ниже, ознакомиться с содержанием (ознакомительное чтение) и выбрать статью для изучающего чтения и анализа;
используя начала слов используемых на гранях кубика американского педагога и психолога Бенджамина Блума (“Почему”, ”Назови”, “Объясни”, “Предложи”) составить вопросы по материалу сайта.
вписать составленные вопросы, а так же ответы в Google-таблицу, составленную для обучающихся.
Cсылки
Шифр сдвига
Шифр Цезаря
Шифр Цезаря
Шифрование методом замены
Шифры с древнейших времен до наших дней
Шифр Цезаря
Таким образом проходит первичное знакомство с методом шифрования Цезаря.
Предполагаемые ответы некоторых учеников( Google-таблица)
! Дополнительное чтение( о Юлии Цезаре):
Энциклопедия “Вокруг света”
Биография знаменитых людей
Полководцы мира
3.На следующем этапе работа происходит в следующем режиме:
С помощью учителя обучающиеся знакомятся c онлайн-шифратором Цезаря.
Каждый индивидуально находит о Юлии Цезаре информацию в 1-2 предложения из ссылок, предложенных для дополнительного чтения и пытается я его зашифровать исходным кодом Цезаря(сдвиг на 3) с помощью Шифратора.
Ученики переписывают на листочек полученные зашифрованные сообщения (каждый индивидуально подходит к учителю и показывает оригинальный и зашифрованный текст).
С одобрения учителя (или ученика-эксперта) обучающиеся меняются своими зашифрованными сообщениями друг с другом.
Обучающиеся пытаются расшифровать сообщение на листке бумаги, но уже без помощи калькулятора, используя лишь шифрованный алфавит, данный в тренажере.
Когда ученики расшифруют сообщения, то меняются обратно и организуют взаимопроверку друг друга (каждый проверяет работу другого ученика, помечает ручкой другого цвета, что правильно, а листочки сдаются учителю,которых на основе этого выставляет баллы)
При организации взаимопроверки активность школьников будет очень высока. Они со всей строгостью подойдут к «продуктам», созданным их товарищами. Такая технология взаимопроверки вызовет у обучающихся большой интерес, почти азарт.
4. В завершении делают SWOT-анализ, чтобы понять значимость шифрования.
В качестве домашнего задания учитель предлагает познакомится с другими шифрами. Все предлагаемые шифры, кроме теории, сопровождаются тренажерами-калькуляторами online
Шифр Хилла
Шифр Вижера: тренажер 1 , тренажер 2
Шифр Вернама( калькулятор в самом низу)
Шифр Плейфера
Анализ учебной ситуации:
Деятельность учителя
Вид деятельности и осуществляемые действия обучающегося
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Представление артефакта, диалог с обучающимися
Знакомство с артефактом
Умение выявлять сущность и особенность объектов
Инициирование самостоятельной деятельности в процессе выполнения поисковых запросов
Преодоление языковых барьеров при работе с источниками на иностранных языках
Наблюдение за работой обучающихся (как заполняют google-таблицу)
Информационно-поисковая деятельность (заполнение таблицы)
Развитие навыков смыслового чтения (ознакомительного и изучающего): выделение главной мысли текста, выделение ключевых понятий в тексте
Cпособность к самостоятельной информационно-исследовательской познавательной деятельности.
Умение оценивать качество источников информации.
Умение организовать сотрудничество с одноклассниками, конструктивный диалог с педагогом при возникновении проблем.
Наблюдение за работой учащихся
(как пытаются зашифровать, расшифровать текст)
Ученики пытаются самостоятельно зашифровать выделенные ими предложения с помощью шифратора, а так же расшифровать вручную без помощи калькулятора
Выстраивание стратегии решения задачи.
Умение проводить анализ своей деятельности по работе с шифратором, а так же по расшифровке сообщения ,планирование своей деятельности
Умение организовывать сотрудничество с одноклассниками
Наблюдение за работой учащихся( как пытаются оценить друг друга)
Обучающиеся выполняют взаимооценку друг друга
Формировать на основе расшифрованного сообщения систему аргументов (доводов) для обоснования своей определённой позиции
Контроль своих действий как по результату, так и по способу действия;
Умение осознанно использовать речевые средства, находить доводы в защиту своей точки зрения
Учитель предлагает сделать SWOT-анализ
Ученики самостоятельно делают SWOT-анализ в google -рисунке
Умение делать выводы выявлять зависимость и связи объектов
Умение прогнозировать, оценивать ситуацию
Умение сворачивать мысли и лаконично излагать в письменной форме
Подведение итогов, выставление оценок
Анализ проделанной работы
Умение делать выводы
Умение оценивать правильность выполнения действия
Умение использовать речевые средства для выражения мыслей
Пример работы ученика SWOT-анализ
Критерий оценивания
Баллы
SWOT-анализ
Google-таблица
Работа с онлайн-тренажером
3 балла
верно выявлены сильные, слабые стороны, а также потенциальные возможности и угрозы;
отсутствие орфографических ошибок и недочетов;
swot-анализ соответствует правилам оформления письменных работ.
вопросы и ответы строго соответствуют материалу используемого источника;
верно составлены вопросы, отсутствие повторения в вопросах;
правильно даны ответы на составленные вопросы;
отсутствие орфографических и грамматических ошибок
с помощью тренажера верно зашифровано 1-2 предложения о Юлии Цезаре;
верно расшифровано сообщение.
2 балла
верно выявлены сильные, слабые стороны, а также потенциальные возможности и угрозы;
присутствуют в малых количествах орфографические работы и недочеты;
swot-анализ не полностью соответствует правилам оформления письменных работ.
вопросы и ответы соответствуют материалу используемого источника;
один вопрос составлен не правильно или есть одно повторение в вопросах
один ответ дан не правильно;
в малых количествах присутствуют орфографические и грамматические ошибки
верно зашифровано сообщение;
частично неверно расшифровано сообщение.
1 балл
частично верно выявлены сильные, слабые стороны, возможности и угрозы;
присутствие орфографических ошибок;
swot-анализ не соответствует правилам оформления письменных работ
составленные вопросы и ответы на них соответствуют используемому источнику;
2 вопроса из 4 правильно составлены и в этих вопросах отсутствуют повторения;
2 ответа из 4 даны правильно;
присутствуют орфографические и грамматические ошибки
сообщение верно зашифровано;
неверно расшифровано сообщение.
0 баллов
неверно выявлены сильные, слабые стороны, возможности и угрозы.