Урок информатики по теме "Информация. Информационные процессы."
Урок информатики по теме "Информация. Информационные процессы."
Обобщение и систематизация знаний по теме: “Информация и информационные процессы”; формирование практических навыков применения информационных процессов; применение теоретических знаний к решению типовых заданий ЕГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Обобщение и систематизация знаний по теме: “Информация и информационные процессы”; формирование практических навыков применения информационных процессов; применение теоретических знаний к решению типовых заданий ЕГЭ.
Задачи урока:
Учебная – обобщение и систематизация знаний.
Развивающая – развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы. Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету “Информатика”.
Воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, ответственности, самостоятельности, самооценки, умения работать в коллективе.
Тип урока: урок закрепления знаний учащихся (автоматизации материала) с доминированием развивающей цели.
Возраст учащихся: 10 класс.
Оборудование урока:
Компьютеры с операционной системой Windows XP.
Мультимедийный проектор. Экран.
Презентация к уроку,.
Тестовая программа My Test.
Доска.
Дидактический материал:
1.Карточки с тестами, кроссвордами, условиями задач ЕГЭ.
2. Оценочные листы.
План урока:
Организационный момент (1 мин).
Закрепление полученных знаний по теме «Информация. Информационные процессы»:
1) 1 этап - Город эрудитов – актуализация знаний учащихся(6 мин.)
2) 2 этап - Город мыслителей (9 мин.).
3) 3 этап -Тестоград (8 мин.).
4) 4 этап -(15 мин.). Город знатоков
Бонусный этап – Город неразгаданных тайн (4 мин.).
Домашнее задание. (1 мин.)
Рефлексия деятельности. (1 мин.).
Подведение итогов (2 мин.)
Ход урока.
Организационный момент (сообщение учащимся темы урока, цели и задач урока).
2.Закрепление полученных знаний по теме «Информация. Информационные процессы»:
1) 1 этап - Город эрудитов – (Актуализация знаний учащихся – Повторение в форме фронтального опроса - проводится с помощью презентации). (5 мин.)
2) 2 этап - Город мыслителей (7 мин.).
Дидактическая цель: закрепить правильность выбора подходов (алфавитного, содержательного, технического и вероятностного) в решении задач.
Вид деятельности: вычисления. (Работа индивидуальная по вариантам. Проверка решения и ответов с помощью презентации - взаимопроверка.)
Критерии оценивания: Верно выполненное задание – 1 балл. Правильно записаны условие и формулы для вычисления, но допущена математическая ошибка в вычислении – 0,5 балла. Задача не решена – 0 баллов. Оценки: «5» - 3 балла, «4» - 2-2,5 балла, «3» - 1-1,5 балла, «2» - менее 1 балла.
Оценки выставляются в оценочный лист.
Задание: Решить задачу. В ключе выбрать правильные ответы, сопоставить им символы и получить слово.
1 вариант
Задача 1
Какое количество информации несет в себе сообщение о том, что нужная программа находится на одной из восьми дискет?
Задача 2
Сообщение, записанное буквами из 64-х символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет?
Задача 3
Какой объем оперативной памяти требуется для хранения текста статьи объемом 4 страницы, на каждой из которых размещены 32 строки по 64 символа?
2 вариант
Задача 2
Сообщение, записанное буквами из 64-х символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет?
Задача 3
Какой объем оперативной памяти требуется для хранения текста статьи объемом 4 страницы, на каждой из которых размещены 32 строки по 64 символа?
Задача 4
Сколько цветов максимально можно использовать при создании изображения размером 350х200, чтобы его размер не превышал 68 Кбайт?
3 вариант
Задача 3
Какой объем оперативной памяти требуется для хранения текста статьи объемом 4 страницы, на каждой из которых размещены 32 строки по 64 символа?
Задача 4
Сколько цветов максимально можно использовать при создании изображения размером 350х200, чтобы его размер не превышал 68 Кбайт?
Задача 5
Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 28800 бит/с, чтобы передать цветное растровое изображение размером 640480 пикселей, при условии, что цвет каждого пикселя кодируется тремя байтами?
Ответ: Слово - 1 2 3 2 4 5 5
Карточка №1
Ключ к ответам
Ответ
Символ
15 байт
у
256 бит
и
960 байт
о
128 цветов
щ
256 с
е
3 бита
Б
256 цветов
м
8 Килобайт
д
32 с
ф
2 Килобайта
р
Ответ: Будущее
3) 3 этап -Тестоград (7 мин.).
Дидактическая цель: сконцентрировать внимание учащихся на основных вопросах темы, оценить уровень знаний.
Вид деятельности: индивидуальное тестирование на компьютере с выводом результатов.
Задание:
1. Что изучает информатика?
любые процессы и явления, связанные с информацией
программирование для компьютеров
взаимосвязь явлений в природе
компьютерные технологии
математические методы решения задач
2. Отметьте все верные высказывания.
информация нематериальна
информация - это отражение реального мира
информация характеризует разнообразие
при получении информации уменьшается неопределенность знаний
существует строгое определение информации
3. Выберите процессы, которые можно назвать обработкой информации.
шифрование
передача информации
хранение данных
сортировка списка
поиск в базе данных
4. Отметьте все верные высказывания.
информация может существовать только вместе с носителем
хранение информации - это один из информационных процессов
для того, чтобы извлечь информацию из сообщения, человек использует знания
обработка информации - это изменение её содержания
при записи информации изменяются свойства носителя
5. Что такое кодирование?
средство поиска информации
запись информации в другой системе знаков
искажение информации
изменение вида информации
изменение количества информации
6. В каком списке единицы измерения количества информации расположены в правильном порядке по возрастанию?
1 байт, 1 бит, 1 Кбайт, 1 Мбайт, 1 Гбайт, 1 Тбайт
1 бит, 1 байт, 1 Кбайт, 1 Мбайт, 1 Гбайт, 1 Тбайт
1 бит, 1 байт, 1 Мбайт, 1 Кбайт, 1 Гбайт, 1 Тбайт
1 бит, 1 байт, 1 Кбайт, 1 Гбайт, 1 Мбайт, 1 Тбайт
1 бит, 1 байт, 1 Кбайт, 1 Мбайт, 1 Тбайт, 1 Гбайт
7. Как перевести количество информации из битов в байты?
умножить на 1024
разделить на 1024
разделить на 8
умножить на 8
дважды умножить на 1024
8. Как перевести количество информации из Кбайтов в байты?
умножить на 1024
умножить на 1000
разделить на 1024
разделить на 1000
дважды умножить на 1024
9. Сколько битов нужно, чтобы закодировать выбор одного из 28 вариантов?
Ответ:
10. Сколько существует в коде Морзе различных последовательностей из точек и тире, длина которых равна 6 символов?
11. Отметьте все утверждения, справедливые для алфавитного подхода к измерению количества информации.
количество информации зависит от длины сообщения
количество информации зависит от её новизны для получателя
учитывается, что одни символы встречаются чаще, а другие - реже
количество информации зависит от количества используемых символов
чем больше мощность алфавита, тем больше количество информации
12. Дан текст из 400 символов. Известно, что символы берутся из таблицы размером 32 × 64, в которой все ячейки заполнены разными символами. Определите информационный объём текста в байтах.
Критерии оценки.
Компьютерный тест по теме: "Информация. Информационные процессы”. Оценка "5" – 11-12 вопросов; "4" – 8-10 правильных ответов; 5-7 - оценка "3"; менее 5 правильно отвеченных вопросов - оценка "2". Оценки выставляются в оценочный лист.
Ответы на тест:
1. Что изучает информатика?
любые процессы и явления, связанные с информацией
программирование для компьютеров
взаимосвязь явлений в природе
компьютерные технологии
математические методы решения задач
2. Отметьте все верные высказывания.
информация нематериальна
информация - это отражение реального мира
информация характеризует разнообразие
при получении информации уменьшается неопределенность знаний
существует строгое определение информации
3. Выберите процессы, которые можно назвать обработкой информации.
шифрование
передача информации
хранение данных
сортировка списка
поиск в базе данных
4. Отметьте все верные высказывания.
информация может существовать только вместе с носителем
хранение информации - это один из информационных процессов
для того, чтобы извлечь информацию из сообщения, человек использует знания
обработка информации - это изменение её содержания
при записи информации изменяются свойства носителя
5. Что такое кодирование?
средство поиска информации
запись информации в другой системе знаков
искажение информации
изменение вида информации
изменение количества информации
6. В каком списке единицы измерения количества информации расположены в правильном порядке по возрастанию?
1 байт, 1 бит, 1 Кбайт, 1 Мбайт, 1 Гбайт, 1 Тбайт
1 бит, 1 байт, 1 Кбайт, 1 Мбайт, 1 Гбайт, 1 Тбайт
1 бит, 1 байт, 1 Мбайт, 1 Кбайт, 1 Гбайт, 1 Тбайт
1 бит, 1 байт, 1 Кбайт, 1 Гбайт, 1 Мбайт, 1 Тбайт
1 бит, 1 байт, 1 Кбайт, 1 Мбайт, 1 Тбайт, 1 Гбайт
7. Как перевести количество информации из битов в байты?
умножить на 1024
разделить на 1024
разделить на 8
умножить на 8
дважды умножить на 1024
8. Как перевести количество информации из Кбайтов в байты?
умножить на 1024
умножить на 1000
разделить на 1024
разделить на 1000
дважды умножить на 1024
9. Сколько битов нужно, чтобы закодировать выбор одного из 28 вариантов?
Ответ: 5
10. Сколько существует в коде Морзе различных последовательностей из точек и тире, длина которых равна 6 символов?
Ответ: 64
11. Отметьте все утверждения, справедливые для алфавитного подхода к измерению количества информации.
количество информации зависит от длины сообщения
количество информации зависит от её новизны для получателя
учитывается, что одни символы встречаются чаще, а другие - реже
количество информации зависит от количества используемых символов
чем больше мощность алфавита, тем больше количество информации
12. Дан текст из 400 символов. Известно, что символы берутся из таблицы размером 32 × 64, в которой все ячейки заполнены разными символами. Определите информационный объём текста в байтах.
Ответ: 550
5) 5 этап -Город знатоков (7 мин.).
Дидактическая цель: проверка терминологии по теме, развитие логического мышления, внимания, памяти.
Вид деятельности:
Решение задач ЕГЭ
3. Бонусный этап – Город неразгаданных тайн (2 мин.).
Дидактическая цель: повышение мотивации обучаемых, расширение интеллектуально-познавательной сферы.
Вид деятельности: анализ, сопоставление, сравнение.
Процесс преобразования одного набора знаков в другой.
Наука, занимающаяся разработкой способов защиты информации.
Свойство информации, отражающее истинное положение дел.
Свойство информации, характеризующее её достаточность для понимания и принятия решения.
Набор знаков, в котором определён их порядок.
Материальный носитель информации.
Вид информации, которую человек воспринимает кожей.
4
5
3
2
1
6
7
8
9
10
Ответы:
4к
5к
3и
о
р
н
д
и
2н
ф
и
п
1о
6д
о
с
т
о
в
е
р
н
о
с
т
ь
б
с
р
о
о
р
и
м
в
7п
о
л
н
о
т
а
8а
л
ф
а
в
и
т
а
а
о
б
е
ц
н
г
о
л
и
и
9д
и
с
к
10т
а
к
т
и
л
ь
н
а
я
е
я
к
а
4.Домашнее задание. (1 мин.)
1. Повторить §§1-8.
2. Решить задачи:
1 уровень: №1-2
2 уровень: 3-4
3 уровень: 3-5
1. На рисунке - схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город Ж?
2. Сколько существует различных последовательностей из символов «точка» и «тире» длиной от 2 до 4 символов (включительно)?
Ответ:
3. В соревнованиях по ориентированию участвуют 220 спортсменов. Специальное устройство регистрирует финиш каждого из участников, записывая его номер с использованием минимально возможного количества битов, одинакового для каждого спортсмена. Каков будет информационный объём сообщения (в байтах), записанного устройством, после того как финишируют 100 спортсменов?
Ответ:
4. Мощность алфавита равна 256. Сколько Кбайт памяти потребуется для сохранения 160 страниц текста, содержащего в среднем 192 символа на каждой странице?
Ответ:
5. Для 5 букв латинского алфавита заданы их двоичные коды:
A-000, B-01, C-100, D-10, E-011
Определите, какой набор букв закодирован двоичной строкой
0110100011000
В ответе запишите цепочку символов без пробелов, например ABCDE.
Ответ:
3. * Проекты: «Системы счисления разных народов», «Славянская система счисления»
5. Рефлексия деятельности. (1 мин.).
А теперь, в конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему уроку в целом. Учащимся предлагается продолжить предложения, выведенные на слайд презентации.
5.Подведение итогов (2 мин.)
Фронтальная беседа. Выставление оценок за урок учащимся.
Литература:
Поляков К.Ю. Информатика: Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Угринович Н. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М. Бином, 2001.
Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. Практикум по информатике и информационным технологиям. Лаборатория базовых знаний.