Урок №
Учитель Мисюк А.В.
Дата 18.02.2019
Предмет: Информатика
Класс: 9
Тема урока: Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием диаграмм и графиков в электронных таблицах
Задачи урока:
образовательные:
- расширить представления учащихся о возможностях программы Excel;
- научить строить и использовать круговые диаграммы в программе Excel
развивающие:
- развивать аналитико-синтезирующее мышление обучающихся;
- формировать умения наблюдать, делать выводы;
- развивать находчивость и умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к знаниям, прививать интерес к информатике.
- воспитывать творческий подход к работе;
- развивать познавательный интерес, формировать информационную культуру.
Тип урока: урок усвоения нового материала
Формы работы: беседа, индивидуальная работа, работа в парах
Ход урока
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку, организует внимание детей
Говорят, Знания – это наши плоды, так пусть сегодняшний день у нас будет урожайный!
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Ребята, мы начинаем наш урок. Его разрешите начать с эпиграфа:
Мы нашу жизнь уже не мыслим без расчетов,
Финансовых, научных, да мало ли у нас подсчетов,
Но чтобы важный сей расчет заслуживал доверия,
Использовать Excel нам нужно без сомнения
АКТУАЛИЗАЦИЯ И ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Вступительное слово учителя
Мы живем в мире цифр, и статистические данные окружают нас, но за цифрами могут стоять реальные люди. Вот за аббревиатурой 8 стоите вы реальные дети и каждый из вас имеет свои порядковый номер в журнале, но это не просто номер - это реальный человек со своей жизнью и интересами.
Для проверки ваших знаний и определения темы урока , решите кроссворд
ФИО____________________________________
Как называется эта кнопка
Документ Excel называется рабочая …..
На пересечении столбца и строки образуется …….. таблицы
Как называется данная панель инструментов
Горизонтальный элемент таблицы называется ……
Ввод формулы в Excel начинается с символа с названием ……
Этот элемент окна программы
называется строкой ……..
Сколько ячеек содержит диапазон А1:D2
Знак какой валюты служит для обозначения абсолютной ссылки
ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА
Молодцы! Правильно! Тема нашего урока «Диаграммы». Запишем тему урока в тетрадь.
Я предлагаю Вам поставить для себя цель на данном этапе урока
Что я хочу узнать…?
Чему я хочу научиться…?
Что я буду развивать…?
Где мне это пригодится в жизни…?
Итак, мы выяснили для себя, для чего нам нужны диаграммы и графики?
Замечательным свойством электронных таблиц является возможность графического представления числовой информации, содержащейся в таблице. Для этого существует специальный графический режим работы табличного процессора.
Умение строить диаграммы является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности специалиста. Графические методы представления числовой информации помогают описанию, а затем анализу данных. С помощью диаграмм легко выяснить и наглядно представить закономерности, которые трудно бывает уловить в таблицах.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Диаграмма (график)— это наглядное графическое представление числовых данных. (Примеры)
Различные типы диаграмм позволяют представлять данные в различных формах. Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы. (Примеры)
Для наглядного сравнения различных величин используются линейчатые диаграммы, в которых высота столбца пропорциональна значению величины. Линейчатые диаграммы могут быть плоскими или объемными, причем столбцы могут быть расположены как вертикально (гистограмма), так и горизонтально. Например, с помощью линейчатой диаграммы можно наглядно представить данные о численности населения различных стран мира. (Примеры)
Для отображения величин частей некоторого целого применяется круговая диаграмма, в которой площадь кругового сектора пропорциональна величине части. Круговые диаграммы могут быть плоскими или объемными, причем сектора могут быть раздвинуты (разрезанная круговая диаграмма). Например, круговая диаграмма позволяет наглядно показать долю стоимости отдельных устройств компьютера в его общей стоимости. (Примеры)
Для построения графиков функций и отображения изменения величин в зависимости от времени используются диаграммы типа график. На плоских графиках маркерами отображаются значения числовой величины, которые соединяются между собой плавными линиями. Объемные графики представляют изменение величины с помощью цветной трехмерной фигуры (Примеры)
Так же для графического представления данных используют другие типы диаграмм: области, диаграмма XY, сетчатая, биржевая, столбцы и линии. (Примеры)
МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ
На уроках математики мы с вами готовимся к ГИА . И в сборниках для подготовки есть задания , связанные с диаграммами и графиками. Откроем сборники и выполним задания №5.22, 5.25, 5.27
СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА СОЗДАНИЯ ДИАГРАММЫ НА ПК
Для работы на ПК Диаграммы в электронных таблицах строятся с помощью Мастера диаграмм.
Для того чтобы вызвать Мастер диаграмм, необходимо
· выделить любую ячейку таблицы, содержащую исходные данные диаграммы, которую необходимо построить.
· В меню Вставка нужно выбрать команду Диаграмма или нажать на кнопку Мастер диаграмм на Панели инструментов Стандартная.
Рассмотрим этапы построения диаграмм в электронных таблицах.
Шаг 1: выбрать тип диаграммы;
Шаг 2: при необходимости внести изменения в диапазон данных , задать построение данных в строках или столбцах — изменения также сразу же появляются на создаваемой диаграмме;
Шаг 3: настроить диапазон данных для каждого ряда данных, добавить или удалить ряды;
Шаг 4: задать элементы диаграммы: заголовки, параметры сетки, расположение легенды.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Ребята, встаньте и представьте себе, что вы приглашены на бал в царство диаграмм. Перед балом нужно привести себя в порядок. Потрите ладошки, до ощущения тепла и сделайте маску своим глазкам, погрейте их – они от этого станут еще красивее и заблестят. Поставьте ладони с растопыренными пальчиками перед глазками и разводим кисти в противоположном направлении – влево, вправо. И так мы выглядим прекрасно. Пора на бал.
Вот в зал входят «Столбчатые» диаграммы – изображайте их – потянитесь из-зо всех сил вверх, чтобы почувствовать, как каждая мышца растягивается и отдыхает от напряжения. Вы похожи на столбчатые диаграммы.
А теперь в зал вошли линейные диаграммы – сделайте наклон вправо и хорошенько потянитесь, а затем влево и также потянитесь.
Вот проходят пышные дамы – конические диаграммы, девочки, изображайте, пышных дам, а с ними под руку идут их кавалеры - цилиндрические диаграммы. (Руки вверх, потянулись – вдох, руки вниз – выдох)
И вот бал начался. и все закружились в вальсе – руки на пояс – сделайте круговые обороты туловищем. Бал закончен. Садитесь на свои места.
РАБОТА ЗА КОМПЬЮТЕРОМ
Построить разного типа диаграммы к двум таблицам
Вариант 1.
Рост учащихся
№ п.п | Фамилия | Рост |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
Средний рост | |
Успеваемость 9-А класса
9-А класс | Отличников | Хорошистов | троечников |
| | | |
Вариант 2.
Вес учащихся
№ п.п | Фамилия | Вес |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
Средний вес | |
Количество мальчиков и девочек в 9-А классе
Класс | Количество мальчиков | Количество девочек |
| | |
Вариант 3.
Занятость подготовкой домашнего задания
№ п.п | Фамилия | Количество часов |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
Средняя занятость | |
Посещение кружков, учащихся 9-А класса
Класс | Количество учащихся, посещающих спортивные кружки | Количество учащихся, посещающих эстетические кружки | Количество учащихся, посещающих другие кружки | Количество учащихся, не посещающих кружки |
| | | | |
Вариант 4.
Время проведения за компьютером
№ п.п | Фамилия | Количество часов |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
Средняя занятость | |
Имеют домашних животных
Всего учащихся | Количество человек, имеющих собаку | Количество человек, имеющих кошку | Количество человек, имеющих других животных | Количество человек, не имеющих животных |
| | | | |
Вариант 5.
Размер обуви
№ п.п | Фамилия | Размер обуви |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
Средний размер | |
Имеют братьев и сестер
Класс | Количество человек, имеющих брата | Количество человек, имеющих сестру | Количество человек, не имеющих братьев и сестер |
| | | |
Вариант 6.
Успеваемость по математике
№ п.п | Фамилия | Оценка |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
Средняя оценка | |
Планы на обучение после школы
Всего учащихся | Количество человек, планирующих поступление в институт | Количество человек, планирующих поступление в техникум | Количество человек, планирующих поступление в училище(колледж) | Количество человек, не планирующих дальнейшее обучение |
| | | | |
Вариант 7.
Время проведения за компьютерами
№ п.п | Фамилия | Время |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
Средняя занятость | |
Дни рождения
Всего учащихся | Январь | Февраль | Март | апрель | май | Июнь | Июль | Август | сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
| | | | | | | | | | | | |
Вариант 8.
Успеваемость по информатике
№ п.п | Фамилия | Оценка |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
Средняя оценка | |
Регистрация в соцсетях
Класс | VK | Одноклассники | Instagram | Другие соцсети | Не зарегистрированы в соц. сетях |
| | | | | |
Вариант 9.
Время на сборы в школу
№ п.п | Фамилия | Время |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
Средняя занятость | |
Любимые книги
Класс | детективы | Фантастика | Любовные романы | Поэзия | Другие жанры | Не люблю читать |
| | | | | | |
Вариант 10.
Расстояние от дома до школы
№ п.п | Фамилия | Оценка |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
Среднее расстояние | |
Наши хобби
Класс | Рисование | Конструирование | Танцы | Спорт | Другие хобби |
| | | | | |
Вариант 11.
Наши друзья
№ п.п | Фамилия | Количество друзей |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
Среднее количество друзей | |
Виды Отдыха
Класс | Кол-во тех, кто любит отдыхать в лесу | Кол-во тех, кто любит отдыхать на море | Кол-во тех, кто любит отдыхать в горах | Кол-во тех, кто любит отдыхать дома |
| | | | |
Вариант 12.
Количество подтягиваний
№ п.п | Фамилия | Количество подтягиваний |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
-
| | |
Среднее количество | |
Любимые предметы
Класс | Математика, информатика | Английский язык | История, география | Русский язык и литература | Физика, химия | Труд, физкультура | Другие предметы |
| | | | | | | |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Построить диаграмму к заданной таблице
Самочувствие человека зависит от циклов его биоритмов: физического – способность к физическим нагрузкам; эмоционального – настроение; интеллектуального – умственная деятельность.
Каждый биоритм изменяет свое значение во времени от самого благоприятного до минимального. Биоритмы изменяются циклически, но не синхронно. Цикл для физического биоритма составляет 23 дня, для эмоционального – 28, а для интеллектуального – 33 дня.
Для построения графика биоритмов нужно задать дату рождения (ячейка В1) и дату начала расчета (ячейка В2)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник Л.Л. Босова, 9 класс § 5.3 (5.3.2) Вопросы и задания №10,11
Составить кроссворд на тему: «Электронные таблицы». Кроссворд должен содержать основные термины Excel, включать виды рассмотренных диаграмм.
РЕФЛЕКСИЯ:
На доске рисую картинки:
Выходя из класса, поставьте, пожалуйста, точку под рисунком, соответствующим вашему пониманию сегодняшней темы.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.