Конспект урока: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel»
8 класс
Цель урока: помочь учащимся получить представление о диаграммах
Задачи урока:
образовательные:
развивающие:
развивать аналитико-синтезирующее мышление обучающихся;
формировать умения наблюдать, делать выводы;
развивать находчивость и умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
воспитательные:
воспитывать положительное отношение к знаниям, прививать интерес к информатике.
воспитывать творческий подход к работе;
развивать познавательный интерес, формировать информационную культуру.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: беседа, индивидуальная работа, работа в группах
Программное и техническое обеспечение урока:
Мультимедийный проектор;
Компьютерный класс;
Программа MS Excel;
Дидактическое обеспечение урока:
Раздаточный материал – электронный тест «Электронные таблицы», практическая работа
Презентация к уроку «Диаграммы»
Последовательность этапов урока.
1.Организационный момент (3 мин).
Мотивация
Эпиграф
2.Актуализация и проверка усвоения изученного материала (10 мин).
3.Сообщение темы и целей урока (2 мин).
4.Объяснение нового материала (10 мин).
5.Физкультминутка (2 мин).
6.Компьютерный практикум (15 минут).
7. Рефлексия (1 мин).
8.Домашнее задание (1 мин).
9.Итог урока (1 мин).
Ход урока:
1.Организационный момент. (Приветствие класса)
Здравствуйте, ребята!
Говорят, Знания – это наши плоды, так пусть сегодняшний день у нас будет урожайный! На столе у вас лежат яблочки, на них вы будете отмечать свои достигнутые результаты на этом уроке. Подпишите ваши яблочки!!!!
СЛАЙД 1
Учитель: Мы нашу жизнь уже не мыслим без расчетов,
Финансовых, научных, да мало ли у нас подсчетов,
Но чтобы важный сей расчет заслуживал доверия,
Использовать Excel нам нужно без сомнения.
Это стихотворение, написанное учителем, действительно подтверждает важность изучения программы Excel в реалиях нашей жизни
Мы уже многое узнали об этой программе и сегодня на уроке продолжим дальнейшее знакомство с ней.
2.Актуализация и проверка усвоения изученного материала (10 мин).
Мы живем в мире цифр и статистические данные окружают нас, но за цифрами могут стоять реальные люди. Вот за аббревиатурой 8 стоите вы реальные дети и каждый из вас имеет свои порядковый номер в журнале, но это не просто номер- это реальный человек со своей жизнью и интересами.
Я сейчас озвучу следующую статью со статистическими данными:
В 8 классе 11 учащихся: из которых 2 учащихся хорошисты, а в 7 классе 3 учащихся хорошистов из 11 учащихся, в 6 количество хорошистов такое же как 7 , но в классе 12 учеников. Хорошистов в 5,7,8 равно 8. Также посчитано качество знаний в этих классах, в 8 -18%? 7- 27%, в 6 -25%.
Вопрос: Кто скажет, в какой форме была представлена эта информация? (В звуковой форме).
Вопрос: Вы хорошо запомнили эту информацию? Я думаю, что нет.
Как вы думаете можно представить эту информацию в другой форме, текстовой, которая позволила бы сохранить и запомнить эту информацию?
Посмотрим на эту форму представления информации. ( Показ слайда 2 с текстом : )
Вопрос: - Удобно ли представлена данная информация? (Нет)
Вопрос: В этом тексте как вы видите, имеется множество числовых данных. Как вы думаете, можно ли упорядочить эти данные?
Какая форма представления информации для этого используется?
(Представить данные текста в виде таблицы).
Вопрос:- А в какой форме удобно было бы представить информацию? (Правильно табличной).
Она бы приняла следующий вид: СЛАЙД 3
Класс | 6 | 7 | 8 |
Кол-во учащихся | 12 | 11 | 11 |
5 | 0 | 0 | 0 |
4 | 3 | 3 | 2 |
3 | 9 | 8 | 9 |
%качества знании | 25 | 27 | 18 |
Как вы видите, табличное представление информации позволяет упорядочить информацию, делает ее удобной для нашего восприятия.
На прошлом уроках мы познакомились с электронными таблицами. Как они назывались? (Excel) Мы с Вами продолжим изучение этой темы.
Что Вы научились делать в этих таблицах? Создавать, заполнять таблицы, оформлять их содержимое, работать с готовыми таблицами, выполнять расчеты над данными таблицы.
Для начала мы вспомним изученный материал прошлых уроков с помощью теста. На рабочем столе у каждого имеется тест. На выполнение, которого дается 5-6 минут. СЛАЙД 4
СЛАЙД 5
Проверку мы выполним - поменявшись своей работой с соседом по парте. Вы видите на слайде правильные ответы. За каждый правильный ответ, 1 кол-во правильных ответов вы записываете на своих «яблоке».
Молодцы вы справились с заданием и получили свои оценки. А теперь вернемся к нашей таблице.
3.Сообщение темы и целей урока (2 мин).
Вопрос: Как вы думаете, какой вид представления информации более нагляден и пригоден для дальнейшего анализа? (Графическая форма). СЛАЙД 6
Ребята, пользуясь этой таблицей можно сделать содержащуюся в таблице информацию более наглядной и легко воспринимаемой.
А как? А я хочу вас познакомить сегодня, как с помощью таблиц Excel можно это сделать. С чем мы сегодня познакомимся на уроке, а тему урока вы узнаете, разгадав ребус (ребус на слайде 7)
СЛАЙД 8
Молодцы! Правильно! Тема нашего урока «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах». Запишем тему урока в тетрадь.
СЛАЙД 9
Давайте мы поставим для себя цель, которую хотим достигнуть на уроке.
Работая в таблице, я научусь …(наглядно представлять данные в виде диаграммы)
Работая в таблице, я сегодня буду развивать… (навык работы с программой, память, мышление)
А для чего они нам нужны диаграммы???
Замечательным свойством электронных таблиц является возможность графического представления числовой информации, содержащейся в таблице. Для этого существует специальный графический режим работы табличного процессора.
Умение строить диаграммы является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности специалиста. Графические методы представления числовой информации помогают описанию, а затем анализу данных. С помощью диаграмм легко выяснить и наглядно представить закономерности, которые трудно бывает уловить в таблицах.
4.Изучение нового материала.
А что же такое диаграмма?
СЛАЙД 10
Диаграмма – это представление данных таблицы в графическом виде, которое используется для анализа и сравнения данных.
Excel предлагает на выбор из 14 типов диаграмм 70 видов. Я познакомлю вас с некоторыми типами диаграмм.
Большинство диаграмм строятся в прямоугольной системе координат. СЛАЙД 11-13
| Линейчатая – служит для сравнения нескольких величин. Диграммы могут быть плоскими или объемными,столбцы могут располагаться как вертикально, так и горизонтально;С помощью линейчатой диаграммы можно наглядно представить данные о численности населения различных стран мира. |
| Круговая – служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Диаграммы могут быть плоскими или объемными. Круговая диаграмма позволяет наглядно показать долю стоимости отдельных устройств компьютера в его общей стоимости. |
| График – служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин.На плоских графиках маркерами отображаются значения числовой величины,которые соединяются между собой плавными линиями.Объемные графики представляют изменение величины с помощью цветной трехцветной фигуры |
Откройте учебники на стр.90 посмотрите основные типы диаграмм.
При создании диаграммы в ЭТ прежде всего необходимо выделить диапазон ячеек, содержащий исходные данные для ее построения.
Выделенный диапазон ячеек исходных данных включает в себя ряды данных и категории.
СЛАЙД 14 Ряды данных – множество значений, которые необходимо отобразить на диаграмме.
CЛАЙД 15. На линейчатой диаграмме значение ряда данных отображаются с помощью столбцов, на круговой-с помощью секторов, на графике точками, имеющими заданные координаты Y.
СЛАЙД 16
Категории задают положение значений ряда данных на диаграмме.
На линейчатой диаграмме категории являются подписями под столбцами, на круговой диаграмме – названиями секторов, а на графике категории используются для обозначения делений на оси X.
Категории и ряды данных могут размещаться как в столбцах, так и в строках. ЭТ.
СЛАЙД 17
Оформление диаграммы.
Область диаграммы может содержать названия оси категорий и оси значений, заголовок диаграммы и легенду.
Внешний вид диаграммы можно настраивать. С помощью мыши можно изменять размеры диаграммы, можно изменять название диаграммы и осей, тип шрифта, его размер и цвет.
Сегодня мы попробуем представить числовую информацию наглядной и выразительной с использованием диаграмм. Давайте еще раз скажем…. что такое диаграмма? Какие виды бывают?
Мы сказали, что такое диаграмма, для чего они нужны, а как на компьютере создать диаграммы???
Теперь рассмотрим технологию построения диаграмм и графиков.
СЛАЙД 18
Этап первый. При создании диаграммы в электронных таблицах прежде всего необходимо выделить диапазон ячеек, содержащий исходные данные для ее построения. Затем на панели быстрого доступа открыть вкладку/команду «Вставка» и выбрать соответствующую диаграмму или график.
Выделенный диапазон исходных данных включает в себя ряды данных и категории.
СЛАЙД 19
Этап второй. Оформление диаграммы.
Диаграммы могут располагаться как на отдельных листах, так и на листе с данными. Область диаграммы может содержать названия оси категорий и оси значений, заголовок диаграммы и легенду. Для того, чтобы подписать диаграмму, данные, название осей, а также определить местоположение легенды, необходимо выбрать вкладку/команду «Макет» на панели быстрого доступа.
На этом этапе подбираются все необходимые параметры диаграммы, т.е. ее внешний вид. Можно подписать вертикальную и горизонтальную ось (при необходимости), подписать данные, название диаграммы, изменить местоположение легенды.
Подписи данных, название осей не всегда бывают уместны – иногда это перегружает диаграмму информацией, делает ее тяжелой для восприятия. Оформление диаграммы каждый раз решается индивидуально, в зависимости от решаемой задачи. Надо помнить, что диаграмма или график должны быть информативны и эстетичны.
СЛАЙД 20 Порядок создания диаграмм:
Вызвать Microsoft Office Excel 2007 – Пуск – Программы – M. Office – Microsoft Office Excel 2007.
Построить таблицу
Выделить объект, содержащий данные для построения.
Вызвать мастера диаграмм.
Выбрать тип диаграммы.
При необходимости изменить данные
6.Компьютерный практикум (15 минут).
А теперь приступаем к выполнению практической работы на компьютерах, займите свои рабочие места.
Открываем учебники стр. 99 Практическая работа 4.4 «Построение диаграмм различных типов»
Для каждой таблицы подберите подходящую диаграмму или график и разместите на указанном листе. Все диаграммы должны быть подписаны. Файл сохраните под тем же именем. Время на работу – 15 минут.
Участники каждой группы занимают места за компьютерами и выполняют задания, руководствуясь «Инструкцией для выполнения работы». Учитель индивидуально работает с каждым учеником, обращая внимание на разнообразие типов диаграмм, замену исходных данных и установку параметров. Визуальная проверка практической работы.
Учитель: Время, отведённое на эту работу, закончилось. Прошу участников групп занять свои рабочие места за партами.
СЛАЙД 21-23. После длительной работы за компьютером наступает утомление глаз, поэтому необходимо снять это напряжение, выполняя комплекс упражнений для глаз. Пока я проверяю ваши практические работы, прошу внимательно понаблюдать за движением картинок.
Максимальная оценка за практическую работу – 10 баллов.
Физминутка.
5.Подведение итогов урока.
Учитель: Подведем итоги урока.
СЛАЙД 24
Назовите основные типы диаграмм. Назовите этапы создания диаграмм и графиков.
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вызвало трудности в практической работе?
Вы сегодня научились создавать диаграммы. Результатом работы стали выполненные вами задания.
Наши знания – плоды.
Слайд 25.
Давайте запишем чему вы сегодня научились, что узнали.. Заполните свои яблоки, знаниями, проставьте баллы, на тех этапах урока в которых вы принимали участие. Подсчитайте общее количество баллов.9-10 баллов – 5,7-8 баллов – 4, 5-6 баллов-3.
Замечательно. Я желаю, чтобы эти яблочки за неделю подросли, и к ним добавились новые плоды.
Учитель:Тема «Построение диаграмм в электронных таблицах MS Excel» успешно пройдена и усвоена. Цель урока достигнута, мы с вами получили представление о диаграммах, научились строить диаграммы и закрепили умения работы с графическими возможностями MS Excel.
Домашнее задание.
Выучить определения, уметь различать виды диаграмм. Подготовиться к контрольной работе, повторить главу 4 «Кодирование и обработка числовой информации» стр.73-92.
Доп.задание
Класс | 6 | 7 | 8 |
Кол-во учащихся | 12 | 11 | 11 |
5 | 0 | 0 | 0 |
4 | 3 | 3 | 2 |
3 | 9 | 8 | 9 |
% качества знании | 25 | 27 | 18 |
По полученным данным вам предстоит построить сначала гистограмму, затем круговую диаграмму в программе Excel и продемонстрировать её мне. У каждого рабочего места лежит карточка с практической работой, которой вы можете воспользоваться при выполнении задания.
Ф.И. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
Итого: | |