kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информация_Информационные процессы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка конспекта урока составлена для проведения уроков теоретического обучения по предмету «Информатика и ИКТ». Данный материал поможет спланировать урок по теме «Информация. Информационные процессы» в группах по профессиям технического профиля, а также провести входной контроль среди учащихся 9-х классов, поступивших в НПО и СПО. Интересные задания и изложение материала позволят вызвать у учащихся интерес к предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Информация_Информационные процессы »

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум»

(КГБОУ СПО СМТ)











Методическая разработка конспекта урока


по предмету «Информатика и ИКТ»


Тема: Информация. Информационные процессы



Технический профиль




























2014 г.

Методическая разработка урока по теме: «Информация. Информационные процессы» предназначена для преподавателей информатики и ИКТ.


Разработала преподаватель информатики КГОУ СПО «Комсомольский-на-Амуре» АПЕЧЕНКО Татьяна Леонидовна.









Рецензент: Ковалева Наталья Анатольевна – заместитель директора по ТО










Методическая разработка конспекта урока составлена для проведения уроков теоретического обучения по предмету «Информатика и ИКТ». Данный материал поможет спланировать урок по теме «Информация. Информационные процессы» в группах по профессиям технического профиля, а также провести входной контроль среди учащихся 9-х классов, поступивших в НПО и СПО. Интересные задания и изложение материала позволят вызвать у учащихся интерес к предмету.














Адрес училища: 681000, г. Комсомольск–на–Амуре

улица Аллея Труда, д. 10

тел: (4217)59-29-79Дата проведения: ___________________________


Место проведения: КГБОУ СПО СМТ Кабинет информатики № 17


Продолжительность урока: 90 минут


Тема: «Информация. Информационные процессы»


Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку MS Power Point, контрольный тест входного контроля, экран, на доске термины.



План урока:


  1. Организационный момент


  1. Актуализация знаний


  1. Основная часть урока

а) теоретическая часть № 1 /объяснение нового материала «Информация» с сопровождением презентации MS Power Point/


б) теоретическая часть № 2 /объяснение нового материала «Информационные процессы» с сопровождением презентации MS Power Point/


  1. Закрепление материала /устная работа с учащимися по предложенным системам - озвучивание/


  1. Подведение итога урока по теоретической части. Рефлексия


  1. Задание на дом


  1. Прохождение Входного контроля




Тема: «Информация. Информационные процессы»


Цели урока (часть 1): - составить представление об информации;

- освоить понятие «информационный объект»;

- различать виды и свойства информации.


Цели урока (часть 2): - научиться определять виды информационного процесса в системах различной природы;

- научиться работать со знаком и образом, как носителями информации.


Ход урока:


I. Организационный момент

Приветствие. Проверка присутствующих.


II. Актуализация знаний

Сообщение темы урока, целей. Запись в тетради.

(Приложение 1 Слайд 1-3)


Вопросы для актуализации знаний:

- Какой предмет мы будем изучать?

- Что изучает информатика?

- Почему возникла необходимость в новой науке?

- Знания, каких научных направлений легли в основу информатики?


III. Основная часть урока


Теоретическая основа урока № 1:

- Что Вы понимаете под информацией? (Обычно учащиеся начинают перечислять, что это новости, сведения, новые знания и т. д.)

- А теперь подумайте, почему явление одно, а называют ее разными словами? Наверно потому, что до сих пор не могут определиться; что же такое информация.

- Давайте, понаблюдаем то, что мы видим за окном. Что вы можете сказать о природе? (Наступила осень.)

- Но, почему Вы решили, что наступила осень? (Листья желтые, по­холодало, постоянно капает дождь)

- Но ведь нигде не написано, что это признаки осени. (Но мы знаем, что все это означает, что наступила осень.)

- Поэтому и получается, что, то знание, которое мы извлекаем из ок­ружающей действительности и есть информация.


После обработки информацию можно сохранять на бумаге (в тетради, книге и т. д.), тогда для другого человека, все эти знания будут сведениями. Но, то, что он возьмет для себя из этих сведений будет уже информацией. Обработав и запомнив информацию, мы получим знания. Получается такая цепочка: (Слайд 4)




Собранная человечеством и хранящаяся в книгах информация называет­ся сведениями. Читая книги, мы извлекаем из них информацию. Из одной и той же книги разные люди извлекают разную информацию. Даже один и тот же человек, читая одну и ту же книгу, может каждый раз извлекать разную информацию. Извлеченная информация обрабатывается и сохраняется в головном мозге человека и становится его знаниями. Не вся информация может стать знаниями человека, часть может быть потеряна, а часть обога­щена имеющимися знаниями человека.

Информация - это смысл, содержащийся в объектах окружающей дей­ствительности. Для того чтобы обладать информацией, необходимо извле­кать этот смысл, основное содержание объективной действительности для удовлетворения своих информационных потребностей. (Слайд 5)

Информация содержится везде. Дерево содержит собственную генети­ческую информацию, и только благодаря этой информации от семечка бе­резы вырастает только береза. Для деревьев источником информации явля­ется воздух, именно по уровню состояния воздуха дерево может опреде­лить время распускания почек. Перелетные птицы знают свой маршрут перелета, и каждая стая идет только своим заданным в генах маршрутом.

Во всех этих примерах всегда присутствуют два объекта: это источник информации и приемник информации. Например: на небе появилась туча. Это признак того, что может пойти дождь. Но когда человек, увидев эту тучу, берет в руки зонт, эта тучка превращается для человека в источник информации.

С такой информацией нам приходится иметь дело на интуитивном уровне. Мы уже приучены делать выводы из явлений окружающей нас сре­ды и выполнять определенные действия. Для нас более существенна та ин­формация, которая может пригодиться в учебной и трудовой деятельности. К такому выводу в свое время пришли и ученые разных направлений и стран. И первым шагом в усвоении информации стало ее представление удобное для хранения, сбора и передачи. Очень часто формы представле­ния информации называют видами информации и различают текстовую, символьную, графическую и музыкальную формы. (Слайд 6-7)

Одна и та же информация может быть представлена различными спосо­бами. Например, дом может быть представлен в виде рисунка, наборов букв, числа, звука голоса. При этом различными являются лишь способы представления, а сама информация остается неизменной. Различные спосо­бы представления информации позволяют описывать объективную дейст­вительность необходимыми для той или иной ситуации средствами. Для дальнейшего изучения нам будет интересно представление данных в такой форме, в какой будет возможно хранение и передача информации автома­тическими средствами.

Одним из главных достижений человечества стало создание письменно­сти. Когда окружающий мир стали описывать с помощью символов или зна­ков. Конечная совокупность знаков, использующаяся для хранения инфор­мации и оперирующая определенными правилами, называется алфавитом. (Слайд 8) Примерами алфавитов являются не только набор знаков русского или друго­го языков, но и язык жестов, математический набор символов. Предметы, использующиеся для хранения и передачи информации, называются носите­лями. Носителями информации является компьютерный диск, книга, бере­стяная грамота и т. д. Данные носители позволяют сохранять информацию. (Слайд 9)

Для передачи информации используются другие носители, основными из которых являются сигнал и знак. Знаки являются носителями смысловой информации в социальных и коммуникативных системах, сигналы - носи­телями информации в технических, социотехнических и биологических системах и средах. Различие между знаком и сигналом состоит в множест­венности смыслов (трактовки) знака для приемника информации и в одно­значности «трактовки» конкретного сигнала приемником информации в технических системах и средах.

Прагматический аспект знаков и сигналов состоит в том, что информа­ция может передаваться как знаками, так и сигналами, в зависимости от природы системы, в которой протекает информационный процесс. Для тех­нических устройств, сигнал и информация, которую он «несет» неразрыв­ны, т. е. приемник информации может единственно возможным способом декодировать (интерпретировать) поступающий сигнал, так что передавае­мая информация будет «адекватна» получаемой информации (в случае от­сутствия помех в канале связи).

Чего нельзя сказать о знаке как носителе информации. Одним и тем же знаком и/или определенной последовательностью небольшого числа различ­ных знаков можно отобразить смысловое (семантическое) многообразие ок­ружающего мира (например, в процессе письменной передачи информации).

Знаки делятся на: иконические знаки (материальные или графические подобия-копии объекта), индексы (отражающие признаки объекта) и сим­волы (графические объекты, в которых связь самого знака с объектом ус­ловна, знаки в какой-нибудь системе языка). Под знаком в данной работе понимается некий материальный или графический объект, выступающий в качестве заместителя объекта-оригинала, использующийся для хранения, обработки и обмена информацией об объекте-оригинале и обладающий множественностью трактовки. Знак отличается от сигнала своей семанти­ческой наполненностью. (Ч. Пирс).

Множественность или однозначность толкования знака или сигнала зави­сит от приемника информации. Если же знак рассматривать безотносительно к приемнику информации, тогда он может выступать в роли признака или симптома. (В отличие от знаков, сигналы могут быть дискретными или не­прерывными, однако последнее в базовом курсе информатики давать, нежелательно из-за несогласованности программ по физике и информатике.)

При дальнейшем рассмотрении курса школьной информатики мы чаще всего будем иметь дело с информационными объектами. Что собой пред­ставляет информационный объект?

Это логически связанный блок инфор­мации, о каком-либо объекте действительности и выраженный с использо­ванием различных форм представления. Например, это может быть текст, сюжетный рисунок, музыкальный файл, фотография и т. д. В компьютер­ных системах приходится оперировать информационными объектами.


Теоретическая основа урока № 2: (Слайд 10)


Информационный процесс — процесс, в результате которого осуще­ствляется прием, передача (обмен), преобразование и использова­ние информации.

С помощью органов чувств люди воспринимают информацию, осмысливают ее и на основании своего опыта, имеющихся знаний, интуиции принимают определенные решения. Эти решения вопло­щаются в реальные действия, которые в разной степени преобразу­ют окружающий мир.

Информационные процессы протекают не только в человеческом обществе, но и в растительном мире.

Почему осенью опадают листья и, вся растительность засыпает на время холодов, а с приходом весны вновь появляются листья, трава, цветы? Почему определенные виды растений зацветают в одно и то же время года? Это тоже ре­зультат информационных процессов. Клетка любого растения вос­принимает изменения внешней среды (температуру, влажность, время суток) и соответствующим образом реагирует на них.

Аналогичные, но уже более сложные процессы происходят и в животном мире, представители которого воспринимают информа­цию головным и спинным мозгом. (Слайд 11)


Рис. 2.

Рис. 1.


Степень развития мозга определяет реакцию животного на поступающие сообщения. Так для собаки и ежа, ко­торые живут в одной квар­тире, одно и то же событие может нести разную ин­формацию. Например, зво­нок в дверь сообщает соба­ке о появлении человека, тогда как для ежа он не имеет никакого значения. Зато прикосновение к иголкам ежа слу­жит для него сигналом опасности, и он сворачивается в шар. Соба­ка реагирует на прикосновение совсем иначе.

Но не будем излишне увлекаться примерами. Ясно одно — в че­ловеческом обществе, в растительном и животном мире постоянно протекает великое множество информационных процессов, в кото­рых люди, животные и растения участвуют в соответствии со свои­ми возможностями. Это то, что отличает живую природу от неживой, у которой отсутствуют органы восприятия и обработки сигналов внешней и внутренней среды. Здесь изменения могут происходить только в результате физического или химического воздействия, а не информационного процесса.

С середины XX века интенсивность информационных процессов существенно увеличилась. Лавинообразный поток информации, хлы­нувший на человека, уже не воспринимается в полном объеме; ориентироваться в нем становится все труднее и труднее. Подчас оказывается проще заново создать какой-либо продукт, нежели разыскивать аналог, сделанный ранее. Встречным процессом явля­ется постоянное обновление и совершенствование способов, помога­ющих человеку воспринимать, преобразовывать, хранить и исполь­зовать информацию.

При обмене информацией необходимо учитывать очень важный фактор - это как сохраняется информация в памяти человека. Любые знания в памяти хранятся в виде образов. Данный образ включает весь комплекс восприятия человека. То есть с определенным словом связываются все ощущения: тактильные, вкусовые, зрительные, слуховые, вестибулярные, мышечные и т. д.

Невозможно двум абсолютно одинаковым людям создать полностью одина­ковые условия для воспроизведения в памяти абсолютно одинакового образа.

IV. Закрепление изученного материала


Как мы уже отмечали, для обмена информацией необходимо существо­вание системы, состоящей из источника информации и приемника инфор­мации.


/Затем необходимо привести примеры различных систем с выделением источника, приемника, носителя информации и что выступает каналом пе­редачи информации, при этом постоянно повторяются слова «система», «элементы системы», «связь между элементами»./


Учитель - ученик: учитель - источник информации, ученик - прием­ник информации, носитель информации - звуковая волна, воздух - канал передачи информации.(Слайд 12)

Человек - компьютер: человек - источник информации, компьютер - приемник, электричество - носитель информации, канал передачи - провода. (Слайд 13)

Компьютер - человек: Компьютер - источник, человек - приемник, канал передачи - монитор, носитель информации - изображение на экране. (Слайд 14)

Для закрепления учебного материала предлагается привести несколько примеров систем различной природы с описанием всех элементов инфор­мационного обмена.


/Практика показывает, что учащиеся с трудом находят примеры из жизни. Сложность составляет выделение из окружающей среды какого-либо объекта в виде информационной системы и выделения элементов системы. Чаще все­го предлагают примеры, аналогичные рассмотренным преподавателем./


Можно еще предложить примеры, очень интересные в методическом плане:

Отопительная система - человек: Отопительная система - источник информации, человек - приемник, канал передачи - воздух, носитель ин­формации - воздух. (Слайд 15)

Отопительная система - человек, который держит руку на отопи­тельной системе: Отопительная система - источник информации, человек - приемник, канал передачи - отопительная система, носитель информации - отопительная система (вода не является носителем информации, т. к. непо­средственный контакт осуществляется именно с отопительной системой). (Слайд 16)



V. Подведение итога урока. Рефлексия.


Подводя итог: (Слайд 17)


  • Информация отображает все многообразие окружающего мира, по­этому не может иметь одно определение.

  • Информация - это смысл, содержащийся в объектах окружающей действительности.

  • Для оперирования информация должна быть представлена соответ­ствующим способом.

  • Одним из распространенных способов представления информации является алфавит.

  • Носителями информации называют объекты, использующиеся как для хранения информации, так и для передачи информации.

  • Носителями смысловой информации в социальных и коммуникативных системах являются знаки.

  • Носителями информации в технических, социотехнических и биоло­гических системах и средах являются сигналы.


- Прежде чем я задам домашнее задание ответьте на маленькие вопросы: (Слайд 18)


  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я понял, что…

  • Теперь я могу…

  • Я приобрел…

  • Я научился…

  • У меня получилось …

  • Я смог…

  • Я попробую…

  • Меня удивило…

  • Урок дал мне для жизни…


VI. Домашнее задание (Слайд 19)

1. Привести 10 примеров систем, в которых должны быть выделены ис­точник и приемник информации, носитель и канал передачи информации. Подготовиться к проверке знаний по пройденному материалу.


2. Выучить основные определения

рассмотренных понятий; найти приме­ры видов знаков и сигналов в различных системах.


VII. Прохождение Входного контроля


/Учащимся предлагается пройти тест входного контроля за курс неполной средней школы /4 варианта/


I – вариант


1. Какая из систем счисления является оптимальной для представления данных в технических устройствах?

а) десятичная; г) восьмеричная;

б) римская; д) шестнадцатеричная.

в) двоичная;


2. Видеопроцессор оперирует...

а) числовой информацией; г) текстовой;

б) символьной; д) графической.

в) музыкальной информацией;


3. Какая программная среда используется (в основном) для оперирова­ния числовыми данными?

а) текстовый редактор; г) графический редактор;

б) табличный процессор; д) презентация.

в) калькулятор;


4. К устройствам вывода графической информации относятся...

а) принтеры; г) сканеры;

б) графопостроители; д) внешняя память.
в) дисплей;


5. Какой элемент является минимальным объектом электронной таблицы?

а) лист; г) строка;

б) ячейка; д) диапазон ячеек.

в) столбец;


6. Рабочей книгой называют...

а) руководство пользователя; г) готовую презентацию;

б) элемент электронной таблицы; д) документ, созданный в среде

в) документ текстового редактора; электронной таблицы.


7. Что из перечисленных объектов не может являться носителем информации:

а) знак; г) палитра;

б) сигнал; д) пиктограмма.
в) пиксель;


8. Строка формул используется...

а) только для ввода формул; в) для ввода текстовых объектов;

б) для ввода и отображения любых значений г) для отображения имени активной

активной ячейки; ячейки;

д) для ввода числовых данных.

9. Какая из прикладных программ является средством обработки графической информации?


a) Word; г) Excel;

б) Paint; д) PowerPoint.
в) Access;

10. Компьютер это -

а) электронное вычислительное устройство для обработки чисел;

б) устройство для хранения информации любого вида;

в) многофункциональное электронное устройство для работы с информацией;

г) устройство для обработки аналоговых сигналов.


11. Чем отличаются относительные ссылки от абсолютных?

а) способом обозначения;

б) способом отображения в активной ячейке;

в) способом обозначения и способом реакции на перенос значения ячейки при копировании;

г) способом реакции на перенос значения ячейки при копировании;

д) способом изменения значений ячейки при автозаполнении.


12. Блок-схемой называют...

а) текстовое представление алгоритма;

б) графическое представление алгоритма;

в) словесное описание;

г) представление алгоритма с использованием программного кода;

д) программный код.

13. Как называется способ многократного выполнения действий в зависимости от заданного условия?

а) выбор; г) линейный алгоритм;

б) ветвление; д) подпрограмма.

в) цикл;


14. Метод последовательной детализации позволяет разработать сле­дующую структуру:

а) выбора; г) линейную структуру;

б) ветвления; д) подпрограмму.

в) цикла;


15. Манипулятор "мышь" - это устройство:

а) ввода информации; в) считывание информации;

б) модуляции и демодуляции; г) для подключения принтера к компьютеру.


16. При отключении компьютера информация стирается:

а) из оперативной памяти; в) на магнитном диске;

б) из ПЗУ; г) на компакт-диске.


17. Привод гибких дисков - это устройство для:

а) обработки команд исполняемой программы;

б) чтения/записи данных с внешнего носителя;

в) хранения команд исполняемой программы;

г) долговременного хранения информации.

18. Файл - это:

а) элементарная информационная единица, содержащая последовательность байтов и имеющая уникальное имя;

б) объект, характеризующихся именем, значением и типом;

в) совокупность индексированных переменных;

г) совокупность фактов и правил.

19. Какое значение будет присвоено ячейке Е2 после выполнения расчетов по заданным формулам?

а) 12,5;

б) 13;
в) 5,3333;

г) 6,5;
д) 14.



A

B

C

D

E

F

1

a

b

c

x1

x2


2

5

6

9

=A2+C2/B2

=D2+D2


3








20. Задание: Распределите названия предложенных устройств компьютера,

заполнив таблицу (можно дополнить своими вариантами)













































Эталон ответов на контролирующие задания

тестового типа по предмету: «Информатика и ИКТ»

для выявления уровня подготовки учащихся, поступивших на первый курс


вопроса

I вариант

1

2

1.

в

2.

д

3.

б

4.

б

5.

б

6.

д

7.

в

8.

б

9.

г

10.

в

11.

в

12.

б

13.

в

14.

д

15.

а

16.

а

17.

б

18.

а

19.

б

20.

Основные

устройства ПК

Дополнительные

устройства ПК

1

Монитор

Цифровые камеры

2

Клавиатура

Манипуляторы

3

Мышь

Колонки

4

Системный блок

Принтер

5


Сканер

6


Микрофон

7


Наушники

Устройства

ввода информации

Устройства

вывода информации

1

Сканер

Наушники

2

Микрофон

Колонки

3

Клавиатура

Монитор

4

Мышь

Принтер

5

Цифровая камера




Критерии оценок:


Оценка «5» - все задания верны

Оценка «4» - если неверны 4 задания

Оценка «3» - если неверны 8 заданий

Оценка «2» - если неверны более 8 заданий


Примечание: Задание под №20 – является дополнительным, т.е. необязательным, но при правильном выполнении, заменяет 4 вопроса из основного списка вопросов


Преподаватель: __________ /_Т.Л. Апеченко_/

, /подпись/ /Ф.И.О./

Приложение

Слайды к уроку


1



2



3



4



5



6



7



8


9



10



11


12


13



14



15


16




17



19



























18






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Информация_Информационные процессы

Автор: Апеченко Татьяна Леонидовна

Дата: 14.12.2014

Номер свидетельства: 143463


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства