Методическая разработка урока информатики на тему: «Средства графического представления данных (деловая графика)»
Методическая разработка урока информатики на тему: «Средства графического представления данных (деловая графика)»
Цель урока – изучить графические возможности MS Excel, рассмотреть примеры диаграмм и построение графиков в математике, физике, электротехнике.
Важность графического метода в обучении весьма велика, он показывает связь предметов, изучаемых студентами, обучающихся на специальности АСУ: математикой, физикой, электротехникой и спецпредметами. Графическая грамотность учащихся, связанная с умением пользоваться графиками, занимает важное место в политехническом обучении, в подготовке учащихся к работе на производстве, в их профессиональной подготовке. Графические изображения физических явлений и законов, лежащих в основе различных технологических процессов, принципа устройства и действия технических установок, сооружений и машин, имеет широкое распространение. Справочная литература по технике изобилует графиками и диаграммами, они содержатся в паспортах ряда приборов.
Но процесс построения графиков достаточно трудоёмкий, требует внимательности, хороших вычислительных навыков. На уроке будет показано, как электронные таблицы MS Excel позволяют превратить этот процесс в быстрый, доступный и наглядный.
Урок по этой теме удобно провести в виде фронтальной эвристической беседы с максимальным использованием наглядности, т.к. учащиеся уже многое знают из жизни и прошлых уроков и с помощью вопросов надо направить учащихся на формирование новых понятий, выводов, правил, используя имеющиеся знания, наблюдения. Для экономии времени конспект даётся в готовом виде.
Данная разработка предназначена для учителей информатики общеобразовательных школ и преподавателей СПО. Она может быть использована для проведения уроков для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и 1,2 курсов учреждений СПО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока информатики на тему: «Средства графического представления данных (деловая графика)»»
Методическая разработка урока информатики на тему: «Средства графического представления данных (деловая графика)»
Предисловие
Цель урока – изучить графические возможности MS Excel, рассмотреть примеры диаграмм и построение графиков в математике, физике, электротехнике.
Важность графического метода в обучении весьма велика, он показывает связь предметов, изучаемых студентами, обучающихся на специальности АСУ: математикой, физикой, электротехникой и спецпредметами. Графическая грамотность учащихся, связанная с умением пользоваться графиками, занимает важное место в политехническом обучении, в подготовке учащихся к работе на производстве, в их профессиональной подготовке. Графические изображения физических явлений и законов, лежащих в основе различных технологических процессов, принципа устройства и действия технических установок, сооружений и машин, имеет широкое распространение. Справочная литература по технике изобилует графиками и диаграммами, они содержатся в паспортах ряда приборов.
Но процесс построения графиков достаточно трудоёмкий, требует внимательности, хороших вычислительных навыков. На уроке будет показано, как электронные таблицы MS Excel позволяют превратить этот процесс в быстрый, доступный и наглядный.
Урок по этой теме удобно провести в виде фронтальной эвристической беседы с максимальным использованием наглядности, т.к. учащиеся уже многое знают из жизни и прошлых уроков и с помощью вопросов надо направить учащихся на формирование новых понятий, выводов, правил, используя имеющиеся знания, наблюдения. Для экономии времени конспект даётся в готовом виде.
Данная разработка предназначена для учителей информатики общеобразовательных школ и преподавателей СПО. Она может быть использована для проведения уроков для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и 1,2 курсов учреждений СПО.
Тема: «Средства графического представления данных (деловая графика)»
Цель работы:
Обучающая:
познакомить учащихся с понятием диаграммы, их типами, алгоритмами создания, редактирования и форматирования, умением анализировать данные по диаграмме.
Научить оформлять результаты задач в диаграммах, удачно сочетая тип, вид, форматирование и параметры диаграмм.
Формирование представления об электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике программе.
Развивающая:
учить логически мыслить, включая каждого учащегося в учебно-познавательный процесс и создавая условия для работы каждого в индивидуальном темпе, выделять главное, отбирать, систематизировать, сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать материал, ставить и решать проблемы.
способствовать развитию монологической речи при ответах, самостоятельности, самоконтроля;
Воспитательная:
воспитывать аккуратность, самостоятельность, внимательность, дисциплинированность, информационную культуру студентов;
способствовать развитию интереса к науке, предмету, учению в целом.
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способности:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Вид урока: практическое занятие.
Межпредметные связи: математика, физика, электротехника, технология сборки, ремонта, регулировки КИПиА.
Мы продолжаем изучать программу MS Excel, тема урока: «Средства графического представления данных (деловая графика)».
Деловая графика изучает построение графиков и диаграмм, наглядно представляющих различные данные. Программные средства деловой графики включаются в состав электронных таблиц. Способность превращать абстрактные числа в привлекательные, лёгкие для понимания графики и диаграммы – одно из самых впечатляющих достоинств MS Excel.С ними мы сейчас и познакомимся.
С построением диаграмм вы уже сталкивались раньше при изучении MS Excel, на листах написаны действия (Построить таблицу с данными, Выделить необходимый диапазон для диаграммы, На вкладке «Вставка» в группе «Диаграммы» выбрать тип диаграммы, Отформатировать диаграмму), которые надо расставить так, чтобы получился алгоритм построения диаграммы. Раздать эти листы студентам. Закрепить полученный алгоритм на доске.
Вопросы: что такое диапазон ячеек, как выделить несмежные ячейки, что такое форматирование?
Объяснение нового материала
Диаграммы и графики позволяют нагляднее представлять табличные данные, чем числа, и проводить быстрый визуальный анализ этих данных.
Диаграмма – это графический способ представления числовых данных.
Они связаны с данными, на основе которых были созданы, и изменяются при изменении данных. В этом Вы убедились на прошлых уроках. Но чтобы анализ был правильным, необходимо правильно подобрать тип диаграммы.
Студенты выступают с сообщениями, подготовленными дома, по назначению разных типов диаграмм и примерами задач, которые наиболее наглядно будут представлены данным типом (по 2мин), которые сопровождаются демонстрацией в MSExcel.
Первичная проверка понимания + физкультминутка
Проводится в виде теста, в котором каждому варианту ответа соответствует упражнение, которое они должны выполнить. Пример задания:
Практическая часть
Рассмотрим построение графиков функций. Эпиграфом к данной части урока будут служить слова, которые ещё раз подчёркивают значимость данной темы: «График - это «говорящая» линия, которая может много рассказать» (М.А. Бланк).
Рассмотрим линейную функцию. Какой формулой задаётся линейная функция? Что является её графиком? Вспомним физические законы, которые описываются линейной зависимостью.
Построение графика функции y=3x–5 на отрезке [–6;6] с шагом 1
Демонстрация построения графика преподавателем.
Инструкция по выполнению задания находится у каждого студента.
Самостоятельно:
Построить график y=2x+1 на отрезке [–5;5] с шагом 1.
Построить график функции у = sin x на отрезке [– 6; 6] с шагом 1.
Построить график функции у = х2–1 на отрезке [– 4; 4] с шагом 1.
Построить синусоиду, описывающую зависимость переменного тока от времени: i=Im*sin(ωt+φ).Переменный ток представляет собой функцию, зависящую от времени. Основными характеристиками являются: амплитуда, частота и начальная фаза, их задать в отдельных ячейках, которые использовать в формуле, как абсолютные.
Тем, кто успевает быстрее:y=3sin2x, y=acos(bx+c), на [-5,5], a,b,c –const.
Информация о д/з
Выучить конспект
Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ», 10 класс, с.102-113.
Просмотреть файл «Типы диаграмм», подготовленный студентами, и добавить по одному примеру к каждому типу.
Постройте график изотермического процесса идеального газа при температуре 300 К. Начальное давление и объем соответственно равны 9 Па и 2 м3, конечное давление равно 2 Па.
Подведение итогов.
Что нового узнали на уроке? Что ещё хотели бы узнать по данной теме?
Какую оценку Вы бы себе сегодня поставили?
Поставьте оценку выступлений одногруппников, постройте по ним диаграмму.
Выставить оценки с комментариями.
Рефлексия
Поставьте оценку своего настроения в начале, середине и конце урока, постройте диаграмму настроения.
Заключение
Данный урок проводился для студентов специальности «Автоматические системы управления» 1 курса ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж» 10 февраля 2016г. Все хорошо справились с заданиями, 3 человека сделали и все дополнительные. С домашним заданием также справились все.
Литература:
Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2012.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 10 кл. — М., 2010
Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2014
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика: Учебник для 11 кл. школы – М.: Просвещение, 2010 г. – 243 с.